Деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь по защите основных основных прав и свобод человека человека и гражданина (на основе анализа его компетенции и решений) Диплом
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Диплом
на тему: «Деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь по защите основных основных прав и свобод человека человека и гражданина (на основе анализа его компетенции и решений)»
по дисциплине: «Конституционное судопроизводство»
2023
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь по защите основных основных прав и свобод человека человека и гражданина (на основе анализа его компетенции и решений)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конституционное судопроизводство
Организация: Конституционный суд РБ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
Введение
Глава 1 Историко-теоретические основы деятельности Конституционного суда Республики Беларусь
1.1 Исторические аспекты становления и развития конституционного судопроизводства
1.2 Теоретические аспекты конституционного судопроизводства
Глава 2 Состав и порядок формирования Конституционного суда Республики Беларусь
2.1 Состав Конституционного Суда Республики Беларусь
2.2 Порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь
Глава 3 Основные направления деятельности и Конституционного суда Республики Беларусь
3.1 Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
3.2 Анализ решений Конституционного Суда Республики Беларусь по защите социальных, экономических, политических, культурных и экологических прав граждан
Заключение
Список использованных источников
Реферат
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ, ПРАВОСУДИЕ, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО, РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся в процессе деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь по защите основных основных прав и свобод человека человека и гражданина
Цель исследования: комплексный и всесторонний анализ деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь по защите основных основных прав и свобод человека человека и гражданина, а также выявление направлений ее совершенствования.
В процессе работы выполнены следующие исследования: изучены исторические аспекты становления и развития конституционного судопроизводства; исследованы теоретические аспекты конституционного судопроизводства; определен состав Конституционного Суда Республики Беларусь; раскрыт порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь; выявлена компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь; проанализированы решения Конституционного Суда Республики Беларусь по защите социальных, экономических, политических, культурных и экологических прав граждан.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что в рамках данного исследования выводятся определенные рекомендации в сфере деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь.
Областью возможного применения является учебная дисциплина в рамках курса «Конституционное право».
В ходе дипломного проектирования прошли апробацию такие предложения: при подготовке изменений и дополнений в законодательство о судах целесообразно четко урегулировать порядок обращения граждан и судов (судей) в Конституционный Суд. Это позволит указанным субъектам в полной мере реализовывать свои права на практике.
Студент-дипломник подтверждает, что все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Дипломный проект: __ стр., __ источников.
Введение
Ключевым документом, обеспечивающим должное построение государства, которое характеризуется как правовое, социальное и демократическое, в Республике Беларусь является Конституция, или Основной закон страны. Основные принципы регулирования Конституции – народный суверенитет, разделение властей и верховенство права. Эти принципы способствуют провозглашению Конституцией обширный перечень личных, политических, социально-экономических и культурных прав граждан, а также закрепляет механизм, направленный на обеспечение защиты выше перечисленных прав.
Одним из наиболее важных механизмов обеспечения и защиты конституционных прав и свобод является правосудие, которое осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь.
Главной задачей для деятельности Конституционного суда Республики Беларусь является обеспечение верховенства и непосредственное действие Конституции Республики Беларусь на всей территории страны. Также в качестве задач Конституционного суда Республики Беларусь можно выделить осуществление конституционного контроля нормативно-правовых актов страны, а также обеспечение законности в нормотворческой и правоприменительной деятельности. При этом главенствующей задачей деятельности Конституционного суда Республики Беларусь остается защита и обеспечение конституционных прав и свобод граждан Республики Беларусь.
Развитие деятельности Конституционного суда Республики Беларусь направлено на то, чтобы предупреждать нарушение конституционным нормам в нормотворческой деятельности страны еще до момента подписания документов Президентом Республики Беларусь. Также направление деятельности Конституционного суда Республики Беларусь идет в сторону предупреждения всевозможных негативных последствий в результате действия нормативно-правовых актов, которые противоречат Основному закону страны.
Главным отличием Конституционного Суда Республики Беларусь от других судов является то, что Конституционный Суд представляет собой не просто судебный орган, но и конституционный орган, который осуществляет контроль за соответствием нормативных актов Конституции Республики Беларусь.
Конституционные суды созданы во многих странах мира и выполняют функции преимущественно конституционного контроля или конституционного надзора. Органы конституционного контроля, в отличие от органов конституционного надзора, имеют право признавать нормативный правовой акт, противоречащий нормам конституции, утратившим силу или отменять его с целью обеспечения верховенства Конституции. Орган же конституционного надзора лишь выдвигает предложение о несоответствии актов конституции, но не правомочны признавать нормативный правовой акт, противоречащий нормам конституции, утратившим силу или отменять его. Это полномочен сделать орган, который принял этот акт, или иной государственный орган. Конституционный надзор также предполагает право самого конституционно-надзорного органа инициировать такую проверку на соответствие конституции актов.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в Республике Беларусь прошел референдум 27 февраля 2022 года, на котором были приняты поправки к действующей Конституции Республики Беларусь. Поправки также коснулись и порядка организации и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь. Таким образом, весьма актуально рассмотреть нововведения, которые были приняты в результате народного голосования.
[...]
[...]
Глава 1 Историко-теоретические основы деятельности Конституционного суда Республики Беларусь
1.1 Исторические аспекты становления и развития конституционного судопроизводства
История возникновения Конституционного Суда Республики Беларусь начинается с момента создания в правовой форме и закрепления государственности Беларусь, то есть с момента создания Белорусской Советской Социалистической Республики (далее – БССР). При советской форме правления отсутствовала в системы высших органов Конституционный Суд, вследствие чего до 1989 года в Конституции не было норм, которые устанавливали статус специализированного органа контроля или надзора, но имелись предпосылки для его реализации [16, с. 16].
«Невозможность создания такого органа в БССР сложено вследствие негативного отношения правящего элемента (партии) к теории разделения властей. Устанавливалось, что Советы депутатов должны выполнять одновременно законодательную и исполнительную функцию, то есть высший орган власти при исполнении своих обязанностей, принимая закон, учитывал и выражал интересы всех граждан, и никто не мог оспорить его конституционность» [19, с. 56].
Однако с 1924 года по 1933 год осуществлялись попытки реформирование суда Союза Советских Социалистических Республик (далее – СССР) и расширения круга обязанностей по контролю за законностью конституционных актов союзных республик и СССР, но данные изменения были отменены.
В 1960 году мнение о конституционности законодательства СССР выражал М.А. Нудель следующим образом: «проблемы конституционного контроля связаны с положением парламента. Признавая его верховенство, будет исключаться возможность создания внепарламентского органа по контролю конституционной юрисдикции» [29, с. 10].
Новым толчком в развитии послужило изменение 27 октября 1989 года в Конституции БССР от 1978 года, в которой закреплялся новый орган «Комитет конституционного надзора БССР (далее – ККН БССР)». ККН БССР избирался Верховным Советом БССР на 10 лет. Состоял из Председателя, заместителя Председателя и 9 членов Комитета, каждый из которых был специалистом в области политики и права. Члены ККН БССР при исполнении своих служебных обязанностей являлись независимыми и действовали только на основании Конституции БССР.
ККН БССР выполнял следующие функции:
«по предложению Верховного Совета БССР представляет Верховному Совету БССР заключение о законности проектов актов Верховного Совета БССР в соответствии Конституции БССР (возможно по собственной инициативе);
контролирует соответствие законов БССР, постановлений и распоряжений Совета Министров БССР, решений областных и Минского городского Совета народных депутатов – Конституции БССР;
по предложению Верховного Совета БССР, Президиума Верховного Совета БССР, Председателя Верховного Совета БССР, постоянных комиссий Верховного Совета БССР выносит заключение о соответствии Конституции БССР и законам БССР актов других государственных органов и общественных организаций республики (возможно по собственной инициативе)» [19, с. 63].
В случае если устанавливались противоречия с Конституцией БССР или законом БССР – ККН БССР направлял органу, который издавал противозаконный акт, заключение (приостанавливало действие противозаконного акта) с целью устранения нарушений. ККН БССР мог направлять представления и в орган Верховного Совета БССР или Совету Министров БССР об отмене противозаконных актов, подотчетных им государственных органов и должностных лиц в соответствии с Конституцией БССР или законами БССР. Осуществление деятельности и порядок её организации в ККН БССР осуществлялся в соответствии с законом БССР «О Комитете конституционного надзора БССР» [1, с. 82].
Вышеуказанные нормы были приняты с общесоюзной Конституции 1977 года, которая в том числе устанавливала нормы по ККН СССР. В отличии от ККН СССР, в БССР Комитет конституционного надзора так и не был реализован на практике.
«Следующей стадией в развитии послужило принятие 27 июля 1990 года Верховным Советом декларации «О государственном суверенитете», которая закрепляла цель по построению правового государства и разграничению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветвь власти. Также, закрепление верховенства белорусского законодательства увеличило необходимость в органе определяющим законность принятых законов в соответствии Конституцией.
[...]
Глава 2 Состав и порядок формирования Конституционного суда Республики Беларусь
2.1 Состав Конституционного Суда Республики Беларусь
Конституционный суд Республики Беларусь, как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, хоть и был учрежден относительно недавно, но достаточно быстро занял прочное место в системе демократических институтов белорусской государственности. Сегодня очевидно, что Конституционный суд представляет собой действенный механизм защиты Конституции Республики Беларусь.
В системе государственных органов современной Республики Беларусь Конституционный суд занимает весьма важное место и играет многоплановую и трудно переоценимую роль. Выступая, прежде всего, «хранителем» Конституции, Конституционный суд Республики Беларусь обеспечивает ее устойчивость и постоянство [11, c. 25].
Говоря о месте Конституционного суда Республики Беларусь в системе власти, необходимо отметить, что вопрос о месте органов конституционного контроля связан с компетенцией, функциональностью, организационной обособленностью данного института в конкретном государстве. В странах американской модели конституционного контроля не возникает сомнений в принадлежности анализируемого института к судебной ветви власти, поскольку функции конституционного правосудия осуществляются судами общей юрисдикции, тогда как в странах европейской модели данный вопрос остается актуальным в силу существования специальных органов конституционного контроля.
Состав Конституционного суда Республики Беларусь и порядок его формирования, а также критерии присущ большинству государств.
Согласно ст. 19 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», Конституционный суд Республики Беларусь состоит из 12 судей, которые представлены Председателем Конституционного суда Республики Беларусь, заместителем Председателя Конституционного суда Республики Беларусь и десять судей Конституционного суда Республики Беларусь [21, ст. 19].
Для функционирования Конституционного суда Республики Беларусь, когда правомочен давать заключения и принимать решения, если в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного суда Республики Беларусь.
Главными документами, определяющими статус судей Конституционного Суда, являются Конституция Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
Особенности статуса судей Конституционного Суда Республики Беларусь проявляются во многих аспектах и в первую очередь – в требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судьи. Нужно быть гражданином Республики Беларусь, владеть обоими государственными языками, являться высококвалифицированным специалистом в области права, иметь высшее юридическое образование и, как правило, ученую степень. «Как правило» означает, что возможны исключения. Возникают споры, какая часть состава Конституционного Суда может не иметь таковых. Наиболее обоснованным представляется мнение, что «как правило» – это больше половины.
В статье 84 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей закреплено, что судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 «О государственной службе в Республике Беларусь». Вместе с тем, особенности статуса судей могут быть определены Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, иными законодательными актами.
Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Независимость судей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов [18, c. 562].
Воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.
[...]
Глава 3 Основные направления деятельности и Конституционного суда Республики Беларусь
3.1 Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
Принятие изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь по итогам голосования на референдуме 27 февраля 2022 года внесло коррективы в статус практически всех государственных органов, в том числе и Конституционного Суда.
Наряду с прежними полномочиями Конституционный Суд получил ряд дополнительных полномочий, которые закрепляются в ст. 116-1 Конституции Республики Беларусь [22].
Как отмечается в Послании Конституционного Суда о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2021 году, «...принятые на республиканском референдуме изменения и дополнения Конституции обусловливают необходимость активизации, а также последовательности и системности законотворческого процесса по принятию и корректировке законов на основе положений обновленной Конституции» [39].
В этой связи предлагается проанализировать содержание и практическую значимость новых полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь.
Прежде следует напомнить прежнюю редакцию полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь. Она закреплялась в ст. 116 Конституции и детализировалась в ст. 22 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей».
Согласно ст. 22 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей», компетенция Конституционного Суда условно разделялась по четырем частям. В первой части устанавливалось, что Конституционный Суд дает заключение по следующим группам вопросов:
1) о соответствии законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
2) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;
3) о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Конституции Республики Беларусь международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
4) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь [21].
С предложениями по этим вопросам вправе обращаться Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.
По сути, эти полномочия должны составлять главное направление деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь. То есть путем реализации этих полномочий Конституционный Суд должен обеспечить решение стоящих перед ним задач, а именно: обеспечить соответствие основных нормативных правовых актов государственных органов и должностных лиц Конституции страны, утвердить законность в нормотворчестве и правоприменении (ст. 6 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей»).
Между тем, в течение длительного времени (с 2011 г.) никто из уполномоченных субъектов не обращался в Конституционный Суд с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов.
По мнению Конституционного Суда, указанный факт свидетельствует «...о конструктивном взаимодействии государственных органов, участвующих в законотворческом процессе, недопущении ими нарушений конституционных принципов и норм, реальном проявлении конституционного правосознания и правовой культуры» [39].
С таким объяснением трудно согласиться, поскольку в течение 2021 года в Администрацию Президента Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания, Совет Министров, Верховный Суд поступило, по данным Суда, 260 инициативных обращений от граждан.
[...]
Заключение
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Теоретические выводы. История возникновения конституционного судопроизводства начинается с момента создания в правовой форме и закрепления государственности Беларусь, то есть с момента создания БССР. При советской форме правления отсутствовала в системы высших органов Конституционный Суд, вследствие чего до 1989 года в Конституции не было норм, которые устанавливали статус специализированного органа контроля или надзора, но имелись предпосылки для его реализации.
Конституционное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами конституционного законодательства совокупность отношений, которые складываются между Конституционным Судом Республики Беларусь и другими субъектами права в ходе рассмотрения подведомственных ему дел.
Конституционное правосудие осуществляется в соответствии со следующими принципами: законность, независимость судей Конституционного Суда, коллегиальность, дела рассматриваются и разрешаются Конституционным Судом правомочным составом коллегиально, гласность, состязательность, равенство сторон, всестороннее, полное и объективное исследование материалов дела.
Участниками конституционного судопроизводства являются: стороны, их представители; полномочные представители, представители других государственных органов, иных организаций, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.
Конституционный Суд Республики Беларусь имеет широкие полномочии в сфере конституционного контроля, выражающиеся в виде правоохранительной деятельности и заключается в проверке нормативно-правовых актов, которые издаются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Говоря о месте Конституционного суда Республики Беларусь в системе власти, необходимо отметить, что вопрос о месте органов конституционного контроля связан с компетенцией, функциональностью, организационной обособленностью данного института в конкретном государстве. В странах американской модели конституционного контроля не возникает сомнений в принадлежности анализируемого института к судебной ветви власти, поскольку функции конституционного правосудия осуществляются судами общей юрисдикции, тогда как в странах европейской модели данный вопрос остается актуальным в силу существования специальных органов конституционного контроля.
Конституция Республики Беларусь определяет статус Конституционного Суда Республики Беларусь, во-первых, как судебного органа (статья в главе 6 «Суд»), во-вторых, как органа, осуществляющего контроль за соответствием Конституции Республики Беларусь нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами.
Конституционный Суд Республики Беларусь является особым судебным органом, который самостоятельно определяет порядок конституционного судопроизводства.
Главным отличием Конституционного Суда Республики Беларусь от других судов является то, что Конституционный Суд представляет собой не просто судебный орган, но и конституционный орган, который осуществляет контроль за соответствием нормативных актов Конституции Республики Беларусь.
Конституционный суд Республики Беларусь действует при назначении (избрании) не менее восьми судей, при досрочном выбытии из состава Конституционного суда Республики Беларусь назначение (избрание) судьи производится по порядку установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».
Порядок формирования Конституционного суда Республики Беларусь состоит из 12 судей, 6 судей назначаются Президентом Республики Беларусь и 6 судей Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь, и выражает принцип разделение властей при осуществлении Государственной власти, хоть и не в полной мере.
Решения Конституционного Суда не могут быть представлены на одном уровне как нормативный акт об отмене неконституционных норм. Сложные коллизии, политические и правовые вопросы часто рассматривают конституцию как высший правовой акт. Мотивировочная часть решения содержит множество обращений, состоящих из толкования содержания конституционных норм и анализа правовой ситуации в целом.
Предложения по совершенствованию законодательства. Необходимо признать, что расширение полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь проведено с учетом законодательства европейских стран и постсоветских республик. В частности, речь идет о праве Конституционного Суда толковать нормы Конституции, определять конституционность проектов изменений и дополнений в Конституцию, а также формулировок вопросов, выносимых на референдумы, давать заключения относительно законности выборов и референдумов.
[...]
[...]
1 Абрамовіч, А.М. Канстытуцыйная рэформа: праблемы і перспектывы / А. М. Абрамовіч // Веснік БДУ. Сер. 3. – 1996. – №3. – С. 81-84.
2 Авакьян, С.А. Конституционное право. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 2. / С.А. Авакьян. – М.: Инфра-М, Норма, 2018. – 912 с.
3 Белоножко, И.Е. Статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь / И.Е. Белоножко // Правовое обеспечение инновационного развития общества и государства: материалы междунар. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов. Минск, 29-30 окт. 2010 г. – Минск: БГУ, 2011. – С. 65-66.
4 Бибило, В. Н. Белорусское судоустройство / В.Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2018. – 452 с.
5 Бибило, В.Н. Конституционные основы институционализации судебной власти / В.Н. Бибило // Теория и история права, судоустройства и уголовного процесса.– Минск: Право и экономика, 2020.– 509 с.
6 Блохин, П.Д. Защита основных прав средствами конституционного правосудия в Германии [Электронный ресурс] / П.Д. Блохин.– Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/gts3x0uc4z/direct/158436553.pdf.
7 Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий / Г.А. Василевич // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
8 Василевич, Г. А. Конституционная модернизация системы сдержек и противовесов в Республике Беларусь / Г. А. Василевич, Д. Г. Василевич // Четвёртые международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н. А. Пьянова : материалы конференций, Иркутск, 01 октября – 30 2022 года. – Иркутск: Межрегиональная общественная организация "Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права", 2023. – С. 8-21.
9 Василевич, Г.А. Конституционное правосудие / Г.А.Василевич. – Минск: Право и экономика, 2012. – 326 с.
10 Василевич, Г.А. Конституционное правосудие: учеб. пособие / Г.А. Василевич.– Минск: Издат. центр БГУ, 2014.– 267 с.
11 Василевич, Г.А. Конституционные реформы в Беларуси и развитие специализированного конституционного контроля / Г.А.Василевич // Сборник докладов и тезисов выступлений на научно-практической конференции (30 апреля 2009 г.). – Минск: БГУ, 2009. – С. 24-29.
12 Василевич, Г.А. Конституционное правосудие : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования по специальности «Правоведение» / Г.А. Василевич. – Минск: Амалфея, 2016. – 278 с.
13 Вашкевич, А. Конституционный Суд Республики Беларусь: место и роль в системе государственных органов: учеб. пособие / А. Вашкевич – Минск, 2015. – 134 с.
14 Василевич, Г. А. Расширение правового статуса человека - важнейшая часть модернизации Конституции Республики Беларусь / Г. А. Василевич // Юстиция Беларуси. – 2021. – № 4(229). – С. 15-17.
15 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. Выпуск № 16 [Электрон. Ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2024.
16 Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие / Н. В. Витрук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристь, 2005. – 527 с.
17 Герасимова, Е.В. Развитие функции защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции (сравнительно-правовой аспект) / Е.В. Герасимова, А.В. Куликов // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 10. – С. 32-36.
18 Иванова, Ю. И. К вопросу о функциях конституции Республики Беларусь / Ю. И. Иванова // Правовая культура в современном обществе : Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции, Могилев, 19 мая 2023 года. – Могилев: Учреждение образования "Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь", 2023. – С. 561-564.
19 Керимов, Д.А. Конституционный надзор в СССР: учеб. пособие / Д.А. Керимов, А.И. Экимов. – М., 2017. – 141 с.
20 Клишас, А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах / А.А. Клишас. – М.: Международные отношения, 2004. – 375 с.
21 Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г., № 139-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г., № 285-З [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
22 Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 фев. 2022 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 80 с.
23 Конюк, А.В. Судоустройство: учебное пособие / А.В. Конюк, Е.В. Семашко, М.А. Семенихин; под общ. Ред. А.В. Конюка. – Минск: Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2016. – 270 с.
24 Левская, Л. А. Конституционное право. Практикум: учеб. пособие / Л. А. Левская, А. И. Макштарёва. – Минск: РИВШ, 2020. – 432 с.
25 Мартинович, И. И. Почему нам нужен суд присяжных заседателей / И.И. Мартинович // Юстиция Беларуси.– 2012.– № 4.– С. 8-10.
26 Миклашевич, П.П. Совершенствование правовой основы конституционного судопроизводства в Республике Беларусь / П.П. Миклашевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2016. – № 2. – С. 3-13.
27 Мытник П.В. Судоустройство: учебное пособие / П.В. Мытник; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск: Академия МВД. 2018. – 534 с.
28 Никитин, А. Г. Конституционная реформа как вектор развития государства в современном мире (на примере России, Беларуси и Казахстана) / А. Г. Никитин, А. Ю. Виноградова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. – 2023. – № 1(52). – С. 13-21.
29 Нудель, М.А. Конституционный контроль в капиталистических странах: учеб. пособие / М.А. Нудель. – М., 2016. – 314 с.
30 Нудненко, Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. / Л. А. Нудненко. – М.: Юрайт, 2020. – 264 с.
31 О Конституционном Суде Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. № 2914-XІІ: с изм. и доп. Закона Респ. Бел от 15 июня 2009 г. № 26-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
32 О Конституционном Суде Российской Феде- рации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ: ред. от 01.07.2021.– Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/97abe6fd8de21b3e15e5f784b30144f6e2a068b7/.
33 О конституционном судопроизводстве [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014г. №124-З: с изм. и доп. Закона Респ. Бел от 22 декабря 2016 г. № 13-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
34 О Регламенте Конституционного Суда Республики Беларусь [Электронный ресурс]: решение Конституционного Суда Республики Беларусь, 7 сентября 2023 г., № Р-1305/2023 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
35 Пастухов, М. И. О дополнительных судебных гарантиях защиты прав и свобод граждан Республики Беларусь / М. И. Пастухов // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. – 2022. – № 2(68). – С. 72-76.
36 Пастухов, М. И. О некоторых дискуссионных вопросах в компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь / М. И. Пастухов // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. – 2022. – № 3(69). – С. 11-18.
37 Пастухов, М. И. Особенности компетенции Конституционного суда Республики Беларусь в новой редакции Конституции / М. И. Пастухов // Наука в современном мире: новые подходы и актуальные исследования : Материалы V Международной научно-практической конференции, Москва, 16–17 мая 2023 года / Отв. редактор Т.И. Пустовитова. – Москва: Московский институт экономики, политики и права, 2023. – С. 14-19.
38 Пастухов, М. И. Пути совершенствования законодательства о Конституционном Суде Республики Беларусь / М. И. Пастухов // Сацыяльна-эканамічныя іправавыя даследаванні.– 2020.– № 1.– С. 4-11.
39 Послание Конституционного суда Респуб лики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь – Президенту Республики Беларусь, Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь» [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://zviazda.by/ru/news/20220322/1647938396 poslanie-konstitucionnogo-suda- respubliki-belarus.
40 Пугачев, А. Н. Судебный конституционный контроль: учебно-методич. комплекс для магистрантов юрид. спец. / А.Н. Пугачев.– Новопо- лоцк: ПГУ, 2009.– 388 с.
41 Радько, Т. Н. Основы конституционного права России. Учебное пособие / Т. Н. Радько. – М.: Проспект, 2019. – 321 с.
42 Тиковенко, О. А. Судебная власть в Республике Беларусь в свете конституционных новелл 2022 года / О. А. Тиковенко // Конституционное и муниципальное право. – 2023. – № 4. – С. 55-60.
43 Тихиня, В. Г. Избранные труды / В. Г. Тихиня.– Минск: ЮрСпектр, 2020.– 620 с.
44 Хабриева, Т. Я. Конституционная реформа в современном мире: монография / Т. Я. Хабриева. – М.: Наука РАН, 2018. – 320 с.
45 Цед, В. Н. Конституционный контроль в Республике Беларусь: 1994 - 2023 годы / В. Н. Цед // Принеманские научные чтения : Сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции, Гродно, 07 апреля 2023 года. – Гродно: Учреждение образования «БИП – Университет права и социально-информационных технологий», 2023. – С. 309-316.
46 Черепанов, В. А. Конституционное право России. Учебник / В. А. Черепанов. – М.: Норма, Инфра-М, 2019. – 368 с.
47 Шкудова, Е. А. Конституционный суд Республики Беларусь как специальный судебный орган Конституционного контроля / Е. А. Шкудова // Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук : Материалы ХП Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов. В 3-х частях, Минск, 21 апреля 2022 года / Редколлегия: С.И. Романюк [и др.]. Том Часть 1. – Минск: Учреждение образования «БИП – Университет права и социально-информационных технологий», 2022. – С. 48-49.
48 Штайнбергер, Г. Модели конституционной юрисдикции: учеб. пособие / Г. Штайнбергер. – М.: Норма, 2017. – 298 с.
49 Шупицкая, О. Н. Конституционный суд Республики Беларусь и его роль в конституционализации правоприменения / О. Н. Шупицкая // Научные труды. Российская академия юридических наук. Том Выпуск 21. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Юрист», 2021. – С. 104-108.
50 13 сессия Верховного Совета Республики Беларусь 12 созыва – Бюл. № 87 [Электрон. Ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2024.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты