Педагогика
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Педагогика»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
15.00 BYN
Педагогика
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Поделиться
1. Раскройте сущность понятия «педагогическая технология». Охарактеризуйте состав и структуру педагогической технологии.
2. Поясните соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания».
3. Назовите и охарактеризуйте критерии эффективности и принципы отбора педагогом педагогических технологий.
4. Поясните суть технологии проблемного обучения.
5. Раскройте сущность игровых педагогических технологий.
6. Охарактеризуйте интерактивные технологии в образовании.
7. Дайте характеристику проектной технологии обучения.
8. Охарактеризуйте технологии дифференцированного обучения.
9. Раскройте сущность модульной технологии обучения.
10. Дайте характеристику технологии воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь
11. Разъясните сущность использования личностно-ориентированного подхода в педагогике.
12. Охарактеризуйте гуманно-личностную технологию Ш. А. Амонашвили.
13. Поясните суть технологии развивающего обучения.
14. Расскажите об особенностях эвристической технологии обучения.
15. Охарактеризуйте технологию коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов).
16. Раскройте сущность технологии развития творческого потенциала личности.
17. Дайте характеристику технологии саморазвития М. Монтессори.
18. Назовите и дайте определение предмету, задачам, основным понятиям коррекционной педагогики.
19. Раскройте сущность и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
20. Дайте определение понятия «девиантное поведение». Охарактеризуйте виды, причины и факторы девиантного поведения учащихся.
21. Охарактеризуйте виды, содержание, методы и формы профилактики девиантного подведения среди обучающихся.
22. Поясните сущность неуспеваемости обучающихся как педагогической проблемы.
23. Перечислите и охарактеризуйте методы и формы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости.
24. Дайте характеристику технологии разработки мультимедийного сопровождения образовательного процесса.
25. Поясните суть технологии педагогического менеджмента.
26. Назовите и дайте характеристику основным формам организации методической работы в школе.
27. Дайте краткий обзор зарождения воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.
28. Охарактеризуйте школу и педагогическую мысль в средние века.
29. Раскройте сущность просветительской деятельности Е. Полоцкой, К. Туровского, Ф. Скорины.
30. Дайте краткий обзор истории развития школы и педагогической мысли Западной Европы в XVII-XVIII веках.
31. Раскройте сущность деятельности и педагогических взглядов Я.А. Коменского.
32. Дайте краткий обзор истории развития западноевропейской педагогической науки в XIX веке.
33. Поясните теоретическое обоснование и сущность реализации идей элементарного образования И. Г. Песталоцци.
34. Охарактеризуйте основные идеи педагогической системы М. Монтессори.
35. Дайте краткую характеристику педагогической мысли в России и Беларуси во второй половине ХIХ века.
36. Раскройте сущность дидактические взгляды и педагогической системы К. Д. Ушинского.
37. Поясните сущность реализация идеи свободного воспитания Л. Н. Толстым в Яснополянской школе.
38. Охарактеризуйте особенности советской системы образования в 1917 – 1945 гг.
39. Поясните суть практической и теоретической деятельности А. С. Макаренко, ее влияние на развитие отечественной и зарубежной теории и практики воспитания.
40. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1992 гг.
41. Дайте краткий обзор истории развития школы и педагогики в Западной Европе и США во второй половине ХХ-начале ХХ1 века.
42. Охарактеризуйте развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце ХХ – начале ХХI века.
1 Раскройте сущность понятия «педагогическая технология». Охарактеризуйте состав и структуру педагогической технологии.
Педагогические технологии — система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий.
Понятие "педагогическая технология" может быть представлено тремя аспектами: 1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
3 Назовите и охарактеризуйте критерии эффективности и принципы отбора педагогом педагогических технологий.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
В педагогике определены критерии эффективности педагогических технологий: - наличие и взаимосвязь всех компонентов технологии; - соответствие логики реализации технологии структуре деятельности; - высокий уровень результативности технологии при использовании в массовой практике; - возможности технологии создавать условия для самоактуализации, саморазвития ребенка и педагога; - возможности технологии создавать условия для творческой деятельности учащихся и педагога; - успешность деятельности педагога и учащихся в процессе реализации технологии; - позитивная оценка со стороны учащихся, коллег, родителей.
5 Раскройте сущность игровых педагогических технологий.
Игровые технологии широко применяются при проектировании технологий образования в различных учебных заведениях. В том числе и в И.Ф.К., они могут быть эффективным при реализации принципов дидактики развивающего обучения. Это означает, что процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образов, сколько процессом управления развитием личности. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.
7 Дайте характеристику проектной технологии обучения.
Технология проектного обучения является одним из способов организации образовательного процесса, она характеризуется личностной ориентацией и направлена на то, чтобы сформировать у учеников такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность и способность к творчеству. Эта технология предполагает создание проекта и его реализацию по пунктам.
Целью образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения является создание условий учебной деятельности, при которых: ученики самостоятельно и, что не менее важно, мотивированно ищут и обрабатывают информацию; ученики умеют применять теорию на практике; ученики умеют взаимодействовать друг с другом, вести диалог; ученики умеют вести исследовательскую деятельность; ученики развивают системное мышление.
9 Раскройте сущность модульной технологии обучения.
Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
11 Разъясните сущность использования личностно-ориентированного подхода в педагогике.
Личностно-ориентированный подход - методоологическая ориентация в педагогической деятельности, помогающая обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самомтроительства и самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности. Содержательные аспекты применения подхода - субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития. Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования - приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений.
13 Поясните суть технологии развивающего обучения.
Развивающая образовательная технология, о концепции которой шла речь в предыдущих главах, – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности обучаемого. Данная технология инструментально обеспечивает достижение диагностируемого результата в анализе педагогических ситуаций, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности.
15 Охарактеризуйте технологию коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов).
Цель технологии: воспитать социально активную творческую личность, способную внести вклад в построение правового демократического общества.
Концептуальные идеи:
а) сотрудничество, сотворчество детей и взрослых;
б) коллективная деятельность, позволяющая создать мощное творческое поле;
в) свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю.
17 Дайте характеристику технологии саморазвития М. Монтессори.
В процессе развития человеческой личности Монтессори выделила периоды:
Первая стадия детства (0-6 лет); Вторая стадия детства (6-12 лет); Юность (12-18 лет).
На первой стадии детства, согласно Монтессори, формируется личность и способности ребенка. В процессе формирования психики ребенка, с точки зрения Монтессори, действует механизм, который она назвала «впитывающим умом» или «впитывающим сознанием». «Наши дети имеют впитывающее сознание – это особый, присущий только детям до 6 лет, механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все окружающее как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы» [3].
19 Раскройте сущность и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
Для того чтобы раскрыть сущность коррекционно-педагогической деятельности необходимо обратиться к таким понятиям коррекционной педагогики, как «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».
Коррекция - система специальных (психологических, медицинских и т. д.) и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекцией называют как специфические педагогические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, так и составную часть учебно-воспитательного процесса, направленную на изменение формирующейся личности ребенка.
21 Охарактеризуйте виды, содержание, методы и формы профилактики девиантного подведения среди обучающихся.
Профилактика девиантного поведения — деятельность субъектов профилактики по реализации системы общих и специальных мероприятий на различных уровнях.
Различают две стратегии профилактики: негативно ориентированная и позитивная. В основе негативной профилактики акцент сделан на отрицательных последствиях девиаций (вредное влияние на психику и организм человека). Позитивная профилактика ориентирована на усиление защитных факторов личности, воспитание личностно развитого, устойчивого к влиянию внешних негативных факторов человека, способного противостоять множественным факторам риска.
23 Перечислите и охарактеризуйте методы и формы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости.
Основой большинства различных подходов к предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся являются: реализация личностно ориентированной парадигмы образования; учет индивидуальных особенностей неуспевающих школьников; психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, формирование положительной учебной мотивации, адекватной самооценки, умений и навыков учебного труда; создание условий для развития мышления и памяти учащихся, снижения уровня их школьной тревожности; создание для таких школьников ситуаций успеха в учебной деятельности, убеждение в значимости знаний и умений. Проверенными способами предупреждения и коррекции неуспеваемости являются технологии дифференцированного и индивидуального обучения, технология полного усвоения темы урока, технологии личностно ориентированного и развивающего обучения, технологии на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, технологии коллективного обучения, обучения в малых группах и другие.
25 Поясните суть технологии педагогического менеджмента.
В общем смысле под педагогическим менеджментом понимается процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Это совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей.
Системный характер педагогического менеджмента обусловлен тем, что образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Напомним, что система – это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего – по месту и функции. Педагогическую систему можно определить как упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов. Каждый элемент (компонент) педагогической системы представляет собой весьма сложное образование и также может рассматриваться как самостоятельная система. Таким образом, педагогическая действительность представляет собой множество иерархически связанных между собой по вертикали и горизонтали систем, которые могут быть выделены по разным критериям и направлениям. Ту часть системы, которую хотят исследовать досконально, выделяют и рассматривают как относительно самостоятельную, чтобы глубже разобраться в процессах, происходящих в ней.
27 Дайте краткий обзор зарождения воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.
40–35 тысяч лет назад относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.
29 Раскройте сущность просветительской деятельности Е. Полоцкой, К. Туровского, Ф. Скорины.
Ефросинья Полоцкая (1110-1173) родилась в семье князя Святослава-Георгия, ей было дано имя Прадслава. В 12-летнем возрасте княжна постриглась в монахини и всю свою жизнь посвятила служению церкви и просветительской деятельности. Ее деятельность - это чтение и переписывание церковных книг, сочинений византийских богословов-философов Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, и также трудов создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. История не сохранила авторских писаний Е.Полоцкой, но логично предположить, что ее религиозно-философские взгляды формировались как на основе Священного Писания, так и на основе богословско-философской литературы. В 1173 г. Е.Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим, но заболела и умерла. В 1187 г. ее останки были перенесены из Палестины в Киев, а в 1910 – в Полоцк, где они обрели покой в Спасо-Ефросиньевском монастыре. Это первая в восточнославянских землях женщина-святая, она является покровительницей Беларуси.
31 Раскройте сущность деятельности и педагогических взглядов Я.А. Коменского.
Педагогика, однако, была лишь частью (хотя и самой известной) творчества Коменского. Жизнь изгнанника и любовь к родине дали пищу дальнейшим размышлениям о характере современного ему европейского общества и путях его переустройства. Ибо без этого, как понял Коменский, не могла быть решена судьба его порабощенной родины.
Поэтому другим направлением научных поисков Коменского стал анализ новой роли науки, переживавшей в этот период невиданный взлет. Коменский был одним из первых, кто почувствовал новое значение науки, науки об обществе в частности, не только как истолковательницы, но и как преобразовательницы мира. Именно в этом качестве он надеялся использовать науку о воспитании (и само воспитание) как инструмент изменения существующего несправедливого мироустройства.
Изменить общество можно, изменив человека. Изменить же человека может правильно поставленное воспитание. Это было ядро социальной теории Коменского, где он пытался постичь механизм развития общества и самого исторического процесса. И постиг взаимозависимость между обществом и воспитанием.
33 Поясните теоретическое обоснование и сущность реализации идей элементарного образования И. Г. Песталоцци.
Песталоцци был одним из первых педагогов, сочетавших интенсивную научную деятельность с практической педагогической деятельностью в образовательных учреждениях Швейцарии. Его идеи:- «О необходимости соединения обучения детей с их посильной трудовой деятельностью».- «О необходимости коллективного воспитания детей».- Обучение должно действовать на ребенка развивающее, побуждать его к самодеятельности. Его труды: «Письма из Станца», «Лингард и Гертруда», «Лебединая песня» и др.Песталоцци разработал методику, руководствуясь следующими идеями: 1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию; 2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития; 3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира.
35 Дайте краткую характеристику педагогической мысли в России и Беларуси во второй половине ХIХ века.
Под влиянием общественно-педагогического движения с 1861 года начинает смягчаться система гимназического образования , специальные комиссии начинают работу по составлению нового устава, отражающего потребности жизни и общества.
В 1864 году был введен новый устав, и отныне гимназии стали делиться на классические и реальные. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а выпускники реальных гимназий могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета.
37 Поясните сущность реализация идеи свободного воспитания Л. Н. Толстым в Яснополянской школе.
Открывая в 1859 г. в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Толстой полагал, что его общественный долг -нести крестьянам просвещение. Он видел себя барином, которому следует поделиться с крестьянами образованием, которое он имел сам. Спустя два года педагогические взгляды Толстого резко изменились. В начале 1860-х гг. Толстой признавал целесообразным включать в программу народной школы, помимо счета, письма и религии, также историю, географию, рисование, черчение, пение. Позже однако он склоняется к мысли о необходимости ограничить программу народной школы грамотой и счетом.
39 Поясните суть практической и теоретической деятельности А. С. Макаренко, ее влияние на развитие отечественной и зарубежной теории и практики воспитания.
С 1927 года А.С. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. В коммуне применялись новые методы трудового воспитания. Если в первой колонии использовались сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), то в коммуне было организовано промышленное производство. Здесь впервые в СССР начали изготавливать фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросвёрла (для этой цели были построены два первоклассных завода). Кроме экономического значения это производство имело большое педагогическое значение, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Воспитанники коммуны работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе коммуны, совмещая образование с производительным трудом. По окончании школы они успешно поступали в ВУЗы.
41 Дайте краткий обзор истории развития школы и педагогики в Западной Европе и США во второй половине ХХ-начале ХХ1 века.
Научно-техническая революция второй половины 20 в. во многом повлияла на представления людей о жизни, о ее ценностях, о труде и досуге. Возникла необходимость реорганизации образовательной системы. Теоретической основой обновления систем образования стала идея непрерывного образования, которая вызвана к жизни возрастающей динамизацией труда.
Дошкольные учреждения. 70 - 90-е гг. характеризуются бурным развитием дошкольного звена в системе непрерывного образования и ростом в них числа детей с 3 – 4 лет; эта тенденция развития дошкольных учреждений является устойчивой (кроме России) и сохранится в будущем. В Великобритании, Франции, США и других странах в начальной школе, приготовительных классах, дошкольных учреждениях обучение детей ведется с 5 лет, имеются также классы и для 4-летних детей.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты