Методика преподавания русского языка Шпаргалка
БГУ (Белорусский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Методика преподавания русского языка»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Методика преподавания русского языка
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Методика преподавания русского языка
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
3*. Учебная программа по русскому языку для учреждений общего среднего образования: пояснительная записка, структура и содержание курса русского языка в пятых–одиннадцатых классах, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся (общая характеристика).
5*. Средства обучения русскому языку. Учебник как ведущее средство обучения. Основные функции учебника. Основные структурные компоненты учебника. Дополнительные материалы и пособия для учащихся. Средства наглядности в обучении русскому языку.
6. Понятие «метод обучения». Познавательные методы: методы введения нового материала (сообщение учителя, лекция, самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом учебника, эвристическая беседа, анализ языкового явления, лингвистическое исследование и др.)
7. Методы первичного закрепления знаний: воспроизводящая беседа, заполнение таблиц, составление или заполнение схем, составление алгоритмов, конспектирование и др.
8. Методы формирования умений и навыков (упражнения): объяснение языкового явления, осложненное списывание, нахождение и анализ языкового явления, подбор примеров, конструирование, переконструирование, редактирование, языковой разбор, лингвистическая игра и др.
9. Диктанты: классификация по цели проведения, по времени объяснения диктуемого, по характеру записи диктуемого; методика проведения обучающих диктантов.
10. Цель, структура и методика проведения урока изучения нового материала и формирования умений. Требования к подбору дидактического материала к уроку.
11. Цель, структура и методика проведения стандартного комбинированного урока. Требования к подбору дидактического материала к уроку.
12*. Цель, структура и методика проведения урока закрепления знаний, развития умений и навыков. Требования к подбору дидактического материала к уроку.
13*. Цель, структура и методика проведения урока обобщения и систематизации знаний, совершенствования умений и навыков. Требования к подбору дидактического материала к уроку.
14*. Цели, структура и методика проведения уроков контроля знаний, умений и навыков: контрольного диктанта, контрольного изложения, контрольного тестирования. Цель, структура и методика проведения урока коррекции знаний, умений и навыков.
15. Контроль уровня знаний, степени сформированности умений и навыков учащихся: основные функции контроля, виды контроля. Организация устного, письменного, тестового контроля.
25*. Формирование культуры речи учащихся на уроках русского языка: задачи, содержание и место работы, понятия культуры устной и письменной речи, изучаемые в школе; типология упражнений по обучению культуре речи. (С. 306–310, 312–314.)
26*. Формирование у учащихся понятия о тексте, его основных признаках (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, законченность), коммуникативные умения, формируемые у учащихся в процессе анализа текста.
27*. Работа по стилистике на уроках русского языка: задачи, содержание и место работы, стилистические понятия, изучаемые в школе; типология упражнений по стилистике. (С. 359–363, 366–369.)
28. Изложение как вид работы по развитию связной речи учащихся. Классификация изложений. Общие требования к тексту для изложения. Обучающие подробное изложение и изложение с дополнительным заданием: сущность, формируемые у учащихся умения и навыки, структура и методика проведения уроков.
39. Обучающие выборочное и сжатое изложения: сущность, требования к текстам для изложений, умения и навыки, формируемые у учащихся, структура и методика проведения уроков.
5*. Средства обучения русскому языку. Учебник как ведущее средство обучения. Основные функции учебника. Основные структурные компоненты учебника. Дополнительные материалы и пособия для учащихся. Средства наглядности в обучении русскому языку.
6. Понятие «метод обучения». Познавательные методы: методы введения нового материала (сообщение учителя, лекция, самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом учебника, эвристическая беседа, анализ языкового явления, лингвистическое исследование и др.)
7. Методы первичного закрепления знаний: воспроизводящая беседа, заполнение таблиц, составление или заполнение схем, составление алгоритмов, конспектирование и др.
8. Методы формирования умений и навыков (упражнения): объяснение языкового явления, осложненное списывание, нахождение и анализ языкового явления, подбор примеров, конструирование, переконструирование, редактирование, языковой разбор, лингвистическая игра и др.
9. Диктанты: классификация по цели проведения, по времени объяснения диктуемого, по характеру записи диктуемого; методика проведения обучающих диктантов.
10. Цель, структура и методика проведения урока изучения нового материала и формирования умений. Требования к подбору дидактического материала к уроку.
11. Цель, структура и методика проведения стандартного комбинированного урока. Требования к подбору дидактического материала к уроку.
12*. Цель, структура и методика проведения урока закрепления знаний, развития умений и навыков. Требования к подбору дидактического материала к уроку.
13*. Цель, структура и методика проведения урока обобщения и систематизации знаний, совершенствования умений и навыков. Требования к подбору дидактического материала к уроку.
14*. Цели, структура и методика проведения уроков контроля знаний, умений и навыков: контрольного диктанта, контрольного изложения, контрольного тестирования. Цель, структура и методика проведения урока коррекции знаний, умений и навыков.
15. Контроль уровня знаний, степени сформированности умений и навыков учащихся: основные функции контроля, виды контроля. Организация устного, письменного, тестового контроля.
25*. Формирование культуры речи учащихся на уроках русского языка: задачи, содержание и место работы, понятия культуры устной и письменной речи, изучаемые в школе; типология упражнений по обучению культуре речи. (С. 306–310, 312–314.)
26*. Формирование у учащихся понятия о тексте, его основных признаках (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, законченность), коммуникативные умения, формируемые у учащихся в процессе анализа текста.
27*. Работа по стилистике на уроках русского языка: задачи, содержание и место работы, стилистические понятия, изучаемые в школе; типология упражнений по стилистике. (С. 359–363, 366–369.)
28. Изложение как вид работы по развитию связной речи учащихся. Классификация изложений. Общие требования к тексту для изложения. Обучающие подробное изложение и изложение с дополнительным заданием: сущность, формируемые у учащихся умения и навыки, структура и методика проведения уроков.
39. Обучающие выборочное и сжатое изложения: сущность, требования к текстам для изложений, умения и навыки, формируемые у учащихся, структура и методика проведения уроков.
3*. Учебная программа по русскому языку для учреждений общего среднего образования: пояснительная записка, структура и содержание курса русского языка в пятых–одиннадцатых классах, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся (общая характеристика).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель обучения русскому языку – сформировать у учащихся систему знаний о языке и речи; научить их пользоваться языком во всех видах речевой деятельности (чтение, слушание, письмо, говорение) и в избранных сферах применения языка; развивать интеллектуальную, духовно-нравственную, коммуникативную, гражданскую культуру учащихся.
Реализация указанной цели достигается в процессе формирования языковой, речевой, коммуникативной, лингвокультурологической и социокультурной компетенций.
Задачи обучения русскому языку:
языковое и речевое развитие учащихся на основе усвоения знаний о системе русского языка на всех его уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом); норм русского литературного языка (произносительных, речевых, словообразовательных, морфологических, синтаксических, орфографических и пунктуационных); правил функционирования языковых средств в речи; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование правописных умений и навыков, умений пользоваться языком в различных видах речевой деятельности (языковая и речевая компетенции);
формирование коммуникативных умений создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи в устной и письменной форме на основе овладения учащимися речеведческими понятиями (культура устной и письменной речи, текст, типы речи, жанры речи, стили речи) (коммуникативная компетенция);
формирование речевой культуры учащихся на основе освоения языка как системы сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения русской и национальной культуры в контексте общемировой; развитие способности пользоваться культурологическими сведениями для обеспечения полноценной коммуникации (лингвокультурологическая и социокультурная компетенции).
Различают метапредметные и предметные компетенции. Важными для обучения русскому языку являются такие метапредметные компетенции, как ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная. Они регулируют содержательный компонент привлекаемых текстов, учебно-познавательную работу с информацией, с учебными моделями, общими схемами; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогии и т. д. К предметным компетенциям относятся языковая, речевая, коммуникативная, лингвокультурологическая и социокультурная.
5*. Средства обучения русскому языку. Учебник как ведущее средство обучения. Основные функции учебника. Основные структурные компоненты учебника. Дополнительные материалы и пособия для учащихся. Средства наглядности в обучении русскому языку.
Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.
Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным относятся:
1) школьный учебник;
2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари);
3) наглядные пособия различных типов.
Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т.д. К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности, например классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т.д. Средства обучения могут сыграть положительную роль, если применяются в системе, если учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловленность в процессе решения определенных учебных задач.
УЧЕБНИК КАК ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная.
6. Понятие «метод обучения». Познавательные методы: методы введения нового материала (сообщение учителя, лекция, самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом учебника, эвристическая беседа, анализ языкового явления, лингвистическое исследование и др.)
Методами обучения называют способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
Известна классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический, исследовательский.
При целостном подходе выделяют 3 группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.
7. Методы первичного закрепления знаний: воспроизводящая беседа, заполнение таблиц, составление или заполнение схем, составление алгоритмов, конспектирование и др.
Учебная работа по закреплению и более глубокому осмыслению знаний заключается в том, что после изложения нового материала и формулирования выводов и обобщений (понятий) учитель ведет учащихся к новым фактам и примерам, но уже в плане более широкого подкрепления сделанных обобщений, их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый материал на практике. Закрепление материала в известной мере связано с тем явлением, которое в психологии называется переносом знаний.
Суть его заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится усвоенные мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять в других условиях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, ибо он дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при усвоении нового материала, а с другой - вносит трудности, так как всякий перенос знаний осуществляется не механически, а требует внесения определенных корректив в усвоенные понятия, умения и навыки, некоторой ломки сложившегося стереотипа, то есть умственного и физического напряжения.
На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:
Прием моделирования.
В качестве примера можно привести следующее задание:
3) Составление схем, таблиц:
Развитию познавательного интереса способствует использование на уроках заданий по построению схем, работе с таблицами.
Использование символов для выполнения заданий
При выполнении учебных заданий учащимся могут быть предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект изучения.
8. Методы формирования умений и навыков (упражнения): объяснение языкового явления, осложненное списывание, нахождение и анализ языкового явления, подбор примеров, конструирование, переконструирование, редактирование, языковой разбор, лингвистическая игра и др.
Все три типа учебно-языковых умений своеобразно преломляются в методиках изучения школьных разделов науки о языке, и для их формирования выработаны специфические методы, называемые в нашей науке упражнениями.
Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений:
– различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли; часы и часики); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить);
– смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк; миновать и линовать; лимон и лиман); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт; школа и день);
– деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;
– постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. число?); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями;
– группировка слов с определенными звуками: спишите, распределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой – с безударным; в один столбик запишите слова с твердыми согласными на конце слова, а в другой - с мягкими и т.д.;
– определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова.
9. Диктанты: классификация по цели проведения, по времени объяснения диктуемого, по характеру записи диктуемого; методика проведения обучающих диктантов.
Диктант – это такой вид письменной работы, при котором учитель диктует текст. А учащиеся записывают на основе сложившегося ранее навыка письма. Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка.
Весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают его, уясняя содержание. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения после того, как оно прочитано учителем до конца. Желательно, чтобы ученики запомнили предложение и «про себя» повторили его до записи: это предупреждает переспрашивание. Учитель при диктовке текста должен выдержать равномерный тем, чтобы не было отстающих в письме. Важно читать текст достаточно громко, внятно. Чтение должно быть подсказывающим или, наоборот, «подлавливающим» учеников. Если в диктанте встречаются слова на ещё не изученные правила, то эти слова следует произносить чётко или выписать на доске.
Словарный диктант. Они включают слова с непроверяемыми написаниями; слова на то или иное правило правописания, связанные с составом слова (корень, приставка, суффикс); слова и формы слов на правописание безударных окончаний (падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов).
Выборочные диктанты ставят целью отработать правописание слов на изучаемые в данный момент орфографические правила. Этот вид диктанта ценен тем, что при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объему материал.
10. Цель, структура и методика проведения урока изучения нового материала и формирования умений. Требования к подбору дидактического материала к уроку.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать ..
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал на доске в виде опорного конспекта. Продумать задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. Его основные этапы:
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности. 2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. 3. Ознакомление с новым материалом.
11. Цель, структура и методика проведения стандартного комбинированного урока. Требования к подбору дидактического материала к уроку.
Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:
1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.
2. Проверка домашнего задания.
3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
4. Изложение нового материала.
5. Первичное закрепление изученного.
6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Наряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:
1. Проверка выполнения домашнего задания.
2. Проверка ранее усвоенных знаний.
12*. Цель, структура и методика проведения урока закрепления знаний, развития умений и навыков. Требования к подбору дидактического материала к уроку.
Основная дидактическая цель его - формирование определенных умений. Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова: 1. Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала. 2. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения. 3. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях. 4. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений. 5. Подведение итогов урока. 6. Постановка домашнего задания
Методы закрепления с использованием учебника
Работа с использованием учебника = важнейший способ закрепления. Основные правила организации и проведения работы:
-- поставить цель работы с учебником, определить частные задачи
-- четко определить: какой текст, в каком объеме, в какой момент и т.д.
-- указать вопросы, которые требуют усвоения
--определить порядок работы над учебником
-- предложить способы самоконтроля над усвоением
-- наблюдать и контролировать ход работы с учебником
-- добиваться не просто чтения, а глубокого осмысления и усвоения
-- непременно провести беседу по результатам.
3. Методы самостоятельной работы учащихся
Дидактическое значение самостоятельной работы (с//р) =активная познавательная деятельность. Только с//р создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления (К.Д.Ушинский). С//р – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально представленное для этого время.
13*. Цель, структура и методика проведения урока обобщения и систематизации знаний, совершенствования умений и навыков. Требования к подбору дидактического материала к уроку.
Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи в отношении между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.
Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний, овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:
1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
14*. Цели, структура и методика проведения уроков контроля знаний, умений и навыков: контрольного диктанта, контрольного изложения, контрольного тестирования. Цель, структура и методика проведения урока коррекции знаний, умений и навыков.
Систематический учет знаний, умений и навыков по русскому языку является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе. Он проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательности усвоения знаний и прочности формирования навыков.
Методика проведения контрольного списывания
1. Текст прочитывается вслух учителем, затем — учащимися.
2. Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).
3. Повторение правил списывания. Учитель напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.
4. Самостоятельная запись текста учащимися.
5. Самопроверка. Учитель предлагает проверить записанное ещё раз — теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.
ДИКТАНТ — вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов — научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов — проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.
15. Контроль уровня знаний, степени сформированности умений и навыков учащихся: основные функции контроля, виды контроля. Организация устного, письменного, тестового контроля.
Контроль, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определенные функции. В научно-методической литературе по теории и методике обучения математике выделяют следующие наиболее значимые функции проверки: контролирующую, обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую [40].
1. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.
2. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации, мобилизуют определенные способы решения задач, определенные приемы учебно-познавательной деятельности. Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, уточнить содержание рассматриваемого вопроса, сделать проверяемые знания и умения более ясными, точными и действенными. Проверка способствует обобщению и систематизации знаний, выработке соответствующих данному этапу обучения умений и навыков [51].
3. Сущность диагностической функции проверки состоит в получении информации об ошибках, недочетах, пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах. Здесь важно получить информацию не только о причинах данного состояния знаний учащихся, но и о степени влияния этих причин на качество знаний, умений и навыков учащихся. Результаты диагностических проверок дают материал об истоках затруднений учащихся в овладении материалом, о числе, характере и причинах ошибок, что позволяет выбрать наиболее действенный индивидуальный подход, акцентировать внимание на подбор достаточно полной системы упражнений, более действенной методики обучения и в общем плане уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания, методов и средств обучения.
4. Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
5. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
6. Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
25*. Формирование культуры речи учащихся на уроках русского языка: задачи, содержание и место работы, понятия культуры устной и письменной речи, изучаемые в школе; типология упражнений по обучению культуре речи. (С. 306–310, 312–314.)
На уроках русского языка у школьников формируются такие понятия: культура речи, нормы русского литературного языка, коммуникативные качества речи.
Культура речи – это владение нормами устной и письменной форм литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умения использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи [2, c. 119–120].
Лингвистическая наука располагает значительным набором дефиниций нормы языка. Приведем две из них: норма – это существующие в данное время в данном языковом коллективе и обязательные для всех
членов коллектива языковые единицы и закономерности их употребления [3, с. 12]; норма (языковая), норма литературная –принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления [2, с. 163].
В учебнике по русскому языку для 4-го класса дается такое определение нормы: Норма языка – это правильное употребление языковых средств (слов, словосочетаний, предложений) в устной и письменной речи[4, с. 35]. В школе организуется работа над нормами, которые устанавливают:
– как правильно произносить слова и ставить ударения (произносительная норма);
– как правильно образовывать слова (словообразовательная норма);
– как правильно образовывать формы слов (морфологическая норма);
– как правильно строить словосочетания и предложения (синтаксическая норма);
– как правильно писать слова (орфографическая норма);
– как правильно расставлять знаки препинания (пунктуационная норма) [4, с. 3–36].
Перечисленные нормы фиксируются в специальных словарях- справочниках, раскрываются в пособиях по грамматике русского литературного языка. Кроме указанных, существуют лексические нормы, которые фиксируются в толковых словарях в виде толкования лексического значения слов и иллюстрирования их сочетаемости с другими словами. Соблюдение норм языка обеспечивает одно из важных коммуникативных качеств речи – ее правильность, которая находится в одном ряду с такими качествами речи, как точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность. Точность речи обеспечивает верное словоупотребление (т.е. употребление слова в свойственном ему значении): знание значений и четкое
разграничение многозначных слов, омонимов, паронимов, иноязычных, профессиональных, устаревших слов, новых слов, появляющихся в языке. Логичность речи заключается в смысловой непротиворечивости.
26*. Формирование у учащихся понятия о тексте, его основных признаках (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, законченность), коммуникативные умения, формируемые у учащихся в процессе анализа текста.
Для реализации поставленной цели - формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом- я поставила перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка и литературного чтения форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
работы с информацией (анализа, синтеза, обобщения).
3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их
творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом
отношении детей. Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.
27*. Работа по стилистике на уроках русского языка: задачи, содержание и место работы, стилистические понятия, изучаемые в школе; типология упражнений по стилистике. (С. 359–363, 366–369.)
Изучение стилистики в школе имеет большое познавательное и воспитательное значение: совершенствуются речевые умения учащихся, развивается их языковой вкус и чувство языка, совершенствуется интеллектуальная, эстетическая и эмоциональная сферы личности.
Задачи изучения стилистики в школе:
- формировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;
- знакомить школьников с основными стилистическими понятиями;
- учить школьников строить высказывания с учетом речевой ситуации;
- обогащать речь учащихся и грамматический ее строй стилистическими синонимами различных уровней языка.
Стилистика изучается одновременно и параллельно с фонетикой, лексикой и грамматикой.
28. Изложение как вид работы по развитию связной речи учащихся. Классификация изложений. Общие требования к тексту для изложения. Обучающие подробное изложение и изложение с дополнительным заданием: сущность, формируемые у учащихся умения и навыки, структура и методика проведения уроков.
Виды изложений и методика их проведения
Система и проведение письменных работ
приведёт к положительным результатам,
даст развитие учащимся, обогатит их навыками
изложения мысли, сэкономит время, повысит
качество работы.
М. А. Рыбникова
Основные положения методики развития речи при написании изложений
1. Конечная цель обучения – сформировать у учащихся комплекс коммуникативных умений, необходимых для создания текста в различных ситуациях общения.
2. Базой формирования умений являются теоретические (речеведческие) знания, которые должны быть усвоены.
3. Изложение – одно из средств формирования коммуникативных умений.
4. Каждый следующий вид изложений (с учётом типа текста, способа его восприятия, характера воспроизведения) призван закреплять имеющиеся и формировать новые умения связной речи.
В методике обучения связной речи учителем (при проведении любого урока по развитию речи) должна вестись работа над важными основными признаками текста:
Признаки текста
Их содержание
Тематическое и смысловое единство
Все части текста связаны с коммуникативной задачей пишущего (говорящего): общение, сообщение, воздействие – с темой и основной мыслью высказывания.
Стилистическое единство
Возможность деления текста на более мелкие части (разные по объёму), взаимосвязанные и взаимообусловленные.
39. Обучающие выборочное и сжатое изложения: сущность, требования к текстам для изложений, умения и навыки, формируемые у учащихся, структура и методика проведения уроков.
Сжатые изложения
Сжатое изложение текста — это пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла. Для этого в тексте нужно выделить главное. Умение пересказывать содержание кратко — это необходимый навык для работы над текстом. Для того чтобы научиться сжато пересказывать текст, следует придерживаться определённой последовательности действий:
разделить текст на части;
выделить те предложения, без которых нельзя обойтись, отсутствие которых приведёт к искажению смысла или его непониманию;
исключить несущественный материал, без которого можно обойтись, чтобы понять смысл текста;
если потребуется, перестроить некоторые предложения: из нескольких предложений составить одно (то есть сжать их).
Выборочные изложения
При выборочном изложении требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением.
При выборочном изложении нужно выделить в тексте отдельные темы, вычленить материал, относящийся к той или иной теме, построить высказывание на основе собранного материала и передать его подробно.
Обучающее изложение
Цели: учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты