ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ РУКОТВОРНОГО МИРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Литература
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ РУКОТВОРНОГО МИРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В настоящее время изучение особенностей младшего дошкольного возраста является актуальным для развития педагогики, так как является важным этапом в жизни каждого человека, ведь именно в этот возрастной период закладываются основы будущей личности, а также происходит формирование предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. [1, с. 56]. В возрасте 3-4 лет происходит накопление определенного запаса представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом.
В современном мире эстетическое образование и воспитание детей младшего школьного возраста является наиболее приоритетным направлениям современных научно-педагогических исследований. Эстетическое понимание не является прирождённым качеством человека, оно формируются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Исследованием проблемы эстетического воспитания детей в целостном учебно-воспитательном процессе занимались такие отечественные педагоги как: С.А. Аничкин, И.Ф. Гончаров, Я.Д. Григорович, Г.Н., Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Н.А. Кушаев, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, В.В. Буткевич, Т.В. Карнажицкая, С.А. Карташев, О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак, Ю.С. Любимова, И.А. Малахова, Н.Н. Яковлева. Многие из них отмечают, что основополагающим периодом в формировании эстетического воспитания является период младшего школьного возраста [2, с. 118], так как именно в этом возрасте у ребенка начинает сформировываться осознанность себя и своего места в мире природы и людей, понимание различий между предметами и объектами, созданными природой и человеком.
На сегодняшний день существует значительное количество подходов к определению понятия, выбору путей и средств эстетического воспитания. Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленного воспринимать, чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах [3, с. 146]. В связи с этим, играет важную роль формирование представлений об объектах рукотворного мира.
1. Арсеньева, М.С. Значение детского экспериментирования для детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. – 2012. – №4. – С. 54-57.
2. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.
3. Топилина Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени / Н.В. Топилина // Инновационная наука. – 2015. - №4-2. – С. 146-148.
4. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. ин-ст. образования, 2019. – 479 с.