ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние мировой экономики доказывает, что уровень развития инновационной сферы обеспечивает основу устойчивого экономического роста общества, определяет роль и положение государства в системе международных отношений, степень его экономической безопасности. В мировом хозяйстве формируется новая парадигма развития общества на базе использования знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов. Инновации становятся стратегическим фактором экономического роста, влияют на структуру общественного производства, стабилизируют социальную ситуацию в стране.
Инновационное развитие экономики выступает одним из приоритетов государственной политики Республики Беларусь. Роль инноваций в современном обществе определяет функции государства по регулированию инновационной деятельности:
– определение целей, задач и приоритетных направлений инновационного развития экономики;
– разработка отраслевой и региональной политики инновационного развития;
– институциональное обеспечение инновационных процессов;
– стимулирование инновационной деятельности во всех сферах экономики; – содействие формированию инновационной инфраструктуры;
– поддержка инновационного предпринимательства и т. д.
Достижение вышеперечисленных функций невозможно без соответствующего правового обеспечения и регулирования. Правовое регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется системой органов государственного управления
Государственное управление инновационным развитием осуществляется на основе:
– документов, формирующих программные установки инновационного развития национальной экономики;
– общего законодательства об инновационной деятельности;
– специального законодательства об инновационной деятельности.
Не смотря на обилие нормативно-правовых актов в области инновационной деятельности, в нашей стране она все еще не имеет должного правого регулирования. В последнее время некоторые проблемы были решены путем принятия ряда профильных законов, но многие вопросы все еще остаются неурегулированными, что обуславливает актуальность темы дипломной работы.
В рамках совершенствования в Республике Беларусь национального инновационного законодательства представляется целесообразным принятие Инновационного кодекса Республики Беларусь, призванного сосредоточить в себе все ключевые формальные правила, регламентирующие осуществление инновационной деятельности в стране.
Целью данной работы является анализ деятельности организаций - резидентов Парка высоких технологий Республики Беларусь.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить понятие и рассмотреть виды юридических лиц;
- рассмотреть понятие и сущность технопарков и парков высоких технологий;
- провести сравнительный анализ парков Республики Беларусь и других стран;
- провести экономический анализ основных показателей деятельности организаций–резидентов Парка высоких технологий Республики Беларусь
- выявить существующие проблемы в деятельности технопарков и предложить пути их решения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие и общая характеристика юридических в Республике Беларусь
Рыночные отношения за частую строятся благодаря взаимодействию физических лиц разными способами, но одно всегда остается неизменным – юридических факт, на котором они основываются. Таковым, как правило, является договор, либо соглашение и многое другое. В некоторых случаях такое взаимодействие возможно только путем объединения физических лиц, как правило, причиной является объединение капиталов этих физических лиц. Однако просто сложить и поделить нельзя, опять же необходим юридический факт, на котором будет основано это объединение. Это необходимо для придания законной юридической силы такому объединению. Такое возможно при помощи заключения соглашения об объединении, в котором будут учтены все детали, начиная от того, кто сколько вложил и заканчивая правами и обязанностями этих объединившихся [1].
Форма объединения капиталов физических лиц может быть разнообразна. Белорусское законодательство дает возможность объединения в многочисленные формы юридических лиц.
Возникновение института юридического лица явилось результатом усложнившейся социальной организацией общества, быстро развивающимися экономическими отношениями, а также общественного сознания.
Это означает, что настал тот момент, когда для нормального товарооборота, да и в целом для нормального существования рыночных отношений недостаточно только физических лиц с их частным капиталом, при этом не всегда большим. Большинство цивилистов признают необходимость существования юридического лица, которому передаются определенные права для самостоятельного выступления в гражданском обороте, на которое возлагаются определенные обязанности и ответственность за совершаемые действий (причем субъектом ответственности является само юридическое лицо, а не составляющие его физические лица). Русский цивилист Д.И.Мейер таким образом обосновывал объективность существования данного субъекта права: «Ближайшими субъектами прав представляются, конечно, граждане, физические лица. Но вместе с тем в государстве отдельные физические лица вступают в известные союзы, образуют общество; само государство есть не что иное, как обширный союз отдельных физических лиц. Эти союзы преследуют какую-либо цель, ведут какие-либо дела, имеют какие-либо потребности, которые подлежат удовлетворению вещами, так что вещи должны быть приобретены союзом и употреблены на удовлетворение потребностей для достижения цели союза. Как отдельные физические лица для приобретения вещей нуждаются в правах, так права эти нужны и союзу, совокупности отдельных лиц» [2, с. 52].
Первые упоминания о создании организаций, но не как юридических лиц конкретно, а как союзов граждан, который бы обладал каким-то определенным имуществом, отличным от другого, датируются II-Iв до н.э. Римскими юристами. Они обсуждали эту идею, при этом придавали практически ту же самую смысловую нагрузку, что и нынешний законодатель дает. Юристы Римской республики были озадачены идеей расширения круга субъектов частного права за счет особых объединений (союзов) граждан.
Бурному развитию учения о юридических лицах послужил сильный скачек развития экономики середины и конца XIX века. Немецкими цивилистами была заложена основа нынешнего учения о юридических лицах.
В основе такого пристального и детального изучения института юридических лиц лежит следующее:
1) Коллективные интересы. Так как целью создания юридического лица, как правило, является удовлетворение интересов нескольких лиц, появляется необходимость в определенном их оформлении и закреплении, а также в определенном упорядочении отношений внутри этого юридического лица.
ГЛАВА 2. ПАРК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие и общая характеристика парка высоких технологий как юридического лица в Республике Беларусь
Важнейшей целью развития Республики Беларусь определено обеспечение устойчивого социально-экономического развития государства и повышение качества жизни белорусского народа. Достичь этой цели планируется на основе существенного повышения конкурентоспособности национальной экономики путем ее модернизации и инновационного обновления. В этой связи, в последние годы, в Республике Беларусь проведена большая практическая работа по распространению инноваций [18, с. 47].
В качестве важнейших предпосылок развития инновационных процессов следует назвать принятие в стране Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы»; Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»; Указа Президента Республики Беларусь «О порядке создания объектов инновационной инфраструктуры»; Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О цифровой экономике» и др. Учеными Беларуси опубликован ряд научных работ, которые помогли деловому сообществу осмыслить важность инновационных процессов, их своевременность в нашем государстве; уточнили направления инновационной деятельности; разъяснили действие механизмов, приводящих ее в движение; популяризовали новые для отечественной деловой лексики категории: венчурная деятельность, государственно-частное партнерство, промышленные кластеры, цифровая экономика и др.
В Республике Беларусь создана специальная инновационная инфраструктура и органы управления инновационной деятельностью. Их предназначение сведено к поддержке субъектов инноваций, созданию условий для их результативной работы, материально-техническому, финансовому, организационно-методическому, информационному, консультационному и иному обеспечению инновационной деятельности, а их статус прописан в инновационном законодательстве Беларуси. Республика Беларусь вплотную приблизилась к решению проблемы подготовки инновационных специалистов для экономики. Начато серьезное совершенствование белорусских вузов на предмет интеграции образования, науки и бизнеса, коммерциализации знаний и технологий, рождаемых преподавателями вузов через инфраструктуру высшей школы. В Беларуси стартовал экспериментальный проект «Университет-3,0», который имеет своей целью объединение и одновременное развитие трех компетенций отечественных вузов: учебной, научной и предпринимательской [19].
Новым и очень перспективным направлением активизации инновационной деятельности являются планы Республики Беларусь по развитию цифровой экономики, превращению информационных ресурсов и технологий в активы организаций. Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» создал в Беларуси одни из лучших в мире условий для развития IT, хай-тека, бизнесов на основе новейших технологий. Укрепляет свою деятельность Парк высоких технологий. В настоящее время он представляет собой центр знаний и инноваций с международными связями. Список IT-сфер, в которых можно регистрироваться резидентами ПВТ, дополнен компаниями, занимающимися созданием нейронных сетей, разработкой беспилотного транспорта [20].
ПВТ привлек к сотрудничеству крупных международных разработчиков программного обеспечения и технических средств. Активно включился в инновационные процессы Национальный научно-технологический парк «БелБиоград». Его предназначение связывается с созданием благоприятных условий для быстрого развития и высокой конкурентоспособности отраслей биотехнологий, фармацевтики и нанотехнологий. Развивается Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Приоритетные направления, намечаемые к развитию в парке – электроника, биомедицина, тонкая химия и машиностроение.
ГЛАВА 3. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Парк высоких технологий должен последовательно реализовывать цели и задачи, установленные декретом №12: к 2020 г. Необходимо обеспечить создание национальной конкурентоспособной на мировых рынках индустрии высоких технологий [35].
Первый этап (2006-2010 гг.) предусматривал развитие базового направления деятельности – информационно-коммуникационные технологии и программное обеспечение, строительство объектов и формирование инфраструктуры парка по информационным технологиям, формирование организационно-экономических основ для введения новых направлений деятельности.
Второй этап (2010-2020 гг.) – диверсификация работы парка по сегментам мирового рынка и их дальнейшее становление, появление новых высокотехнологичных зон за счет объединения образовательного, научно-исследовательского и промышленного потенциала страны, привлечения международных высокотехнологичных компаний, строительство специализированных парков высоких технологий и др.
Создание ПВТ позволило Беларуси за 13 лет получить мощную IT- индустрию, которая становится основным фактором инновационного развития в Беларуси и занимает уверенные позиции на международном и, в частности, Европейском рынке компьютерных услуг [36].
Белорусский Парк высоких технологий обладает рядом преимуществ, которые делают его особенно привлекательным для зарубежных и отечественных компаний. Основными преимуществами белорусского Парка высоких технологий являются большое число квалифицированных кадров, сильная система образования в IT-сфере. Также большую роль играет и географическое положение нашей страны. Например, всего два часа уйдет на перелет из Минска до Парижа, Франкфурта, Вены, меньше трех – до Рима, Лондона и Мадрида. С недавнего времени от Минска до Вильнюса можно добраться за один час на поезде. В случае, если в стране проживания клиентов нет посольства Беларуси или отсутствует время на его посещение, визу можно получить прямо в аэропорту. Помимо этого, ПВТ имеет специальный правовой режим, предусмотрены также льготные условия хозяйствования [37, с. 67].
У Парка высоких технологий много значимых партнеров по всему миру. Это позволяет повышать конкурентоспособность и продавать услуги компаний-резидентов за рубеж, а также способствует развитию глобальной экономики через инновации, предпринимательскую инициативу и трансфер знаний и технологий.
Вместе с тем белорусская IT-индустрия имеет свою специфику и маркетинговые преимущества: конкурентоспособные цены определяются идеальным соотношением «цена - качество» программного продукта.
Белорусские IT-компании в основном занимаются разработкой программного обеспечения для конечных пользователей
Несмотря на положительную динамику, значительного влияния на основные макроэкономические показатели Беларуси инновационная инфраструктура пока не оказывает. И доля предприятий технопарков в объеме инновационной продукции составляет менее 1% в целом по республике.
Мировая практика показала, что развитие субъектов инновационной инфраструктуры является показателем развития экономического и научного потенциала страны. Одна из важных целей создания технопарков в Беларуси – привлечение молодежи, ее интеллекта и новых идей к процессу развития высокотехнологичных производств, а льготный режим и возможность самовыражения на территории технопарка призваны сохранить перспективный кадровый ресурс, в определенной степени уравнивая условия работы в нашей стране и за рубежом [38, с. 71].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, парк высоких технологий – это своеобразный льготный режим, предоставляемый Республикой Беларусь компаниям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий. Парк был создан в 2005 году и его конечной целью является повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет развития сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Основным отличием белорусского Парка от большинства зарубежных аналогов является то, что он построен по принципу экстерриториальности.
То есть юридическое лицо, удовлетворяющее требованиям ПВТ, вправе стать его резидентом и применять льготы вне зависимости от того, где на территории Республики Беларусь оно расположено. Так на настоящий момент из 133 резидентов Парка в Бресте находится 1, по 2 зарегистрированы в Гомеле и Могилеве, ещё 3 резидента представляют город Гродно, а абсолютное большинство (125 резидентов) находится в Минске.
Парк высоких технологий создан с целью формирования благоприятных условий для разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий, которые направлены на повышение конкурентоспособности национальной экономики. С 2011 по 2017 г. наблюдается рост числа организаций-резидентов Парка высоких технологий в 1,9 раза. Главным преимуществом, привлекающим в Парк все больше компаний, являются налоговые льготы.
Наблюдается стабильный рост численности работников организаций-резидентов Парка высоких технологий. Среднегодовые темпы роста составили 119 %. Заработная плата в данном секторе в несколько раз превышает средний уровень заработной платы по стране.
Инвестиции направляются в создание высокотехнологичных и современных производств. Несомненным плюсом является совокупность успешно действующих в ПВТ преференциальных режимов для осуществления инвестиций.
Показатели рентабельности организаций-резидентов Парка высоких технологий на протяжении всего анализируемого периода высоки, что отражает эффективность использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов.
Наблюдается ежегодный рост отгрузки продукции собственного производства организаций-резидентов Парка высоких технологий. За период с 2011 г. по 2017 г. рост составил 12,7 раза. За этот период экспорт увеличился до 85,2 % по компьютерным услугам и до 71,4 % – всего.
Белорусский Парк высоких технологий обладает рядом преимуществ, которые делают его особенно привлекательным для зарубежных и отечественных компаний. Основными преимуществами белорусского Парка высоких технологий являются большое число квалифицированных кадров, сильная система образования в IT-сфере. Также большую роль играет и географическое положение нашей страны. Помимо этого, ПВТ имеет специальный правовой режим, предусмотрены также льготные условия хозяйствования.
Действующая практика показала, что, несмотря на достаточно большое число инновационных структур в Республике Беларусь, для успешной реализации концепции технопарков необходимо решить ряд проблем, связанных с их деятельностью, основными из которых являются:
– несовершенство законодательной базы. В большинстве случаев, предприятия, входящие в состав технопарка, не получают дополнительных льгот, сверх тех, которые установлены для предприятий, занимающихся научно-инновационной деятельностью;
– отсутствие финансового обеспечения. В стране отсутствуют такие формы инновационного финансирования, как инвестиционные банки, венчурные фонды и другие;
– отсутствие отлаженной системы взаимодействия между участниками;
– недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами.
1 Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms /opencms/ru/nis
2 Колотухин, В. А. Инновационная сфера Беларуси / В.А. Колотухин, О. Моторина // Банковский вестник. – 2016. – № 10. – С. 48–53.
3 Котов, А. И. Понятия и определения в сфере инновационной деятельности: курс на постоянное развитие и совершенствование / А. И. Котов // Инновации. – 2017. – № 3. – С. 27–33.
4 Кудашов, В. И. Экономика и управление инновациями: учеб. пособие / В. И. Кудашов. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 267 с.
5 О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10.07.2012 г., № 425–З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6 О Парке высоких технологий Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7 О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2015 г. № 166 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8 О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9 Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15.12.2016 г., № 466 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10 Официальный сайт Парка высоких технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.park.by.
11 Правовое регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь / Е. В. Вашкевич и др. – Минск: ГУ «БелИСА», 2017. – 145 с.
12 Прокопович, К. Белорусская цифровая экономика впереди планеты всей / К. Прокопович // Юридический мир. – 2018. – № 1. – С. 12–22.
13 Протасова, М. А. Инновационный потенциал Беларуси и его оценка в международном рейтинге инноваций / М. А. Протасова // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2017. – № 11. – С. 16–24.
14 Рыбков, М.В. Развитие технопарковых структур в России и за рубежом / М.В. Рыбков, А.О. Воробьева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2016. – № 2. – С. 248-256.
15 Сакович, В. А. Основы теории инноваций и инновационной экономики / В. А. Сакович // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2016. – № 2. – С. 32–37.
16 Старжинский, В. П. На пути к обществу инноваций: монография / В. П. Старжинский, В. В. Цепкало. – Минск: РИВШ, 2016. – 445 с.
17 Тебекин, А. В. Инновационные ожидания от реализации стратегий развития национальной экономики / А. В. Тебекин // Инновации. – 2017. – № 6. – С. 9–16.
18 Хандрико, А. А. Декрет № 8 как новый этап в развитии ПВТ / А.А. Хандрико // Промышленно-торговое право. – 2018. – № 4. – С. 46–49.
19 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (ред. от 05.01.2016г). // [Электронный ресурс] Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
20 Жилищный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428 // [Электронный ресурс] / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
21 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 г.). - Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
22 О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 (ред. от 21.02.2014г). // [Электронный ресурс] / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
23 О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 (ред. от 26.11.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
24 Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: Инструкция: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
25 Об экономической несостоятельности: Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 N 415-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
26 В.В. Боброва Институт юридического лица: Статья (по состоянию на 27.01.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
27 В.В. Боброва Конструкция вида юридического лица: Статья (по состоянию на 18.03.2015) // Статья // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
28 Е.В. Гадлевская Некоммерческие организации: общая характеристика: Статья (по состоянию на 25.05.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
29 Пушкин А.А. Проблема юридического лица в советском гражданском праве // 50 лет советской власти и актуальные проблемы правовой науки: Материалы конф. по итогам науч.-иссл. работы за 1966 г. / Под ред. В.А. Соколова. - Саратов: Издательство Саратов. университета, 1967. - С.90-91.
30 С.В. Овсейко Хозяйственные объединения юридических лиц (часть 1) (по состоянию на 28.04.2014) Статья // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
31 Фролов, Ю.Н. Проблемы правовой характеристики юридического лица / Ю.Н. Фролов // Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование: материалы междунар. науч.-практ. конф. аспирантов и студентов. - Минск, 1999. - С. 196 - 200.
32 Чигир В.Ф. Юридические лица. - Минск: Амалфея, 1994. - 71 с.
33 О развитии цифровой экономики [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 21 дек. 2017 г., № 8 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
34 О Парке высоких технологий [Электронный ресурс]: Декрет Президента Респ. Беларусь, 22 сент. 2005 г., № 12: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 21.12.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
35 Итоги деятельности ПВТ в 2017 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.park.by/post-1858/.
36 Декрет Президента Республики Беларусь №12 от 22.09.2005 «О Парке высоких технологий» (в ред. Декрета Президента РБ от 04.04.2006 №5)
37 Иванченко Н.М. Об организационных основах создания и управления деятельностью Парка высоких технологий // Постоянно действующий семинар руководящих работников республиканских и местных государственных органов «Инновационная политика государства и пути её реализации», 10-11 июня 2004г., г. Витебск / Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - 156с.
38 Ковалевич И. Парк высоких технологий - уникальный шанс для Беларуси или «кладбище» неиспользованных возможностей? // Налоговый вестник. - 2005. - №19. - с.64-74
39 Козырев А. Виртуальный технопарк на основе вычислительной сети как проект регионального и национального масштаба // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2006. - №8. - с.12-20
40 Лукьяненко П.П. Парк высоких технологий как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики // Белорусский экономический журнал. - 2006. - №1. - с.45-52
41 Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. №1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. №495».
42 Андреев В.К. Правовое регулирование создания и деятельности особых экономических зон // Государство и право. 2006. N 7.
43 Чиркин В.Е. Необходимо ли понятие юридического лица публичного права? // Юридические лица публичного права. Москва, 2007. – 870 с.
44 Черкасов, Н. А. Свободные экономические зоны и зоны свободного предпринимательства в стратегии интеграрации стран-участниц СНГ / Н. А. Черкасов // Журн. российского права. - 1999 - № 9. - С. 137-156
45 О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь: [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 20 марта 1996 г., № 114: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 21.02.2014 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
46 О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 июня 2005 г., № 262: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 30.12.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
47 Заливако, С. В. Зоны, открытые для инноваций: приоритетные направления инвестирования в СЭЗ (на примере СЭЗ «Минск», «Гомель-Ратон» и «Могилев») /СВ . Заливако, Н. А. Малиновская, Т. К. Кучиц // Беларуская думка: штомесячны грамадска-палпычны i навукова-папулярны часотс. - 2016. - № 12.-С. 130-135.