Психология психических процессов
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Психология психических процессов»
по дисциплине: «Психология психических процессов»
2022
15.00 BYN
Психология психических процессов
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психология психических процессов
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Поделиться
1. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности: определение ощущений, их свойства и функции.
2. Сенсорный образ как эффект рефлекторного кольца.
3. Понятие об анализаторе. Понятие и виды взаимодействия ощущений.
4. Систематический и генетический подходы к классификации ощущений. Классификация ощущений по критериям: модальности, расположения рецепторов, наличию / отсутствию контакта с раздражителем.
5. Психофизика и измерение ощущений.
6. Специфика перцептивных процессов. Основные свойства и функции перцептивных процессов.
7. Классификация процессов восприятия.
8. Перцептивная деятельность, перцептивные действия.
9. Структура перцептивных действий.
10. Сравнительный анализ перцептивных и опознавательных действий.
11. Восприятие пространства. Специальные механизмы пространственной ориентировки.
12. Восприятие формы и перцептивная организация.
13. Восприятие глубины.
14. Восприятие величины предмета.
15. Восприятие направления.
16. Факторы и основные закономерности восприятия движения. Теории восприятия движений.
17. Физиологические механизмы восприятия времени.
18. Субъективность восприятия времени.
19. Восприятие человека человеком.
20. Мышление как объект научного познания.
21. Понятие, психологические признаки и стороны мышления.
22. Виды мышления.
23. Основные фазы мыслительного процесса.
24. Понятие проблемной ситуации в психологии.
25. Понятие «задача» в психологии. Виды мыслительных задач.
26. Общая психологическая характеристика процесса решения задач.
27. Способы решения задач.
28. Воображение и его виды.
29. Понятие языка и речи.
30. Виды и функции речи.
31. Эмоции как особый класс психических явлений;
32. Изменение представлений об эмоциях. Основные положения отечественной (рефлективной) концепции эмоций;
33. Различие эмоциональных и познавательных процессов;
34. Пристрастность, интегральность, пластичность, адаптация, суммация, амбивалентность, динамичность;
35. Коммуникативность, заразительность, предвосхищение, мнестичность, иррадиация, генерализация;
36. Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования;
37. Средства эмоциональной экспрессии. Врождённые, приобретённые и индивидуальные факторы формирования мимического выражения эмоций;
38. Психомоторные средства экспрессии (выразительные движения). Звуковые и речевые средства эмоциональной экспрессии;
39. Физиологический компонент эмоционального реагирования;
40. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Дж. Уотсон);
41. Корковые и подкорковые механизмы эмоций. Роль второй сигнальной системы в функционировании эмоций человека;
42. Эмоции и функциональная асимметрия головного мозга;
43. Формы эмоционального реагирования;
44. Эмоциональный тон как простейшая форма эмоционального реагирования;
45. Аффект. Стенические и астенические аффекты. Факторы появления аффективных реакций. Аффект неадекватности;
46. Собственно эмоция как ситуативное эмоциональное реагирование;
47. Чувства как эмоциональные константы;
48. Настроение как общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека;
49. Характеристики эмоций как основания для их классификации;
50. Классификация эмоций Б.И. Додонова.
1. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности: определение ощущений, их свойства и функции.
Ощущение – это психический познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Общие свойства ощущений: - Качество; - Интенсивность; - Продолжительность; - Пространственная локализация раздражителей; -Адаптация – изменение чувствительности под влиянием раздражителей; - Сенсибилизация – повышение чувствительности; - Синестезия; - Чувствительность.
3. Понятие об анализаторе. Понятие и виды взаимодействия ощущений.
Специальные нервные аппараты, служащие для анализа внешних и внутренних раздражений, И. П. Павлов назвал анализаторами. Современное представление об анализаторах как сложных многоуровневых системах, передающих информацию от рецепторов к коре и включающих регулирующие влияния коры на рецепторы и нижележащие центры, привело к появлению более общего понятия – сенсорные системы. Анализаторы состоят из трех отделов:
1) периферический, состоящий из рецепторов, воспринимающих определенные сигналы, и специальных образований, способствующих работе рецепторов (эта часть представляет собой органы чувств — глаз, ухо и др.);
2) проводниковый, включающий проводящие пути и подкорковые нервные центры;
3) корковый — области коры больших полушарий, которым адресуется данная информация. Различают внешние и внутренние анализаторы. С помощью внешних анализаторов человек воспринимает информацию об окружающей среде, с помощью внутренних – раздражения из органов тела.
5. Психофизика и измерение ощущений.
Психофизикой называется раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким психологом Густавом Фехнером. Он включает в себя две группы проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Порог ощущений – это величина раздражителя, которая вызывает ощущения либо изменяет их количественные характеристики. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом. Максимальная величина, превышение которой вызывает исчезновение ощущения, называется абсолютным верхним порогом.
Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям.
7. Классификация процессов восприятия.
1. Выделяется несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают: - зрительное, - слуховое, - осязательное, - кинестетическое, - обонятельное, - вкусовое восприятие.
Однако, различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.
2. Основой другого типа классификации являются формы существования материи: пространство, время, движение. В соответствии с этой классификацией выделяют: - восприятие пространства; - восприятие движения; - восприятие времени.
Восприятие пространства происходит за счет работы вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательными мышцами, и каждое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Взаимосвязь вестибулярного и глазодвигательного аппаратов входит в качестве одного из самых существенных компонентов в систему восприятия трехмерного пространства.
9. Структура перцептивных действий.
Любой процесс состоит из отдельных операций — действий. От того, в правильной ли последовательности они выстроены и выполняются ли без ошибок, зависит качество его результата.
Действия рассматривания, ощупывания, выслушивания называются перцептивными действиями (перцепция – восприятие).
Именно в этом возрасте формируется выбор предметов по образцу по цвету, форме, величине, то есть восприятие тех свойств предметов окружающего мира, которые основаны на перцептивной ориентировке. Кроме того, происходит определенный учет свойств объектов в действии с дидактической игрушкой. Однако это проявление лишь некоторой общей тенденции в развитии восприятия, а к концу дошкольного возраста, по мнению А.А.Катаевой, «лишь немногим более половины умственно отсталых детей достигают уровня развития восприятия, с которого нормально развивающиеся дети начинают дошкольный возраст».
11. Восприятие пространства. Специальные механизмы пространственной ориентировки.
Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. В течение длительного времени в философии обсуждался вопрос о том, является "ли восприятие врожденным (как это считали представители направления, известного под названием нативизма) или результатом обучения (так считали представители другого направления — эмпиризма).
13. Восприятие глубины.
Зрительное восприятие внешнего пространства является сложным действием, в котором существенным обстоятельством является то, что в нормальных условиях мы пользуемся двумя глазами. Один и тот же предмет дает изображения на сетчатых оболочках обоих глаз, причем оба изображения немного различаются между собой, так как предмет несколько различно расположен относительно обоих глаз: один глаз немного лучше видит правую сторону его, а другой — левую. Эти различия ничтожны, когда рассматривается плоский предмет (картина), и становятся вполне ощутимыми при наблюдении объемных предметов. Световые раздражения, получаемые каждым глазом, соединяются в нашем сознании в один зрительный образ, в котором отображаются особенности, связанные с пространственным характером рассматриваемого предмета.
Восприятие глубины (или удаленности) достигается прежде всего с помощью бинокулярного зрения, т.е. видения двумя глазами. Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. При восприятии далеких предметов хрусталик становится плоским. При восприятии близких объектов кривизна (выпуклость) его возрастает. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодацией.
15. Восприятие направления.
Восприятие направления входит в состав восприятия пространства. Оно развивается в онтогенезе. Изначально нам дано лишь чувство протяженности, ощущение того, что пространство протяженно. Положение же предмета в пространстве определяется в отношении к другим предметам, т.е. восприятие пространства обязательно включает в себя осознание более или менее сложной системы отношений, отражающих соотношения вещей в реальном пространстве.
В зрительном восприятии пространства определяющую роль играют своеобразные «глубинные ощущения», получаемые от раздражения не вполне соответствующих точек сетчатки. (восприятие обоими глазами удаленного объекта, проекции этого объекта на сетчатку отдельного глаза – различны). Сведение глаз на предмете – конвергенция. Восприятие глубины пространства обеспечивается аккомодацией – изменением кривизны хрусталика. При монокулярном восприятии пространства (т.е. одним глазом) оценки получаются менее точными.
17. Физиологические механизмы восприятия времени.
Восприятие времени у человека представляет собой сложный процесс. В восприятии времени различают: 1) чувственную основу непосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральной чувствительностью 2) собственно восприятие времени, развивающееся на этой чувственной органической основе.
Подобно тому как в отношении пространства мы различаем элементарную протяженность и собственно пространство, в отношении времени нужно таким образом различать два понятия — длительность и собственно время, но с тем, чтобы, различая, связать их в едином целом.
В собственно восприятии времени различают: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности. Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты.
19. Восприятие человека человеком.
Процесс восприятия человека человеком включает в себя различные уровни психологического отражения, начиная от ощущения и заканчивая мышлением. Этот процесс подчиняется общим закономерностям психологического отражения с учетом специфики восприятия человеческой значимости как предмета окружающего мира. Человек воспринимается нами не только как социальная сущность, но и как часть окружающего нас природного мира, разновидность животного.
При восприятии нового человека другой человек учитывает ряд весьма разносторонних факторов:
- Одежда человека;
- Выражение лица человека, проявляемые эмоции и жесты;
- Волосы, прическа, глаза;
- Иные компоненты внешности, которые подчеркивают индивидуальность человека, выделяют его среди других
21. Понятие, психологические признаки и стороны мышления.
Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.
Мышление — процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.
Опосредованностъ
Мышление предполагает преемственность знаний, которые передаются от поколения к поколению. Другими словами, мышление отдельно взятого человека опосредовано развитием мышления всего человечества.
23. Основные фазы мыслительного процесса.
Специально анализируя всю последовательность ос¬новных фаз мыслительного процесса, начиная с исход¬ной, С.Л. Рубинштейн пишет: "Сформулировать, в чем вопрос, — значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему — значит если не разрешить ее, то по крайней мере найти путь, т.е. метод, для ее разрешения... Возникновение вопро¬сов — первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания"
Суть понимания, представленного уже на первой фазе процесса, в отличие от понимания, являющегося харак¬теристикой мысли как результата, состоит в том, что здесь представлено понимание непонятности. Оно и воп¬лощено в вопросе или задаче.
25. Понятие «задача» в психологии. Виды мыслительных задач.
В узком смысле понятие мышления определяется как процесс решения задач, которые относятся к разным сферам жизни и могут возникать по ходу выполнения деятельности. Задача обычно выступает объектом мыслительной деятельности.
В процессе выделения, вычленения известного и неизвестного проблемная ситуация превращается в задачу. В структуре задачи выделяют условия и требования. Например, «у Кати и Маши по 5 яблок» (условие), нужно определить, «сколько у них всего яблок» (требование).
27. Способы решения задач.
Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как: -Обнаружение проблемной ситуации; -Постановка задачи; -Нахождение решения задачи.
По ходу решения задачи человек выявляет новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как абсолютно готовое и уже законченное, она постепенно формируется и развивается в ходе решения задачи, т.е. выступает в виде процесса.
29. Понятие языка и речи.
Язык - система знаков, служащая средством человеч общения, мыслит деят-ти, сп-бом выражения самосознания Л., передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык – это общественно-историческое явление. Исторически основой возникновения языка служит труд, совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. Речь - это деятельность общения посредством языка. Речь - это язык в действии. Речь — сложившаяся исторически в пр-се материал преобразующей деят-ти людей ф-ма общения, опосредованная языком. Речь – это особая форма общения людей, в процессе которой люди осуществляют обмен мыслями и воздействуют друг на друга. Язык – это средство общения людей в форме слов.
31. Эмоции как особый класс психических явлений.
Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его ак¬тивности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения чело¬веческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
33. Различие эмоциональных и познавательных процессов.
В отношении к познавательным процессам эмоции выступают не только в пассивной роли «ведомого» процесса. Эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие.
Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспроизводится. Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только того, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, чаще всего, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия. Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию.
35. Коммуникативность, заразительность, предвосхищение, мнестичность, иррадиация, генерализация.
Коммуникативность – передача посредством эмоциональной экспрессии (интонаций, тембра голоса, мимики, жестикуляции и др.) информации от одного участника общения к другому. Как отмечает К. Э. Изард, ребенок еще задолго до того, как сможет понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, способен сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью средств эмоциональной экспрессии.
37. Средства эмоциональной экспрессии. Врождённые, приобретённые и индивидуальные факторы формирования мимического выражения эмоций.
Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (интонация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные (выразительные движения рук) и пантомимические (выразительные движения всего тела).
Мимические средства эмоциональной экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные оттенки эмоциональных переживаний обладает лицо человека. С помощью мимики, т. е. координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Лицевая экспрессия является также главным каналом распознавания эмоциональных состояний у других людей.
39. Физиологический компонент эмоционального реагирования.
О наличии эмоциональной реакции на что-либо можно судить не только по самоотчету человека о переживаемом им состоянии или по его внешнему поведению, но и по характеру изменения вегетативных показателей (пульс, артериальное давление, частота дыхания и пр.). Чаще всего такие изменения в организме называют эмоциональным возбуждением. Однако, по физиологическим изменениям можно сделать вывод скорее о количественных характеристиках эмоционального процесса (интенсивность, длительность), чем о качественных (модальность).
Вместе с тем знак эмоции может определять особенности вегетативной реакции. П.В. Симонов выявил, что положительные эмоциональные реакции:
1) всегда слабее отрицательных;
2) в большинстве — короткоживущие состояния;
3) даже сильные положительные эмоциональные реакции безвредны для здоровья человека.
41. Корковые и подкорковые механизмы эмоций. Роль второй сигнальной системы в функционировании эмоций человека.
Функционирование эмоций человека является результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров. Каждая эмоциональная функциональная система (положительная, отрицательная и входящие в них более частные системы базальных эмоций) представлена на нескольких уровнях ЦНС — начиная от ствола мозга и заканчивая корой больших полушарий.
К подкорковым механизмам эмоционального реагирования относят: неспецифические структуры ствола мозга (нижние и верхние его отделы), образования лимбической системы (поясная извилина, гиппокамп, перегородка, миндалевидное ядро и др.), базальные ядра (хвостатое ядро и др.), а также структуры, объединяющие левое и правое полушария (мозолистое тело, передняя комиссура и др.). К корковым эмоциональным факторам принадлежит, прежде всего, древняя поясная кора и новая кора медиобазальных и конвекситальных отделов лобных и височных отделов мозга (Е. Д. Хомская, 2002).
43. Формы эмоционального реагирования.
В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют различные специфические формы, отличающиеся по своим проявлениям, способам организации и закономерностям протекания. Однако, до сих пор в психологии нет единой точки зрения на проблему дифференциации эмоциональных явлений, из-за своей сложности и многообразия они с трудом поддаются общему анализу.
Например, согласно Е. Д. Хомской, все эмоциональные явления можно разделить на три основные категории (очевидно, соответственно трем основным классам психических явлений - процессы, состояния и свойства): 1) эмоциональная реактивность (кратковременные реакции на эмоциональные стимулы); 2) эмоциональные состояния (более длительные изменения в работе эмоциональных систем); 3) эмоционально-личностные особенности (постоянные присущие человеку эмоциональные качества, определяющие его поведение).
45. Аффект. Стенические и астенические аффекты. Факторы появления аффективных реакций. Аффект неадекватности.
Cильные и кратковременные эмоциональные реакции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, принято называть аффектами. Возникают аффекты в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как сдвинутыми к концу события.
Такая форма эмоционального реагирования обычно наблюдается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из угрожающих (физически или психологически) или неожиданно возникающих ситуаций, совладать с ними. Однако это не означает, что все аффекты представляют собой только отрицательно окрашенные эмоциональные переживания. Аффективные реакции могут иметь и положительную окраску (восторг, сильная радость и т.д.). Так, дошкольный возраст называют возрастом аффективности, поскольку в этот период большинство эмоциональных переживаний детей проявляются в бурной и кратковременной форме.
47. Чувства как эмоциональные константы.
Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности принято называть чувствами. Чувства являются высшим продуктом эмоционального развития человека.
Характерными особенностями чувств являются: 1) предметность; 2) осознанность; 3) устойчивость; 4) выраженная интенсивность; 5) внеситуативность; 6) иерархичность; 7) обобщенность; 8) формирование установки; 9) связь со всеми основными подструктурами личности.
Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объектом - предметом, человеком, событием. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на: 1) конкретные (к человеку, произведению искусства и т.п.); 2) обобщенные (к животным, музыке); 3) абстрактные (чувство справедливости).
49. Характеристики эмоций как основания для их классификации.
Многообразие эмоций, их качественных и количественных проявлений исключают возможность простой и единой классификации. Каждая из характеристик эмоций может выступать в качестве самостоятельного критерия, основания для их классификации.
По знаку эмоциональные переживания можно разделить на положительные, отрицательные и амбивалентные.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты