Формирование исторической памяти в Беларуси и ее охрана
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Шпаргалка
на тему: «Формирование исторической памяти в Беларуси и ее охрана»
по дисциплине: «Физические основы проектирования радиоэлектронных средств»
2021
15.00 BYN
Формирование исторической памяти в Беларуси и ее охрана
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Физические основы проектирования радиоэлектронных средств
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
1. Понятие исторической памяти.
2. Историческая память, как измерение коллективной памяти.
3. Источники формирования исторической памяти.
4. Архетипы в исторической памяти.
5. Понятие «место памяти».
6. Понятие «политика памяти».
7. Приемы и методы «политики памяти».
8. Интерпретации исторических событий.
9. Политизация истории и «политика памяти».
10. Политика памяти в Беларуси.
11. Сознательное искажение исторических событий и переписывание истории.
12. Примеры исторических фальсификаций.
13. Способы фальсификации истории.
14. Методика опровержения фальсифицированных данных в исторической науке.
15. Национализм и фальсификация истории.
16. Темы националистических фальсификаций истории.
17. Понятие пропаганда в современном политическом дискурсе.
18. Варианты распространения пропаганды.
19. Теории пропаганды.
20. Конструктивная и деструктивная пропаганда.
21. Концепция информационной войны.
22. История информационных войн.
23. Понятие концепции политики преодоления прошлого.
24. Люстрация в посткоммунистической Европе.
25. Реваншизм и его последствия.
26. Требования к пересмотру прошлого.
27. Дискуссии об исторической памяти в контексте политики преодоления прошлого.
28. Политика преодоления прошлого в странах Центральной Европы.
29. Определение термина «публичная история».
30. История в публичной сфере.
31. Методы публичной истории.
32. Публичная история в Беларуси.
33. Источники формирования исторической памяти в Беларуси.
34. Праздники, посвященные историческим событиям на территории Беларуси.
35. Мемориализация и охрана исторической памяти в Минске и Минской области.
36. Мемориализация и охрана исторической памяти в Гродненской области.
37. Мемориализация и охрана исторической памяти в Брестской области.
38. Мемориализация и охрана исторической памяти в Витебской области.
39. Мемориализация и охрана исторической памяти в Гомельской области.
40. Мемориализация и охрана исторической памяти в Могилевской области.
1. Понятие исторической памяти.
Наиболее значимыми для этого направления являются труды М. Хальбвакса, П. Бергера и Т. Лукмана, Э. Хобсбаума, Я. Ассмана, Ю.М. Лотмана, П. Рикера, П. Нора, X. Уайта, А. Лангеноля, Б.А. Успенского, Ф.Р. Анкерсмита, X. Гюнтера". Методологические положения исследования можно сформулировать следующим образом: память является одним из главных компонентов в развитии культуры. Без нее невозможно представить себе существование социального сообщества. Следует учитывать множество трактовок и версий в междисциплинарном пространстве исследований памяти.
3. Источники формирования исторической памяти.
Истори́ческая па́мять — набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. Иногда рассматривается как измерение коллективной (или социальной) памяти. Близкое, но не совпадающее по смыслу понятие — культурная память, под которой понимается система базовых представлений общества о прошлом, закрепленное в памятниках культуры и социальной традиции.
5. Понятие «место памяти».
«Место памяти» (фр. lieu de mémoire) — понятие, введённое французским учёным Пьером Нора в начале 80-х годов XX века. Оно воплощает в себе единство духовного и материального, которое со временем и по воле людей стало символическим элементом наследия национальной памяти общности. Места, в которых, по мнению Пьера Нора, воплощена национальная память, — это памятники (культуры и природы), праздники, эмблемы, торжества в честь людей или событий, прощальные, погребальные речи, похвальные слова.
Функция мест памяти — сохранять память группы людей. Местами памяти могут стать люди, события, предметы, здания, книги, песни или географические точки, которые «окружены символической аурой».
7. Приемы и методы «политики памяти».
Критики исторической политики выделяют следующие приёмы и механизмы, используемые для её проведения :
- организация институтов национальной памяти и учреждений, схожих с ними по функциям и принципам организации (в Польше, на Украине и других странах);
- создание специальных музеев под прямым патронатом определённых политических сил (Музей варшавского восстания, Дом террора в Будапеште, Музей советской оккупации Украины в Киеве, в странах Прибалтики и т. д.);
- принятие законов, направленных на догматизацию той или иной трактовки исторических событий (например, закон «О Голодоморе 1932—1933 годов на Украине» , введение уголовной ответственности в Литве за «одобрение советской и нацистской агрессии» и т. п.).
9. Политизация истории и «политика памяти».
I Политизация истории – влияние на исторические исследования современной общественной ситуации, личных политических, религиозных взглядов, национальной, социальной идентификации исследователя, а также использование исторических аргументов в политике (несмотря на существование политизации истории, исторические исследования способны обладать высокой степенью достоверности за счёт наличия профессиональных норм: плюрализма мнений, возможности проверки источников и выводов).
11. Сознательное искажение исторических событий и переписывание истории.
Сознательное искажение исторических событий, часто обусловленное какими-либо политическими целями. Это не обязательно прямое переписывание таймлайна, как в классической антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» — достаточно выборочного сокрытия фактов, подтасовки источников или «правильной» трактовки тех или иных событий.
Например, одно и то же действие, в зависимости от историографии, может быть трактовано и как «тактическое отступление», и как «позорное бегство».
13. Способы фальсификации истории.
Методы фальсификации истории разнообразны, но в целом их можно свести к следующим:
прямое сочинения фактов и подделка документов; уничтожение документов и исторических исследований; сокрытия имеющихся документов.
односторонний отбор и произвольное толкование фактов, в результате чего между фактами выстраиваются связи, в реальности отсутствуют, и делаются выводы, которые на основании полной картины сделать никак нельзя.
Первая группа методов относится к фальсификации источников информации. Источники тех или иных «фактических» суждений могут не указываться вообще, указываться со ссылкой на вымышленные издания или явно не связаны с первичными источниками работы (обычно публицистические), в которых эти «факты» были впервые озвучены. В таком случае правильнее говорить не столько о фальсификации (подделку известного), сколько о мифотворчество (дописки вымышленного).
15. Национализм и фальсификация истории.
Национализм и фальсификация истории — вещи практически неразделимые, и любая развитая националистическая идеология создаёт и поддерживает определённые исторические мифы, как правило, на следующие темы:
Древность этноса. Народу, к которому относят себя националисты, приписывается исключительная древность. Происхождение этноса может прослеживаться от легендарных великих героев или гипотетических исчезнувших великих народов.
Автохтонность либо имперское прошлое Народ объявляется первым и единственным, издревле проживающим на данной территории, существование на этих же землях других народов и, тем более, государств, отрицается или замалчивается. Либо, напротив, народу приписывается в прошлом владычество над огромными территориями и другими народами.
Территориальные претензии. Часть соседних земель, занятых другими народами или государствами, объявляется незаконно отторгнутой и требующей возвращения во владение «исторического хозяина».
17. Понятие пропаганда в современном политическом дискурсе.
Слово «пропаганда» (дословно — «подлежащая распространению) происходит от названия католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году.
Цель пропаганды — привлечение внимания объекта для того, чтобы текст сообщения (или то, что скрывается за ним) вызвало в нѐм внутренний конфликт или укрепило предвзятое отношение, которое мы зачастую в себе не признаѐм.
19. Теории пропаганды.
Первыми настоящими теориями, в центре внимания которых оказались масс-медиа, были теории пропаганды, которые анализировали содержание медиа и размышляли о его влиянии, чтобы понять и объяснить, как с помощью информации убедить, даже заставить тысячи или миллионы людей воспринять самые экстремальные точки зрения.
Стало крайне важным повысить лояльность людей, внушить им ненависть к врагу и поддерживать в них высокий моральный дух вопреки нужде и лишениям и заставить их думать прежде всего о родине.
Воюющие стороны рассказывали друг о друге откровенную ложь, а масс-медиа доносили ее до людей, многие ей искренне верили. Все эти пропагандистские усилия базировались на одной простой теории массовой коммуникации, которая соответствовала представлению о массовом обществе. Согласно ей, масс-медиа способны донести до каждого хитроумно составленные стимулы, их одинаково воспримут все люди, и реакция на них тоже будет более или менее одинаковой.
21. Концепция информационной войны.
Информационная война – это разновидность боевых действий, в которых ключевым объектом воздействия является информация, хранящаяся или циркулирующая в управляющих, разведывательных, боевых и прочих системах противника. Концепция современной информационной войны разработана сравнительно недавно.
По мнению американских специалистов, само понятие информационной войны стало возможным в результате «кибернетической революции», которая повлекла массовое внедрение во все сферы жизни различных информационных систем, основанных на применении электронных устройств.
23. Понятие концепции политики преодоления прошлого.
Идея, тема и понятие «преодоления» прошлого, как правило, в наибольшей степени увязывается с историческим сознанием эпохи перестройки.
Именно в этот период она была наиболее предметно разработана и артикулирована. «Предметность» можно усмотреть не только в присущей перестройке идее преодоления социального «торможения» — своего рода догоняющего развития страны в сравнении с тем, что именовалось в 1985 — 1991 гг. «мировой» или «общечеловеческой» «цивилизацией», но и в идее преодоления прошлого как преодоления его «инерции». Вопрос «инерции» — один из центральных для трактовки перестройки и понимания перипетий тогдашней общественной самоидентификации. Казалось бы, так называемая «инерция» прошлого мыслилась очень конкретно. Речь шла преимущественно о негативном и, так сказать, самовоспроизводящемся наследии 1930-х (периода формирования АКСУ) и 1970-х — начала 1980-х годов (периода «застоя»).
25. Реваншизм и его последствия.
Реванши́зм (фр. revanchisme, от revanche «месть, отплата, возмездие») — стремление государств (партий, общественных групп) к реваншу путём пересмотра результатов нанесённых им военных и политических поражений. Однако в отличие от нейтрального термина «реванш», понятие «реваншизм» несёт в себе явно отрицательную коннотацию и применяется по отношению не к любой проигравшей стороне, а только к инициаторам несправедливой и не спровоцированной агрессии.
Впервые это слово начало употребляться во Франции в 1870-х гг. и относилось к её стремлению вернуть земли Эльзас-Лотарингии, отошедшие к Германии в 1871 г после франко-прусской войны.
27. Дискуссии об исторической памяти в контексте политики преодоления прошлого.
Политика памяти, если говорить кратко, представляет собой продуманную систему форм и способов политизации прошлого в целях управления коллективной исторической памятью народа. Понятие «политика памяти» впервые было введено в оборот во Франции для обозначения тесной взаимосвязи политики и способов интерпретаций прошлого.
Главным теоретиком концепта политики памяти является Пьер Нора – автор многотомного исследования и бестселлера «Места памяти» (1984-1992).
29. Определение термина «публичная история».
Публичная история - это широкий спектр действий, предпринимаемых людьми с некоторой подготовкой в области истории, которые, как правило, работают вне специализированных академических кругов. Публично-историческая практика имеет глубокие корни в областях сохранения исторического наследия , архивоведения , устной истории , музейного кураторства и других смежных областях.
С конца 1970-х годов эта область становится все более профессиональной в Соединенных Штатах и Канаде .
31. Методы публичной истории.
Как правило, исследователи могут выбирать методы, относящиеся к трём категориям:
Универсальные, или общие — это методы, которые могут применяться в любой науке. К ним относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение, метод гипотез и аналогий, дедукция и индукция, а также другие.
33. Источники формирования исторической памяти в Беларуси.
При этом в советском периоде имеется несколько болевых точек для социальных представлений о прошлом жителей Беларуси:
авария на Чернобыльской АЭС, это событие лидирует в «черном списке» событий, вызывающих чувства горечи и стыда («авария на ЧАЭС», «взрыв на АЭС Чернобыльском», «горечь: Чернобыль», «за взрыв на ЧАЭС», «малая информация о радиоактивном заражении», «переселение людей из загрязненной зоны», «чернобыльская катастрофа»).
35. Мемориализация и охрана исторической памяти в Минске и Минской области.
Беларусь многосторонне привлекательна, в том числе в плане военного туризма. Стране пришлось пройти через многие междоусобицы и войны, и теперь память о тех событиях, о геройских подвигах представителей белорусской нации, как и о жертвах, хранят мемориалы, памятники и братские могилы.
В этом подразделе собраны грандиозные мемориальные комплексы Беларуси, являющиеся выражением признательности к отваге ветеранов войн и служащие ярким напоминанием о том, что всегда нужно стремиться сохранять мир и покой. В этих статьях вы найдёте красочные фото мемориалов и их ёмкие описания, а также узнаете, где они находятся и какие белорусские достопримечательности можно посмотреть поблизости.
37. Мемориализация и охрана исторической памяти в Брестской области.
В июне 1942 года нацисты эшелонами привезли на западную окраину Барановичей, в урочище Гай 3000 евреев из Чехословакии и там, в двух подготовленных рвах посреди леса, всех убили. Мемориал был открыт 24 июня 1972 года и расположен в конце ул. Колпеницкой у железной дороги. Архитекторы А.И. Макаров, А.Г. Маренич, Н.Н. Миловидов, скульптор М.С. Альтшулер.
Открывает мемориальный комплекс символический «Порог жизни и смерти». Фактура бетона создаёт впечатление следов, оставивших людьми, кто переступил порог бытия. Напротив «порога жизни и смерти» на противоположном конце территории мемориального комплекса, — уложены 3 символических камня-валуна. Это символы трех тысяч расстрелянных здесь людей. Валуны разные: большой, маленький и средний, так как символизируют собой людей разного возраста, представителей трех поколений.
39. Мемориализация и охрана исторической памяти в Гомельской области.
Участники патриотического проекта "Память сердца" сегодня продолжают свой путь. Акция началась в Жлобине. В эти минуты в Краснобережском аграрном колледже проходит открытый диалог, где обсуждают сохранение исторической памяти Великой Отечественной войны.
Через час участники акции соберутся в агрогородке Красный Берег у мемориала, посвященного детям-жертвам войны, на митинг-реквием. В 1943 году на этом месте находился концлагерь, в котором фашисты брали кровь у детей для гитлеровской армии. Тогда от мучений погибли почти две тысячи человек.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты