Психологические особенности образа -Я и представлений о сверстнике у подростков (лиц юношеского возраста) с разной личностной направленностью
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Психологические особенности образа -Я и представлений о сверстнике у подростков (лиц юношеского возраста) с разной личностной направленностью»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
251.00 BYN
Психологические особенности образа -Я и представлений о сверстнике у подростков (лиц юношеского возраста) с разной личностной направленностью
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогическая психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики направленности личности Б. Басса (адаптация В. Смекала, М.Кучера).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание тренинговой программы по корректировке отношений между образом «Я» и представлениями о сверстнике у лиц юношеского возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ОБРАЗА-Я» И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕРСТНИКЕ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
1.1 Феномен и функции «образа Я» и представлений о личности сверстника в психологических исследованиях
1.2 Особенности «образа-Я» и направленности личности в юношеском возрасте
1.3 Особенности взаимодействия со сверстниками в юношеском возрасте в связи с характером представления о сверстниках
1.4 Особенности «образа Я» у лиц юношеского возраста с разной личностной направленностью
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ОБРАЗА-Я» И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕРСТНИКЕ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Описание исследования личностной направленности и представлений о сверстнике в юношеском возрасте
2.3 Анализ результатов исследования психологических характеристик «образа-Я» и представлений о сверстнике у лиц юношеского возраста с разной личностной направленностью
2.4 Тренинговая программа по корректировке отношений между образом «Я» и представлениями о сверстнике у лиц юношеского возраста
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Образ-Я выступает важнейшей характеристикой личности, которая определяет ее успешную социализацию. Каждый человек способен воспринимать различные характеристики своего «Я». От этих восприятий, их характера зависит то, в какой степени образ-Я будет целостным и гармоничным. Смысл образа-Я составляется на основе соотнесения собственных свойств личности с мотивом и процессом ее деятельности, восприятия окружающих людей и определенного отношения к ним. Наличие внутренних барьеров, их несоответствие в реальном или воображаемом поступке становится предметом саморефлексии - главной составляющей смысла Я. Важно отметить, что саморефлексия имеет три основные стороны: когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Когнитивная проявляется в знании о себе, самооценке, эмоциональная - в переживании себя, своих состояний, чувствах, направленных на самого себя, поведенческая – в действиях, реализованных на себе.
Принято считать, что саморефлексия является ценным и важным новообразованием юношеского возраста. В этом возрасте повышается стремление к самопознанию, самопониманию. Юношами и девушками движет потребность в оценке своих способностей, осознание своих возможностей. Саморефлексия означает отражение собственной психики личностью с помощью самонаблюдения, самоосознания, наблюдения за реакциями на него других лиц. То есть способность к саморефлексии дает возможность человеку увидеть себя со стороны, наблюдая, анализируя и размышляя над собственным «Я», включая психические состояния, эмоции и чувства, мысли, поступки по отношению к людям. Саморефлексия дает уникальный шанс человеку сосредоточить внимание на собственных проявлениях психики, внутреннем мире.
Среди основных новообразований юношеского возраста можно назвать саморефлексию, развитие навыков осознания собственной индивидуальности, появление жизненных стратегий, выбор профессии, появление установки на построение собственной жизни, вхождение в различные социальные структуры. В нашем исследовании мы будем выделять такой аспект юношеского развития, который предполагает его движение изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому воплощению его в различных видах жизнедеятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ОБРАЗА-Я» И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕРСТНИКЕ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
1.1 Феномен и функции «образа Я» и представлений о личности сверстника в психологических исследованиях
В психологической науке на феномен «Образ-Я» сложились различные взгляды. Некоторые источники утверждают, что истоки проблемы изучения «Образ-Я» можно проследить в работах У. Джемса. Автор использовал термин глобальное личностное «Я», которое рассматривал в качестве сложного образования, состоящего из двух аспектов: Я-сознающее и Я-как-объект. Психолог считал их двумя сторонами одной целостной личности, которые сосуществует. В первом случае речь идет о чистом опыте, во втором – о содержании данного опыта (Я-как-объект). У. Джеймс разделял «образ Я» на «эмпирическое Я» (наличное) и «идеальное Я» (желаемое) [8, с. 11]. Этот подход в значительной степени был подхвачен и развит символическим интеракционизмом, выразившись в категориях «I» и «me».
Представители когнитивной психологии видели в «Образе-Я» процесс («Я-процесс»), суть которого характеризует самопознание личности. Психологи стали, что «Я-концепция» не может носить целостный характера. Это они объясняли тем, что любой субъект – носитель нескольких «Я-концепций». По мнению, Х. Маркус в структуре «Я» существуют «Я-схемы», то есть когнитивные структуры, обобщения относительно себя, в основе которых лежит собственный опыт. Функция этих схем, прежде всего, состоит в том, чтобы направлять и структурировать процесс переработки информации, связанной с «Я» [48, с. 91].
Другие представления об образе-Я отражены в трудах психоаналитического направления. В работах З. Фрейда обнаруживается идея о том, что образ-Я неразрывно связан с телесными переживаниями. Психоаналитик подчёркивал большую роль социальных связей и взаимодействия с другими людьми в личностном развитии человека [46, с. 105].
В работе Дж. Лихтенберга термин «Образ-Я» предстаёт в виде четырехступенчатой схема развития в осознании собственного «Я»:
- первая ступень представлена первичным опытом, она отражает развитие до уровня самодифференциации;
- вторая ступень служит интеграции упорядоченных групп представлений о самом себе;
- третью ступень образуют совокупность «связного Я», физических образов и «грандиозных «образов Я»;
- на четвертой ступени систематизируются представления «связного Я» в психической жизни и его влиянием на Эго [21, с. 187].
В научных трудах Р. Бернса, наиболее яркого представителя эго-психологии, образ-Я рассматривается как компонент «Я-концепции» в целом. Согласно Р. Бернсу, «основными компонентами Я-концепции являются: образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе; самооценка – аффективная оценка этих представлений, которая может быть различной интенсивности, т.к. определенные черты образа «Я» способны вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или непринятием; потенциальная поведенческая реакция – определенные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой» [4, с. 197].
Когнитивная составляющая Я-концепции («образ-Я») – это представления индивида о самом себе. При описании себя человек пытается выразить главные характеристики своего привычного самовосприятия: это ролевые, статусные, психологические характеристики человека, описание своего материального состояния, жизненных планов и т.п. Все этих характеристики входят в образ Я с разным удельным весом. На значимость сторон самоописания влияет жизненный опыт [4, с. 198].
Содержательно-структурные характеристики образа-Я могут быть осознанными и слабо осознанными, дифференцированными и недифференцированными, обоснованными и необоснованными. Как правило, они ситуативны и изменчивы. По сути, образ-Я состоит из совокупности качественных характеристик, посредством которых субъект дает себе описание и оценку [1, с. 6].
Гуманистические психологи (К. Роджерс, А. Маслоу) анализировали «образ Я» через систему самовосприятий. Они подчеркивали ее тесную связь с жизненным опытом субъекта. По мнению К. Роджерса, «в функции «Я-концепции» входят контроль и интерпретация поведения, его влияние на выбор индивидом своей активности, что обусловливает особенности развития позитивной и негативной «Я-концепции». По причине рассогласования между «образом Я» и реальным опытом может возникнуть психологическая дезадаптация» [34, с. 4].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ОБРАЗА-Я» И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕРСТНИКЕ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления психологических особенностей образа-Я» и представлений о сверстнике у лиц юношеского возраста с разной личностной направленностью нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение «образа-Я» и представлений о сверстнике у лиц юношеского возраста с разной личностной направленностью с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования разработка тренинговой программы по результатам исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Смиловичи». В исследовании приняли участие 60 учащихся 11 классов в возрасте 16-17 лет (юношеский возраст по периодизации Б.Г. Ананьева).
Гипотеза исследования: различия в психологических особенностях «образа-Я» и представлениях о сверстнике у лиц юношеского возраста обусловлены характером личностной направленности. Психологическими характеристиками «образа-Я» у лиц юношеского возраста с направленностью на себя являются: эгоистичность, агрессивность и подозрительность; у лиц юношеского возраста с направленностью на общение – дружелюбие, подчиняемость и зависимость.
Методики исследования:
1. Методика диагностики направленности личности Б. Басса (адаптация В. Смекала, М. Кучера) [24].
С помощью методики можно выявить следующие виды личностной направленности: на себя, на общение и на дело. В нашем исследовании мы будем учитывать только личностную и коллективистскую направленность:
Направленность на себя (личностная направленность) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Направленность на общение (коллективистская направленность) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям; ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Направленность на дело (деловая направленность) - заинтересованность в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Опросник включает 30 утверждений. Испытуемому предлагается выбрать один из вариантов ответов, который наиболее всего соответствует каждому утверждению. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Подсчитывается количество баллов, к которому прибавляется 30. Данный показатель характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности равна 90 (Приложение А).
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [23].
Цель: исследование представлений субъекта о реальном «Я» и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах.
С помощью методики можно выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Методика позволяет выявить следующие стили межличностных отношений: авторитарный; эгоистичный; агрессивный; подозрительный; подчиняемый; зависимый; дружелюбный; альтруистический.
Опросник включает 128 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или нет». Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Критерии оценки: 0-4 балла – низкие показатели, 5-8 – средние показатели, 9-12 – высокие показатели, 13-16 - очень высокие показатели.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих (со стороны), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в психологии «Образ-Я» рассматривается как система представлений индивида о самом себе, осознаваемую, рефлексивную часть личности, которая является инструментом познания себя, выступает в качестве регулятора действия. Структуру «Образа Я» образуют: знание индивида о своих особенностях (когнитивный компонент), отношение к себе (аффективный компонент) и поведение (реализация на практике). Основные функции «образа «Я» – это регуляция, адаптация, защита, репрезентация. «Образ-Я» выполняет целенаправленное мотивирование и регулирование деятельности, познания, общения, поведения, поиск гармонии между отношением личности к себе и к внешнему миру. Формируется образ-Я в результате идентификации с личностью значимого другого и референтной группой.
В юношеском возрасте складывается достаточно устойчивый образ себя, который становится основой для их мировосприятия и оценки других людей; повышается критичность по отношению к себе и к другим, активно развивается рефлексивное самосознание, самопонимание. Юноши и девушки занимают активное место в многообразных социальных отношениях, где их «Я» выступает наравне с другими, что обеспечивает развитие нового уровня самосознания – осознания себя в обществе. В этот период происходит личностное и профессиональное самоопределение, направленность личности на себя, на общение или на дело, которая находит свое отражение в особенностях взаимодействия с другими людьми.
В юношеском возрасте в социальном развитии на первый план выступает взаимодействие с другими людьми. другого человека, к пониманию возможности и способов самоизменения. В юношеском возрасте не только актуализируется потребность во взаимодействии с людьми, но и повышается избирательность близкого общения. В расширении сферы общения реализуется потребность переживать новые впечатления, приобретать новый жизненный опыт, ощущать себя в новой роли.
1. Абдуллин, А. Г. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А. Г. Абдуллин // Психология. Психофизиология. – 2012. – № 6. – С. 4-11.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
3. Барсуков, А. В. Структура самоотношения асоциальных подростков / В. В. Барсуков // Вестник Вятского государственного университета. – 2009. – № 2. – С. 156-159.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ. ; под ред. В. Я. Пилиповского. – М. : Прогресс, 2001. – 422 с.
5. Болтаев, С. И. Общение как межличностное взаимодействие / С. И. Болтаев, Г. Ш. Салямова // Нова инфо. – 2017. – № 60. – С. 490-494.
6. Бондарович, А. А. Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования) / А. А. Бондарович // Молодой ученый. – 2015. – № 19 (99). – С. 328-330.
7. Валявко, С. В. Современные исследования проблемы самооценки в зарубежной психологии / С. В. Валявко, П. А. Жокина // Системная психология и социология. – 2016. – № 4. – С. 13-21.
8. Вознюк, Ю. С. Психологические особенности формирования и утверждения личности юношеского возраста / Ю. С. Вознюк // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2015. – № 9–10 (56). – С. 25–29.
9. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д. Я. Райгородского. – Самара : Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
10. Донцов, Д. А. Психология личности / Д. А. Донцов, Л. В. Сенкевич, А.И. Рыбакова. – М. : РУСАЙНС, 2016. – 302 с.
11. Дусенко, М. Е. Общение как межличностное взаимодействие в социальной психологии / М. Е. Дусенко // Пед. и социально-психологические основы научного развития общества : сборник статей. – Самара, 2017. – С. 87-89.
12. Евтушенко, О. И. Психологические особенности межличностного взаимодействия в юношеском возрасте / О. И. Евтушенко // Ученые записки КИПУ. – 2017. – № 1. – С. 85-88.
13. Ефремкина, И. Н. Исследование взаимосвязи направленности личности с мотивами и установками в юношеском возрасте / И. Н. Ефремкина // Академия психологии. – 2019. – № 4. – С. 29-33.
14. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – 513 с.
15. Келли, Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов / Дж. Келли. – СПб. : Речь. 2000. – 256 с.
16. Колпкова, Д. Т. Взаимосвязь самооценки и уровня общительности в юношеском возрасте / Д. Т. Колпакова // Научно-исследовательские работы студентов. – Уфа, 2019. – С. 160-166.
17. Кон, И. С. В поисках себя : Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – СПб.: Питер, 2002. – 465 с.
18. Крысько, В. Г. Социальная психология: курс лекций / В. Г. Крысько. – М. : Омега-Л, 2006. – 352 с.
19. Кули, Социальная самость / Ч. Кули // Социология : хрестоматия / сост. Н. Р. Балынская, Г. А. Воронина, Т. И. Гнедина. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный университет, 2005. – С. 30-37.
20. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Х. Кули. – М. : Идея-Пресс : Дом интеллектуальной книги, 2000. -312 с.
21. Кунц, Л. И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л. И. Кунц // Сибирский пед. журнал. – 2013. – № 2. – С. 14-18.
22. Лихтенберг, Дж. Д. Клиническое взаимодействие : Теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем / Пер. с англ. А. М. Боковикова. – М. : Когито-Центр, 2003. – 368 с.
23. Малышева, С. В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / С. В. Малышева. – Москва, 2003. – 25 с.
24. Методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 125-129.
25. Методика диагностики направленности личности Б. Басса (адаптация В. Смекала и М. Кучера) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psycabi.net/testy/233-metodika-diagnostiki-napravlennosti-lichnosti-b-bassa-oprosnik-smekala-kuchera.
26. Методика изучения особенностей Я-концепции (Е. Пирс, Д. Харрис) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/2631-metodika-izucheniya-osobennostej-ya-konczepczii-epirs-dxarris.
27. Мид, Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль : Тексты. – М. : МГУ, 1994. – 336 с.
28. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2015. – 656 с.
29. Неймарк, М. С. Направленность личности : взгляд из 2012 года / М. С. Неймарк, Н. Н. Толстых // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2013. – № 5. – С. 5-13.
30. Олевская, И. З. Основы психологии и педагогики : учебно-методическое пособие / И. З. Олевская. – Минск : МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2015. – 120 с.
31. Ощепков, А. А. Экспериментальное исследование применения экзистенциальной психокоррекции ценностно-смысловой сферы личности девиантных подростков / А. А. Ощепков // Вестник Урмудского ун-та. – 2012. – Вып. 4. – С. 43-49.
32. Петрова, В. Н. Представления старшеклассников в будущем как аспект их социализации / В. Н. Петрова // Сибирский психологический журнал. – 2003. – № 2. – С. 140–143.
33. Попов, Н. А. Особенности развития личности старшеклассника / Н. А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа : материалы научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
34. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М. : Просвещение, 2002. – 312 с.
35. Роджерс, К. Становление личности : Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
36. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
37. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
38. Соколова, Е. Т. Психотерапия. Теория и практика / Е. Т. Соколова. – М. : Академия, 2010. – 368 с.
39. Столин, В. В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М. : Просвещение, 1983. – 288 с.
40. Сухотина, Е. В. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте / Е. В. Сухотина // Вестник Кемерского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 119–122.
41. Сысоева, И. А. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте : на материале обучения в 10 и 11 классах: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / И. А. Сысоева, 2009. – 20 с.
42. Сысоева, И. В. Особенности развития личности в юношеском возрасте в контексте культурно-исторической теории / И. В. Сысоева // Вестник РГГУ. 2013. – № 2. – С. 130-136.
43. Сяткина, В. С. Саморегуляция в юношеском возрасте / В. С. Сяткина // актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2018. – № 1. – С. 210-214.
44. Ткаченко, Н. В. Психологические особенности формирования Я-концепции в юношеском возрасте / Н. В. Ткаченко, А.А. Дудко // Знание. – 2017. – № 4. – С. 63-73.
45. Тумбасова, Е. Р. Развитие Я-концепции в юношеском возрасте / Е. Р. Тумбасова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. –№ 6. – С. 116-120.
46. Фадеев, В. И. Образ «Я» как образ сознания и его структура в подростковом возрасте / В. И. Фадеев // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник трудов. – Симферополь, 2020. – С. 215-220.
47. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд ; пер. с нем. Г.В. Барышниковой ; под ред. Е.Е. Соколовой, Т. В. Родионовой. – М. : Азбука-Аттикус, 2011. – 480 с.
48. Фролова, О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста / О. В. Фролова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. – № 2. – С. 159-164.
49. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с.
50. Цариценцева, О.П. Содержание образа «Я-виртуальное» пользователей Интернет (на примере юношеского возраста) / О.П. Цариценцева // Концепт. – 2014. - № 12. – С. 1-11.
51. Шнейдер, О. В. Особенности юношеского возраста / О. В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. – С. 52-53.
52. Эриксон, Э. Идентичность юность и кризис / Пер. с англ. – М. : Флинта, 2006. – 421 с.
53. Янчук, В. А. Интеракционистский подход в социальной психологии и его специфика // Введение в современную социальную психологию. – Минск : АСАР, 2005. – С. 118-129.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики направленности личности Б. Басса (адаптация В. Смекала, М.Кучера).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание тренинговой программы по корректировке отношений между образом «Я» и представлениями о сверстнике у лиц юношеского возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты