ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты внедрения инклюзивного образования в образовательные программы дошкольных учреждений. Рассмотрены условия внедрения данной программы, а также содержание работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзия, образование, идеи Л.С. Выготского, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное учреждение образования.
В становлении и развитии дефектологии – науки об особенностях развития детей с физическими и психическими расстройствами и закономерностях их обучения и воспитания – с истинно научной точки зрения большую роль сыграл Л.С. Выготский. Его идеи не утратили своей новизны и актуальности и в настоящее время, так как они развиваются в психологических и педагогических исследованиях.
На основании фундаментальных исследований Л.С. Выготский поставил задачу – найти здоровое, сохранное, незатронутое, что есть у аномального и положиться на эти здоровые стороны для исправлений и коррекционной работы.
Л.С. Выготский применил динамический подход к изучению своеобразия развития аномальной детской личности, которая, по его мнению, возникает в процессе взаимодействия биологических, социальных и образовательных факторов. Он признал важность влияния организованного образования в содействии развития личности.
Наиболее ценным, на наш взгляд, является то, что Л.С. Выготский установил учение о большом резерве здоровых устремлений аномального ребенка, о неравномерном распределении дефектов в различных аспектах деятельности. И это открывает большие возможности для развития аномального ребенка [1].
Однако для того, чтобы превратить потенциальные способности ребенка в необходимые условия жизни, необходимо прежде всего знать способности ребенка, которые еще находятся в зачаточном состоянии. Последнее, при благоприятных условиях обучения и воспитания при умелом руководстве взрослыми, станет многообещающей возможностью для ребенка, – сказал Л.С. Выготский, называя это зоной ближайшего развития.
1. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Сост. О.Н. Ертанова, В.К. Зарецкий; Под ред. В.И. Слободчикова. – М., 1996. – с.105-112.
3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / [Т. В. Волосовец и др.]; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 141 с.