Психология труда
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Психология труда»
по дисциплине: «Психология труда»
2022
15.00 BYN
Психология труда
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психология труда
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
1. Предмет и задачи психологии труда.
2. Методы изучения психологии труда.
3. Связь психологии труда с другими науками и разделами психологии.
4. Исторические этапы развития психологии труда.
5. История профессиональной ориентации.
6. Исследования белорусских психологов в области психологии труда и профориентационной психологии.
7. Профессиональная деятельность как система.
8. Профессиональные деформации личности. Профессиональные деструкции.
9. Роль профессиональной деятельности в формировании личности.
10. Кризисы профессионального становления.
11. Соотношение понятий «профессия», «специальность», «должность», «занятие».
12. Принципы классификации профессий.
13. Типы, классы, отделы, ярусы профессий.
14. Профессиографирование. Виды профессиограмм.
15. Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности (психограмма).
16. Профессионально-значимые свойства личности и формирование профессионального мастерства.
17. Разработка профессионально-квалификационной характеристики.
18. Психологические предпосылки подготовки, переподготовки специалистов и повышения квалификации кадров.
19. Основные компоненты профессиональной направленности. Этапы становления профессиональной направленности.
20. Пути формирования и развития профессиональной направленности на различных этапах профессионального самоопределения.
21. Диагностика профессиональной направленности личности (на примере конкретных методик).
22. Понятие профессиональной пригодности. Подходы к ее определению.
23. Основные факторы и критерии профпригодности.
24. Этапы формирования профессиональной пригодности.
25. Профессиональная пригодность как система.
26. Классификация профессиональной пригодности (по А.Е. Климову).
27. Организация и процедура проведения профессионального отбора и подбора.
28. Этапы отбора персонала.
29. Основные направления профессиональной ориентации.
30. Цели и задачи профессиональной консультации.
31. Теоретические модели профконсультации.
32. Виды профконсультаций.
33. Эффективность профконсультации.
34. Оператор в системе «человек – машина».
35. Функциональные состояния и трудовая деятельность.
36. Психологические особенности труда в организации. Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности.
37. Физиология и гигиена труда.
38. Профессионально важные качества работника социальной сферы
1. Предмет и задачи психологии труда.
Психология труда - это наука о психических явлениях, механизмax, об особенностях, активизирующихся у человека в процессе труда, об особенностях личности, а также о методах, которые играют важную роль процессе труда и его максимальной целесообразной организации.
Субъект входят психологические характеристики человека и иные его особенности - человеческого фактора трудового процесса. Трудовая деятельность является общим объектом изучения для многих дисциплин.
Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.
Перед психологией труда стоят две основные задачи, или макрозадачи:
- повышение производительности, эффективности трудовой деятельности.
- гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.
Разделение задач психологии труда на теоретические (исследовательские) и прикладные (терминальные, т. е. направленные на достижение конечного практического результата психологических разработок).
3. Связь психологии труда с другими науками и разделами психологии.
Задачи психологии труда решаются комплексно с использованием знаний других наук.
Психология труда, социальная психология, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп и т.д.
Связь психологии труда с естественными науками обусловлена тем, что человек, изучаемый в качестве субъекта труда, является существенным существом, подчиняющимся законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики и т.п. психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Особая связь у психологии труда с математикой и кибернетикой: психология активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.
5. История профессиональной ориентации.
Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии.
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.
7. Профессиональная деятельность как система.
Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.
Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.
Цель профессиональной деятельности — это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.
Задачи профессиональной деятельности — это этапы достижения цели.
Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).
9. Роль профессиональной деятельности в формировании личности.
Процесс превращения личности в профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Выделяют четыре основных стадии профессионализации:
1. Поиск и выбор профессии.
2. Освоение профессии.
3. Социальную и профессиональную адаптацию.
4. Выполнение профессиональной деятельности.
11. Соотношение понятий «профессия», «специальность», «должность», «занятие».
Профессия - это необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда отрасль приложения физических и духовных сил человека, а также его знаний и умственных способностей, дающая ему возможность существования и развития.
В целом же понятие «профессия» включает характеристики:
* это ограниченный вид труда, что для психолога неизбежно предполагает сотрудничество со смежными специалистами;
* это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки (заметим, что профессия психолог предполагает только высшее образование);
* это труд, выполняемый за вознаграждение (этим профессия часто отличается от внепрофессиональных видов деятельности и досуга);
* это общественно полезный труд (эта характеристика по-настоящему еще не осмыслена даже самими психологами).
13. Типы, классы, отделы, ярусы профессий.
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым. Первый ярус классификации. Типы профессий
В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем можно выделить следующие типы профессий (обозначим их буквами): человек — живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования., агроном, ветеринар, микробиолог; человек — техника и неживая природа (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик; человек — человек (Ч). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. парикмахер, врач, учитель; человек — знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы программист, математик; человек — художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности художник-декоратор, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.
15. Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности (психограмма).
Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.
Содержание и объем психограммы зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.
Различают следующие виды психограмм (В. Е. Орел).
1. Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований: 1) требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые ПВК и должны предъявляться к любому среднему работнику; 2) желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Кроме того, психограмма такого рода должна содержать перечень психологических противопоказаний, т.е. тех характеристик личности, которые определяют неспособность к данной профессии.
17. Разработка профессионально-квалификационной характеристики.
Разработка квалификационных характеристик к должностям должна быть начата с исследования содержания работы и выявления важнейших характеристик работы, обусловливающих требования к квалификации исполнителя, необходимой для ее выполнения.
Процедура описания характеристик работы, ее содержания, целей, задач, основных функций и др. элементов называется анализом работы. Это важнейшая содержательная и методическая часть процесса формирования квалификационной характеристики должности, так как анализ является обязательным элементом системного подхода к объекту исследования наряду с синтезом и другими методами познания. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими в них процессами.
19. Основные компоненты профессиональной направленности. Этапы становления профессиональной направленности.
Профессиональная направленность личности – это, прежде всего, одна из разновидностей общей направленности личности. В тоже время профессиональная направленность обладает своей спецификой, особым содержанием и характеристиками. Сущность данного понятия рассматривают в связи с такими близкими категориями как профессиональное самоопределение и профессиональное становление.
Л.Н. Зыбина в структуру профессиональной направленности личности включает эмоциональный, когнитивный, поведенческий, мотивационно-потребностный, перспективно-целевой, духовный и ценностно- смысловой (как системообразующий) компоненты.
21. Диагностика профессиональной направленности личности (на примере конкретных методик).
Профессиональная принадлежность – одна из самых значимых характеристик любого человека. Представление о себе как о носителе определенной профессии – неотъемлемый компонент представлений большинства взрослых людей о самих себе. И чем более любима работа, тем более слиты эти представления, со временем человек уже не мыслит себя вне связи со своей профессией. И если он по каким-то причинам не может продолжать заниматься своим любимым делом (безработица, болезни, выход на пенсию), это превращается для него в настоящую жизненную трагедию.
Можно выделить четыре статуса профессиональной идентичности – «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения.
• Неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую задачу.
23. Основные факторы и критерии профпригодности.
Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизеологических особенностей человека необходимых и достаточных для достижения приемлимой эффективности труда
Профессиональная пригодность не врожденное качество человека, а приобретенное в ходе длительного проф. Труда. Время для формирования проф. Пригодности зависит от природных качеств человека уровня его мотивации.
Факторы, влияющие на профессиональную пригодность:
Объективные – требования, нормы и ограничения выдвигаемые со стороны профессии к субъекту трудовой деятельности (наличие определенных качеств)
25. Профессиональная пригодность как система.
Будучи одним из главных понятий в этом контексте, данный термин отражает взаимодействие профессиональных требований и присущих человеку особенностей в плане его возможного приспособления к объективным профессиональным требованиям.
Профессиональная пригодность — это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда.
Профессиональная пригодность обеспечивает высокую профессиональную эффективность работника при наличии у него специальных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионального обучения.
Подходя к понятию «профессиональная пригодность» с позиции учения о свойствах нервной системы, К. М. Гуревич выделил три группы профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику.
27. Организация и процедура проведения профессионального отбора и подбора.
Профессиональный отбор кадров в организации является одним из наиболее важных этапов подбора персонала и включает следующие этапы: создание кадровой комиссии; формирование требований к рабочим местам; объявление о конкурсе в средствах массовой информации; медицинское обследование кандидатов; оценка психологической устойчивости кандидатов; анализ увлечений и вредных привычек кандидатов; комплексная оценка кандидатов по рейтингу и формирование окончательного списка; заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность; утверждение в должности, заключение трудового договора; оформление и сдача в отдел кадров (ОК) кадровых документов кандидата.
Перечень типовых документов для приема и оформления на работу на предприятие: листок по учету кадров (резюме); личное заявление о приеме на работу; трудовая книжка; рекомендательное письмо (характеристика); копия документа об образовании; фотографии сотрудника; бизнес-план работы в должности (для руководителя).
29. Основные направления профессиональной ориентации.
Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке груда.
Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:
- профессиональная информация ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
31. Теоретические модели профконсультации.
Анализируя американскую систему школьной психологической службы «гайденс», В.В.Веселова отмечает, что само ее возникновение было связано с решением именно профоринетационных проблем. Со временем обнаружилось, что традиционная профориентация, основанная на идеях Ф.Парсонса, оказалась слишком ограниченной и сейчас «гайденс» – это «созвездие различных психологических служб», куда входят специалисты (каунслеры), работающие по собственно учебным проблемам, по проблемам профессиональной, социальной ориентации и другим направлениям работы, вплоть до организации контактов с правоохранительными органами.
Рассматривая пути построения успешной карьеры, В.Берг в своей несколько ироничной работе «Карьера-суперигра» приводит примеры «правильного» поведения в самых разных жизненных ситуациях (на отдыхе, на банкете, в приемной начальника, в ситуациях, когда приходится участвовать в сплетнях), дает советы как «научиться выслушивать своих коллег» и как самому откровенничать, помня о том, что «на многих фирмах развита система «тайной» информации», а также знакомит читателя с приемами противоборства с «конкурентами» на пути к успеху.
33. Эффективность профконсультации.
Нерешенность проблемы оценки эффективности часто приводит к следующим издержкам:
- к взаимному непониманию между психологами-профконсультантами и их руководителями (например, руководителю сложно бывает оценить работу психологов-подчиненных);
- к непониманию между профконсультантом и его клиентами (например, когда родители и сами школьники ожидают от психолога одного, а получают совсем иную помощь);
- к непониманию между коллегами-психологами (что выражается во взаимных упреках и обвинениях в непрофессионализме)
- к неадекватной самооценке профконсультантом своего труда.
35. Функциональные состояния и трудовая деятельность.
Функциональное состояние – интегральный комплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.
На функциональное состояние оказывают влияние факторы трудового процесса:
• степень сложности, опасности, напряженности, вредности труда;
• величина и содержание рабочей нагрузки (ее структура, интенсивность и продолжительность воздействия);
• степень адекватности, соответствия трудовой задачи и средств деятельности психолого-физиологическим возможностям человека.
37. Физиология и гигиена труда.
Предмет. Ф. труда – это раздел общей физиологии посвящен изучению измен. физ. функций в процессе трудовой деятельности. Она изучает взаимодействие физиологических функций в условиях трудовой нагрузки.
Ф. труда имеет теорет. и практ. значение и явл. наукой на страже здоровья. Она связана с анатомией, экономикой, охраной труда, психологией, социологией, политологией.
Задачи. 1. Физиологическая рационализация трудового процесса, научное обоснование режимов труда и отдыха включающая изучение ритмов, темпа, координации движения, скорости реакций, взаимодействие органов чувств.
2. Физиологическое нормирование труда, где рассматриваются вопросы энергетических затрат организма. Учет напряженности нервной, сердечнососудистой и др. систем организма.
3. Физиологический контроль за состоянием функций организма. Оценка утомления, восстановления, проф. отбора и производственного обучения.
Проблемы ф. и г. т.Одно из основных понятий Ф. т. – понятие функционального состояния, т. е. интегрального (единого) комплекса наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение трудовой деятельности.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты