Коррекция тревожности среднего звена школьников (5 классы) методами арт-терапии
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Коррекция тревожности среднего звена школьников (5 классы) методами арт-терапии»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Коррекция тревожности среднего звена школьников (5 классы) методами арт-терапии
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа № 3, ГУО (г. Толочина)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Констатирующий этап.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Контрольный этап.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы коррекции тревожности школьников среднего звена (5 классы) методами арт-терапии
1.1 Анализ понятия тревожности в научной литературе
1.2 Особенности проявления тревожности у школьников среднего звена (5 классы)
1.3 Специфика использования средств арт-терапии в коррекции тревожности школьников среднего звена (5 классы)
2 Экспериментальные исследования тревожности школьников среднего звена (5 классы)
2.1 Описание хода исследования и методов
2.2 Описание результатов диагностики тревожности школьников среднего звена (5 классы) на констатирующем этапе исследования
3 Практические аспекты коррекции тревожности школьников среднего звена (5 классы) методами арт-терапии
3.1 Программа коррекции тревожности школьников среднего звена (5 классы) методами арт-терапии
3.2 Оценка эффективности программы коррекции тревожности школьников среднего звена (5 классы) методами арт-терапии
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Данное исследование посвящено проблеме изучения диагностики и коррекции тревожности у школьников среднего звена (5 классы) методами арт-терапии.
Выбор данной темы обусловлен тем, что она является малоизученной. В современной литературе недостаточно внимания уделяется оказанию психологической помощи школьникам среднего звена (5 классы) посредством использования арт-терапии. Кроме того, недостаточно изучены особенности коррекции тревожности у школьников среднего звена (5 классы).
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что повышенная тревожность у школьников среднего звена (5 классы) оказывает негативное воздействие на все сферы жизни ребенка: не только на учебную деятельность, но и на характер общения вне школы, а также на психологическое здоровье.
Дети пятого класса наиболее подвержен социальным изменениям и связанным с ними стрессам. Негативный эмоциональный опыт может стимулировать интеллектуальные и психоэмоциональные способности ребенка, которые способствуют успеху в учебе, работе и социализации. Однако чрезмерные по продолжительности стрессы могут привести к истощению, что негативно сказывается на качестве обучения в школе и ведет к отклонениям в поведении.
Особую роль в стимулировании стресса у детей пятого класса играют высокие уровни ситуационной и личностной тревожности.
Тревога, беспокойство, страх, паника и ужас – это явления, которые часто присутствуют в нашей психической жизни. Они могут варьироваться по интенсивности, продолжительности и структуре – от легкой кратковременной тревоги до парализующего ужаса, представляя собой разнообразные переживания, сопровождающие различные жизненные события: болезни, конфликты, неприятные и неожиданные явления.
Эмоции тревоги являются одним из наиболее частых переживаний людей в критических ситуациях и экстренных воздействиях, которые могут выполнять различные функции, как адаптивные, так и дезорганизующие умственную деятельность. Таким образом, легкая степень тревоги – беспокойство – определяется как чувствительность к опасности: она предупреждает о надвигающейся угрозе и мобилизует организм на ее преодоление. В этом случае тревога связана с прогностическими функциями психики; определенный уровень тревоги обеспечивает прогностическую компетентность, или упреждающую компетентность, выполняя тем самым адаптивную роль, мобилизуя резервные возможности человека в сложных жизненных обстоятельствах. Интенсивная степень тревоги – паника, ужас – оказывает дезорганизующее воздействие на психофизиологические функции человека, блокируя эффективное функционирование психических функций. Человек, охваченный ужасом, теряет способность адекватно оценивать события, анализировать полученную информацию, строить адекватную модель реальности и принимать правильные решения. В этом случае тревога рассматривается как разрушительное эмоциональное и негативное психическое состояние, которое необходимо исправить.
В современной психологии отмечается, что среди психических состояний, являющихся предметом научных исследований, много внимания уделяется термину «anxiety», иногда «anxiousness», что в переводе с русского языка означает «тревога», «беспокойство». Отмечается, что сам термин происходит от латинского «angusto», что означает «узость», «сужение». В состоянии тревоги, напряжения, возбуждение блокируется, что находит выражение прежде всего в качестве дыхания человека. Дыхание становится поверхностным и быстрым. Кроме того, проявляются такие тревожные симптомы, как беспокойство и учащенное сердцебиение. Качество тревоги зависит от того, какое именно возбуждение блокируется. Своевременная диагностика и коррекция, на наш взгляд, приведут к уменьшению тревоги и нормализации психологического здоровья.
1 Теоретические основы коррекции тревожности школьников среднего звена (5 классы) методами арт-терапии
1.1 Анализ понятия тревожности в научной литературе
Изучение психических состояний, особенно феномена тревожности, является одной из фундаментальных проблем психологической науки. Существует много научных определений тревожности, но общим является понимание тревожности как состояния, связанного с уязвимостью, т.е. ощущение дискомфорта.
Рассмотрим основные подходы к пониманию тревожности.
Психоаналитический подход: Самая ранняя попытка объяснить природу тревожности была предпринята З. Фрейдом. Согласно учению Фрейда, определенные переживания – действия, импульсы, мысли или воспоминания – произошедшие в жизни человека, которые являются болезненными или вызывают сильную тревогу, выталкиваются из сознания, вызывая мобилизацию сил, которые были вытолкнуты из памяти в прошлом, чтобы предотвратить их повторение в сознании. Перемещение зависит от наличия Эго-угрозы (основная угроза самоуважению), а не простого неприятного ощущения или угрозы. Дальнейшие исследования показали, что когда исчезает причина смещения (угроза Эго), содержимое смещения возвращается в сознание. Если угроза устранена, вытесненный материал благополучно возвращается на уровень сознания.
В своей теории индивидуальной личности А. Адлер рассматривает тревогу как симптом невроза, в то время как последний понимается достаточно широко как диагностически расплывчатый термин, охватывающий множество поведенческих расстройств. Невроз – это естественное, логическое развитие относительно неактивного, эгоцентричного, стремящегося к превосходству и, следовательно, социально заинтересованного индивида, который мы постоянно видим в наиболее пассивном и избалованном образе жизни [1].
К. Хорни, в отличие от Фрейда, не считал тревогу необходимой частью человеческой психики. В разработанной ею социокультурной теории личности этиология тревоги заключается в отсутствии безопасности в межличностных отношениях. Все, что в родительских отношениях подрывает чувство безопасности ребенка, может привести к базальному беспокойству, поэтому истоки невротического поведения следует искать в неупорядоченных отношениях между ребенком и родителем. Если ребенок чувствует себя любимым и принятым таким, какой он есть, он будет чувствовать себя в безопасности и, вероятно, будет нормально развиваться [45].
В настоящее время термин «тревожность» относится к относительно стабильным индивидуальным различиям в склонности человека испытывать это состояние. Исследователи Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин утверждают, что человек с выраженной тревогой склонен воспринимать окружающую действительность как содержащую некую опасность или угрозу [43].
Анализ литературы показывает, что в отечественной психологии феномен тревожности в основном рассматривается как неблагоприятное проявление, вызванное нервно-психическими заболеваниями или в результате травмы. Некоторые исследования зарубежных и отечественных психологов показывают роль тревожности в организации индивидуальной деятельности (Х. Айзенк, Н.Д. Левитов, Р. Мэй, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, Дж. Тэйлор, Ч.Д. Спилбергер и др.).
В нашей работе наше понимание тревожности и беспокойства основано на определении, данном А.М. Прихожаном. По его мнению, тревожность – это эмоциональное переживание с ярко выраженным негативным оттенком, связанное с предчувствием опасности, которое обычно является ситуативным, а тревога – это стабильный атрибут человека [33]. Ч.Д. Спилбергер придерживается аналогичного взгляда. Он подчеркивает, что ситуативная тревога возникает в ситуациях, когда человек воспринимает опасность и угрозу [43]. Продолжительность тревоги в этой ситуации зависит от времени, проведенного в травмирующем состоянии. Тревога, внутренняя личностная черта (личностная тревога), не может проявляться в поведении человека, и ее степень можно определить, определив частоту и степень выражения тревоги. Люди с более высоким уровнем личностной тревоги склонны воспринимать мир как более опасный, чем люди с более низким уровнем тревоги, и, следовательно, более уязвимы к стрессу и, следовательно, испытывают тревогу чаще и интенсивнее [33].
2 Экспериментальные исследования тревожности школьников среднего звена (5 классы)
2.1. Описание хода исследования и методов
С целью теоретического обоснования, разработки и апробации программы коррекции тревожности детей пятого класса средствами арт-терапии нами было проведено экспериментальное исследование.
Задачи исследования:
1. Разработать и внедрить программу коррекции тревожности детей пятого класса средствами арт-терапии.
2. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Этапы экспериментального исследования:
1. Констатирующий этап – целью этого этапа является определение инструментария для изучения уровня тревожности у детей пятого класса. Проведение первичной диагностики уровня тревожности.
2. Формирующий этап – в ходе этого этапа, на основании результатов, полученных на констатирующем этапе, был проведен формирующий эксперимент, который заключался в разработке и апробации программы коррекции тревожности детей пятого класса средствами арт-терапии. Апробация была осуществлена в экспериментальной группе, с контрольной группой работа не проводилась.
3. Контрольный этап – проведение вторичной контрольной диагностики уровня тревожности для оценки сдвига значений исследуемого результата, при помощи выбранных методик на первом этапе. Подтверждение эффективности проведенной работы.
Гипотеза исследования: нивелирование тревожности школьников среднего звена (5 классы) будет успешным при условии, что будет разработана программа коррекции тревожности школьников среднего звена (5 классы) методами арт-терапии.
Исследование проводилось на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г. Толочина». В исследовании участвовало 22 учащихся пятого класса в возрасте 9-10 лет. Выборка была сформирована из учащихся одного класса (9 мальчиков и 13 девочек). В связи с преобладающим числом девочек в выборке исследования гендерный анализ не проводился. Для удобства вся выборка поделена на две группы: контрольная группа – 11 человек и экспериментальная группа – 11 человек.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1) «Шкала тревожности» О. Кондаша.
Цель методики: диагностическое исследование тревожности детей и ее видов: школьная, самооценочная, межличностная.
Методика разработана по принципу «Шкала социальной ситуативной тревоги» по Кондашу (1973). Особенность этой методики заключается в том, что человек оценивает не наличие или отсутствие каких-либо переживаний, симптомов тревоги, а ситуацию с точки зрения того, насколько далеко она может вызывать беспокойство. Преимущество шкал этого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявлять области реальности, объекты, которые являются основными источниками беспокойства для ученика, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы анкет, зависят от особенности развития интроспекции детей.
Форма методики содержит инструкции и задания, которые позволяют при необходимости выполнять ее в группе. Поэтому данная методика была проведена в форме групповой диагностики.
Техника включает в себя ситуации трех типов:
1) ситуации, связанные со школой, общение с учителями;
2) ситуации, которые актуализируют самооценку;
3) ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная.
3 Практические аспекты коррекции тревожности школьников среднего звена (5 классы) методами арт-терапии
3.1. Программа коррекции тревожности школьников среднего звена (5 классы) методами арт-терапии
На сегодняшний день значительно увеличилось число тревожных детей, отличающихся чрезмерным беспокойством, нерешительностью, эмоциональной изменчивостью. Наиболее острые динамические характеристики эта проблема приобретает в младшем подростковом возрасте, то есть среди школьников среднего звена.
На основании результатов, полученных на констатирующем этапе, был проведен формирующий эксперимент, который заключался в разработке и апробации программы коррекции тревожности детей пятого класса средствами арт-терапии. Апробация была осуществлена в экспериментальной группе, с контрольной группой работа не проводилась.
Так, нами была разработана арт-терапевтическая сессия для коррекции выявленных особенностей проявления тревожности у школьников среднего звена.
В основе коррекции тревожности у школьников среднего звена должна лежать диагностика, уточняющая мишени коррекционной работы. Психологическая диагностика должна проводится с учетом половых особенностей школьников для повышения эффективности коррекционной работы.
Цель сессии: снижение выраженности тревожности у школьников среднего звена.
Задачи:
1. Снижение уровня тревожности у школьников среднего звена.
2. Создание условий для развития умения опосредовать тревогу у школьников среднего звена.
3. Развития навыков распознавания и выражения эмоционального состояния у школьников среднего звена.
4. Создание условий предупреждения тревожных состояний у школьников среднего звена.
5. Оптимизация условий для развития стратегий совладения с тревогой у школьников среднего звена.
Цикл практических занятий рассчитан на 7 занятий по одному в неделю.
Целевая аудитория: данная программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на школьников среднего звена (5 класс).
Планируемый результат по итогам программы коррекции: формирование арсенала средств опосредствования психики, организации эмоций и поведения, которые приведут к овладению ребенком саморегуляцией в разных ситуациях, умению видеть отдаленные последствия реагирования, овладевать своим поведением в ситуациях повышенного влияния эмоций на деятельность. Косвенным следствием выступит формирование адекватного уровня притязаний, тактики целеполагания и стабильной самооценки.
Структура занятия:
1. Приветствие – 2 минуты.
2. Коррекционно-развивающий этап– 30 минут.
3. Рефлексия – 6 минут.
4. Прощание – 2 минуты.
Основные принципы, которые необходимо учитывать в реализации программы:
- ребенок является субъектом коррекционной работы;
- учебные задания должны заинтересовать ребенка и быть понятными для него, если нет негативного опыта – тогда можно говорить о том, что ребенку будет интересна деятельность, которой ему предлагают заняться;
- воздействие должно быть комплексным;
- создание хорошей мотивации к занятиям, привлечение ребенка к совместной работе с взрослым;
- психолог может сократить или увеличить свою помощь в зависимости от ситуации успеха или неуспеха ребенка;
- спецификой коррекции служит поиск методов опосредствования несформированных функций, «лобовое» воздействие (важен принцип системного анализа психической деятельности);
- успешным условием коррекции и развития будет упор на игровые виды деятельности.
Заключение
В отечественной психологии тревожность рассматривают не только в качестве негативной чертой личности, но и считается полезной при оптимальном ее уровне, а в зарубежной как психологическое образование, обусловленное множеством причин. Основными характеристиками тревожности являются: уровни, формы, типы, характеристики. Из множества рассматриваемых подходов к проблеме исследования и определений термина тревожность наиболее удачным, на наш взгляд, является определение А.М. Прихожан, в котором тревожность представлена как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие надвигающейся опасности, выражение неудовлетворения значимых потребностей индивида, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Первые полгода обучения в средней школе – время особенное. Обучающиеся решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой. Опираясь на литературные источники, мы можем предположить, что при переходе в 5 класс доминируют такие виды школьной тревожности, как: потребность достижения успеха, страх не соответствовать мнениям окружающих, физиологическое сопротивление стрессу и страхи в отношении с учителями.
Арт-терапия – специализированная форма психотерапии, фундаментом которой выступает изобразительная деятельность. Выделяя основную цель арт-терапии, можно указать на гармонизацию развития личности путем развития способностей к самовыражению и познанию себя. Арт-терапия обычно используется при наличии нарушений эмоционального фона, стресса, состояния одиночества, переживаниях отвержения, повышенной тревожности, страхах, а также фобических реакциях. Арт-терапия обладает широкими возможностями в коррекции тревожности школьников среднего возраста. Этот метод характеризуется рядом преимуществ: доступностью и привлекательностью для школьников, невербальным характером общения, возможностями отреагирования негативных эмоций и катарсиса. У тревожных детей повышается самооценка, вера в своим силы и способности.
С целью теоретического обоснования, разработки и апробации программы коррекции тревожности детей пятого класса средствами арт-терапии нами было проведено экспериментальное исследование. проводилось на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г. Толочина». В исследовании участвовало 22 учащихся пятого класса в возрасте 9-10 лет. Выборка была сформирована из учащихся одного класса (9 мальчиков и 13 девочек). В связи с преобладающим числом девочек в выборке исследования гендерный анализ не проводился. Для удобства вся выборка поделена на две группы: контрольная группа – 11 человек и экспериментальная группа – 11 человек.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. «Шкала тревожности» О. Кондаша. Цель методики: диагностическое исследование тревожности детей пятого класса и ее видов: школьная, самооценочная, межличностная.
2. «Методика диагностики школьной тревожности» Филлипса. Цель методики: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.
Обобщив и проанализировав результаты диагностического исследования на констатирующем этапе, мы можем сделать следующие выводы: показатели экспериментальной группы хоть и незначительно, но выше, чем показатели контрольной группы. Так большинство детей пятого класса как экспериментальной группы, так и контрольной группы имеют повышенный уровень тревожности. Дети пятого класса с повышенным уровнем тревожности живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Наибольшую тревогу у школьников вызывают проблемы, связанные со школой, а также самооценкой ребенка. Высокий процент тревожности выявлен по таким показателям, как страх самовыражения, общая тревожность, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
1. Адлер А. О нервическом характере / А.Адлер. – СПб., 1997. – 82 с.
2. Амбалова, С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов / С.А. Амбалова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 3. – С. 86-89.
3. Ананина, Л.В. Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте / Л.В. Ананина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. – М. : Просвещение, 2017. – С. 143-147.
4. Андреева, И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности социально– психологических характеристик подростков: автореферат дис. …канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Н. Андреева. – Минск, 2002. – 22 с.
5. Артюхова, Т.Ю. Тревожность современных подростков / Т.Ю. Артюхова, Н.В. Басалаева // Альманах современной науки и образования. 2009. – № 4-1. – С. 15-19.
6. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
7. Бабунова, Т.М. Педагогика: учебное пособие / Т. М. Бабунова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2016. – 464 с.
9. Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления. //Воспитание школьников, – № 3, – 2012 г., С. 15 – 20.
10. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – 2011.– № 5. – С. 99-107.
11. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – М. : Харвест, 1998. – 554 с.
12. Голубниченко, А.А. Психологические детерминанты диффузности личностного самоопределения у застенчивых старшеклассников / А.А. Голубниченко // Вестник ЛГУ. – 2016. – № 2. – С. 9-20.
13. Гордеева, Е.Г. Влияние клинической трансперсональной психотерапии на показатели ситуативной тревожности / Е.Г. Гордеева // Здоровье и образование в ХХI веке. – 2016. – № 2. – С. 45-49.
14. Громова, Л.А. Нравственные аспекты исследовательской деятельности подростков/ Л.А. Громова // Справочник классного руководителя. – 2011. – №5. – С. 71 – 76.
15. Джабраилова, М.М. Основные подходы к изучению тревожности и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии / М.М. Джабраилова // Конструктивизм в психологии и педагогике: материалы научно-практической конференции. – Уфа, 2019. – С. 10-15.
16. Долгова, В.И. Изучение тревожности у детей младшего школьн / В.И. Долгова, Г.М. Клочева, В.А. Бондарчук // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 26-30.
17. Дорохов, М.Б. Коррекция детских психоневротических расстройств с помощью игровой интерактивной изотерапии / М.Б. Дорохов // Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С. 110-116.
18. Едиханова, Ю.М. Возможности арт-терапии в преодолении детских страхов / Ю.М. Едиханова, Л.А. Багаева // Концепт. – 2017. – № 2. – С. 1-6.
19. Едиханова, Ю.М. Глинотерапия в работе с симптомами эмоционального неблагополучия детей / Ю.М. Едиханова // Концепт. – 2019. – № 6. – С. 1-6.
20. Ерофеева, Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей школьн / Т.И. Ерофеева. – М.: Педагогика, 2006. – 169 с.
21. Земницкая, Ю.С. Личностная тревожность в подростковом возрасте / Ю.С. Земницкая // Педагогика и психология. – М., 2016. – С. 22-23.
22. Иванова, О.Н. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте / О.Н. Иванова, В.Р. Бильданова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 56-58.
23. Калинина, Ю.С. Психологическая коррекция и профилактика в работе с тревожными подростками / Ю.С. Калинина // Социально-психологические вызовы современного общества. – М. :Изд-во Московского ун-та, 2017. – С. 160-166.
24. Карамзина, У.А. Тревожность детей школьн / У.А. Карамзин, Р.А. Атласова // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – № 5 (6). – С. 163-164.
25. Киселева, М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.Б/ Киселева. – СПб.: Речь, 2006. – 106 с.
26. Козлов, В. В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий / В.В. Козлов. – Минск: МАПН, 1995. – 304 с.
27. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., Просвещение, 1989. – 256 с.
28. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
29. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копыткин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
30. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. -СПб.: Питер, 2002. – 198 с.
31. Котлярова, Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности жизнью студентов вуза / Н.С. Котлярова // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 90-95.
32. Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / Е.И. Кулинцова. – СПб.: Речь, 2008. – 167 с.
33. Кутишенко, О. П. Возрастная и педагогическая психология – СПб:Питер, 2013 – 366 с.
34. Лебедева, Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Питер, 2009. – 439 с.
35. Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребенком / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2006. – 430 с.
36. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
37. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
38. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
39. Нечаенко, И.Я. Особенности ситуативной тревожности у подростков / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-13. – С. 101-102.
40. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьн / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
41. Полунина, Л.В. Психическое состояние школьной тревожности в подростковом возрасте / Л.В. Полунина // Вестник КГУ. – 2013. – № 3. – С. 62-64.
42. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подросткового возраста: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
43. Прохоров, О.А. Практикум по психологии состояний / О.А. Прохоров. – СПб: Речь, 2004. – 480 с.
44. Радин, В.Ф. Методы снижения ситуативной тревожности у сотрудников органов внутренних дел / В. Ф. Радин // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – № 8. – С. 282-286.
45. Рапацевич, Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2005. – 720 с.
46. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга – М.: Прогресс, 1987. – 424 с:
47. Роджерс, Н. Путь к целостности: человеко-центированная терапия на основе экспрессивных искусств / Н. Роджерс // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 132-139.
48. Савина, Е.Г. Школьная тревожность как фактор дезадаптации школьников / Е.Г. Савина, Л.В. Бура // Синергия Наук. – 2017. – № 12. – С. 632-635.
49. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Селиванов, М.: Академия, 2011, 336 с.
50. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
51. Солынин, Н.Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н.Э. Солынин, Е.П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 281-284.
52. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – М.: ЭКСМО, 2000. – 430 с.
53. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методические исследования тревоги. Стресс и тревога в спорте. М., Изд-во МПСИ, 2007. 560 с.
54. Сусанина, И. Введение в арт-терапию / И. Сусанина. – Когито-Центр, 2007. – 95 с.
55. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Издательство политической литературы, 2013. – 272 c.
56. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. – СПб.: Речь, 2008. – 118 с.
57. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К.Хорни. – Спб.: Питер, 2007.
58. Шамухаметова, Е.С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е.С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки: материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 388-390.
59. Шумилин Б. А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте / В.А. Шумилин. – М., 2013, – С. 35
60. Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 54 с.
61. Яковлев, С.В. Групповая интегративная телесно-ориентированная психотерапия при затяжных депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. … канд. мед. наук / С.В. Яковлев. – М., 2009. – 23 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Констатирующий этап.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Контрольный этап.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты