Психолого-педагогические аспекты социализации подростка в условиях развития цифрового общества
Список использованных источников
Психолого-педагогические аспекты социализации подростка в условиях развития цифрового общества
В связи с современными трансформациями в современной системе образования Республики Беларусь взят курс на развитие цифрового общества. Разработана и реализуется Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь. В рамках ее реализации Министерство образования запустило проект под названием «Электронная школа». Постепенно в учреждения образования внедряются сервисы электронных дневников, журналов, проведена экспертиза на электромагнитную совместимость, а также созданы условия для эксплуатации радиоэлектронных средств сетей беспроводного широкополосного доступа спецификации Wi–Fi. Иными словами, страна сейчас учится обучать подрастающее поколение в цифровом обществе. А ведь цифровое общество – это, прежде всего, совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг. Цифровые приложения с одной стороны, а компьютерные игры с другой, и, на первый взгляд, не понятно добро это для человека или зло. Стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий и социальные трансформации, происходящие под их влиянием, оказывают все возрастающее воздействие на личность подростка. Несмотря на то, что изучение этого воздействия началось еще в 1980-1990-е гг., к настоящему времени среди исследователей отсутствует единство мнений, как по поводу степени такого влияния, так и относительно его направленности (А.А. Григорьева, П.А. Кисляков, А.В. Коротков) [8].
К.В. Боярова «под цифровым обществом понимает поколение людей, родившихся в эпоху, когда цифровые технологии являются неотъемлемой частью человеческого существования. Началом этого периода часто называют 2000 год, и именно с этого времени люди, рожденные на Земле, объединены разными технологиями в единое цифровое общество. В цифровом обществе пространство заменяется пространственными потоками. Киберпространство влияет на формирование личности. Дети цифрового общества являют собой странную смесь детской непосредственности и взрослых умений, такой «ребенок-не ребенок», живущий в каком-то своем мире и иногда поражающий глубиной восприятия жизни» [3, с. 42].
1 Айварова, Н.Г. Психологическое здоровье как условие успешной социализации личности / Н.Г. Айварова // Вестник Югорского государственного университета. – 2016. – № 1 (40). – С. 113 – 115
2 Борев, В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Борев. – М.: Академический проект, 2007. – 122 с.
3 Боярова, К.В. Кибер-аддикция: еще один вид зависимости / К.В. Боярова // Вестник Харьковского Национального Университета. – Харьков: Психология, 2006. – №3. – С. 41– 46.
4 Винская, Л.А. Особенности и тенденции развития СМИ в эпоху глобализации / Л.А. Винская // Сборник материалов Международной научно–практической конференции «Филология, искусствоведение и культурология в XXI веке». – Новосибирск: НГУ, 2012. – 155 с.
5 Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы: Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 № 235. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file4c1542d87d1083b5.PDF.
6 Григорьева, А.А. Философские основы социализации личности / А.А. Григорьева // Философия образования. – 2012. – № 2 (41). – С. 12 – 18
7 Еляков, А.Д. Современное информационное общество / А.Д. Еляков. – Самара: Изд-во СГЭУ, 2007. – 206 с.
8 Карабанова, О.А. Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, принципы коррекции): Дис. д-ра психол. наук. М.: МГУ, 2002. –379 с.
9 Кисляков, П.А. Информационная безопасность: учебное пособие / П.А. Кисляков. – М.: «Русский журнал», 2011. – 328 с.
10 Коротков, А.В. Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества / А.В. Коротков // Информационное общество. – 2003. – № 5. – С. 54 – 63.
11 Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 годы: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016. – Режим доступа: https://www.bsuir.by/m/12_100229_1_106130.pdf.
12 Смолл, Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета / Г. Смолл, Д. Ворган. – Издательство: Азбука-Аттикус, КоЛибри. – 2011. – 352 с.
13 Солдатова Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова. – М.: Фонд развития интернет, 2013. – 144 с.
14 Федотова, Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. / Л.Н. Федотова – М.: МГУ, 1996. – 241 с.
15 Шайдулина, А.Ф. Интернет–зависимость – новая форма аддиктивного поведения подростков / А.Я. Шайдулина // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 79–87.
16 Masuda, Y. The Information Society as PostIndustrial Society / Y. Masuda. – Washington: World Future Soc., 2003. – 419 p.