Арт-терапия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Арт-терапия»
по дисциплине: «Арт-терапия»
2022
15.00 BYN
Арт-терапия
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Арт-терапия
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
1.Понятие неврозов. Источники возникновения психологических перегрузок.
2.Типы людей. Причины возникновения неврозов.
3.Характеристика невротических личностей. Основные пути помощи невротикам.
4.Понятие арттерапии и ее значение для развития личности.
5.Цель и задачи арттерапии.
6.Показания к применению арттерапии.
7.История возникновения и развития арттерапии.
8.Направления в арттерапии.
9.Виды и формы арттерапии.
10.Основные методы в арттерапии.
11.Особенности проведения арттерапевтических занятий. Упражнения в арттерапии.
12.Арттерапевтическая работа с детьми.
13.Арттерапевтическая работа с подростками.
14.Арттерапевтическая работа со взрослыми.
15.Понятие музыкотерапии. Формы музыкотерапии.
16.Направления активной музыкальной терапии.
17.История возникновения и развития музыкотерапии.
18.Методологические основы музыкально-рациональной психотерапии (по В.И. Петрушину).
19.Моделирование эмоций в музыке.
20.Подбор музыкальных произведений в психотерапии.
21.Методы и приемы музыкально-рациональной психотерапии. Формы музыкотерапии.
22.Двигательные упражнения и танцы в музыкальной психотерапии.
23.Ритмические упражнения.
24.Дыхательные упражнения в музыкальной психотерапии.
25.Восприятие музыки в музыкальной психотерапии.
26.Влияние музыкального произведения на слушателя в зависимости от особенностей его личности.
27.Рассказы о музыке как показатель ценностных ориентаций человека.
28.Исполнение в музыкальной психотерапии.
29.Творчество в музыкальной психотерапии.
30.Бесконтактный и контактный массаж в музыкальной психотерапии.
31.Музыкально-психологический массаж.
32.Музыкальные медитации.
33.Музыкальная релаксационная психотерапия (по В.Ю. Завьялову).
34.Связь здоровья и нравственного самосовершенствования в музыкальной психотерапии.
35.Оптимистическое мировоззрение и его роль в музыкальной психотерапии.
36.Принципы здорового образа жизни и их использование в музыкальной психотерапии.
37.Формулы внушения и их применение в музыкальной психотерапии.
38.Музыкально-медитативные упражнения.
39.Понятие аутотренинга. 40.Упражнения для аутотренинга. Музыкальные произведения, используемые в процессе аутотренинга.
1.Понятие неврозов. Источники возникновения психологических перегрузок.
Неврозом считается хроническое длительное нарушение нормальной высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием раздражителей, неадекватных по силе воздействия, неадекватных по длительности воздействия, требующих слишком быстрой смены нервных процессов, индивидуально невыносимых для данной нервной системы.
Несмотря на многообразные исследования в этой области, истинная причина невроза и патогенез его развития доподлинно не известны. Долгое время невроз считали информационной болезнью, связанной с интеллектуальными перегрузками и большим темпом жизни. В связи с этим, более низкая частота заболевания неврозами у жителей сельской местности объяснялась более спокойным образом их жизни.
3.Характеристика невротических личностей. Основные пути помощи невротикам.
Невротическая личность — с точки зрения психиатрии нормальные люди, которые более склонны к депрессии, тревожности, хандре и эмоциональной нестабильности. Можно сказать, что невротики предпочитают видеть темную сторону жизни и не доверять людям.
Нормированный рабочий день, минимизация стрессов, дозированный отдых, физические нагрузки (бег, плавание, йога), разграничение работы и личной жизни, спорт, хобби, возможность побыть на природе, прогулки – все эти нехитрые мелочи способствуют повышению волевого порога и снижению стрессового фактора. Как говорится, «в здоровом теле – здоровый дух», именно поэтому очень важно поддерживать себя в форме, а тело в балансе.
5.Цель и задачи арттерапии.
Целью индивидуальной и групповой арт-терапии являлось комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие. Психокоррекционные задачи включали:
1) устранение или ослабление имеющихся у детей и подростков поведенческих и эмоциональных нарушений, проявляющихся в форме депрессивных, тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций, импульсивности, а также симптомов психосоматических расстройств.
7.История возникновения и развития арттерапии.
Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.
Арт-терапия, как профессиональная деятельность, — сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.
9.Виды и формы арттерапии.
Арт-терапия может использоваться как в виде основного способа лечения, так и в качестве одного из вспомогательных методов в ходе комплексной терапии.
Существует множество способов выразить себя, и даже не нужно уметь рисовать, ваять или танцевать. Абсолютно каждый может найти для себя тот вид арт-терапии, из множества направлений, который наилучшим образом решит проблему.
1. Танцевальная терапия
2. Терапия изобразительной деятельностью (рисунок, коллаж)
3. Сказкотерапия (библиотерапия)
4. Музыкотерапия
5. Куклотерапия
11.Особенности проведения арттерапевтических занятий. Упражнения в арттерапии.
1. Оборудование (краски, бумага, материалы и т. д.). Существует ряд требований к качеству и наличию выбора применяемых художественных материалов. Во-первых, их качество должно быть по возможности достаточно высоким, чтобы не снизить ценность работы и ее результат в глазах участника. Во-вторых, учитывая личностные особенности участника и динамику процесса, должны быть широко представлены на выбор краски, карандаши, пастели, мелки, кисти разных размеров, губки, бумага разных форматов и оттенков, глина, пластилин, фольга, текстиль, материалы для коллажей и пр.
2. Помещение. Местом проведения арт-терапевтической работы может быть класс, зал, иное помещение. Главное, чтобы это место и атмосфера в нем смогли обеспечить участнику ощущение надежности и защищенности, расположили к внутреннему комфорту и свободе, поскольку в процессе работы могут возникать самые разнообразные чувства.
13.Арттерапевтическая работа с подростками.
Арт терапия для подростков имеет широкий спектр методик и техник, являясь лояльным инструментом диагностики и психотерапии.
Арт-терапевтические приемы
1. Рисование руками:
• краски;
• техники;
• использование результатов рисунка.
2. Работа с резаной цветной бумагой и МАК:
• цвета;
• слои бумаги;
• фигурки.
15.Понятие музыкотерапии. Формы музыкотерапии.
Музыкотерапия – это лечение, которое подразумевает прослушивание определенных композиций.
Музыкотерапия, в отличие от большинства прочих методов лечения, вполне допускает самолечение. Имеются даже специальные сборники, объединенные в отдельные коллекции, и способствующие лечению определенных недугов. Музыкотерапией нельзя полностью заменить необходимое лечение, но ней можно снизить дозы принимаемых лекарств, и достичь эффекта обезболивания.
У каждого вида и формы музыкотерапии имеются нюансы. Одни подходят для индивидуальных занятий, другие – для групповых. Программа подбирается психотерапевтом. Если пациент выберет то, что ему совсем не подходит, и его ожидания не будут оправданы, то состояние усугубится.
17.История возникновения и развития музыкотерапии.
История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Во времена античности Пифагор, Аристотель и Платон указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века. Французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскирол стал применять музыкотерапию в психиатрических учреждених. В медицине использование музыки носит преимущественно эмпирический характер и, по сути, каждая из психотерапевтических школ Европы имеет собственную основную доктрину. Информация взята с портала «Научная Россия».
19.Моделирование эмоций в музыке.
Принцип моделирования эмоций в музыке имеет много сходного с моделью личностных черт и темперамента, которая была предложена Айзенком. Простая модель основывается на показателях темпа - медленного или быстрого, и лада - мажорного или минорного.
Любое человеческое переживание может быть рассмотрено с точки зрения его направленности - на себя, на другого человека, на высшие нравственные ценности. Выявление типа направленности может многое сказать об уровне нравственной зрелости человека.
21.Методы и приемы музыкально-рациональной психотерапии. Формы музыкотерапии.
Музыкально-рациональная психология представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных человеку переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть творческим и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главными составляющими этого вида психотерапии. Формирование богатой эмоциональной и творческой сферы человека достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний.
25.Восприятие музыки в музыкальной психотерапии.
Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение.
Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.
Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Но среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека это орган.
27.Рассказы о музыке как показатель ценностных ориентаций человека.
Развитие у учащихся потребности общения с искусством, формирование музыкально-ценностных ориентаций является существенной стороной эстетического воспитания. Эстетическая потребность исполняет роль исходного импульса эстетической деятельности, которая в своем дальнейшем протекании обусловлена уровнем эстетического отношения к искусству. Эстетическое отношение к искусству, сформированные ценностные ориентации отражаются в эстетической оценке произведения. Конкретизируясь в определенных проявлениях художественного интереса. На основе потребностей развиваются позновательные интересы.
29.Творчество в музыкальной психотерапии.
Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе со взрослыми пациентами и детьми.
31.Музыкально-психологический массаж.
В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана арт-терапия.
Музыкально-психологический массаж основан на принципах поведенческой психотерапии Вольпе.
33.Музыкальная релаксационная психотерапия (по В.Ю. Завьялову).
Музыкальная релаксационная психотерапия по В. Ю. Завьялову — вариант музыкальной психотерапии, при котором главной целью является достижение состояния мышечной релаксации и психического успокоения с помощью прослушивания специально подобранной музыки и особой техники работы с пациентом (Завьялов В. Ю., 1995).
В основе лежит эффект незавершенных действий, описанный Б. В. Зейгарник. По автору метода релаксационной музыкальной психотерапии, в случае незавершения какого-либо действия (остановка в движении к цели, фиксация на препятствии и поиск лучших путей реагирования и приспособления, поиск решения и т. п.) возникает психическое (психоэмоциональное) напряжение.
35.Оптимистическое мировоззрение и его роль в музыкальной психотерапии.
Mузыкальная психотерапия – это арт - терапевтическое направление, использующее музыку и музыкальные инструменты в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Оптимистическое мировоззрение определенный вид целостного представления о природе, обществе, человеке, при котором приоритет отдается позитивному началу, уверенности в будущее.
37.Формулы внушения и их применение в музыкальной психотерапии.
Музыкальная терапия является научно признанным эффективным методом психотерапии, основывающимся на использовании музыки как средства оказания лечебного, релаксирующего, стимулирующего эффекта. Из большого числа существующих музыкальных инструментов наиболее простыми и практичными, а значит – наиболее удобными и комфортными в освоении видятся самозвучащие музыкальные инструменты.
39.Понятие аутотренинга.
Аутотренинг — это множество методов психологической саморегуляции и самосовершенствования. Слово "аутотренинг" (сокр. «АТ») образовано от др.-греч. αὐτός — «сам» и англ. training — обучение, воспитание, тренировка. АТ включает релаксацию, самогипноз, медитацию и другие методы.
Термин «аутотренинг» получил распространение в русском языке, как сокращение от «аутогенная тренировка». Со временем содержание термина расширилось, но его продолжают использовать и как синоним аутогенной тренировки.
Наилучшие результаты аутотренинг показал в лечении некоторых заболеваний, вызванных психогенными причинами. Это такие недомогания, как неврозы, психосоматические нарушения, функциональные расстройства. Особенно эффективен аутотренинг для лечения неврастенического невроза и возникающих на его фоне нарушений сна и сексуальных расстройств.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты