ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНЫХ ИГР
Библиографический список
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНЫХ ИГР
Перед дошкольным образовательным учреждением стоит много задач, одной из которых является развитие культуры речи, формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста.
Проблема формирования культуры речи детей дошкольного возраста была и остается одной из самых важных проблем в современной педагогике и психологии. Следовательно, степень изученности данного вопроса достаточно велика. Исследованием данной проблемы занимались такие авторы как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, П. Я. Гальперин, А. В. Ветлугина, А. П. Усова, Д. В. Менжерицкая, А. Н. Леонтьев, О. С. Ушакова и другие авторы.
В практике дошкольного образования возникают проблемы при формировании культуры речи, например, дошкольники, испытывают трудности в общении со сверстниками, недостаточно развито умение говорить выразительно, в нормальном темпе, с хорошей интонацией, а также быть корректным и доброжелательным собеседником.
Определение культуры речи дается в большой советской энциклопедии. «Культура речи (синоним – речевая культура) – степень соответствия речи нормам литературного языка; область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка, конкретные нормы и критерии правильности речи, направленные на совершенствование языка как орудия культуры» [1, с. 631].
Формирование культуры речи детей занимает важнейшее место в системе дошкольного образования. В наше время этот вопрос является особенно актуальным, поскольку технический прогресс привел к тому, что дети все больше времени проводят за экранами телефонов, компьютеров, планшетов и иных гаджетов, заменяя тем самым живое речевое общение. К сожалению, все это приводит к тому, что дети оказываются абсолютно неподготовленными к социальному взаимодействию, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. По этой причине вопросу формирования культуры речи дошкольников должно быть посвящено как можно больше времени.
Д. Б. Эльконин отмечает, что «Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем» [5, c. 86]. Автор подчеркивает, что стержнем формирования личности дошкольника является овладение родным языком. Овладение родным языком, развитие речи считается одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Также отметим, что основной целью по формированию культуры речи и обучению детей родному языку является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
1. Введенский, Б. А. Большая советская энциклопедия [Текст] / под ред. Б. А. Введенского. – М.: Научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1958. – 650 с.
2. Кузьмич, А. Д. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. Д. Кузьмич. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 18 (204). – С. 173-175. – Режим доступа https://moluch.ru/archive/204/49999
3. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Методическое пособие [Текст] / Н. Я. Михайленко. – М. : Просвещение, 2000. – 96 с.
4. Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей» Методическое пособие [Текст] / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др. – М. : АСТ, 2015. – 206 с.
5. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет / Д.Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 2012. – 328 с.