ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА С ПОМОЩЬЮ НАБОРА NUMICON У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Библиографический список
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА С ПОМОЩЬЮ НАБОРА NUMICON У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Самое главное в дошкольном учреждении – это обучение графическим навыкам как основной части работы, которая готовит руку ребенка к письму. Графические навыки включают в себя владение карандашом, рисование, затенение, обводка, соединительные точки и т.д.
Графические навыки – одна из ключевых компетенций, необходимых ребенку для выполнения заданий практически во всех областях образования (например, графические задания предлагаются при формировании элементарных математических понятий: соединение точек на числах, рисование шаблонов на ячейках, рисование желаемого количества предметов и т.д.).
Опыт показывает, что приобретение графических навыков у группы детей происходит неравномерно. Некоторых детей дошкольного возраста легко научить держать в руках карандаш и быстро справляться со все более сложными задачами. Другие испытывают трудности при решении самых простых задач. Дети нажимают на карандаш слишком сильно или слишком слабо, их движения неточны, что приводит к дрожащей, угловой линии. У них нет чувства формы или композиции.
И это практически не зависит от возраста. Можно увидеть дошкольников трех и шести лет, которые примерно одинаково владеют карандашом. Это связано с тем, что обучение графическим навыкам основано на сложных, многокомпонентных нейрофизиологических механизмах. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям в освоении графических навыков. Дети с такой проблемой нуждаются в специальной помощи в подготовке рук к письму, иначе это становится еще более очевидным в школе.
Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т. д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности.
Предпосылки графической деятельности:
– развитая мелкая моторика – способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
– развитая зрительно–моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
– сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
– общая моторная зрелость – необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
– развитые зрительное восприятие и зрительное внимание – умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
– сформированные зрительно–пространственные представления – чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.