Социально-педагогическая работа с семьей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Социально-педагогическая работа с семьей»
по дисциплине: «Социально-педагогическая работа с семьей»
2021
15.00 BYN
Социально-педагогическая работа с семьей
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Социально-педагогическая работа с семьей
Работа выполнена без доработок.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Поделиться
1. Понятие и сущность социально-педагогической работы с семьей.
2. Система социально-педагогической помощи семье в Республике Беларусь.
3. Социально-педагогическое сопровождение семьи.
4. Функции социального педагога в работе с семьей.
5. Принципы социально-педагогической работы с семьей.
6. Профилактическая работа с семьей.
7. Сущность и основные понятия семейно-ориентированного подхода.
8. Принципы семейно-ориентированного подхода.
9. Права родителей и права детей.
10. Основные цели социально-педагогической работы по защите детства.
11. Ценности социально-педагогической работы с семьей.
12. Психосоциальные и средовые факторы жестокого обращения с детьми.
13. Физические и поведенческие признаки насилия и неудовлетворения жизненных потребностей ребенка.
14. Сексуальное насилие над детьми: физические и поведенческие признаки.
15. Влияние насилия и неудовлетворения основных жизненных потребностей на развитие ребенка.
16. Причины сопротивления родителей вовлечению в работу служб по защите детей.
17. Показатели сопротивления родителей.
18. Факторы, повышающие и понижающие сопротивление родителей.
19. Методы и приемы вовлечения членов семьи в совместную работу.
20. Мобилизация внутренних ресурсов семьи.
21. Модель вовлечения родителей в совместную работу со специалистом: структура и применение.
22. Методика проведения собеседования с членами семьи в процессе вовлечения родителей в совместную работу со специалистом.
23. Проведение оценки положения семьи в рамках семейноориентированного подхода по защите детей.
24. Принципы проведения оценки в семейно-ориентированной работе.
25. Факторы, угрожающие безопасности ребенка.
26. Методика проведения оценки безопасности.
27. Методика оценки рисков в семейно-ориентированной работе.
28. Критерии комплексной оценки семьи в семейно-ориентированной работе.
29. Проведение социального расследования в семейно-ориентированной работе по защите детей.
30. Принципы проведения социального расследования.
31. Планирование в семейно-ориентированной работе: сущность и алгоритм.
32. Типы планов семейно-ориентированной работе.
33. Поведение детей в процессе переживания разлуки с родителями.
34. Психолого-педагогическая помощь детям в процессе внесемейного размещения.
35. Привлечение и отбор замещающих родителей.
36. Подготовка семьи и ребенка к возвращению в биологическую семью.
37. Подготовка семьи и ребенка к усыновлению.
2. Система социально-педагогической помощи семье в Республике Беларусь.
Социально-педагогическую помощь семьям признаны оказывать учреждения и организации, которые имеют отношение к созданию и функционированию семьи, воспитанию детей.
Система социально-педагогической помощи семьям представляется как совокупность учреждений, которые объединяют задачи работы с семьей и взаимодействие между собой в оказании помощи и поддержки семье. В республике в данную систему входят учреждения: системы образования; системы здравоохранения; системы правоохранительных органов; системы труда и социальной защиты; системы правосудия и юстиции; общественные организации.
Основные усилия любого учреждения образования должны быть направлены на обеспечение успешной социализации воспитанников (учащихся, студентов), сохранение и укрепление их здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении, психолого-педагогическое сопровождение их жизненного самоопределения. Все эти проблемы в той или иной степени связаны с жизнедеятельностью семьи. Вовремя помочь ребенку и семье, выявить проблемы и скорректировать действия всех участников образовательного процесса - главное в работе службы учреждения образования.
Центром социально-педагогической работы с семьей является социально-педагогическая и психологическая служба (СППС) школы. СППС учреждения образования работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции социально-педагогической и психологической работы.
Многие проблемы, которые возникают в жизни ребенка, в формировании его личности, связаны с семьей. В связи с этим одним из важных направлений работы СППС является социально-педагогическая и психологическая помощь семье.
Особенности социально-педагогической помощи семье в различных учреждениях образования заложены, прежде всего, в положении об учреждении того или иного типа. Необходимо учитывать и то, что на разных этапах (ступенях) образования содержание работы социально-педагогической и психологической службы имеет специфические особенности.
4. Функции социального педагога в работе с семьей.
Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей
Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.
Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.
Прежде чем рассмотреть работу социального педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу. Это городская и сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей. Семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.
В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.
6. Профилактическая работа с семьей.
В социально – педагогической деятельности школы выделяются следующие шаги помощи и поддержки семьи:
1. Развитие границы сотрудничества. Помимо формального взаимодействия (лекции, собрании, беседы) развивать неформальные способы взаимодействия с семьёй, семей между собой (встречи для обсуждения каких – либо вопросов).
2.Развитие уверенности родителей в успехе. Позитивная поддержка – возможность упрочить уверенность в успехе в данной работе. Такую поддержку даёт взаимодействие с учителями, другими семьями и собственными детьми.
3. Использование новых путей для решения проблем семьи (радио, телевидение, газеты; использовать людей, хорошо знающих семью; развивать контакты с семьями, имеющими опыт решения данных проблем и т.д.)
4. Привлечение семьи для участия в организации и проведении любых форм деятельности (конкурсы, экскурсии, трудовая деятельность, спортивные соревнования и т.д.)
5. Организация поддержки семьи, как педагогами, так и семьями – совместная работа требует навыков и от специалистов и от родителей.
6. Предупреждение эмоционального «выгорания» родителей.
7. Руководители ОВР, учителя, психолог, педагог социальный и другие верят в потенциал семьи. Только веря, мы способны помочь семьям в преодолении проблем.
Оказывая семьям помощь, поддержку, надо учитывать социально – педагогическую дифференциацию семей по их дееспособности и характеру проблем.
8. Принципы семейно-ориентированного подхода.
Принципы практической реализации семейно-ориентированного подхода:
Социальные работники стремятся к тому, чтобы работа по защите детей по мере возможности велась в рамках их собственных семей, сообществ и культур. Забота об укреплении и сохранении семей продиктована убежденностью в том, что именно семья способна лучше всех решить задачу удовлетворения потребностей ребенка и защиты его интересов. Оказывая услуги, призванные расширить возможности родителей в плане ухода за детьми, органы защиты детей в конечном итоге защищают права родителей33.
Не утверждается, что ребенок должен оставаться в семье при любых обстоятельствах. Если существует значительный риск того, что, даже получая всестороннюю помощь и поддержку со стороны органов защиты детей, семья окажется не в состоянии надлежащим образом защитить ребенка, подверженного риску плохого обращения, сотрудники социальных служб обязаны рассмотреть другие пути обеспечения безопасности ребенка. В таких случаях обязанность по защите ребенка требует, чтобы его права имели преимущественную силу по сравнению с правами семьи.
При этом необходимо исходить из того, что подобная ситуация носит временный характер, и со временем удастся воссоединить семью и восстановить права родителей на опеку над ребенком. Иными словами, права родителей не должны ущемляться ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, когда это единственный способ защитить ребенка.
Поскольку изъятие ребенка из семьи может нанести ему серьезную психологическую травму, социальные работники стремятся разместить его в среду, которая как можно больше напоминает ему дом, создает минимум ограничений и максимально близка ему в культурном плане; как правило, ребенок размещается в семью, проживающую в его сообществе, расположенную как можно ближе к его собственному дому. Прежде чем разместить ребенка в семейном детском доме, социальные работники стараются разместить его у дальних родственников или соседей.
10. Основные цели социально-педагогической работы по защите детства.
Основные задачи и обязанности школьного социального педагога:
1. Охрана и защита прав несовершеннолетних;
2. Изучение условий жизни и развития детей, планирование и анализ результативности социально – педагогической работы.
3. Профориентационная работа и трудоустройство обучающихся.
4. Социально – правовое просвещение учителей, обучающихся и их родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости.
5. Работа с социально – неблагополучными семьями: малообеспеченными, многодетными, семьями "группы риска".
6. Решение проблем сиротства и опекунства.
7. Коррекция социальной и школьной дезадаптации.
8. Расширение социальных связей:
- с другими образовательными учреждениями;
- с учреждениями государственного обеспечения;
- с ОППН и КДН;
- с общественными организациями;
В школе работает социально - педагогическая служба, главной целью которой является создание условий для гармоничного развития детей и подростков в процессе школьного обучения, оказание помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении, имеющихся недостатков и развитии интеллекта, эмоционально-волевой сфере, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.
12. Психосоциальные и средовые факторы жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.
Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода. Оценки зависят от следующих аспектов:
применяемые определения жестокого обращения с детьми;
изучаемый тип жестокого обращения с детьми;
статистический охват и качество официальных статистических данных;
охват и качество обследований, при которых требуются отчеты самих жертв, родителей или воспитателей.
Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства. Помимо этого, многие дети становятся жертвами эмоционального (психологического) насилия и пренебрежительного отношения.
По оценкам, ежегодно происходит 41 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.
14. Сексуальное насилие над детьми: физические и поведенческие признаки.
Жестокое обращение с детьми причиняет страдания детям и семьям и может иметь долговременные последствия. Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга. Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем. Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:
совершение насилия или становление жертвой насилия;
депрессия;
курение;
ожирение;
сексуальное поведение высокого риска;
незапланированная беременность;
вредное употребление алкоголя и наркотиков.
В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.
Помимо последствий для здоровья и общества жестокое обращение с детьми оказывает также воздействие на экономику, включая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, охрану детства и расходы в связи с долговременными нарушениями здоровья.
Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:
ребенок в возрасте до 4 лет или подросток;
нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок;
ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имеющий патологические физические особенности.
16. Причины сопротивления родителей вовлечению в работу служб по защите детей.
Часто родители оправдываются тем, что у них нет времени или сил, или они чувствуют себя в школе неуютно. Другие родители испытывают некоторое замешательство в смысле того, какие у них есть варианты, и каким образом они могут участвовать в этом процессе, либо просто не имеют необходимой информации. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Причины, по которым родители оказывают сопротивление социальному педагогу:
родитель боится последствий: «Если я скажу правду, то они заберут моего ребенка». Этот страх вполне оправдан. Однако люди довольно часто постепенно открываются, начинают обсуждать проблемы, когда видят, что человек, оказывающий им помощь, достоин доверия;
вмешательство служб угрожает самоуважению родителя.
Вмешательство указывает на то, что родители не смогли обеспечить надлежащий уход своим детям;
вмешательство социального педагога угрожает способности родителя управлять делами семьи так, как он считает правильным;
родитель, возможно, уже имел негативный опыт общения с какой-либо государственной службой в прошлом, или знает кого-то, с кем это произошло.
Таким образом, можно сделать вывод, что сопротивление – это естественная человеческая реакция на предполагаемую угрозу или опасность.
Эта реакция помогает людям адаптироваться в мире, и является полезной, но она же заставляет людей отчуждаться от других, чтобы не получить вреда.
18. Факторы, повышающие и понижающие сопротивление родителей.
Как социальный педагог может повысить сопротивление родителей?
Социальный педагог может проявить культурную нечувствительность. Педагоги могут быть слишком фамильярными с родителями, могут пренебрегать распределением ролей в семье в зависимости от пола или возраста и т.п.
Социальный педагог может использовать специальные термины, которых родитель не понимает. Это может показаться проявлением высокомерия, или пренебрежением к потребности родителей понимать, что говорит социальный педагог.
Социальный педагог может неправильно понимать точку зрения родителя на его проблемы или на потенциальные решения этих проблем. Это повышает отчуждение и увеличивает у родителей ощущение, что педагог что-то делает с ними, а не вместе с ними.
Как социальный педагог может уменьшить сопротивление родителей?
помогать родителю заполнять анкеты, когда это необходимо;
стараться сокращать период ожидания для родителей, которые пришли к нему;
уведомлять родителей о том, когда его можно застать по
телефону, чтобы встретиться у них дома или в школе;
необходимо проводить совместные встречи с семьей, когда происходит смена сотрудника, работающего с этой семьей. На этих встречах нужно обсуждать проблемы и сильные стороны, которые уже были определены, а также следующие шаги согласно утвержденному плану. Это покажет, что служба работает единой командой, и поможет передать позитивные взаимоотношения, которые установились у родителей с первым социальным педагогом, второму;
в общении с семьей нужно использовать ясный простой язык, а не специальную лексику социального педагога;
социальный педагог должен установить для себя, что он намерен быть честным и откровенным с семьей.
20. Мобилизация внутренних ресурсов семьи.
Методы работы учреждения образования с семьей на I этапе:
Знакомство с семьями.
Посещение семей.
Подписание соглашения о профилактической работе.
Экспресс-диагностика детско-родительских отношений несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Консультации специалистов.
Тренинги с родителями и несовершеннолетними.
II Э Т А П
Также как и на предыдущем этапе, посещаются семьи, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.
Методы работы учреждения образования с семьей на II этапе:
Посещение семей.
22. Методика проведения собеседования с членами семьи в процессе вовлечения родителей в совместную работу со специалистом.
Деятельность, проводимая в рамках социального расследования, включает:
- собеседования с ребенком, родителями, братьями, сестрами и другими лицами, которые могут владеть информацией о ситуации, в которой находится ребенок;
- получение информации от других заинтересованных служб, ведомств, организаций по вопросам положения детей и их родителей;
- комиссионные посещения ребенка на дому;
- включение семьи и заинтересованных в постоянную работу по разрешению проблем;
- подготовка и реализация плана помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении, либо плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, нуждающегося в государственной защите, предусматривающих предоставление комплексных услуг по реабилитации семьи и ребенка.
Порядок действий специалистов в рамках социального расследования:
1. Сбор информации о возможном факте жестокого обращения с ребенком, включающий в себя опрос самого ребенка, родителей, в том числе и предполагаемого виновного, братьев, сестер и других лиц, которые могут иметь необходимую информацию.
2. Оценка угрозы жизни и здоровью ребенка на каждом этапе расследования.
3. Разработка плана мероприятий по обеспечению безопасности ребенка и его реализация (предоставление дополнительных услуг на дому, изъятие детей из семьи или изолирование предполагаемого насильника от предполагаемой жертвы и др.).
4. Обеспечение в случае необходимости медицинского и/или психологического обследования и лечения ребенка, подвергшегося жестокому обращению.
24. Принципы проведения оценки в семейно-ориентированной работе.
Большинство исследователей семьи связывают понятия семейного благополучия или неблагополучия с выполнением семьей своих функций. Полнота и качество выполнения семейных функций выступают показателями оценки ее жизнедеятельности. В этой связи семейное благополучие это такое состояние жизнедеятельности семьи, при котором она выполняет свои функции без чрезмерного напряжения и внешней помощи. Семейное же неблагополучие можно рассматривать как состояние жизнедеятельности семьи, при котором она самостоятельно не выполняет свои функции, нуждается в помощи и поддержке.
Бурова С.Н. рассматривает неблагополучие семьи через призму успешности/неуспешности брачно-семейных отношений. Успешность брачно-семейных отношений имеет две составляющие: объективную и субъективную.
Объективная сторона характеризуется успешностью выполнения семьей тех функций, которые общественно необходимы и обеспечивают устойчивое развитие общества. Основными из них являются:
- репродуктивная (в семье должно рождаться столько детей, чтобы обеспечить хотя бы простое воспроизводство населения);
- воспитательная/социализирующая (дети должны быть воспитаны/социализированы таким образом, чтобы быть достойными хорошо воспитанными гражданами своей страны);
- экономическая (члены семьи должны иметь возможность зарабатывать необходимые средства для удовлетворения всех своих базовых потребностей, в том числе и нормальные жилищные условия);
- рекреационная (члены семьи должны иметь возможность развивать свою личность, восстанавливать физические и моральные силы, что предотвращает дезинтеграцию личности).
Субъективная сторона успешности брачно-семейных отношений предполагает их субъективную оценку членами семьи. С такой точки зрения успешными эти отношения могут считаться тогда, когда члены семьи удовлетворены жизнью в семье, ощущают счастье, радость, любовь друг к другу, другие положительные эмоции.
26. Методика проведения оценки безопасности.
Оценка безопасности – процесс определение уровня непосредственного риска причинения детям серьезного вреда (речь в данном случае идет о нескольких следующих часах или днях) и незамедлительное принятие защитных мер по обеспечению безопасности детей.
Информация о лице, предположительно виновном в жестоком обращении или неудовлетворении основных жизненных потребностей ребёнка:
ФИО, адрес, номер телефона, возраст/дата рождения;
место работы, включая адрес и номер телефона;
родство с пострадавшим ребенком;
имеется ли доступ к пострадавшему ребенку;
история насилия в жизни (насилие в детском возрасте, домашнее насилие);
наличие ранее подаваемых жалоб на жестокое обращение/неудовлетворение жизненных потребностей ребенка;
были ли жертвами предполагаемого нарушителя другие дети в семье или вне ее;
Лишение родительских прав в отношении хотя бы одного ребенка наличие судимости.
28. Критерии комплексной оценки семьи в семейно-ориентированной работе.
Очень важным направлением работы по реализации данной модели является психолого-педагогическая диагностика как инструментарий для выявления объективной оценки развития личности учащегося, наличия или отсутствия у педагогов, учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учреждения общего среднего образования и результатами процесса воспитания.
С целью изучения запросов родительской общественности по организации образовательного процесса, психологического микроклимата семьи, мнения родителей об учреждении общего среднего образования могут быть использованы следующие методики: методика выявления мнения родителей об оказании образовательных услуг, педагогической поддержки и необходимого педагогического просвещения; анкетирование родителей с целью выявления уровня комфортности ребенка в семье; методика исследования удовлетворенности родителей работой учреждения общего среднего образования.
Используя диагностический инструментарий, учреждение общего среднего образования имеет возможность объективно оценить профессионализм и компетентность педагогического коллектива в сфере сотрудничества с семьей; запросы родителей по психологопедагогическому просвещению и оказанию образовательных услуг; взаимоотношения взрослых и детей, семьи и учреждения общего среднего образования. Результаты диагностики определяют стратегию по оптимизации взаимодействия семьи и школы в течение всего периода обучения ребенка в учреждения общего среднего образования.
Наиболее объективная оценка возможностей семьи по воспитанию личности ребенка складывается при непосредственном контакте с нею. С этой целью учреждение общего среднего образования:
организует составление объективных социально-педагогических характеристик учреждения общего среднего образования, классов, с помощью которых анализируется социальная ситуация микрорайона школы.
30. Принципы проведения социального расследования.
Принципы проведения расследования:
- вовлечение членов семьи и значимого окружения ребенка;
- уважение прав родителей;
- сотрудничество с родителями, заинтересованными службами и организациями;
- сбор полной и точной информации;
- конфиденциальность.
Проблемы, вызывающие жестокое обращение или неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка, сосредоточены в сфере семейных взаимоотношений и особенностях характера взрослого окружения. Невозможно улучшить положение ребенка в семье, не вмешиваясь в систему семейных взаимоотношений и не привлекая членов семьи к сотрудничеству.
Вовлечение членов семьи в работу по социальному расследованию:
- обеспечивает непосредственное участие членов семьи в совместной со специалистами работе;
- делает участие членов семьи в реализации согласованного плана реабилитации более осмысленным и целенаправленным;
- подталкивает членов семьи к тому, чтобы самостоятельно попытаться изменить модели поведения и условия, содействовавшие возникновению риска для ребенка;
- обеспечивает согласованность усилий, направленных на достижение единых целей;
- способствует формированию доверия между членами семьи и специалистами;
- помогает преодолеть сопротивление родителей.
32. Типы планов семейно-ориентированной работе.
Действия, цели и задачи должны быть сформулированы совместно с семьей и согласованы. Готовность семьи к выполнению действий и задач, поставленных в плане работы со случаем, напрямую влияет на уровень ее вовлеченности в реализацию плана. Социальный педагог должен убедиться в том, что семья знает, как выполнить предписанные действия, и имеет возможность это сделать. В противном случае действие должно быть переформулировано.
Для того, чтобы добиться реальных перемен, необходимо формулировать задачи на основании результатов оценки семьи. Это обязательное требование кажется очевидным, но эта очевидность обманчива. К сожалению, социальные работники часто заимствуют формулировки задач из некоего идеального списка возможных результатов, достижение которых может привести к повышению качества в воспитании детей. Комплексном плане работы задачи должны быть сформулированы так, чтобы их решение:
1. Способствовало бы устранению всех значимых проблем, относительно которых в ходе оценки было установлено, что они повышают уровень риска.
2. Развивало бы сильные стороны семьи, которые понижают уровень риска.
Учитывая, что эффективное планирование требует значительных усилий со стороны социальных работников и их руководителей, организации социальной работы должны рассматривать его как одно из главных направлений своей деятельности. Руководство должно придать планированию приоритетный статус, соответствующие обязанности должны быть отражены в описании должностных инструкций социальных работников и их руководителей, и на эту работу должно выделяться достаточно времени.
34. Психолого-педагогическая помощь детям в процессе внесемейного размещения.
Цели подготовки членов семьи ребенка и их вовлечения в процесс планирования размещения:
1) формирование у членов семьи понимания целей размещения и осведомленности о конкретных проблемах в семье, из-за которых ребенок подвергается высокому риску;
2) снижение уровня стресса, переживаемого ребенком, и участие членов семьи в разработке и реализации плана воссоединения;
3) помощь членам семьи в поддержании контакта с ребенком, пока он проживает в замещающей семье.
Способы вовлечения родителей в процесс размещения ребенка:
1) побуждать родителей к тому, чтобы они предлагали в качестве потенциальных замещающих воспитателей своих родственников или друзей семьи. Социальный работник, в свою очередь, должен следить за тем, чтобы пребывание детей в семьях таких замещающих воспитателей было для них безопасным;
2) предложить родителям представить подробную информацию о распорядке дня детей, их особых предпочтениях и потребностях. Это поможет замещающим воспитателям создать привычные для детей условия и одновременно покажет родителям, что они по-прежнему играют важную роль в воспитании детей. Будет лучше всего, если родители передадут эту информацию замещающим воспитателям напрямую, а не через социального работника.
36. Подготовка семьи и ребенка к возвращению в биологическую семью.
Работа с ребенком, оставшимся без попечения родителей, по подготовке его к возвращению в биологическую семью строится по следующему алгоритму:
1. Психодиагностический блок (первичная комплексная диагностика ребенка).
2. Коррекционно-развивающий блок.
3. Блок организации взаимодействия ребенка с биологической семьей.
4. Психодиагностический блок (диагностика результативности процесса возвращения ребенка в биологическую семью).
Работа по второму и третьему блоку часто идет параллельно.
1. Психодиагностический блок (первичная комплексная диагностика ребенка).
Цель: выявление текущего психологического статуса ребенка.
Задачи:
определение эмоционального состояния и личностных особенностей ребенка,
выявление эмоционального отношения ребенка к биологической семье в целом, к каждому члену семьи,
выявление «трудных» зон в отношении ребенка к семье и ситуации возврата в биологическую семью.
На основе результатов диагностики ребенка составляется индивидуальная программа по подготовке ребенка к возвращению в биологическую семью.
Работа выполнена без доработок.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты