Угрозы и риски экономической безопасности и меры их нейтрализации
Академия МВД РБ
Диплом
на тему: «Угрозы и риски экономической безопасности и меры их нейтрализации»
по дисциплине: «Экономическая безопасность»
2022
251.00 BYN
Угрозы и риски экономической безопасности и меры их нейтрализации
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экономическая безопасность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность и уровни экономической безопасности
1.2 Индикаторы экономической безопасности страны
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Цели и основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности
2.2 Состояние экономической безопасности Беларуси
2.3 Актуальные угрозы экономический безопасности Беларуси
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Проблема экономической безопасности ни¬когда не существовала сама по себе. Она является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкрет¬ное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий.
В Республике Беларусь в настоящее время трансформационный период в экономике осложняется воздействием мирового финансово-экономического кризиса, в связи с чем вопрос экономической безопасности приобретает особую остроту и актуальность.
Актуальность проблемы экономической безопасности предопределяет её широкое освещение в отечественной и зарубежной литературе. Тем не менее, концепция экономической безопасности в мировой науке пока не имеет единого общепризнанного статуса. При множестве существующих методологических подходов, зачастую несовместимых, основные мероприятия по данной проблеме разрабатываются в разных странах исходя из понимания сущности и составляющих национальной экономической безопасности. Кроме того, проблема осложняется тем, что понятие «экономическая безопасность» находится в пограничной сфере между экономической наукой и теорией международных отношений.
Целью дипломной работы является исследование проблем достижения экономической безопасности в Республике Беларусь.
Поставленная цель предопределяет последовательное решение следующих задач:
В соответствии с целями поставлены и решены следующие задачи:
‒ описать понятие экономической безопасности;
‒ изучить систему, методы и управление экономической безопасностью;
‒ раскрыть проблемы экономической безопасности в Беларуси;
Объектом исследования является экономика Республики Беларусь.
Предметом исследования является экономическая безопасность Республики Беларусь.
Методологической основой исследования данной работы послужили труды таких авторов как: А. С. Булатов, В. В. Криворотов, Е. С. Кутукова, также данные были взяты из Национального статистического комитета Республики Беларусь, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства экономики Республики Беларусь и Национального статистического комитета Китайской Народной Республики.
Вопросы состояния и дальнейшего обеспечения экономической безопасности Китая и России были подняты в работах А. Ю. Попова «Экономическая безопасность как основа национальной безопасности Китая», в данной статье была рассмотрена экономическая безопасность Китайской Народной Республики, ее сильные и слабые стороны, так же был проведен анализ работы А. В. Чеченко, Я. К. Шварцкопф «Экономическая безопасность России. Перспективы развития экономической безопасности», здесь была рассмотрена экономическая безопасность России и перспективы ее развития.
При написании работы были использованы такие методы как: синтез и анализ, метод описания, сравнения, хронологический, статистический и аналитический методы.
Структура работы построена в соответствии с целью и задачами исследования и включает в себе введение, три главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность и уровни экономической безопасности
Истоки понятия «экономическая безопасность» зародились в развитых капиталистических странах, предпочтительно в странах Западной Европы в семидесятых годах двадцатого века. В то время перед этими странами стояли задачи укрепления и сохранения позиций страны в экономической системе мира, а также сложившаяся ситуация требовала обеспечения национальной безопасности предпочтительно экономическими методами.
Параллельно с озабоченностью капиталистических стран по взаимозависимости и взаимовлиянию экономик, СССР даже не задумывался о таких вопросах, так как административно-командная система страны защищала хозяйственную деятельность от подобного рода возможных угроз. Следовательно, понятие «экономической безопасности» входит в белорусскую науку только на рубеже двадцатого и двадцать первого веков.
Отсутствие нормативной трактовки термина «экономическая безопасность» обусловливает наличие бесконечного множества научных определений данного понятия. Они сводятся в основном к указанию целей обеспечения экономической безопасности государства, целей военного и оборонного характера, не обозначая при этом, каким образом будут учтены вопросы экономической безопасности личности, объединений экономической направленности и общества, опускаются также другие важнейшие составляющие, такие как угрозы в экономической сфере, экономические интересы.
Вот лишь немногие определения экономической безопасности. С.А. Афонцев указывает на то, что «экономическая безопасность – устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения, проявляющаяся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники негативных шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально произошедшими шоками» [16, с. 66].
Ю.С. Курочкин определяет экономическую безопасность как «способность экономики удовлетворять внутренний спрос и компенсировать предложение (оплатить восполнение спроса) извне собственными ресурсами» [20, с. 1153].
Л.И. Абалкин считает, что экономическая безопасность – «это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» [12, с. 110–111].
Р.Ф. Исмагилов указывает, что «экономическая безопасность – один из наиболее важных элементов национальной безопасности. Ее можно рассматривать как состояние национальной экономики, способное обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей, а также технико-экономическую независимость страны в условиях внешних и внутренних угроз» [4, с. 27].
Профессор В.К. Сенчагов отмечает, что «сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [8, с. 117].
Теоретико-философское осмысление рассматриваемой проблемы с точки зрения диалектического подхода и системного анализа позволяет предложить собственное видение ее решения. Оно, заключается в необходимости уйти от выработки универсального для применения (как внутри страны, так и за ее пределами) понятия экономической безопасности (что практически невозможно) в сторону формулирования такого определения с конкретно-исторической и территориальной точки зрения – для решения практических задач обеспечения экономической безопасности с последующим закреплением его в документах стратегического планирования на ближайшие 5-7 лет. Такое определение правомерно обозначать только как национальную экономическую безопасность, что в лучшей степени подчеркнет его сущностную характеристику.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Цели и основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности
Экономическая безопасность Республики Беларусь основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РБ от 9 ноября 2010 г. №575.
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в стране безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью страны понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в страны.
Обеспечение экономической безопасности относится к проблемам, которые являются исключительно прерогативой государства. Проблемы данного уровня может решить только государство. Строго говоря, сама необходимость существования государства обусловлена наличием проблем подобного уровня. Если бы их можно было решать без его участия, то государство стало бы ненужным.
Ключевую функцию государства следует охарактеризовать как как обеспечение стабильности общества, его самосохранение и развитие, отражение возможных угрозы безопасности страны. Решающее имеет предотвращение еще только зарождающихся опасностей [11].
Стратегия экономической безопасности должна быть ориентиром для принятия политических и хозяйственных решений на 20 лет. Долговременный характер подразумевает разработку не только конечных целей, но и этапов их достижения.
Задача по обеспечению экономической безопасности является стратегической и долговременной. Чтобы решить её необходима разработка национальной государственной стратегии, с учетом все национальных интересов. Здесь следует говорит о «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года» [2].
Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года, основными целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1) укрепление экономического суверенитета Беларуси;
2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;
3) обеспечение экономического роста;
4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;
5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;
6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;
2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Если говорить о перспективах развития белорусской экономики, то основной уклон будет направлен на научно–технологическое развитие и будет является одним из основных приоритетов государственной политики в долгосрочной перспективе, предполагается существенное увеличение роли научно–технологического развития и его влияния на экономический рост. В ближайшие 10–15 лет приоритетами научно–технологического развития следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно– технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения нашей страны на внешнем рынке.
В части внутренних условий социально–экономического развития и перспектив в базовый сценарий заложены следующие предпосылки. На прогнозном горизонте продолжится реализация денежно–кредитной политики в рамках режима инфляционного таргетирования. Особое внимание Национальный Банк Республики Беларусь продолжит уделять мониторингу рисков финансовой стабильности и ее поддержанию. Бюджетная политика продолжит проводиться в рамках бюджетных правил, направленных прежде всего на изоляцию ключевых внутренних экономических параметров от волатильной внешнеэкономической конъюнктуры и создание условий для устойчивого экономического роста. В этих условиях не прогнозируется каких–либо существенных колебаний обменного курса рубля. За пределами среднесрочного периода ослабление рубля будет происходить темпами ниже инфляционного дифференциала, что будет обеспечиваться сравнительно высокими (по сравнению со странами-торговыми партнерами) темпами роста производительности труда. Комплекс мер экономической политики, реализованный в 2018–2024 гг. (включающий национальные проекты, реформу пенсионной системы и ряд других мероприятий, направленных на достижение национальных целей, в том числе план по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их доли в ВВП до 25 %) обеспечит ускорение потенциальных темпов роста белорусской экономики до уровня около 3 %.
На наш взгляд важнейшим стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности страны следует рассматривать сохранение, поддержание, развитие и эффективное использование научно–технического потенциала что и предполагает базовый сценарий развития экономики Республики Беларусь. В этих целях необходимо предусмотреть государственную поддержку тех сфер, где имеются достаточные преимущества перед другими странами, активизировать поиск и внедрение новых перспективных технологий, на сегодняшний день это популяризация и увеличение привлекательности отечественной вакцины от новой коронавирусной инфекции, способных обеспечить технологический прорыв и вывести экономику на инновационную модель развития. Развитие фундаментальной науки необходимо рассматривать в числе важных стратегических задач, требующих от государства проведения соответствующей политики по ее поддержке и финансированию.
Требуется корректировка денежно–кредитной и финансовой политики Беларуси. Немаловажное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по стимулированию работы банковской системы в интересах реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений; предотвращение вывоза крупным бизнесом капитала из страны; существенное увеличение нормы накопления капитала. В целях повышения бюджетной обеспеченности территорий следует реализовать комплекс мер по изменению межбюджетных отношений, направленных на достижение сбалансированности и устойчивости территориальных бюджетов, повышение финансовой самостоятельности областей [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно подвести следующий итог:
Экономическая безопасность представляет собой область научных знаний, в которой изучается состояние экономики, в рамках которой экономический индекс достаточно высок и обеспечивается устойчивый рост; Эффективное удовлетворение финансовых потребностей; Государственный контроль за движением и использованием национальных ресурсов; Защита финансовых интересов страны на национальном и международном уровнях; Максимально эффективное использование ресурсов для предотвращения рисков и обеспечения бесперебойной работы отрасли.
Понятие сущности макроэкономической безопасности несколько значений. Экономическая безопасность в макроэкономике – это уровень развития продукта в государстве или стране, который обеспечивает устойчивое экономическое развитие и социально-экономическую стабильность общества, независимо от практического присутствия и действий
В анализируемый период наблюдается определенное отклонение от общего показателя финансовой безопасности, что способствует возникновению определенных рисков. Принятие мер по снижению макроэкономической стабильности с целью снижения инфляции, поддержания гибкого обменного курса, диверсификации экспортных потоков и укрепления финансового положения реального сектора экономики. Поэтому Беларуси необходимо использовать совершенно новые финансовые инструменты для обеспечения финансовой безопасности, которые помогут государству достичь своих целей и обеспечить экономический рост.
Обеспечению экономической безопасности Беларуси препятствуют как внутренние, так и внешние угрозы. К основным внутренним угрозам относятся: высокое расслоение общества, невысокий уровень затрат на развитие науки и техники. К внешним угрозам относятся низкая инвестиционная привлекательность и отток капитала, и импортная зависимость.
Важнейшим стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности страны следует рассматривать сохранение, поддержание, развитие и эффективное использование научно–технического потенциала. Требуется корректировка денежно–кредитной и финансовой политики Беларуси. Немаловажное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности. В целях повышения бюджетной обеспеченности территорий следует реализовать комплекс мер по изменению межбюджетных отношений.
1. Булатов, А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. – М .: Магистр, 2017. – 157 c.
2. Внешняя торговля [Электронный ресурс] / Главная / Статистика / Официальная статистика / Экономическая статистика / Внешняя торговля / Внешняя торговля товарами / Графический материал (графики, диаграммы) / Внешнеторговый оборот товарами Республики Беларусь – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vneshnyaya-torgovlya/vneshnyaya-torgovlya-tovarami/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy/vneshnetorgovyy-oborot-tovarami-respubliki-belarus/ . –
3. Внутренние затраты на научные исследования и разработки [Электронный ресурс] / Статистика / Официальные данные / Экономическая статистика / Наука и инновации / Графический материал (графики и диаграммы) / Внутренние затраты на научные исследования и разработки. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/nauka-i-innovatsii/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy/vnutrennie-zatraty-na-nauchnye-issledovaniya-i-razrabotki/.
4. Гаджиахмедова Г.А. Региональная экономическая безопасность как фактор экономической безопасности государства / Гаджиахмедова Г.А. // В сборнике: Научные исследования и разработки: новое и актуальное. Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ростов-на-Дону, 2021. С. 561-564.
5. Гордиенко Д.В. Оценка изменения уровня экономической безопасности России при реализации инициативы Экономического пояса Шелкового пути (экономическая кооперация и экономическое противоборство) / Гордиенко Д.В.// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 4. С. 787–800.
6. Денежные доходы населения [Электронный ресурс] / Главная / Официальная статистика / Демографическая и социальная статистика / Доходы и потребление. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/denezhnye-dokhody-naseleniya/.
7. Динамика численности рабочей силы [Электронный ресурс]/ Главная / Официальная статистика / ССРД МВФ / Национальная страница сводных данных – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/zanyatost-i-bezrabotitsa/.
8. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М. : Юнити, 2018. – 56 c.
9. Крылатых, Э.Н. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: Монография / Э.Н. Крылатых, В.З. Мазлоев, А.Б. Кцоев. – М.: Инфра-М, 2018. – 96 c.
10. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. – М.: Русайнс, 2017. – 352 c.
11. Левкин И.М. Информационно-экономическая безопасность как специфический элемент экономической безопасности // В сборнике: Технологии информационно-экономической безопасности. Санкт-Петербург, 2016. С. 79-89.
12. Мельников А.Б., Баранова А.Ю., Безрукавая В.С. Экономическая безопасность России в современной системе международной экономической безопасности // В сборнике: Современное состояние и перспективы обеспечения экономической безопасности России. Материалы III Национальной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 57-61.
13. Минакова И.В. Перспективные направления сотрудничества России и Китая для обеспечения их экономической безопасности / Минакова И.В., Быковская Е.И., Распопин Д.И. // В сборнике: Экономический рост как основа устойчивого развития России. Сборник статей V-ой Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию образования налоговых органов РФ. 2020. С. 347-352.
14. Состояние государственного долга Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Главная / Госудасртвенный долг / Состояние государственного долга Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/condition/archive/.
15. Национальные счета [Электронный ресурс] / Главная / Статистика / Официальная статистика / Национальные счета / Валовый внутренний продукт – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/accounts.
16. Попов А.Ю. Экономическая безопасность как основа национальной безопасности: опыт Китая / Попов А.Ю. // В сборнике: Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2020. С. 407-411.
17. Результаты инвестиционной политика [Электронный ресурс] / Главная / Инвестиции. – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/ru/pezultat-ru/.
18. Розанова, Н.М. Национальная экономика в 2 ч. часть 1: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 323 c.
19. Савченко, П.В. Национальная экономика: Учебник / П.В. Савченко, М.А. Абрамова, Н.Ю. Ахапкин и др. – М. : Инфра-М, 2018. – 256 c.
20. Секретарева К.Н. Роль стратегии энергетической безопасности Китая в оптимизации его экономического сотрудничества с Россией / Секретарева К.Н. // Хроноэкономика. 2019. № 2 (15). С. 207-212.
21. Состояние рынка труда [Электронный ресурс] / Главная / Рынок труда. Занятость населения. – Режим доступа: https://mintrud.gov.by/ru/sostojanie.
22. Сумарокова К.А. Анализ показателей оценки национальной (в том числе экономической) безопасности на примере Китая / Сумарокова К.А., Эскерова Т.А., Яковлева К.О., Гусева Ю.В.// Вестник современных исследований. 2018. № 10.2 (25). С. 227-229.
23. Рентабельность продаж, темпы роста выручки и прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг [Электронный ресурс] / Главная / Официальная статистика / Экономическая статистика / Финансы организации / Графический материал / Рентабельность продаж, темпы роста выручки и прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/finansy-organizatsiy/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy/rentabelnost-prodazh-tempy-rosta-vyruchki-i-pribyli-ot-realizatsii-produktsii-tovarov-rabot-uslug/.
24. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной инновационной продукции организаций промышленности [Электронный ресурс] / Главная / Официальная статистика / Экономическая статистика / Наука и инновации / Графический материал. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/nauka-i-innovatsii/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy/udelnyy-ves-otgruzhennoy-innovatsionnoy-produktsii-v-obshchem-obeme-otgruzhennoy-produktsii-organiza/.
25. Юсупов, К.Н. Национальная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов. – М.: КноРус, 2017. – 384 c.
26. Об утверждении Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 ноя. 2010 г., № 575 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
27. Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 21 апреля 2008 г., № 228 : в ред. Указа През. Респ. Беларусь от 20.01.2017 г. № 20 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
28. Об утверждении Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 7 декабря 2006 г., № 719: в ред. Указа През. Респ. Беларусь от 06.04.2017 г. № 107 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
29. Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 октября 2001 г., № 1605: в ред. Пост. Сов. Мин. Респ. Беларусь от 02.12.2016 г. № 992 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
30. Обеспечение законности и правопорядка – важное условие общественной стабильности // Перамогi [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.peramoga.by/themes/53445/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты