Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2020
251.00 BYN
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Дошкольное образование
Организация: Ясли-сад № 43, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностическое задание «Интервью» О.В. Дыбиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
(констатирующий этап эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тематический план программы, направленной на формирование на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тематический план программы, направленной на формирование на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
(констатирующий этап эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных с помощью критерия Т-Вилкоксона.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных с помощью критерия Т-Вилкоксона.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ
1.1 Специфика формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
1.2 Проблема организации ознакомления детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром
Выводы по I главе
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методика формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром
Выводы по II главе
Методические рекомендации для воспитателей дошкольного образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста занимает важное место в системе дошкольного образования. Сформированные коммуникативные умения являются важнейшим показателем готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми, а детей старшего дошкольного возраста – к обучению в школе.
Общение, будучи сложной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта и познания окружающей действительности. Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков выступает залогом успешной адаптации ребенка в социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте создаются все предпосылки для развития различных видов коммуникативных умений. Недостаточно сформированные коммуникативные умения не позволяют удовлетворить базовые потребности ребенка в общении, приводят к нарушению его психического и социального развития.
Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться в соответствии с закономерностями психического развития ребенка, его возможностей и способностей. Предметный мир является первым объектом деятельности ребенка и одним из первых объектов познания окружающей действительности Знакомство с предметами рукотворного мира осуществляется в процессе игровой, познавательной практической, элементарной трудовой, художественной деятельности. Мир рукотворных предметов, окружающих ребенка, вызывает живой интерес, желание «разгадать загадки» предметного мира, понять его социальное значение.
Старший дошкольный возраст – важный этап развития личности ребенка, приобщения его к миру культурных общечеловеческих ценностей, время установления отношений с миром людей, с предметами рукотворного мира. Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Предметы вводят ребенка в мир взрослых, «информируют» его об этом мире, обогащают содержание социального опыта и влияют на его всестороннее развитие.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ
1.1 Специфика формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста имеет огромное значения для успешного вхождения в социальный мир, адаптации к социуму, гармоничного развития личности. Формирование таких умений выступает приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального образования, определяющим условием успешной учебной деятельности в дальнейшем и важнейшим направлением социально-личностного развития [7, с. 113].
В справочной литературе под умением понимается «способность к действию, промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение соотносится т с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания, которое понято индивидом и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания, оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом» [38, с. 293].
В словаре научных терминов понятие «умение» определяется как: «способность на основе знаний и жизненного опыта к сознательным и точным как практическим, так и теоретическим действиям. Умения совершенствуются и автоматизируются, и переходят в навыки. Основные признаки умений – гибкость, стойкость, прочность, приближенность к реальным условиям и задачам» [23, с. 714].
Современные ученые рассматривают понятие «умение» через деятельность. По мнению С.Г. Воровщикова, «умение по своему характеру всегда предполагает сознательное установление взаимоотношений между целью деятельности, способами и условиями ее выполнения; по структуре – это система различных знаний и навыков; по механизму реализации – самостоятельный перенос известных способов деятельности в новые условия» [10, с. 35]. Таким образом, под умением понимается способность (готовность) к успешному выполнению определенной деятельности.
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Цель экспериментального исследования: разработать и апробировать методику формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.
Констатирующий этап исследования проводился на базе ГУО «Ясли–сад №1 г. Минск» и ГУО «Ясли-сад №43 г. Минска». В исследовании приняли участие 40 детей двух старших групп в возрасте 5-6 лет. В экспериментальную группу вошли 20 детей, контрольную группу также составили 20 детей.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Краткое описание методик исследования:
1. Диагностическое задание «Интервью» (О.В. Дыбина) [17].
Цель - выявить умение вести диалог, задавать вопросы на интересующую тему.
Материалы: Атрибуты репортера: микрофон, диктофон; головные уборы, атрибуты представителей разных профессий.
Ход исследования. В первой части задания каждом ребенку предлагаются атрибуты репортера: микрофон, диктофон и следующая инструкция: «Ты сегодня будешь репортером. Представь, что тебе поручили взять интервью на тему «Мой детский сад - самый лучший». Посмотри, здесь несколько картинок, на которых нарисованы люди разных профессий детского сада. Тебе необходимо узнать у них, как можно больше информации о том, почему твой детский сад лучший. Какие вопросы ты будешь задавать?».
Методика проводится в индивидуальной форме.
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок самостоятельно задает три и более разнотипных вопроса (воображаемые, оценочные, каузальные, описательные); в своем интервью сохраняет последовательность, логичность, достаточно широкое информационное поле вопросов.
Средний уровень (2 балла) – ребенок задает вопросы только с помощью взрослого; вопросы не разнообразны, не развернуты, узконаправленны (касаются только одной из сторон деятельности человека данной профессии); ребенок затрудняется сохранять последовательность и логичность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретически обосновано значение формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром. Специфика формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста обусловлена психолого-педагогическими особенностями детей, возможностями создания условий в учреждении дошкольного образования, их развитием в общении, в ходе освоения культуры человеческих отношений и проявлением в общении. Под коммуникативными умениями мы, вслед за Т.А. Репиной, понимаем осознанные коммуникативные действия, основанные на знаниях структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности, и способность правильно выстраивать свое поведение, управлять им согласно задачам общения. Формирование коммуникативных умений представляет собой процесс целенаправленной работы по развитию информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных умений. Основными средствами формирования коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте являются: совместная игровая деятельность, театрально-игровая деятельность, организованные занятия.
Процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром осуществляется поэтапно и предполагает организацию специально организованной деятельности – занятий. На первом этапе важна организация предметной среды, активизация познавательного интереса детей, сформировать представления о назначении окружающих их предметов. На втором этапе необходимо развивать творческое отношение к окружающей действительности. На третьем этапе важно расширять, углублять и закреплять представления детей о предметах, воспитывать ценностное отношение к предметам рукотворного мира. В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, упражнений, опытов и экспериментов, творческой преобразующей деятельности. В процессе взаимодействия взрослого и дошкольника на занятиях по ознакомлению с предметным миром осуществляется коммуникативная деятельность, а рукотворный мир выступает фундаментом для формирования коммуникативных умений.
1. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 5. – С. 51-61.
2. Баблумова, М. Е. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03 / М. Е. Баблумова ; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. – М., 2014. – 22 с.
3. Безматерных Т. В. Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста / Т. В. Безматерных // Педагогическое мастерство : материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 135–137.
4. Бодалев, А. А. Психология общения : избр. психологические труды / А. А. Бодалев. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2002. – 256 с.
5. Бондарева, Ю. М. Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / Ю. М. Бондарева, Т. Н. Галич // Молодой ученый. – 2020. – № 20 (310). – С. 557-559.
6. Брянская, Е. И. Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Е. И. Брянская // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. – Чита: Молодой ученый, 2013. – С. 90–93.
7. Варанецкая-Лосик, Е. И. К вопросу о формировании коммуникативных умений старших дошкольников / Е. И. Варанецкая-Лосик // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых – Минск, 2015. – С. 112-113.
8. Варанецкая-Лосик, Е. И. Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативно-познавательных умений / Е. И. Варанецкая-Лосик // Содружество наук. Барановичи-2017: материалы XIII Международной научно-практической конференции. – Барановичи: БарГУ, 2017. – С. 100-102.
9. Варанецкая-Лосик, Е. И. Психологическая основа формирования коммуникативных умений у старших дошкольников / Е. И. Варанецкая-Лосик // Содружество наук. Барановичи-2015 : материалы XI Международной научно-практической конференции молодых исследователей. – Барановичи, 2015. – С. 11-12.
10. Воровщиков, С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции / С. Г. Воровщиков // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – № 1. – С. 32-36.
11. Гаджиева, З. М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З. М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки : опыт, проблемы и перспективы: материалы международной научно-практич. конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37.
12. Гацуцина, А. А. Знакомство детей с предметным миром через дидактическую игру / А. А. Гацуцина // Профессионализм педагога : сущность, содержание, перспективы развития : сборник трудов конференции. – Москва, 2019. – С. 201-205.
13. Гильмутдинова, Г. Р. Формирование навыков культуры общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных игр / Г. Р. Гильмутдинова // Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии : сборник статей научно-практич. конференции. – УФА, 2018. – С. 60–62.
14. Гусева, Д. И. «Коммуникация» и «Общение» : соотношение понятий / Д. И. Гусева // Вестник науки и образования. – 2019. – № 20. – С. 84-87.
15. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.
16. Дыбина, О. В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром : автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.007, 13.00.08 / О. В. Дыбина. — М., 2002. — 45 с.
17. Дыбина, О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей к школе группе детского сада. Конспекты занятий / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 40 с.
18. Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром / О.В. Дыбина. – Москва : Педагогическое общество России, 2007. – 127 с.
19. Дьяченко О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М. : Просвещение, 2004. – 128 с
20. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова. – М. : Владос, 2010. – 130 с.
21. Забровская, О. В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада / О. В. Забровская // Концепт. – 2013. – Спецвып. 8. – С. 1-8.
22. Зотова, И. В. Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / И. В. Зотова // Наука, техника и образование. – 2017. – № 1. – С. 57–60.
23. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
24. Князева, В. В. Педагогика : словарь научных терминов / В. В. Князева. – М. : Вузовская книга, 2009. – 872 с.:
25. Кобелева Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе : автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.01 / Г. Р. Кобелева. – Самара. 2004. – 23 с.
26. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. – М .: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
27. Коломинский, Я. Л. Психологическая культура детства : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я. Л. Коломинский, О. В. Стрелкова. – Минск : Выш. шк., 2013. – 109 с.
28. Кузнецова Е.В. Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре / Е.В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей младшего возраста: материалы международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 962–964.
29. Курінна, А.Ф. Формування комунікативних умінь і навичок учнів гуманітарних ліцеїв на уроках риторики: дисс. канд. пед. наук / А.Ф. Курінна. – Херсон, 2005. – 287 с.
30. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования / И. Н. Курочкина. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 122 с.
31. Ленсу, Я. Ю. Роль предметного мира в жизни человека / Я. Ю. Ленсу // Инновационные образовательные технологии. – 2009. – № 3. – С. 89—95.
32. Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. – М .: МОиПК, 1995. – 144 с.
33. Лето, Я. В. Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии / Я. В. Лето // Молодой ученый. – 2016. – № 12. – С. 770-772.
34. Линник, Н. В. Учебное исследование как средство ознакомления с предметным миром детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Линник, Е. В. Артюк // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 2. – С. 11-16.
35. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.
36. Литвина, Н. В Предметный мир как средство формирования коммуникативно-познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста / Е. И. Варанецкая-Лосик // Известия института педагогики и психологии образования МГПУ. – 2017. – № 2. – С. 55-59.
37. Литвина, Н. В. Знакомство старших дошкольников с рукотворным миром / Н. В. Литвина, Е. Лосик // Пралеска. – 2014. – № 1. – С. 61-65.
38. Лозовн, Л. Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. Я. Лован ; Кемер. нос. Ун-т. – Кемерово, 2005. – 19 с.
39. Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками / И. В. Маврина // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – М.: Гном-Пресс, 1999. – С. 106-118.
40. Мандель, Б. Р. Педагогическая психология : ответы на трудные вопросы : справочник / Б. Р. Мандель. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 384 с.
41. Маркина, М. Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе : автореф. дис. канд. пед. наук / М. Г. Маркина. – Одесса, 1991. – 26 с.
42. Маркова Т .А. Воспитание дошкольников / Т. А. Маркова. – М. : Норма, 2014. – 97 с.
43. Масленникова, У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста / У. Н. Масленникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. статей. – Новосибирск, 2012. – С. 123–126.
44. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания : учебное пособие / А.В. Мудрик. – Москва : Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
45. Мунирова Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игр : автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Р. Мунирова. – М., 1993. – 20 с.
46. Никифорова, Т. И. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. И. Никифорова. – Якутск, 2008. – 21 с.
47. Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева// Образование и воспитание. – 2016. – № 2. – С. 25–29.
48. Панова, О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников / О.В . Панова // Молодой ученый. – 2017. – № 38. – С. 116–118.
49. Привалова, С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период школьного детства / С. Е. Привалова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 7. – С. 11-15.
50. Проняева, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста : автореф. дисс. канд. пед. наук / С. В. Проняева. – Екатеринбург, 1999. – 26 с.
51. Пушкина, Т. Н. Модель условий формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией / Т. Н. Пушкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 122-126.
52. Репина, Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Т. А. Репина. – М. : Проспект, 2012. – 188 с.
53. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2015. – 705 с.
54. Рудакова, Н. Н. Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Рудакова // Дтский сад : теория и практика. – 2013. –№ 3. – С. 20-25.
55. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Рузская. – М. : Педагогика, 1989. – 216 с.
56. Смирнова, Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения. – 2008. – № 1. – С. 58-65.
57. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 12. – С. 21-23.
58. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
59. Тарасова, С. Е. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста / С. Е. Тарасова // Символ науки. – 2016. – № 2. – С. 191–194.
60. Трубайчук, Л. В. Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста / Л. В. Трубайчук // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2014. – № 1. – С. 41–45.
61. Трофимова, О.В. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста / О.В. Трофимова // Вопросы науки и образования. – 2019. – № 2. – С. 11-20.
62. Турова, М. Г. Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций / М. Г. Турова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 32–34.
63. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М. : Просвещение, 2005. – 336 с.
64. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
65. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М. : Академия. 1989. – 455 с.
66. Хаертдинова, Р. М. Особенности формирования навыков общения у дошкольников / Р. М. Хаертдинова // Реализация стандартов второго поколения в школе : проблемы и перспективы. – М., 2012. – С. 209-214.
67. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 256 с.
68. Шипицына, Л. М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. - СПб. : Академия, 2008. - 380 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностическое задание «Интервью» О.В. Дыбиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
(констатирующий этап эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тематический план программы, направленной на формирование на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тематический план программы, направленной на формирование на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
(констатирующий этап эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных с помощью критерия Т-Вилкоксона.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных с помощью критерия Т-Вилкоксона.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты