Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2021
251.00 BYN
Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Дошкольное образование
Организация: ДЦРР Вясёлка, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Игра-драматизация по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности развития диалогической речи детей дошкольного возраста
1.2 Характеристика игровой деятельности детей в период дошкольного возраста
1.3 Сущность и значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
2.2 Разработка и апробация игр-драматизаций для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
2.3 Динамика развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в результате применения игровой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Значение речи в жизни человека является неоспоримым. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Важнейшую роль в развитии познавательных и вербальных способностей детей дошкольного возраста играет развитие диалогической речи. Н.В. Новоторцева рассматривает педагогический диалог «как цель и средство практического овладения языком». Развитие различных аспектов речи является необходимым условием развития диалогической речи [27].
В развитии речи дети дошкольного возраста определяются как средство, с помощью которого происходит усвоение основ общения с точки зрения культурного наследия нации, и является средством постоянного пополнения словарного запаса, формирования грамотной когерентной монологической и диалогической беседы. Многие исследователи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) отмечают, что при овладении речью ребенок переходит от части к целому: от слова к композиции из двух-трех слов, затем к простой фразе и далее к сложным предложениям. Конечным результатом является овладение связной речью, состоящей из нескольких расширенных предложений. Умение вести диалог со сверстниками и взрослыми – важнейшее направление коммуникативной деятельности – должно быть сформировано. При этом обучение должно быть направлено на развитие исследовательской деятельности детей в области языка и речи, должно быть косвенным, а не прямым. Этому способствует ролевая игра, которая является средством развития диалогической речи детей дошкольного возраста (А.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова и др.).
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, определяющей характер развития ребенка, становится игра, то и процесс освоения речи ребенком в значительной мере происходит именно в процессе игровой деятельности. В процессе игровой деятельности совершенствуются все функции речи. Игровая деятельность, так притягивающая к себе детей, привлекала и внимание ученых разных областей знаний. Основоположник педагогической психологии К.Д. Ушинский считал: «игра для ребенка – это действительность, и действительность гораздо более интересная, нежели та, которая его окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание» [47].
По мнению А.Г. Арушанова: «Учреждения дошкольного образования должны создать все необходимые условия для разностороннего развития детей, в том числе для развития их речи. Речь детей младшего дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игр, в которых присутствует эмоциональная насыщенность детей, увлеченность, самостоятельность, активность, наличие воображаемой ситуации, которая складывается из ролей. Важную роль в становлении диалогической речи детей как средства общения играет младший дошкольный возраст, когда у детей наблюдается значительный скачок в развитии потребности в общении. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка. В этот период начинает развиваться диалог как основная форма разговорной речи. Младший возраст особо чувствителен, восприимчив к усвоению диалогической речи, в этот период дети осваивают структуру простого предложения, учатся строить сложные предложения, а также несложные диалоги» [2].
В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса.
Объект исследования: процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: обосновать и разработать сценарии игра-драматизаций для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности становления диалогической речи детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать сущность и значение игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать сценарии игр-драматизаций для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.
4. Выявить влияние игр-драматизаций на динамику развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация);
эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, диагностика, анализ, интерпретация, качественная и количественная обработка данных, сравнение).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней представлены сценарии игр-драматизаций для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы педагогами в учреждениях дошкольного образования в процессе обучения и воспитания детей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности развития диалогической речи детей дошкольного возраста
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» мыслительных операций, эмоциональных состояний, средств самореализации и вхождения в общество. Она оказывает огромное влияние на формирование психических процессов у детей и их общее развитие. Развитие мышления во многом зависит от развития речи, которая является основным средством общения между людьми, речь играет важную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех стадиях его развития. Чем богаче и комфортнее речь для ребенка, чем легче ему выражать свои мысли, чем шире его возможности, тем более значимыми и полными являются его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, тем более активным является его умственное развитие. Ф.А. Сохин полагает, что не все дети одинаково успешно овладевают связной – диалогической, а затем монологической – речью, что часто приводит к нарушению самосознания и самооценки ребенка, к отклонениям в развитии личности ребенка, что приводит к замкнутости, неуверенности, негативизму, мешает ему в полной мере развивать свои природные способности и интеллектуальные способности. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи ребенка, ее правильности и чистоте, предотвращать и исправлять любые отклонения от общепринятых норм родного языка, что способствует ролевой игре [38].
Е.В. Клюев считает, что именно речь в жизни ребенка дошкольного возраста выполняет огромное количество своих функций. Самой важной и незаменимой функцией речи в данный возрастной период является коммуникативная функция речи. Коммуникативная функция заключается в том, что речь представляет собой средство общения. Целью общения ребенка дошкольного возраста, как и взрослого человека, является процесс установления и поддержания социальных контактов. Все эти характеристики коммуникативной функции речевого общения отражаются в манере поведения ребенка дошкольного возраста и легко им осваиваются в процессе взаимодействия с близкими и окружающими людьми. Именно процесс речевого развития подталкивает дошкольника к овладению родным языком. Ребенок в процессе общения расширяет свой словарный запас, овладевает фонетикой, расширяет свой грамматический запас, приобретает навыки овладения диалогической речью. В процессе общения диалогическая речь является основным средством общения [13].
Процесс овладения диалогической связной речью у ребенка дошкольного возраста это одна из самых важных задач, стоящих перед педагогами учреждения дошкольного образования. Благоприятное решение данной задачи зависит от большого количества факторов: уровня развития речевой среды, правильности сформированной речи и навыков общения окружающих людей, индивидуальных личностных особенностей детей дошкольного возраста и т.д.). «Такие факторы необходимо учитывать в процессе речевого воспитания ребенка дошкольного возраста. В период дошкольного возраста ребенок в первую очередь постигает и развивает диалогическую речь. Диалогическая речь ребенка дошкольного возраста имеет свои отличительные особенности» [18].
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление аспектов коммуникативной функции языка. Ряд авторов-педагогов под диалогом подразумевают настоящую форму процесса языкового или речевого общения. Отличительной особенностью речевого общения в форме диалога выступает разговор одного собеседника с последующей сменой на разговор или процесс говорения другого собеседника. Важным является в диалоге то, что один человек говорит, а другой слушает речь собеседника. «Собеседник или участник диалога всегда знает, о чем идет речь в процессе диалога. Отсюда можно объяснить языковое оформление речевого диалога. Диалогическая речь в устной форме, как правило, сопровождается большим количеством жестов, мимикой, сменой интонации и т.д.» [7, с. 54].
«Для речи в форме диалога характерным является следующее: присутствие разговорной лексики, краткости, наличие обрывистых фраз, присутствие простых предложений, некоторое обдумывание перед процессом общения. Диалог осуществляется за счет присутствия двух собеседников» [7].
Диалогическая речь характеризуется непроизвольным взаимодействием. Считается важным, что в диалогической речи используются стандартные слова, шаблонные фразы и языковые нормы. Так считал и автор Б.П. Якубинский [52]. Наличие языковых шаблонов в диалогической речи упрощает протекание процесса общения в разговорной форме. Диалогический разговор также формируется под влиянием внешних и внутренних проблем. Процесс развития диалогической речи осуществляется на этапе обучения дошкольника.
В процессе развития и формирования диалогической речи у детей появляются возможности разыграть историю, а также продемонстрировать лексические термины и понятия, распространённые среди детей.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе ГУО «ДЦРР «Вясёлка» г. Гомеля.
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 20 детей младшего дошкольного возраста, в возрасте 3-4 лет.
Цель: изучение уровня развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи опытно-экспериментального исследования:
1. Подбор методик для решения поставленных задач.
2. Организация исследования, подбор испытуемых для участия в исследовании.
3. Обработка полученных результатов и интерпретация.
Диагностические процедуры были запланированы на первую половину дня, так как в более раннее или более позднее время общая работоспособность детей снижается. Работа была основана на принципах:
1. Единства диагностики и коррекции отклонений.
2. Нормативности развития.
3. Системности и единства коррекции развития.
4. Индивидуального подхода.
Практическое исследование состоит из следующих этапов:
1. Диагностический или констатирующий. На этом этапе мы изучили уровень развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап экспериментальной работы. На этом этапе мы разработали и апробировали сценарии игр-драматизаций для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Контрольный этап экспериментальной работы. На этом этапе мы провели повторную диагностику уровня развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.
4. Анализ полученных результатов. На данном этапе мы проводим количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе практического исследования и подводим итоги.
Уровень развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста оценивался по следующим критериям:
- «умение детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы по отдельным сюжетным картинкам;
- умение детей составить предложение по трем отдельным картинкам, связанными между собой тематически;
- умение детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре знакомый им литературный текст;
- умение детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок, последовательно связанных между собой;
- умение детей составлять связный рассказ на основе личного опыта;
- умение детей составлять рассказ – описание объекта по наглядной схеме» [8].
Для того чтобы изучить состояние диалогической речи у ребёнка младшего дошкольного возраста используются такие методы как:
- непосредственное наблюдение в рамках образовательного учреждения за ребёнком в процессе деятельности, в том числе учебной, практической и бытовой;
- исследование и анализ словарного запаса по определённой схеме;
- исследование уровня развития диалогической речи с помощью специальных серий задач.
В данной работе для изучения диалогической речи у ребёнка младшего дошкольного возраста нами использовались ряд заданий, включающие в себя:
- «составление предложений по конкретным сюжетным картинкам;
- составление предложения по картинкам, которые связаны между собой определенной тематикой;
- пересказ литературного текста (небольшого по объему, знакомого и простого по своей структуре);
- составление истории по серии картинок, которые последовательно связаны между собой;
- составление рассказа – описания объекта по наглядной схеме» [8].
«Методика 1. Составление предложений по отдельным сюжетным картинкам.
Цель: выявить умение детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы по отдельным сюжетным картинкам.
Для проведения исследования были использованы картинки следующего содержания:
- Девочка сидит на стуле и держит игрушку.
- Мальчик поднимает корзину с яблоками.
- Девочка стоит и плачет, потому что мяч упал в воду.
- Девочка поднимается по лестнице» [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем в дошкольном образовании. Диалогическая речь обладает специфическими лингвистическими и психолого-педагогическими особенностями, характеризующимися особыми условиями функционирования. Диалогическая речь представляет собой лингвистический элемент процесса коммуникативного общения и вместе с остальными нелингвистическими компонентами обеспечивает процесс реализации процесса общения или коммуникативную составляющую речи. В процессе диалогической речи самым главным образом реализовывается коммуникативная функция языка. Авторы-исследователи, которые занимались изучением диалогической речи, утверждают, что диалогическая речь является самым явным и необходимым элементов человеческого простого общения. В настоящее время в учреждениях дошкольного образования требуется модернизации и усовершенствование процесса развития диалогической речи. Использование новых техник и приемов в процессе работы детьми дошкольного возраста.
Игра представляет собой самое важное средство в процессе общения и в целом социализации ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность включает в себя социальные процессы целенаправленного воздействия, которые поддаются контролю и имеют направленность на личностное самосовершенствование и становление личности ребенка. При этом, в процессе игровой деятельности ребенок приобретает навыки межличностного общения. Характерные для общества, в котором он растет. У ребенка развиваются и вырабатываются свои собственные личностные, ценностные и духовные приоритеты. В процессе игровой деятельности ребенок создает и моделирует всевозможные жизненные ситуации. У ребенка вырабатываются и формируются стратегии выхода из конфликтных ситуаций, вырабатывается эмоциональный фон ребенка. Одна из самых главных функций игровой деятельность это возможность самореализоваться ребенку в процессе игровой деятельности. С этой точки зрения дошкольнику становится сам процесс игровой деятельности, а не конечный ее результат. Игра для ребенка это процесс коммуникативного общения. В процессе реализации игровой деятельности ребенок выстраивает коммуникативные связи, обыгрывает жизненные ситуации.
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Именно через игру решаются практически все педагогические задачи, и развитие диалогической речи не является исключением. Игра является прекрасным мотиватором для развития многих аспектов речевого аппарата ребенка. Игровая деятельность играет самую главную роль в процессе развития диалогической речи детей дошкольного возраста. Одним из средств формирования диалогической речи у дошкольников является игра-драматизация. Как известно, общение со взрослыми и сверстниками имеет огромное значение для психического и речевого развития ребенка дошкольного возраста. Все виды игры играют огромную роль в развитии речи ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается диалогическая речь.
Результаты исследования диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста показали недостаточный уровень развития. У детей, участвовавших в исследовании, отмечаются недостатки в грамматическом оформлении высказываний, лексические затруднения (поиск нужного слова, что обусловлено бедностью словарного запаса и др.), нарушение связности повествования (пропуски моментов действия, отсутствие связи между частями рассказа и др.). Проведенное исследование выявило качественное и количественное снижение уровня сформированности диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста, что доказывает необходимость проведения целенаправленной работы по формированию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.
В процессе повышения уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста нами было рекомендовано использовать игры-драматизации. Во время представления и участия в играх-драматизациях дети дошкольного возраста в полно объеме показали свои чувства, эмоции и впечатления, поделились своим собственным мнением и желанием играть. В игровой деятельности в играх-драматизациях дети придумывали новые сюжетные линии, использовали разнообразные тактики действия в игровых сюжетах, при этом дети использовали игрушки и другие окружающие предметы. В процессе игры-драматизации дети с удовольствием будут повторять за взрослыми те или иные слова, тем самым расширять свой словарный запас. В педагогический процесс важно включить элементы инсценировки, пластические упражнения в различных видах деятельности, взрослую инсценировку на основе сказок, импровизацию с участием детей, простую инсценировку сказок, настольный театр и театр кукол. Рекомендуется использовать все эти методы и приемы в работе в данном направлении для повышения уровня развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова : кн. для воспитателей дет. сада. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
3. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. – М. : Скрипторий-2003, 2008. – 136 с.
4. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / О. А. Бизикова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 23 с.
5. Белогай, К. Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами [Электронный ресурс] / К. Н. Белогай // Psyjournals. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30148.shtml.
6. Брунер, Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Д. Брунер ; пер. с англ. К. И. Бабицкого. – М. : Прогресс, 1977. – 412 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психика, сознание, бессознательное / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2001. – 366 с.
8. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский // Studmed. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/vygotskiy-lev-obuchenie-i-razvitie-v-doshkolnom-vozraste_fb076d00e3b.html.
9. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада : учеб.-метод. пособие / В. В. Гербова. – М. : Просвещение, 2009. – 200 с.
10. Гербова, В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе 2–4 года : пособие для педагогов дошк. учреждений / В. В. Гербова. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 160 с.
11. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.] ; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.– 2-е изд. – Мозырь : Белый Ветер, 2016. – 184 с.
12. Клименкова, О. Игра как азбука общения / О. Клименкова // Дошк. воспитание. – 2002. – № 4. – С. 3–7.
13. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия / Е. В. Клюев. – М. : Рипол Классик, 2002. – 316 с.
14. Ковалева, М. Н. Речевая активность ребенка и психологические условия ее развития : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / М. Н. Ковалева ; Психол. ин-т Рос. акад. образования. – М., 2005. – 24 с.
15. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы : метод. пособие / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. – Ростов н/Д : Учитель, 2002. – 32 с.
16. Колунова, Л. А. Работа над словом в процессе развития речи младших дошкольников : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Колунова ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 1994. – 26 c.
17. Кузьмич, А. Д. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста / А. Д. Кузьмич // Молодой ученый. – 2018. – № 18 (204). – С. 173–175.
18. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н. И. Левшина // Фундам. исслед. – 2015. – № 2 (9). – С. 127–129.
19. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М. : Академия, 2005. – 288 с.
20. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. – Воронеж : МОТЭК, 2001. – 448 с.
21. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 156 с.
22. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – 2-е изд. – М. : Моск. гос. ун-т, 1998. – 335 с.
23. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре : пособие для воспитателя дет. сада / Д. В. Менджерицкая – М. : Просвещение, 2002. – 128 с.
24. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. – М. : Пед. ово России, 2001. – 320 с.
25. Назарова, А. А. К вопросу о функциях языка и речи / А. А. Назарова // Гуманитар. вектор. – 2009. – № 3. – С. 75–79.
26. Новоселова, С. Л. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей / С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина // Дошк. воспитание. – 2003. – № 10. – С. 39–51.
27. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль : Акад. развития, 2004. – 259 с.
28. Недоспасова, Е. Развитие детей в игровой деятельности / Е. Недоспасова // Ребенок в дет. саду. – 2001. – № 5. – С. 38.
29. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб ; пер. с англ. В. Белоусов. – 8 междунар. изд. – СПб. : Питер, 2002. – 639 с.
30. Павлова, Н. Д. Коммуникативная функция речи: интециональная и интерактивная составляющие : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Н. Д. Павлова ; Ин-т психологии Рос. акад. наук. – М., 2000. – 58 с.
31. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада / В. И. Логинова [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984. – 223 с.
32. Садовская, Ю. В. Коммуникативные помехи в детской речи / Ю. В. Садовская // Вестн. Иркут. гос. лингвист. ун-та. – 2010. – № 1 (9). – С. 132–138.
33. Сат, Н. Д. Некоторые аспекты речевого развития дошкольника / Н. Д. Сат // Вестн. Тувин. гос. ун-та. – 2019. – № 4. – С. 46–50.
34. Смирнова, Е. О. Детская психология : учеб. пособие для вузов / Е. О. Смирнова. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
35. Смирнова, Е. С. Как помочь маленькому ребенку заговорить: особенности речевого развития ребенка раннего возраста / Е. С. Смирнова // Дошк. образование. – 2012. – № 2. – С. 14–16.
36. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова // Пед. образование в России. – 2011. – № 12. – С. 21–23.
37. Солодкина, М. А. Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя / М. А. Солодкина // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 20–23 дек. 2014 г. / Рос. гос. пед. ун-т ; редкол.: В. П. Астафьева [и др.]. – СПб, 2014. – С. 152–155.
38. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – Воронеж : Модек, 2002. – 224 с.
39. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М. : Академия. 2006. – 256 с.
40. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 55 с.
41. Тагаева, Е. Ю. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи / Е. Ю. Тагаева, Л. А. Савицкая // Педагогическое мастерство : материалы III междунар. науч. конф., Москва, 20–23 июня 2013 г. / Моск. гос. ун-т ; под ред. Л. А. Петренко. – М., 2013. – С. 52–54.
42. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е. И. Тихеева. – М. : Академия, 2002. – 229 c.
43. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова ; под ред. А. В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
44. Учебная программа дошкольного образования / редкол.: Л. Б. Сопот, Е. И. Иванова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019. – 479 с.
45. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 287 с.
46. Ушакова, О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема / О. С. Ушакова // Пед. образование в России. – 2011. – № 12. – С. 5–12.
47. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения / К. Д. Ушинский ; сост. С. Ф. Егоров. – М. : Педагогика, 2008. – 288 с.
48. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн // История зарубежной психологии конца XIX – начала XX века : хрестоматия / под ред. Е. С. Минькова. – М., 2009. – С. 80–87.
49. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников : учеб. пособие / А. В. Чулкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 220 с.
50. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 159 с.
51. Эльконин, Д. Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2014. – 273 с.
52. Якубинский, Л. Л. О диалогической речи [Электронный ресурс] / Л. Л. Якубинский // Philology. – Режим доступа: http://philology.ru/linguistics1/yakubinsky-86.htm.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Игра-драматизация по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты