Социология
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Готовые шпаргалки
на тему: «Социология»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2020
10 BYN
Социология
Тип работы: Готовые шпаргалки
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
1. Социология как наука: её объект, предмет, метод.
2. Задачи и функции социологии.
3. Общество как система: сущность, основные характеристики. Типы обществ.
4. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.
5. Социальная структура общества, её основные элементы.
6. Социальная стратификация. Исторические системы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы).
7. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин и др.), их основные различия.
8. Содержание и соотношение понятий «социальный класс», «социальная общность», «социальная группа», «социальный слой» («страта»).
9. Социальный статус. Виды статусов. Статусный набор.
10. Социальная роль. Ролевой набор. Ролевой конфликт.
11. Социальная мобильность. Типы социальной мобильности. Скорость и интенсивность социальной мобильности.
12. Социальная структура современного белорусского общества.
13. Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное.
14. Кризис как стадия развития социальных систем. Признаки кризиса. Типология кризиса.
15. Особенности социального управления и содержание социальной политики в Республике Беларусь.
16. Понятие семьи в социологии. Семья как социальный институт и малая социальная группа.
17. Исторические формы семьи и брака.
18. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования.
19. Пол и гендер. Гендерные исследования в современной социологии.
20. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути её улучшения.
21. Религия как тип мировоззрения, как социальный институт. Специфика социологического анализа религии.
22. Структура и социальные функции религии.
23. Социодинамика религиозных систем: процессы институционализации религии, сакрализации и секуляризации.
24. Понятие новых религиозных движений (неокультов).
25. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.
26. Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь.
27. Понятие социологического исследования. Виды социологических исследований, их специфика.
28. Программа социологического исследования и её структура.
29. Методы сбора первичной социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.
30. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки.
31. Социальные институты. Функции социального института. Типологии институтов.
32. Человек, индивид, личность: сущность понятий и их взаимосвязь. Структура и типология личности.
33. Социализации личности: сущность, формы, этапы, агенты социализации.
34. Сущность и виды социального контроля. Понятие девиантного поведения.
35. Социальное поведение личности: определение, виды. Понятие социальной нормы.
1. Социология как наука: её объект, предмет, метод.
Социология – наука об обществе.
Социология – это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Таким образом, социология – наука об обществе и социальном мире человека.
2. Задачи и функции социологии.
Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.
3. Общество как система: сущность, основные характеристики. Типы обществ.
Категория «общество» начала широко использоваться лишь с XIX века. Основоположник С. О. Конт считал общество функциональной системой элементов, кот-ми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой.
4. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.
Общество состоит из следующих 4 подсистем:
Экономическая подсистема представляет собой сложное системное образование, включающее: производство, распределение, перемещение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое стимулирование различных видов деятельности, финансовые, кредитные, банковские и иные, подобные им организации и учреждения.
5. Социальная структура общества, её основные элементы.
1) Социальные статусы
В социологии под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Люди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, считающийся основным определяет положение человека в обществе.
6. Социальная стратификация. Исторические системы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы).
Большинство исследователей полагают, что социальная стратификация– иерархически организованная структура социального (статусного) неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты.
7. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.), их основные различия.
Теорию социальной структуры и стратификации в социологии разрабатывали: М. Вебер, П. Сорокин, К. Маркс и др.
П. Сорокин выделил 3 типа соц. стратификации по 3-м критериям:
1. Уровню дохода 2. Политическому статусу 3. Профессиональным ролям.
8. Содержание и соотношение понятий «социальный класс», «социальная общность», «социальная группа», «социальный слой» («страта»).
Социальные классы – социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. В социально-классовой структуре общества выделяют основные и неосновные классы. Существуют различные определения понятия «класс».
9. Социальный статус. Виды статусов. Статусный набор.
Социальный статус – социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки.
10. Социальная роль. Ролевой набор. Ролевой конфликт.
Социальная роль – это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль – «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус».
11. Социальная мобильность. Типы социальной мобильности. Скорость и интенсивность социальной мобильности.
Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.
12. Социальная структура современного белорусского общества.
По доходам в обществе можно условно выделить высший, средний и низший слои. За период с 1990 по 1999 годы в Беларуси произошло углубление неравенства по этому признаку. Если в 1990 г. отношение среднего дохода 10 % наиболее богатых семей к среднему доходу 10 % самых бедных семей составляло 3, то к 1999 г. оно составило 9,8. До развала СССР бедность в Беларуси не превышала 1 % численности населения, а в 1999 г. она по официальным данным превысила 36 %.
13. Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное.
Социальное развитие – такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, норм и ценностей. Ему присущи необратимость, направленность и закономерность. Понятие «социальный прогресс» отражает такую направленность социального развития, когда происходит переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.
14. Кризис как стадия развития социальных систем. Признаки кризиса. Типология кризиса.
Социальный кризис - процесс крайнего обострения противоречий в обществе, резкое нарастание критической массы конфликтов до такой точки, за которой следует разрыв социальных связей, утеря способности общественными образованиями выполнять свои функции, дестабилизация общества как целостной системы.
15. Особенности социального управления и содержание социальной политики в Республике Беларусь.
Трансформационные процессы в белорусском обществе охватывают все его сферы:
• Происходит развитие политической и государственной систем,
• Обновляются экономические основы общества
• Осуществляется смена духовно-культурных ориентиров социума
В Республике Беларусь осуществляется программа устойчивого развития, задачами которой являются:
• Повышения качества человеческого потенциала
• Формирование зрелого гражданского общества
• Формирование высокоэффективной, конкурентоспособной и социально ориентированной экономики
• Сохранение благоприятной окружающей среды.
16. Понятие семьи в социологии. Семья как социальный институт и малая социальная группа.
Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.
17. Исторические формы семьи и брака.
В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:
- групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);
- полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам);
- полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);
- моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).
18. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования.
Специфика современной семьи определяется 4 особенностями:
1. Важная роль отведена родительству. Психологами было выделено 6 исторических стадий развития детско-родительских отношений – инфантицид (аборт), бросающий стиль воспитания (пристраивание в чужие руки), амбивалентный (жесткая лепка характера), «навязчивый» стиль (полный контроль воли и чувств), социализирующий (подготовка к самостоятельности) и свободный (взаимопонимание, индивидуализация ребенка).
19. Пол и гендер. Гендерные исследования в современной социологии.
Гендерная социология – специальная социологическая теория, которая изучает процессы развития и социального взаимодействия двух гендерных общностей: мужской и женской.
20. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути её улучшения.
Вступление Республики Беларусь в XXI век сопровождается негативными демографическими тенденциями – сокращением численности населения и его старением. Исходя из того, что одним из факторов национального самосознания личности является необходимость решительного противодействия физическому исчезновению народа, руководство Республики Беларусь приняло очередную программу демографической безопасности на 2011 – 2018гг.
21. Религия как тип мировоззрения, как социальный институт. Специфика социологического анализа религии.
Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний - земной, естественный - сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
22. Структура и социальные функции религии.
Религия – общественное явление с системным характером. Структура:
1. Религиозное сознание – совокупность теорий, концепций, идей, представлений, составляющих мировидение, которое дает ответы на наиболее важные вопросы человеческого бытия.
23. Социодинамика религиозных систем: процессы институционализации религии, сакрализации и секуляризации.
Сакрализация – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. На ранних этапах человеческой истории сакрализация осуществлялась в рамках непосредственной деятельности и общения на основе введения в социальное взаимодействие обрядов, символов, определенного типа верований, связанных с при¬знанием «священного». Позднее с созданием организации сакрализация углубляется на основе клерикализации общественной жизни.
24. Понятие новых религиозных движений (неокультов).
Нетрадиционные культы (другие названия – неокульты, альтернативные культы) представляют собой новое явление в духовной культуре. Большая часть неокультов возникла в США в 1950–60-е гг.; вскоре некоторые из них закрепились в других регионах проживания европейских народов, став катализатором для развития новых религиозных движений.
25. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.
Если попытаться обобщить данные об уровне религиозности населения Беларуси, то можно сказать, что верующими (в Бога) себя считают около половины опрошенных (в зависимости от года и авторства исследования цифры немного разнятся): 1994 год – 32,8 %, , 2001 год – 44,3 %, 2006 год – 58,9 %.
26. Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь.
Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Укрепление роли и влияния религии в обществе прямо связано с политикой государства.
27. Понятие социологического исследования. Виды социологических исследований, их специфика.
Существуют следующие виды социологических исследований:
В зависимости от глубины требуемого количественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности задач различают три основных виды социологических исследований: разведывательное, описательное и аналитическое.
28. Программа социологического исследования и её структура.
Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности.
29. Методы сбора первичной социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.
При сборе первичных данных в социологии используют четыре основных метода: опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент.
Опрос представляет собой вопросно-ответный способ сбора данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение опрашиваемых (респондентов).
30. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки.
Выборочный метод основывается на законе больших чисел и сущность его состоит в построении математической модели, которая применима на практике, когда есть определенные условия. Он предполагает, что опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (их называют генеральной совокупностью), а только часть (выборочная совокупность).
31. Социальные институты. Функции социального института. Типологии институтов.
Важным структурообразующим элементом общества выступают социальные институты. Сам термин «институт» (от лат. institutum – установление, учреждение) был заимствован из юриспруденции, где он использовался для характеристики определенного комплекса юридических норм. В социологическую науку это понятие впервые ввел Г. Спенсер. Он полагал, что всякий социальный институт складывается как устойчивая структура «социальных действий».
32. Человек, индивид, личность: сущность понятий и их взаимосвязь. Структура и типология личности.
Личность – это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.
33. Социализации личности: сущность, формы, этапы, агенты социализации.
Человек - существо социальное. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны.
34. Сущность и виды социального контроля. Понятие девиантного поведения.
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Социальные отклонения, то есть девиацииприсутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
35. Социальное поведение личности: определение, виды. Понятия социальной нормы.
Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты