1. Гетерохронность развития мышц. Развитие двигательных навыков у детей. Становление массы, силы мышц. Выносливость детей и подростков. Двигательный режим.
2. Особенности реакции на физическую нагрузку в разном возрасте.
3. Правильная поза в положении сидя. Осанка. Нарушения осанки (сколиоз, усиление естественных изгибов позвоночника – лордозов и кифозов), причины, профилактика. Плоскостопие.
4. Школьная мебель. Гигиенические требования к школьной мебели (дистанция и дифференция). Подбор, расстановка мебели и рассаживание учеников в классе.
5. Общее понятие о сенсорных системах.
6. Строение глаза (кратко). Аккомодационный аппарат глаза. Нарушения аккомодации – близорукость и дальнозоркость. Зрительный анализатор. Профилактика нарушений зрения у детей.
7. Требования к наглядным пособиям, учебникам, работе с компьютером.
8. Кортиев орган. Слуховой анализатор. Профилактика нарушений слуха у детей.
9. Понятие о возбуждении и торможении, раздражителях. Значение знания возрастных особенностей процесса возбуждения и торможения для педагога.
10. Рефлекс, возрастные особенности рефлекторной деятельности.
11. Физиологические механизмы формирования условных рефлексов у школьников.
12. Типы ВНД у детей, их физиологические классификации, физиологическая характеристика, значение в процессе обучения и воспитания.
13. Биоэлектрические процессы в головном мозге.
14. Развитие нервной системы ребенка.
15. Физиологические механизмы памяти.
16. Физиологические основы сна и профилактика его нарушений.
17. Система желез внутренней секреции, гормоны.
18. Эпифиз и его роль в функционировании детского организма.
19. Нарушения роста, развития, поведения детей и подростков, связанные с гипо и гиперфункцией щитовидной железы.
20. Вилочковая железа-главный орган иммунитета детей, ее возрастные особенности.
21. Функциональные особенности надпочечников и поджелудочной железы.
22. Половые железы. Влияние половых гормонов на рост и развитие организма детей и подростков.
23. Краткие сведения о внутренней среде организма, гомеостазе, функциях и составе крови.
24. Понятие об анемии, лейкоцитозе, тромбоцитопении, лейкозе, гемофилии.
25. Возрастные особенности состава крови.
26. Кроветворные органы, значение лимфатической системы.
27. Общая схема кровообращения.
28. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.
29. Возрастные показатели функциональной деятельности сердца: скорость кровотока (СК), систолический объем крови (СОК), минутный объем крови (МОК), сердечный индекс (СИ).
30. Значение дыхания. Возрастные особенности носа, гортани и др. органов дыхания.
31. Механизмы голосообразования. ЖЕЛ, спирометрия.
32. Особенности дыхания детей разных возрастных групп (частота и глубина дыхания, типы дыхания).
33. Особенности обмена веществ у детей. Витамины и их роль в развитии организма, обмене веществ.
34. Возрастные особенности пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта
35. Гигиенические требования к зданию, участку школы (д/у).
36. Типы размещения школ.
37. Основные и вспомогательные помещения школы и их размещение.
38. Гигиенические особенности оборудования кабинетов информатики, химии, физики, биологии, музыки, начальных классов (по выбору).
39. Температурный режим помещений школы (д/ у). Коэффициент аэрации.
40. Гигиенические требования к одежде и обуви детей и подростков.
41. Работоспособность учащихся. Фазы работоспособности на уроке. Динамика работоспособности.
42. Работоспособность учащихся различных типов ВНД и возрастных групп на уроке.
43. Утомление и переутомление. Фазы утомления на уроке. Роль учителя в предупреждении утомления и переутомления.
44. Гигиенические требования к организации урока и учебной нагрузке.
45. Обязательный и школьный компоненты.
46. Гигиенические требования к расписанию уроков, проведению контрольных работ, перемен, экзаменов.
47. Гигиенические требования к внеклассным и внешкольным мероприятиям (экскурсии, походы, вечера, дискотеки, праздники и др.).
48. Режим дня учащихся и его компоненты.
49. Гигиенические требования к подготовке уроков.
50. Активный отдых между занятиями, условия его проведения.
51. Продолжительность сна детей и подростков.
52. Гигиена физического труда учащихся школ.