«Психология психических процессов» (разделы «Ощущение и восприятие», «Мышление, воображение и речь», «Эмоции»)
1. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности: определение ощущений, их свойства и функции.
2. Сенсорный образ как эффект рефлекторного кольца.
3. Понятие об анализаторе. Понятие и виды взаимодействия ощущений.
4. Систематический и генетический подходы к классификации ощущений. Классификация ощущений по критериям: модальности, расположения рецепторов, наличию / отсутствию контакта с раздражителем.
5. Психофизика и измерение ощущений.
6. Специфика перцептивных процессов. Основные свойства и функции перцептивных процессов.
7. Классификация процессов восприятия.
8. Перцептивная деятельность, перцептивные действия.
9. Структура перцептивных действий.
10. Сравнительный анализ перцептивных и опознавательных действий.
11. Восприятие пространства. Специальные механизмы пространственной ориентировки.
12. Восприятие формы и перцептивная организация.
13. Восприятие глубины.
14. Восприятие величины предмета.
15. Восприятие направления.
16. Факторы и основные закономерности восприятия движения. Теории восприятия движений.
17. Физиологические механизмы восприятия времени.
18. Субъективность восприятия времени.
19. Восприятие человека человеком.
20. Мышление как объект научного познания.
21. Понятие, психологические признаки и стороны мышления.
22. Виды мышления.
23. Основные фазы мыслительного процесса.
24. Понятие проблемной ситуации в психологии.
25. Понятие «задача» в психологии. Виды мыслительных задач.
26. Общая психологическая характеристика процесса решения задач.
27. Способы решения задач.
28. Воображение и его виды.
29. Понятие языка и речи.
30. Виды и функции речи.
31. Эмоции как особый класс психических явлений.
32. Изменение представлений об эмоциях. Основные положения отечественной (рефлективной) концепции эмоций.
33. Различие эмоциональных и познавательных процессов.
34. Пристрастность, интегральность, пластичность, адаптация, суммация, амбивалентность, динамичность.
35. Коммуникативность, заразительность, предвосхищение, мнестичность, иррадиация, генерализация.
36. Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования.
37. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.
38. Физиологический компонент эмоционального реагирования.
39. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Дж. Уотсон, Р. Рейнор и др.).
40. Корковые и подкорковые механизмы эмоций. Роль второй сигнальной системы в функционировании эмоций человека.
41. Эмоции и функциональная асимметрия головного мозга.
42. Формы эмоционального реагирования.
43. Эмоциональный тон как простейшая форма эмоционального реагирования.
44. Аффект. Стенические и астенические аффекты. Факторы появления аффективных реакций. Аффект неадекватности.
45. Собственно эмоция как ситуативное эмоциональное реагирование.
46. Чувства как эмоциональные константы;
47. Настроение как общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека;
48. Характеристики эмоций как основания для их классификации.
49. Классификация эмоций Б.И. Додонова.
50. Психология воли.
51. Психические состояния. Основные характеристики. Классификация.
52. Характеристики стресса, причины, симптомы, профилактика.
53. Сон, врабатывание, утомление, монотония.
54. Регуляция и саморегуляция психологических состояний. Аутогенная тренировка.
«введение в общую психологию»
1. Определение психологии как науки. Сравнительная характеристика житейской и научной психологии.
2. Предмет психологии.
3. Структура современной психологии. Место общей психологии в системе психологического знания.
4. Специфика психологического знания. Основные методологические принципы психологии, их характеристика.
5. Методы психологических исследований, их классификация и характеристика.
6. Понятие о психике в свете теории отражения. Свойства психического отражения.
7. Психические явления и психологические факты.
8. Рефлекторная теория психики (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Е.Н. Соколов). Психическое и нервно-физиологическое в работе мозга.
9. Локализация психических функций: концепция А.Р. Лурия и Н.П. Бехтеревой.
10. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.
11. Теория функциональных систем П.К. Анохина.
12. Эволюция психики животных в филогенезе.
13. Основные предпосылки возникновения человеческого сознания в филогенезе.
14. Сознание, его структура, свойства.
15. Бессознательное, его структура, функции.
16. Категория деятельности в психологии. Основные характеристики деятельности.
17. Психологическая структура деятельности.
18. Основные виды деятельности, их характеристика.
19. Потребности как источник активности. Классификация потребностей.
20. Мотив, мотивация. Иерархия мотивов.
«История психология»
1. Предмет и задачи истории психологии. Этапы развития психологии.
2. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.
3. Принципы историко-психологического анализа.
4. Методы истории психологии.
5. Особенности античного общества и культуры.
6. Философские учения о душе как первая форма психологических знаний.
7. Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии.
8. Идеалистическая психология Сократа и Платона.
9. Учение Аристотеля о душе и её функциях.
10. Учение античных врачей.
11. Общая характеристика психологии Средневековья.
12. Наука исламского мира в Средние века.
13. Особенности западно-христианского подхода к рассмотрению душевной жизни человека.
14. Основные направления развития психологических идей эпохи Возрождения.
15. Основные тенденции развития философии и психологии Нового времени.
16. Вклад Ф. Бэкона в формирование мировоззрения XVII в.
17. Философско-психологическая система Р. Декарта.
18. Детерминистское учение о психике Б. Спинозы.
19. Особенности развития психологии в XVIII веке: смена рационализма эмпиризмом.
20. Становление ассоциативной психологии.
21. Ассоциативная психология XIX-го в.
22. Французская психология Эпохи Просвещения.
23. Проблема активности в немецкой психологии XVIII- XIX веков.
24. Особенности русской психологической мысли периода Просвещения.
25. Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.
26. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии.
27. Организационная и научная деятельность В. Вундта.
28. Немецкая психология на рубеже XIX-го и XX-го вв.
29. Становление научной психологии в США. Структурализм и функционализм.
30. Общая характеристика открытого кризиса в психологии начала ХХ-го в.
31. Зарождение бихевиоризма. Необихевиоризм.
32. Становление психоаналитической традиции. Фрейдизм и неофрейдизм.
33. Возникновение и общая характеристика гештальтпсихологии.
34. Гуманистическая и экзистенциальная традиции в психологии.
35. Возникновение и развитие когнитивной психологии.
36. Русская психологическая мысль второй половины XIX-го – начала ХХ-го вв.
37. Российская психология в советский и постсоветский периоды.
38. Развитие психологии в СССР в 40 – 80-е годы XX в.
39. Методологический кризис в психологии 90−х годов XX в. и поиск новых путей ее развития.
40. Проблемы и пути исследования истории психологии Беларуси. Связь белорусской психологии с мировой и российской наукой.