Особенности ценностных ориентаций студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности ценностных ориентаций студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности ценностных ориентаций студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Ценностные ориентации» Шварца.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест «Смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные баллы по методикам.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к определению ценностей в современной психологии
1.2 Ценностные ориентации как предмет психологического исследования
1.3 Психологическая характеристика студенческого возраста
1.4 Особенности ценностных ориентаций студентов специальностей различных профилей
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций студентов специальностей естественного профиля
2.3 Изучение ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профиля
2.4 Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические преобразования, которые происходят в последние годы, обусловили существенные изменения в системе высшего образования. Современные условия предъявляют особые требования к формированию ценностных ориентаций выпускников высших учебных заведений. Ценностные ориентации являются важнейшим социально-психологическим образованием личности студента, что проявляется во всех сферах его деятельности.
Значимость ценностных ориентаций особенно возрастает в студенчестве. Лишь к этому периоду складываются необходимые для реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций предпосылки. Однако, современная студенческая молодежь характеризуется отсутствием мировоззренческих основ, размыванием ценностных основ, снижением интереса к общественной культуре, низкой активностью студенческой молодежи в решении социокультурных проблем. Благоприятное нравственное развитие общества невозможно без утверждения общечеловеческих ценностей.
Кроме того, в студенческой среде происходит снижение силы мотивации ценностей, связанных с духовными интересами, развитием личности. Это свидетельствует о сложности и неоднозначности процесса формирования системы ценностных ориентации у современной молодежи. В свете вышесказанного изучение ценностных ориентаций преподавателей учреждений высшего образования в контексте психологии поколений соответствует новой стратегии психологических исследований.
Степень разработанности проблемы.
Изучением проблемы ценностных ориентаций занимались многие зарубежные (А. Маслоу М. Рокич, С. Шварц, Э. Шпрангер, В. Франкл) и отечественные (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, В.А. Ядов) ученые. На сегодняшний день сформировалось достаточно много подходов и направлений изучения ценностных ориентаций – гуманистический, экзистенциальный, деятельностный, функциональный и т.д.
В последние годы повышается интерес к изучению ценностных ориентаций у студентов. В работах Н. А. Буравлевой, Л.Н. Зыбиной, Э. Петровой, И.Ф. Толкач, А.А. Поповановой выявлены ценности студентов вузов различных специальностей.
Выбор профессии накладывает отпечаток на ценностную сферу, в то же время ценностные ориентации влияют на выбор профессии. Тем самым обусловлена важность изучения ценностных ориентаций студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей.
Однако, проблема изучения особенностей ценностных ориентаций студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей в современной психологии остается недостаточно освещённой.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время проблема ценностных ориентаций студентов решена далеко не в полной мере. Будущее поколение – основа успешности государства. Сформированные ценностные ориентации являются важнейшим показателем личностной и социальной зрелости студентов. Важно изучить особенности ценностных ориентаций студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей, так как это позволит лучше понять специфику системы ценностей современного студенчества. Знание этих особенностей может быть психологу для более эффективного психологического сопровождения студентов.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к определению ценностей в современной психологии
В Психологическом словаре понятие «ценностные ориентации» определяются как «важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей» [31, с. 513].
В Большой психологической энциклопедии ценностные ориентации определяются как «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [7].
В психологической литературе существует большое разнообразие трактовок понятия «ценность», что обусловлено различиями подходов к ее объяснению. В научном понимании чаще всего говорят о трех формах существования ценностей. В первом случае рассматривают ценность как значимость и идеал, выработанный общественным сознанием. С другой точки зрения ценность выступает в объективированной или материальной форме воплощения этих идеалов. С позиций третьего направления ценности входят в психологическую структуру личности, являются фактом сознания и выступают источником отношений человека с окружающей действительностью и мотивации его поведения [16, с. 55].
В зарубежной психологии понятие ценностей изучено широко. Так, В. Франкл считал, что ценности индивида – это «универсалии смысла», то есть смыслы, присущие большинству членов общества, всему человечеству на протяжении всего его исторического развития. По мнению В. Франкла, субъективная значимость ценности должна сопровождаться принятием ответственности за ее реализацию [53, c. 64].
С. Шварц и В. Бильский выделяют три группы потребностей: биологические (витальные) потребностей; взаимодействия, необходимого для межличностной координации; и социальные потребности для группового благополучия и выживания. В австрийской школе психологии (А. Мейнонг, Х. Эренфельс, И. Крейбиг) ценности – исключительно субъективный феномен. Согласно Х. Эренфельсу, ценность объекта –это желательность, которая определяется как возможность получения удовольствия [59, c. 38].
В гуманистической психологии изучение жизненных ценностей получило особое развитие. А. Маслоу, говоря о естественности внутренних «психобиологических» ценностей, подчеркивает, что «любые инстинктивные тенденции человека гораздо слабее сил цивилизации». В то же время он также, как и К. Роджерс, видит «жизненно важную» роль психолога в актуализации, «пробуждении» внутренних ценностей личности [29, c. 45].
Г. Олпорт, подчеркивал, что источником большинства личностных ценностей является нравственность общества, и выделил ряд ценностных ориентаций, не продиктованных моральными нормами, – любознательность, эрудированность, коммуникабельность и др. Моральные нормы и ценности формируются и поддерживаются посредством внешнего подкрепления. Они действуют как средства, условия для достижения внутренних ценностей, являющихся целями личности. Г. Олпорт пишет: «ценность, в моем понимании, – это своего рода личностный смысл. Ребенок осознает ценность, когда значение имеет для него фундаментальное значение» [35, c. 65].
К. Роджерс считает, что «внутренние и внешние ценности формируются или принимаются, если воспринимаются, физиологическим аппаратом как способствующие сохранению и укреплению организма. Именно на этом основании усваиваются взятые из культуры социальные ценности» [44, c. 84]. Также К. Роджерс упоминает о необходимости осознания возникающих переживаний как основе ценностных представлений.
У. Томас и Ф. Знанецкий определяли ценности «как любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы». Ценности не относятся только к предметному миру, в силу того, что реальность не только предметна, к реальности относятся еще и идеи, мысли, отношения и другое. Авторы имели в виду под «любым предметом» все феномены реальности, но ценностное отношение имеет место быть и к совершенно неопределимым вещам, например, к таким понятиям, как «любовь», «ненависть и другое» [50, с. 75].
К. Клахтон считал, что ценности – это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия [25, с. 52].
В отечественной психологии, созвучной по многим позициям западной гуманистической традиции, аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности и в рамках деятельностного подхода. Ценности производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека (С.Л. Рубинштейн); представляют собой первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения и, во взаимодействии с ними, характер и склонности человека (Б.Г. Ананьев); являются осознанными и принятыми человеком общими смыслами его жизни (Б.С. Братусь).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить особенности ценностных ориентаций студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей.
Задачи исследования:
1. Изучить ценностные и смысложизненные ориентации студентов специальностей естественного профилей.
2. Определить ценностные и смысложизненные ориентации студентов специальностей гуманитарного профилей.
3. Сравнить ценностные ориентации студентов специальностей естественного и гуманитарного профиля.
База исследования: исследование проводилось на базе учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет» имени Максима Танка. В исследовании приняли участие 60 человек. Выборку исследования составили 2 группы: 30 студентов специальностей естественного профиля и 30 студентов специальностей гуманитарного профиля.
Гипотеза исследования:
1. Ценностные ориентации студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей различны.
2. Чем выше для студентов значимость ценности «развитие себя», тем более выражена у него вера в свои силы контролировать события собственной жизни.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина [36].
Цель: выявление терминальных ценностей.
С помощью методики можно оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей или жизненных целей: собственный престиж, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, высокое материальное положение, достижение, сохранение собственной индивидуальности (Приложение А).
2. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой [51].
Цель: изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
С помощью методики можно выявить следующие ценностные ориентации: приятное времяпрепровождение, высокое материальное благосостояние, поиск и наслаждение прекрасным, милосердие, любовь, познание нового, высокий социальный статус, признание, социальная активность, общение, здоровье (Приложение Б).
3. Методика изучения ценностей Ш. Шварца [21].
Цель: исследование ценностных ориентаций.
Методика даёт количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов; на уровне индивидуальных приоритетов.
С помощью методики можно выявить следующие ценности: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция, конформность, безопасность (Приложение В).
4. Тест «Смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева) [26].
Цель: оценка «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком или в будущем (цели), или в настоящем (процесс) или прошлом (результат), а также во всех трех составляющих жизни.
Шкалы опросника характеризуют источники смысла жизни. Общий показатель по методике отражает уровень осмысленности жизни, то есть наличие смысла жизни у испытуемого.
Опросник включает 20 пар утверждений, которые являются противоположными и отражают представления о факторах осмысленности жизни личности. Испытуемым зачитывается инструкция, согласно которой им предлагается выбрать одно из утверждений, более всего соответствующее действительности, и отметить одну из трех цифр в зависимости от уверенности в своем выборе в шкале 3210123. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики (Приложение Г).
Методы математико-статистической обработки данных. Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
Применялся U-критерий Манна-Уитни – непараметрический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
Также применялся критерий линейной ранговой корреляции
rs-Спирмена – непараметрический критерий, предназначенный для изучения связи между показателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в современной психологии ценности рассматриваются в точки зрения трех подходов: 1) ценность как значимость и идеал, выработанный общественным сознанием; 2) ценность выступает в объективированной или материальной форме воплощения этих идеалов; 3) ценность как компонент психологической структуры личности, являются фактом сознания и выступают источником отношений человека с окружающей действительностью и мотивации его поведения. Ценности осознаны и отрефлексированы личностью, влияют на относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни, миру, другим людям, себе.
Ценностные ориентации – это особые психологические образования, представляющие собой иерархическую систему ценностей, которые признаются в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, регулируют поведение индивида, ориентируют среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для него значение картину мира. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации и закрепляются жизненным опытом.
Изучена психологическая характеристика студенческого возраста. Студенческий возраст – это стадия онтогенетического развития, совпадающая с юношеским возрастом. Психологическими особенностями юношеского возраста являются развитие самосознания, формирование рефлексии, самооценки. Юношеский возраст являются периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на становление характера и личностных особенностей. Формирование мировоззрения в этот период происходит на фоне увеличения объема знаний, расширения кругозора, потребности в определении своего места.
Ценностные ориентации студентов во многом обусловлены их профессиональной направленностью. Проанализированы особенности ценностных ориентаций у студентов специальностей естественного и гуманитарного профиля. Отмечаются различные ценностные ориентации: у студентов технического профиля наиболее значимыми ценностями являются воспитанность, образованность, ответственность, честность и твердая воля; у студентов-гуманитариев наибольшее значение имеют такие ценности, как ответственность, честность, независимость, рационализм и твердая воля; студенты технического профиля ценят важность наличия счастливой семьи, жизненной силы и свободы. Ценностно-ориентированный подход к развитию деловых навыков и интересной работы показывает, что они заинтересованы не только в процессе выполнения работы, но и в эффективности ее результатов, для чего готовы приложить максимум усилий. Студенты, осваивающие техническую специальность, в какой-то мере ориентированы на материальные ценности; иерархическую структуру ценностей студентов гуманитарных специальностей возглавляют ценности-цели, связанные с общением (любовь, наличие друзей). Среди важнейших ценностей они отмечают здоровье и наличие счастливой семьи. У них есть определенная ориентация на моральные ценности: ответственность и честность, но, в то же время, они считают важным проявлять независимость и рационализм при выполнении деятельности.
В ходе эмпирического исследования выявлено, что достоверные различия между группами студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей по терминальным ценностям. У студентов естественного профиля выше значимость таких терминальных ценностей, как: «высокое материальное положение» (U=24 при р≤0,05); «достижения» (U=197,5 при р≤0,05); «духовное удовлетворение» (U=118,5 при р≤0,05); «сохранение собственной индивидуальности» (U=305 при р≤0,05). У студентов гуманитарного профиля выше значимость таких терминальных ценностей, как: «креативность» (U=115,5 при р≤0,05); «активные социальные контакты» (U=193 при р≤0,05); «развитие себя» (U=68 при р≤0,05).
Выявлены достоверные различия между группами студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей по ценностным ориентациям. У студентов естественного профиля в реальных условиях жизнедеятельности больше реализуются ценности высокого социального статуса (U=177 при р≤0,05) и социальной активности (U=128,5 при р≤0,05). У студентов гуманитарного профиля в реальных условиях жизнедеятельности больше реализуются ценности помощи и милосердия к другим людям (U=301,5 при р≤0,05).
Обнаружены достоверные различия между группами студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей по ценностным ориентациям на уровне убеждений. У студентов естественного профиля выше убежденность в необходимости следовать таким ценностям, как: «конформность» (U=316,5 при р≤0,05); «традиции» (U=310,2 при р≤0,05); «доброта» (U=34 при р≤0,05); «универсализм» (U=67 при р≤0,05); «безопасность» (U=101 при р≤0,05). У студентов гуманитарного профиля выше убежденность в необходимости следовать таким ценностям, как: «гедонизм» (U=34,5 при р≤0,05); «достижения» (U=102 при р≤0,05).
1. Альбуханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 2016. – 158 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев ; под ред. А.А. Бодалева. – М. : Институт практической психологии, 1996.– 384 с.
3. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М. : Медиа, 2014. – 159 с.
4. Балданова, Е. А. Особенности ценностных ориентаций студентов технического и гуманитарного вузов / Е. А. Балданова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2018. – № 3. – С. 54-56.
5. Белановская, О. В. Ценностные ориентации белорусских и литовских студентов : сравнительный анализ / О. В. Белановская // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. – 2020. – № 5 (13). – С. 16-26.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2016. – 400 с.
7. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=67&wordid=751359.
8. Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь// Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 98-101
9. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова // Психологический журнал. –1999. – № 5. – С. 38-44.
10. Буслаева, Е. Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е. Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
11. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. – М. : Изд-во МГУ, 2014. – 200 с.
12. Вознюк, Ю. С. Психологические особенности формирования и утверждения личности юношеского возраста / Ю. С. Вознюк // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2015. – № 9–10 (56). – С. 25–29.
13. Воронкова, Е. С. Проблема формирования ценностных направлений в процессе профессионального образования / Е.С. Воронкова // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 2. – С.4-5.
14. Дорохина, О. В. Особенности ценностей современной студенческой молодежи / О. В. Дорохина // Семья и личность : проблем взаимодействия. – 2015. – № 3. – С. 20-31.
15. Евдокимова, Т. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Евдокимова // Вестник РГГУ. – 2018. – № 4. – С. 65-75.
16. Ежевская, Т. И. Ценности как важный психологический ресурс личности / Т. И. Ежевская // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 2. – С. 55-59.
17. Елишев, С. О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации» / С. О. Елишев // Вестник Московского университета. – 2010. – № 3. – С. 74-90.
18. Зверева, Л. Г. Система ценностных ориентаций студентов педагогических вузов / Л. Г. Зверева // Аллея науки. – 2019. – № 5. – С. 40-44.
19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 480с.
20. Илюшина, И. Н. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в психологии / И. Н. Илюшина // Вестник университета. – 2012. – № 10. – С. 11-13.
21. Карандашев, Н. К. Методика Шварца для изучения ценностей личности : концепция и методическое руководство / Н. К. Карандашев. – СПб. : Речь, 2004. – 69 с.
22. Комлик, Л. Ю. Адаптационные возможности личности в юношеском возрасте (теоретический аспект) / Л. Ю. Комлик, Ю. В. Зимина // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 7-2. – С. 131-133.
23. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – СПб.: Питер, 2002. – 465 с.
24. Коновко, Я. Я. Динамика профессиональных ценностей студентов технических вузов / Я. Я. Коновко // Вышэйшая школа. – 2014. – № 4. – С. 43-46.
25. Король, Н. В. Базовые ценности современных белорусских студентов / Н. В. Король // Ананьевские чтения – 2012. Психология образования в современном мире. – СПб., 2012. – С. 49-56.
26. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2000. – 18 с
27. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15 – 26.
28. Марищук, Л.В. Психология развития и педагогическая психология / Л.В. Марищук, С.Г. Иващенко, Т.В. Кухнецова. – Минск: БГУФК, 2010. – 231с.
29. Маслоу, А. Мотивация и личность / Перевод А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
30. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича // Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н.Ф. Гребень. – Мн., 2007. – С. 185–189.
31. Мещеряков, Б. В. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
32. Мытько, Н. В. Анализ понятия «ценностные ориентации студентов» / Н. В. Мытько // Социаьно-гуманитарный вестник. – Краснодар, 2010. – 56-59.
33. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. – М: Академия, 2010. – 199 с.
34. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. – 513 с.
35. Олпорт, Г. Становление личности/ Г. Олпорт. – М: Смысл, 2012. – 464 с.
36. Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин) // Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров. – Екатеринбург, 2001. – С. 41–46.
37. Пенкрат, К. В. Ценностные ориентации как основные детерминанты современного общества / К. В. Пенкрат, К. С. Шипилькевич // Социальная защита и реабилитация личности. – 2017. – № 2. – С. 45-48.
38. Петрухина, С. Р. Особенности ценностных ориентаций студентов различных профилей профессиональной подготовки / С. Р. Петрухина// Психолог. – 2017. – № 4. – С. 10-20.
39. Пищик, В. И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности / В. И. Пищик // Социальная психология и общество. – 2011. –No2. C. – 80–88.
40. Пономарев, Я. А. Знания, мышление и умственное развитие/ Я. А. Пономарев. – М. : Просвещение, 2007. – 264 с.
41. Попова, М. В. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / М. В. Попова. – Нижний Новгород, 2005. – 21 с.
42. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 624 с.
43. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М. : Просвещение, 2002. – 312 с.
44. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1996. – 200 с.
46. Сиврикова, Н. В. Проблемы изучения поколений в психологии / Н.В. Сиврикова // Культурно-историческая психология. –2015. –Т. 11, № 2. – С. 102-104.
47. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2013. – 476 с.
48. Суетина, Н. М. Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов / Н. М. Суетина // Ветник Адыгейского гос. Университета. – 2008. – № 8. – С. 165-169.
49. Сысоева, И. А. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте: на материале обучения в 10 и 11 классах : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / И. А. Сысоева, 2009. – 20 с.
50. Таланова, К. А. Основные теории ценностей в современной социологии / К. А. Таланова // Политический вектор-про. – 2017. – Т. 1. – С. 74-81.
51. Тест «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова) // Практическая психология. Инструментарий / В. Б. Шапарь. – Ростов н/Дону, 2005. – С. 431-432.
52. Тощенко, Ж.Т. Ценности и ценностные ориентации // Тезаурус социологии : тематический словарь-справочник / Под ред. Ж. Т. Тощенко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – С. 103-107.
53. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М.: Смысл, 2005. – 368 с.
54. Хусаинова, Р. М. Особенности жизненных ценностей студентов гуманитарного и технического направлений вузов / Р. М. Хусаинова, А.Б. Анисимова // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – Самара, 26-27 сентября 2013. – С. 54-56.
55. Шаров, А. С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. С. Шаров. – Москва, 2000. – 25 с.
56. Шеховцова, Е. А. Становление ценностных ориентаций в юношеском возрасте / Е. А. Шеховцова, Е. В. Шеховцов // Современные тенденции и проблемы развития экономики, управления и права. – Ставрополь, 2014. – С. 310-314.
57. Шубаро, О. В. Ценностные ориентации иностранных студентов, обучающихся в Белорусском государственном университете / О В. Шубаро // Диалог культур в эпоху глобальных рисков : материалы Международной научной конференции и X научно-теоретического семинара «Инновационные стратегии в современной социальной философии» (Минск, 17-18 мая 2016). –В 2 ч. Ч. 2. – Минск: БГУ, 2016. – С. 703-706.
58. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. – М. : ЦСПиМ, 2013. – 376 с.
59. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система/ М.С. Яницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2011. – 204 с.
60. Ярина, Е. В. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» / Е. В. Ярина // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 5. – С. 160-162.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Ценностные ориентации» Шварца.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест «Смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные баллы по методикам.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты