МОДЕЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Литература
МОДЕЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Биоцентрический подход к организации экологического воспитания детей дошкольного возраста выдвигает необходимость создания соответствующей среды в учреждении дошкольного образования. Разнообразие растительного и животного мира на территории учреждения дошкольного образования, уголки природы в помещении создают необходимую среду для экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Предметно-пространственная среда для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [2, c. 12].
Для оценки качества развивающей предметно-пространственной среды для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования должны использоваться определенные механизмы, методики и модели экспертизы качества развивающей предметно-пространственной среды.
Так, любая экспертиза начинается с выбора инструментов. Существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов, для комплексной оценки качества предметно-пространственной среды для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования [1, c. 23].
Для оценки эффективности качества развивающей предметно-пространственной среды для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования необходимо разработать критерии и определить те показатели, которые позволят установить степень выраженности самого критерия. Результат экспертизы зависит от правильного выбора инструментов. Но как оценивать качество образования, если ребенок не может быть оценен и не существует единой типовой программы.
Выходом из этой ситуации является разработка новой системы оценки качества на базе ЕCERS-R [4]. Шкала ECERS-R была разработана в 1980 году в Университете Северной Каролины (США) и апробирована позже в российских дошкольных организациях. Это набор наблюдательных шкал, оценивающих образовательную среду определенной группы дошкольных учреждений. Особое значение в шкале придается среде экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.
Шкала ECERS-R принадлежит к методам оценки образовательной среды в дошкольном учреждении, и поэтому основной задачей дошкольного образования видится также создание соответствующей образовательной среды для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования [3].
1. Богуславская, Т. Н. Типология подходов к оценке и определению качества дошкольного образования // Вестн. Владимирского гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. – 2011. – № 29. – С. 95
2. Новосёлова, С. Л Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебновоспитательных комплексах / С. Л. Новосёлова. – М., 2001. – 74 с.
3. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М., 2003. – 211 с.
4. Шиян О.А. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России / О.А. Шиян, Е.В. Воробьева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С. 38-49.