Детская психология
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Детская психология»
по дисциплине: «Детская психология»
2022
15.00 BYN
Детская психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Детская психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
1. Детство как научная проблема. Исторические и социально-психологические аспекты изучения мира детства.
Проблема истории детства – одна из наиболее трудных в современной детский психологии, т.к. в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л.С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечного детского, а существует лишь исторически детское. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Исследования Ф. Ариеса в области изобразительного искусства привели к его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Никто не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в XVI веке портретов умерших детей.
3. Вопросы теории психического развития в трудах зарубежных и отечественных психологов.
Немецкий психолог Э. Мейман (1862 -1915) считал, что экспериментальная педагогика должна заниматься изучением «душевного и телесного развития ребенка в период его школьной жизни», что «ни одного педагогического правила или предписания не следовало бы устанавливать без соображения о том, на какой ступени душевного и телесного развития находится ребенок в данном периоде, и, следовательно, без точного знания особенностей ребенка, присущих ему в этомпериоде».
Американский психолог С. Холл (1844 -1924), опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Используя большой фактический материал, С. Холл написал ряд работ о возрастных особенностях детей.
5. Значение социальных условий и ближайшей микросреды в развитии ребенка.
Социальная среда действует не только как обстоятельство, условие развития, а как его источник, поскольку в нем есть все, чем должен овладеть ребенок. Оно состоит не только из непосредственного окружения ребенка, а составляет единство макросреды (общество как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система), стратегическое (национально-культурные, социальные особенности региона), микросреды (непосредственное среду жизнедеятельности: семья, соседи, группы сверстников, культурные, учебно-воспитательные заведения).
7. Обучение и воспитание в психическом развитии. Сензитивные периоды развития. Понятие о развивающем поведении.
Каждый возрастной этап неодинаково восприимчив к различным видам обучения. В жизни ребенка есть много периодов, когда определенные учебные влияния оставляют сильный след в ее психическом развитии. их называют сензитивными периодами развития.
Сензитивные периоды развития - благоприятные для развития определенных психических функций (восприятия, речи, памяти и др.) Периоды, определяющие психическое развитие ребенка и имеют решающее значение для его обучения и воспитания.
Срок ввела итальянский педагог Мария Мон-тессори (1870-1952). Существенно обогатил его содержание Выготский, который ввел термин в теории соотношения обучения и развития. Он доказал, что обучение является двигателем развития ребенка тогда, когда оно совпадает по времени с оптимальными сензитивными периодами. Примером нарушения этой закономерности случаи "воспитания" маленьких детей животными. После их возвращения в человеческое общество восстановить и довести до нормы их чисто человеческие психические функции (речь, мышление, воображение и т.п.) не удается, поскольку истек сенситивный период развития этих функций.
9. Возникновение детской психологии как самостоятельной отрасли знания.
В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей. В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека. В период Средневековья, с III по XIV в., большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику. В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов. В исследованиях философов и психологов Нового времени Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Д. Гартли, Ж.Ж. Руссо обсуждалась проблема взаимодействия факторов наследственности и среды и их влияния на психическое развитие.
11. Кризисные периоды психического развития, причины возрастных кризисов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон и др.).
Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).
Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности ребенка. По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.
13. Акселерация. Причины акселерации.
Биологический возраст может не соответствовать паспортному.
Акселерация – это ускоренный рост, а также физическое развитие ребенка.
В качестве основных проявлений акселерации рассматриваются:
§ большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20 - 30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4 - 5 см, а масса тела на 1 - 2 кг больше, чем 50 лет назад
§ более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1 - 2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
§ более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков - на 2 года раньше, чем в 20 - 30-е годы нашего столетия;
§ более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;
§ увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8 - 10 см по сравнению с предшествующим;
§ половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5 - 2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4 - 6 месяцев.
15. Наблюдение, его виды.
Обычно различают следующие виды наблюдения:
1. Объективное – самонаблюдение. Объективное – наблюдение со стороны, т. е. наблюдение внешних по отношению к наблюдателю объектов. Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение субъекта за самим собой, за актами собственного сознания и поведения.
2. Полевое – лабораторное. Полевое {естественное) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности. Лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях.
3. Индивидуальное – коллективное. Индивидуальное – наблюдение, осуществляемое одним наблюдателем. Коллективное – наблюдение, осуществляемое совместно несколькими наблюдателями.
4. Случайное – преднамеренное. Случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств. Преднамеренное – заранее запланированное наблюдение, входящее в замысел исследователя и преследующее определенные цели.
5. Систематическое – несистематическое. Систематическое – это преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику. Несистематическое – это нестрогое наблюдение без определенного плана.
17. Методы психологической диагностики.
Методы психологической диагностики: тестовые методики для изучения индивидуальных особенностей детей, их способностей, уровня достижений в различных областях, уровня умственного развития, качеств личности, типов темперамента и т. д. Процесс тестирования можно разделить на три этапа:
1)выбор теста – определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста;
2) его проведение – определяется инструкцией к тесту;
3) интерпретация результатов – определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования.
19. Изучение продуктов деятельности детей.
Рисуночные методики являются высокоинформативным средством познания личности ребенка, так как, рисуя, ребенок отражает свое отношение к рисуемым объектам. При анализе детских рисунков изучается последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье; пространственное расположение членов семьи, являющееся, как считает автор, показателем их эмоциональной близости; состав нарисованной семьи в сравнении с реальной; отличия между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, в величине.
Популярность рисуночных методик объясняется несколькими причинами.
1. Процесс рисования оказывает исключительное, растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению эмоционального контакта с ребенком.
2. Рисунки удобны в применении: во-первых, лист бумаги и карандаш - это весь необходимый инструментарий, а во-вторых, ребенок как бы сам фиксирует при помощи карандаша свои действия, движение мысли. Это дает возможность психологу больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния исследуемого, отмечать особенности процесса рисования.
3. Рисуночные методики (в частности, рисунок семьи) - высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье.
21. Социометрический эксперимент, его модификации.
Социометрия (лат. socio – общность, общество; metrum – измерять) – это метод исследования межличностных взаимоотношений в группе, коллективе. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психоло¬гической совместимости членов конкретных групп.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда существует психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся стихийно как система межличностных отношений, симпатий и антипатий.
23. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Условия образования первых условных рефлексов.
Рождение является для организма ребёнка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто меняющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит стать полноценной личностью. Жизнь ребёнка в новых условиях обеспечивают врождённые механизмы. Он рождается с определённой готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения). В первые дни можно отметить также следующее. Сильное раздражение кожи (укол) вызывает защитное одергивание, мелькание какого-либо предмета – зажмуривание, а резкое увеличение яркости света – сужение зрачка.
25. Комплекс оживления.
Комплекс оживления состоит в том, что ребёнок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживлённо двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки. Это выражение появившейся потребности ребёнка в общении со взрослым – первой социальной потребности ребёнка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорождённости и младенчеством.
Комплекс оживления – это проявление двигательной активности и выражение эмоций ребенком на появление в сфере досягаемости и видимости значимого для него взрослого. Малыш реагирует на родителей примерно с третьей недели жизни. Физиологи считают, что с возникновением комплекса оживления младенец вступает в новый жизненный этап – младенчество.
27. Новообразования младенчества.
Самые главные приобретения - ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ре¬бенка в субъекта действия.
В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким (но понятных!), представляет новый прогрессивный способ общения со взрослым.
29. Значение раннего детства для развития ребенка.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок – предмет – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет.
31. Развитие предметной и других видов деятельности в раннем возрасте.
Предметная деятельность является ведущим типом деятельности на протяжении всего периода раннего возраста. Это связано с тем, что для ребенка предметы выступают уже не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Путем простого манипулирования не возможно выявить скрытые свойства предметов. Так, ребенок может сколько угодно открывать и закрывать дверцу шкафа, долго стучать ложкой о пол, но этим ни на шаг не продвинется в познании функции предметов. Только взрослый способен раскрыть, в той или иной форме, ребенку, зачем нужна эта дверца, ложка. (Мухина, 85 г., С. 76)
33. Кризис трёх лет.
Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:
1) негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием, которое бывает и в более раннем возрасте;
2) упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты