1. Гуманистическая парадигма в контексте социально-педагогической деятельности.
6. Понятие о профессиональной этики социального педагога, задачи и категории.
11. Ценности и мотивы в структуре профессиональной деятельности.
20. Кодекс профессиональной этики педагога социального.
29. Применение профессиональной этики при осуществлении работы с различной категорией нуждающихся в помощи.
38. Профессиональная компетентность педагога социального и ее структура.
46. Развитие личности педагога социального в системе педагогического образования.
57. Алгоритм определения профессионального мастерства социального педагога.
1. Гуманистическая парадигма в контексте социально-педагогической деятельности.
Понятие парадигмы образования и их многообразие. В переводе с латинского слово «парадигма» означает «пример». В современной педагогике оно употребляется как концептуальная модель образования.
В условиях гуманизации образования «обеспечить сохранение и развитие целостности человека может только образование, которое ориентировано на культуру и духовность молодого поколения как основополагающий принцип и источник всех его функциональных проявлений». В этой переориентации на первый план выдвигается проблема социальной защиты и поддержки детства средствами образования. Основываясь на данном суждении, мы склонны определять социальную защиту детства как вид практической педагогической деятельности, а, следовательно, как часть образования. Дело в том, что в современной гуманистической парадигме образования изменяются наши представления не только о ценностях, но и о составе и содержании педагогических процессов.
6. Понятие о профессиональной этики социального педагога, задачи и категории.
Профессиональная этика представляет собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающихся в процессе труда и вытекающих из содержания их профессиональной деятельности.
Цель этики - обеспечение и поддержание социально одобряемого содержания и целей профессиональной деятельности, а ее основная задача - нормативная регламентация и контроль отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, воздействие на сознание специалистов и формирование их нравственного облика, этического сознания, убеждений и потребностей.
К основным категориям этики следует отнести следующие: Понятия «нравственность», «мораль» «этика» близки по своему содержанию и происхождению и обозначают соответственно русский, латинский и греческий корень исходного слова «нравы» нормы поведения. Термин «этика» древнегреческого происхождения (нрав, обычай) был введен Аристотелем в 4веке до н.э. как учение о нравственности и морали.
11. Ценности и мотивы в структуре профессиональной деятельности.
Ценность - значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой, жизнедеятельности, интересов, потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
Аксиология - философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследует смысл человеческой, жизни.
Педагогические ценности - нормы, реглaментирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившимися общественным мировозрением в области образования и деятельностью педагога.
Социально-педагогические ценности – совокупность идей, норм и правил, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.
20. Кодекс профессиональной этики педагога социального.
Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников».
Главная цель «Кодекса этики социального работника и социального педагога» - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника и социального педагога) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.
В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются социальные работники и социальные педагоги в своей практической деятельности.
Кодекс требует от практиков исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.
Кодекс содержит директивы для работников социальной сферы, которые являются членами Союза социальных педагогов и социальных работников. Кодекс может быть использован и другими людьми для определения стандартов профессионализма, ожидаемого от специалистов социальной сферы и студентов социальных вузов. Поэтому работодатели могут включать данный Кодекс в текст контрактов по найму, заключаемых с социальными работниками и социальными педагогами.
29. Применение профессиональной этики при осуществлении работы с различной категорией нуждающихся в помощи.
Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника Социальный работник и социальный педагог:
а) соблюдают Кодекс этики, утверждают ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивают, совершенствуют и популяризируют их; б) повышают качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям, развивают профессионализм социальной работы, привлекая непрофессиональных помощников социальных педагогов и социальных работников к решению посильных для них задач; в) повышают статус социальной и социально-педагогической работы, защищают ее от необоснованной критики и укрепляют у людей различных социальных групп веру в ее необходимость; г) принимают участие и поощряют других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социальной работы и социально-педагогической деятельности.
38. Профессиональная компетентность педагога социального и ее структура.
Компетентность (профессионализм) является ценностью социальной работы и социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и - обеспечивает принадлежность социального педагога и социального работника к их профессиональной группе; - определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента; - побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы и освоению методов научного исследования процессов социальной среды.
Компетентность социального педагога складывается из следующих умений:
Аналитические умения складываются из следующих частных умений: анализировать педагогические явления (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; находить в пси-холого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать педагогическое явление; вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.
46. Развитие личности педагога социального в системе педагогического образования.
Многоуровневое педагогическое образование обеспечивает личности (студенту) возможность осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям. Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое программами первого и второго уровней.
Первый уровень— общее высшее образование — достигается овладением образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение 2 лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по образовательно-профессиональным программам второго уровня.
Второй уровень базового высшего педагогического образования рассчитан на 2 года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению.
57. Алгоритм определения профессионального мастерства социального педагога.
Профессиональное мастерство социального педагога - совокупность знаний, умений и навыков выполнять педагогические функции в контексте своей профессиональной деятельности
Педагогическое мастерство предполагает умение пользоваться методами воспитания, которые упрощенно можно свести к пяти, известным с очень давних времен:
•воспитание словом;
•воспитание делом;
•воспитание образцом (или примером);
•воспитание ситуацией (это, пожалуй, самый главный, наиболее популярный сегодня метод воспитания);
•воспитание отношением.
Уровни педагогического мастерства:
— владения:
-педагогическими технологиями;
-методами и методиками;
-средствами и приемами социально-педагогической деятельности