ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Во все времена считалось, что семья является источником и основным звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи — тяжелейшая трагедия в жизни ребёнка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Современная психологическая литература содержит множество убедительных доказательств негативных, часто необратимых последствий психической депривации для ребёнка. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.
В настоящее время большинство исследователей согласны с утверждением, что даже сама плохая семья лучше самого хорошего детского дома Современные исследования признают семью в качестве главного фактора, института социализации ребёнка, фактора психического, личностного здоровья, успешной адаптации в социуме.
Система усыновления ещё недостаточно развита, и для многих детей не удаётся найти приёмные семьи, а людям, желающими усыновить ребёнка, часто приходится иметь дело с последствиями воспитания в условиях детского учреждения. Факты отмены усыновления свидетельствуют о психологической неготовности усыновителей к общению с ребёнком, имеющим опыт депривации.
Усыновлённые дети дошкольного возраста могут отличаться высоким уровнем социально-психологической дезадаптации, связанным с действием феномена психической депривации. Попадая в более широкий социум, в своём поведении усыновлённые дети могут демонстрировать высокий уровень агрессии и конфликтности, или наоборот, замкнутости и отчуждённости. В связи с этим возникает серьёзная психолого-педагогическая проблема — помочь усыновлённым детям успешно адаптироваться в детском сообществе. Такая задача может быть решена совместными усилиями приёмных родителей, педагогов-воспитателей, психологов и социальных педагогов
Социально-педагогическая работа должна быть направлена на создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья усыновлённых детей, предупреждение, устранение десоциализирующих влияний детского коллектива, оптимизацию процесса социальной адаптации детей к сверстникам. Такая деятельность требует тесного сотрудничества с семьёй усыновлённого ребёнка, коррекции нежелательного родительского отношения. Изучение особенностей социализации усыновлённых детей в группе детского сада создаст предпосылки для успешного процесса их социализации. Противоречие между недостаточной изученностью данной проблемы и потребностью практики в таких исследованиях как основы успешного сопровождения приёмных семей обусловило актуальность данного исследования, его цель и задачи.
Цель исследования: определить особенности эффективности социальной работы с усыновлёнными детьми 5–6 лет в яслях-садах.
Объект исследования: усыновлённые дети 5–6 лет в условиях ясли-сада.
Предмет исследования: условия эффективности социальной работы с усыновлёнными детьми 5–6 лет в яслях-садах.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты социально-психологической работы с усыновлёнными детьми в условиях ясли-сада.
2. Выявить специфику взаимоотношений усыновлённых детей 5-6 лет с детьми из обычных семей в ясли-садах.
3. Определить условия эффективности социальной работы с усыновлёнными детьми 5–6 лет в ясли-садах.
4. Разработать рекомендации по организации социальной работы с усыновлёнными детьми с 5–6 лет в ясли-садах.
Методологические основания исследования: представление зарубежной и отечественной психологии о феномене психической депривации и его влиянии на развитие ребёнка (И. Лангмейер [34], З. Матейчик [33], А. М. Прихожан [47], С. И. Розум [50], Н. Н. Толстых [47]); результаты исследований, отражающие особенности социализации усыновлённых детей (А. Н. Пронина [49] и др.); теоретические подходы к понятию социально-педагогической деятельности (Ю. В. Василькова [13], М. А. Галагузова [18], В. А. Никитин [42] и др.).
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С УСЫНОВЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ЯСЛИ-САДА
1.1 Специфика развития и поведения усыновлённых детей 5-6 лет
Каждому ребенку жизненно необходима родительская любовь и ласка, индивидуальный подход. Именно в таких условиях он растёт активным, любознательным, приветливым, общительным человеком, яркой индивидуальностью. На детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интерната, действует комплекс депривационных факторов, который негативно сказывается на всех сторонах их развитии. При этом проблемы интернатского воспитания заключаются не в том, что в учреждениях данного типа созданы плохие условия, а в самой идее общественного воспитания как единственно возможной формы воспитания детей-сирот, которая не позволяет обеспечить эмоционально насыщенные и устойчивые отношения объективной привязанности ребёнка к значимым взрослым, необходимые для его нормального развития.
Прекрасно осознавая это, педагоги, психологи и социальные работники стремятся устроить детей, оставшихся без родителей, на воспитание в семьи. И в настоящее время все большее распространение получают общественных формы жизнеустройства детей сирот — усыновление (удочерение), установление опеки или попечительства, а также приёмные семьи.
«В зависимости от правовых форм воспитания детей-сирот различают виды приёмных семей: приёмная семья, в которой ребёнок усыновлён; приёмная семья, в которой ребёнок взят под опеку и др. Приёмная семья в уз-ком значении (институт приёмной семьи) — это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» [32, c.8].
Усыновление — основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновлённым возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми. Усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых: умерли; лишены родительских прав; дали согласие на усыновление ребёнка; признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими; неизвестны [46].
Исследования, отражающие психологические особенности усыновлённых детей, указывают их обусловленность депривационным синдромом (Дж. Боулби [8], М. Д. С. Эйнсворт [64], M. Малер [36], Й. Лангмейер [32], З. Матейчек [33] и др.).
В справочнике по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста указывается на то, что термин депривация «используется для обо-значения лишения/утраты или приближающейся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточности чего-то желанного/необходимого» [55, с.43].
Й. Лангмейер и З. Матейчек под психической депривацией понимают «психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения не-которых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [33, с.19].
Психическая депривация оказывает отрицательное влияние на формирование эмоциональной привязанности ребёнка. Дж. Боулби [9], М.Д.С. Эйнсворт [64], M. Малер [36] утверждали, что у детей, лишённых родительской привязанности, не формируется базовое доверие к миру. Чешские психологи 3. Матейчик [33] И. Лангмейер [34] доказали важность формирования ранних привязанностей ребёнка, показав негативные по-следствия их разрыва и отсутствия значимого взрослого.
Н. Н. Авдеева отмечает важность близких эмоциональных связей ребёнка с матерью самого его рождения. В русле этологического подхода, как указывает Н. Н Авдеева, связь «мать-ребёнок» рассматривалась как форма запечатления. «В частности, было показано, что эмоциональные связи ребёнка с матерью усиливаются благодаря наличию взаимодействия в первые часы жизни ребёнка, а разлука матери и ребёнка в этот период может привести к негативным эффектам» [1, c. 3].
В зарубежной психологии наиболее известной и авторитетной является теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт, которая зародившись в недрах глубинной психологии, постепенно оформилась в самостоятельную научную школу. Основателями теории привязанности являются клинические психологи Дж. Боулби и М. Эйнсворт [8;9;64].
ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ УСЫНОВЛЁННЫХ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ЯСЛИ-САДАХ
2.1 Методы исследования социализации усыновлённых детей в ясли-садах
Цель опытно-экспериментальной работы: определить особенности социализации усыновлённых детей 5–6 лет в условиях ясли-сада.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Выявить специфику взаимоотношений усыновлённых детей 5–6 лет с детьми из обычных семей в ясли-садах.
2. Осуществить коррекционно-развивающую работу с детьми, направленную на формирование их коммуникативных навыков, улучшение межличностных отношений со сверстниками.
3. Повторная диагностика межличностных отношений и коммуникативных навыков усыновленных детей.
4. Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента, интерпретация результатов исследования.
В ходе опытно-экспериментальной работы была выдвинута следующая гипотеза: социально-педагогическая работа с усыновлёнными детьми 5–6 лет в яслях-садах является эффективной для их успешной социализации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Психодиагностический метод: социометрический метод (Я. Л. Коломинский [27]); метод наблюдения за общением детей в игре; ан-кета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребёнка» (Т. М. Титаренко [59]).
2. Психолого-педагогический эксперимент.
3. Метод количественно-качественной обработки данных с применением математико-статистического анализа (U-критерий Манна–Уитни, выполненный пакете статистической программы Статистика 6.0).
Осуществим характеристику методик исследования.
На первом этапе исследования изучались межличностные отношения детей в группе. Старший дошкольный возраст был выбран потому, что именно к концу дошкольного детства складываются устойчивые избирательные предпочтения детей (в ранних возрастах детским отношениям свойственны неустойчивость и ситуативность).
Для изучения межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста был использован метод социометрии.
Социометрия – это система приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия.
Термин «социометрия» происходит от латинского слова societas – общество и греческого metruin – измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами, а с другой стороны – прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.
С помощью техники социометрии С. П. Иванова считает, что можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.[22]
Внедрение этого метода в отечественную психологию связано с именами Я. Л. Коломинского [27], И. П. Волкова [14] и др. Особый вклад в адаптацию и развитие социометрической методики внёс Я. Л. Коломинский, взгляды на социометрию которого позволили уточнить и существенно расширить представление о психологической сущности явлений, измеряемых в социометрическом исследовании. Как подчёркивает Я.Л. Коломинский, «все социометрические опросы, независимо от замысла исследователя, измеряют не процесс наблюдаемого общения, а отношения, взаимоотношения членов группы (коллектива), их межличностные предпочтения. Отсюда ясно, что социометрическое исследование, проведённое по какому-либо критерию, даёт информацию о взаимоотношениях, и все показатели и индексы относятся, строго, именно к этой стороне внутригрупповой активности» [27, с. 57].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные научные результаты исследования
В ходе исследования раскрыты теоретические аспекты социально-психологической работы с усыновлёнными детьми в условиях ясли-сада.
Установлено, что психологические особенности детей старшего до-школьного возраста, усыновлённых в приёмные семьи, определяются действием феномена психической депривации, что может выражаться в эмоционально-поведенческих нарушениях детей, трудностях социализации.
Одним из основных институтов социализации старшего дошкольника, наряду с семьёй, является дошкольное учреждение. Главное преимущество детского сада – наличие детского сообщества, благодаря которому создаётся пространство социального опыта ребёнка. Только в условиях детского сообщества ребёнок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм.
Деятельность социального педагога в условиях ясли-сада направлена на повышение уровня социальной адаптации детей в коллективе сверстников. В своей деятельности социальный педагог использует индивидуальные методы психологической помощи и поддержки, способствует разрешению проблем в воспитании усыновлённых детей. Социальная работа с педагогами-воспитателями включает обучение навыкам развития детского коллектива, создания условий для успешной социализации детей.
В ходе исследования выявлены особенности взаимоотношений усыновлённых детей 5–6 лет с детьми из обычных семей в ясли-садах. Установлено, что усыновлённые дети отличаются выраженным психологическим неблагополучием по сравнению с детьми из обычных семей. Среди них чаще встречаются изолированные дети. Усыновлённые дети характеризуются более низким уровнем развития коммуникативных навыков: они более пассивны в общении, отличаются эмоциональной невыразительностью поведения, повышенной агрессивностью и конфликтностью.
Определены условия эффективности социальной работы с усыновлёнными детьми 5–6 лет в яслях-садах. В качестве социально-педагогических условий благоприятной социализации усыновлённых детей, мы рассматриваем социально-педагогическую и психологическая работу с воспитателями ДУ, направленную на сплочение детского коллектива, работу с родителями на повышение их родительской компетентности и коррекционно-развивающую работу с детьми.
После проведения опытно-экспериментальной работы, которая включала просвещение родителей и педагогов, коррекционные занятия с детьми, было проведена повторная диагностика межличностных отношений усыновлённых детей с другими детьми из обычных семей. Показано, что усыновлённые дети стали более контактными и активными в общении, повысилась их восприимчивость к эмоциональному миру сверстника. Ранее изолированные дети стали приниматься в игру. Также снизился уровень агрессивности усыновлённых детей. Всё это дало основание утверждать, что социально-педагогическая работа с усыновлёнными детьми 5–6 лет в яслях-садах является эффективной для их социализации.
Разработаны рекомендации по организации социальной работы с усыновлёнными детьми с 5–6 лет в ясли-садах: оптимизация стиля педагогического взаимодействия педагогов с детьми, создание ситуации успеха в совместной деятельности, общении каждого ребёнка; изучение системы личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения; социально-педагогическая и психологическая работа с родителями, направленная на профилактику и коррекцию семейного неблагополучия, оказание психологической помощи и поддержке семье с усыновлённым ребёнком. Выделена обобщающая модель социально-педагогического сопровождения семьи с усыновлёнными детьми.
Учитывая, важную роль семьи в социализации усыновлённых детей, отметим необходимость качественной психологической подготовки приёмных родителей, в также дальнейшее социально-педагогическое и психологическое сопровождение семей с усыновлёнными детьми.
1. Авдеева, Н. Н. Привязанность ребёнка к матери и образ себя в раннем детстве / Н. Н. Авдеева // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 3–10.
2. Авдеева, Н. Н. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению: влияние матери / Н. Н. Авдеева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 2. С. 20–25.
3. Антонова, О. В. Роль детских дошкольных учреждений в социализации детей в условиях трансформации общества: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.00 / О. В. Антонова. – Уфа, 2006. – 24 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
4. Ардашкин, И. Б. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебное пособие/ И. Б. Ардашкин. – Томск: Изд. ТПУ, 2004. – 156 с.
5. Беляева, Л. И. Нищенствующие дети на Руси: история и со-временность / Л. И. Беляева // Защити меня. 2001. № 4. С. 12–13
6. Бессчетнова, О. В. Приёмная семья как реализация конституционного права детей-сирот на семейное воспитание / О. В. Бессчетнова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 14. – С. 172–179.
7. Божович, Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребёнка / Л. И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Авт.-сост. Л. В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
8. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. – М.: Академический проект, 2006. – 232 с.
9. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
10. Бревнова, В. М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности: авто-реф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. М. Бревнова. – Омск, 2008. – 25 с. [Всего ссылок: 2; с. Ошибка! Закладка не определена., Ошибка! Закладка не определена.]
11. Бриш, К. Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике / К. Х. Бриш. – М.: Когнито-Центр, 2012. – 316 с.
12. Бурменская, Г. В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби / Г. В. Бурменская. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
13. Василькова, Ю. В. Василькова Т. А. Детство. Защита детей в современных условиях // Социальная педагогика: Курс лекций: Уч. пос. для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Изд. центр “Академия”, 1999.– С. 294-306.
14. Волков, И. П. Много ли в школе талантов? / И. П. Волков. – М.: Знание, 1989. – 42 с
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с. [Всего ссылок: 2; с. Ошибка! Закладка не определена., Ошибка! Закладка не определена.]
16. Выготский, Л. С. Педология школьного возраста / Л. С. Выготский // Антология гуманной педагогики. – М., 1996. – С. 19 – 106. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
17. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1986. – 396 с. [Всего ссылок 1; 48 с]
18. Галагузова, М. А., Галагузова Ю. Н., Штинова Г. Н., Тищенко Е. Я., Дьяконов Б. П. Социальная педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов — М.: ВЛАДОС, 2001. – С.30.
19. Герасимова, Е. В. Социально-психологические особенности формирования гуманных взаимоотношений в приёмной семье: авто-реф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е. В. Герасимова. – Москва 2009. – 24 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
20. Глевицкая, В. С. Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации / В. С. Глевицкая, Н. А. Полякова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – С. 518.
21. Евграфова, И. Н. Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 / И. Н. Евграфова. – М., 2001. – 24 с.
22. Иванова, С. П. Психологические проблемы социализации детей в приёмных семьях / С. П. Иванова // Вестник Псковского государственного университета. –2014. – № 5. – С. 305–316. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
23. Иовлева, Т. Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Т. Е. Иовлева. – Москва, 2006. – 24 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
24. Калачева, И. В. Особенности родительско-детских отношений в приёмных семьях / И. В. Калачева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 1–6. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
25. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
26. Колесник, Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.07.00 / Н. Т. Колесник. – М., 1999. – 15 с.
27. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие / Я. Л. Коломинский. – Изд-е 3-е, стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 431 с.
28. Котова, Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей / Е. В. Котова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 80 с. [Всего ссылок 1; 42 с]
29. Краснова, В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе: Учебное пособие / В. Г. Краснова. – Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. – 60 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
30. Кузнецова, О. Н. Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр / О. Н. Кузнецова // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 2 (10). – C. 32-36. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
31. Кураев, Г. А. Возрастная психология. Курс лекций / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. – Ростов на Дону, 2002. – 162 с. [Всего ссы-лок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
32. Курбацкий, И. Н. Становление и развитие института приём-ной семьи в России: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Н Курбацкий. – И. Н. Калуга, 2002. – 24 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
33. Лангмейер, Й. , Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте // Й. Лангмейер, З. Матейчик. – Прага: Медецинское издательство Авиценум, 1984. – 334 с
34. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага, Медицинское изд-во Авиценум, 1984. – 334 с. [Всего ссылок 2; 7, 8 ]
35. Лисина, М. И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни / М. И. Лисина // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. – М.: МПСИ, 2005. – С. 148–168. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
36. Малер Маргарет С, Пайн Фред, Бергман Анни Μ 18 Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. Пер. с англ.-М.: Когито-Центр, 2011.– 413 с.
37. Меркулова, Н. А. Психологические проблемы воспитания детей-сирот в приёмных семьях / Н. А. Меркулова // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
38. Михайлова, Ю. Нарушения развития социального поведения и эмоциональной регуляции у воспитанников домов ребёнка / Ю. Михайлова // Психолог в детском саду. – 2003. – № 2. – С. 83–114. [Всего ссылок: 3; с. Ошибка! Закладка не определена., Ошибка! Закладка не определена., Ошибка! Закладка не определена.]
39. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В. С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
40. Найдёнова, А. В. Модель психического детей-сирот: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / А. В. Найдёнова. – Москва, 2012. – 23 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
41. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: Владос, 2001. – 256 с. [Всего ссылок: 2; с. Ошибка! Закладка не определена., Ошибка! Закладка не определена.]
42. Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 10–15. [Всего ссылок 2; 22, 24 с]
43. Олиференко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2002. – 254 с.
44. Паленова, Е. В. Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Е. В. Паленова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 886–890. – URL: http://e-koncept.ru / 2016/ 96091.htm. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
45. Печникова, Л. С. Приёмные семьи в пространстве детско-родительских отношений / Л. С. Печникова, Е. Б. Жуйкова // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2008. – № 2 (2). – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.03.2017). [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
46. Порядок передачи детей на усыновление (удочерение) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kopyl.edu.by/ru/main.aspx?guid=3341. Дата доступа: [Всего ссылок: 3; с. Ошибка! Закладка не определена., Ошибка! Закладка не определена., Ошибка! Закладка не определена.]
47. Прихожан, A. M., Толстых, И. Н. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А. Н. Прихожан, Н. Н. Толстых. – М.: Педагогика, 1990. 160 с.
48. Пронина, А. Н. Взаимосвязь коммуникативной компетентности приёмных родителей и особенностей социализации детей дошкольного возраста, поступивших в семью / А. Н. Пронина, И. Д. Емельянова // Вестник ТГПУ. – 2017. – № 12. – С. 162. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
49. Пронина, А. Н. Взаимосвязь личностной зрелости приёмных родителей и процесса социализации-индивидуализации детей до-школьного возраста / А. Н. Пронина, С. В. Маркова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2015. – № 2. – С. 31–38. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
50. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – СПб.: Речь.2006. – 365 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
51. Ругер, Б. Работа с детьми, страдающими расстройством привязанности. Справочник для родителей, патронатных родителей и воспитателей детских домов / Б. Ругер. – М.: Международное служение «Царские дети». – 72 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
52. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова – М.: Владос, 2003. –160 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
53. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
54. Спиваковская, А. Р. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений / А. Р. Спиваковская // Лишённые родительского попечительства. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред. – сост. В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
55. Справочник по психологии и психиатрии детского и под-росткового возраста. – Спб – Москва – Харьков – Минск, «Питер», 1999. – 567 с. [Всего ссылок: 5; с. Ошибка! Закладка не определена., Ошибка! Закладка не определена., Ошибка! Закладка не определена., Ошибка! Закладка не определена., Ошибка! Закладка не определена.]
56. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. 1999. – № 10. – С. 29–33. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
57. Стрелкова, О. В. Влияние навыков эмоциональной саморегуляции на положение ребёнка в группе сверстников / О. В. Стрелкова // Псiхалогiя. – 2000. – №4. – С. 67–72.
58. Тарасов, С. В. Игра как активный метод развития ролевого поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего до-школьного возраста / С. В. Тарасов, Д. А. Трошин // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – №11. – С. 62–66. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
59. Титаренко Т. М. Мальчики и девочки; психология становления индивидуальности. Киев, 1989.
60. Торохтий, В. С. Психология социальной работы с семьёй / В. С. Торохтий. – М.: Дрофа, 1996. – 64 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
61. Холмогорова, В. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада / В. Холмогорова. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. [Всего ссылок: 1; с. Ошибка! Закладка не определена.]
62. Царегородцева, Л. М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребёнка / Л. М. Царегородцева // Вопросы психологии: издаётся с 1955 года / Ред. А. М. Матюшин, А. В. Брушлинский. – 1987. – № 6 ноябрь-декабрь 1987. – с. 84-90.
63. Чернявская, В. С. Образ семьи у детей дошкольного возраста из семей разных типов / В. С. Чернявская, А. А. Силич // Концепт. – 2015. – № 6. [Всего ссылок 1; 19с]
64. Шабас, С. Г. Семейное воспитание в период адаптации ребёнка к детскому саду / С. Г. Шабас // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – С. 151. –154.
65. Япарова, О. Г. Социально-психологические детерминанты успешного приёмного родительства: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О. Г. Япарова. – Москва, 2009. – 23 с. [Всего ссылок 1; 15 с]
66. Ainswarth M. Mary D. Salter Amsworth // O'Connell A., Russo N. (eds). Models of achievement leflections of eminent women in psycholo-gy. N Y., 1983. P. 200–219.