Конституционно-правовые основы права на обращения в Республике Беларусь Диплом
БрГУ им. А. С. Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Конституционно-правовые основы права на обращения в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2023
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Конституционно-правовые основы права на обращения в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 69.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется речь для защиты, выполненные в MS Word.
Поделиться
Введение
1 Теоретико-правовые основы права граждан на обращение
1.1 Право на обращение в системе конституционных прав и свобод
1.2 Понятие и содержание права граждан на обращение
1.3 Правовое регулирование права на обращение в Республике Беларусь
2 Правовые основы организации работы с обращениями граждан и юридических лиц в Республике Беларусь
2.1 Понятие, значение и виды обращений граждан и юридических лиц в Республике Беларусь
2.2 Принципы работы с обращениями граждан и юридических лиц в Республике Беларусь
3 Правовое регулирование и организация работы с отдельными видами обращений граждан и юридических лиц в Республике Беларусь
3.1 Особенности правового регулирования и работы с устными обращениями
3.2 Особенности правового регулирования и работы с письменными обращениями
3.3 Особенности правового регулирования и работы с электронными обращениями
Заключение
Список использованных источников
Аннотация
В дипломной работе исследованы конституционно-правовые основы права на обращения в Республике Беларусь.
Объект исследования – являются общественные отношения, формирующиеся в процессе обращений граждан и юридических лиц в государственные органы.
Предмет исследования – нормы белорусского законодательства, закрепляющие порядок обращения граждан и юридических в государственные органы, а также учебная и специальная литература по теме исследования.
Цель исследования – на основании комплексного анализа положений законодательства и специальной литературы углубить и систематизировать знания об институте обращений граждан и юридических лиц как форме взаимодействия государства и общества.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1 Определить место права на обращение в системе конституционных прав и свобод.
2 Раскрыть понятие и содержание права граждан на обращение.
3 Изучить основы правового регулирования рассмотрения обращений граждан в Республике Беларусь.
4 Рассмотреть понятие, значение и виды обращений граждан и юридических лиц в Республике Беларусь.
5 Установить принципы работы с обращениями граждан и юридических лиц в Республике Беларусь.
6 Выявить особенности правового регулирования и работы с устными обращениями.
7 Исследовать особенности правового регулирования и работы с письменными обращениями.
8 Проанализировать особенности правового регулирования и работы с электронными обращениями.
Методы исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы диалектики, формальной логики и системного анализа, в частности, общелогические методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и аналогии, методы наблюдения, описания и сравнения, а также современные исторический, формально-юридический, статистический и сравнительно-правовой методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные его предложения могут быть использованы при совершенствовании законодательства в области правового регулирования института обращений граждан и юридических лиц в Республике Беларусь. Также результаты работы могут быть использованы в учебном процессе.
Введение
Актуальность темы исследования. Построение по-настоящему правового государства не представляется возможным без признания прав и свобод человека и гражданина, без должного уважения к закону (праву), без формирования гражданского общества.
В настоящее время все развитые страны мира все чаще говорят о необходимости создания эффективного правового института, который мог бы способствовать налаживанию «диалога» между государством и обществом.
Одним из таких правовых институтов является институт обращений граждан, выступающий наиболее оптимальной формой взаимодействия государства и общества.
Обращение граждан представляет собой самостоятельный комплексный правовой институт, регламентированный национальным и международным правозащитным законодательством, на основе которого закрепляется право гражданина обращаться в устной или письменной форме в государственные органы и органы местного самоуправления в целях обеспечения защиты и реализации своих прав и законных интересов.
Право граждан на обращение в государственные органы гарантирует ст. 40 Конституции Республики Беларусь. Представляя собой юридический механизм гарантий прав граждан, обращения являются, в частности, одной из важнейших форм реализации гражданами своего права на участие в управлении делами государства, закрепленного в ст. 37 Конституции Республики Беларусь [1].
Каждое письменное и устное обращение является показателем нужд, запросов и настроений народа. Обращения граждан представляют собой один из главных источников выражения общественного мнения; это своеобразный диалог между гражданином и государством.
Обращения, как реализация конституционного права граждан, будут всегда актуальны, так как они являются важным источником информации, полезной для решения государственных вопросов, содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении граждан к органам государственной власти.
Повышение эффективности работы с обращениями граждан выступает одной из важных составляющих в построении настоящего государства для народа. За последнее десятилетие в Республике Беларусь принято большое количество нормативных правовых актов, направленных на регулирование государственной деятельности в области работы с гражданами, в частности по поводу обращений граждан и юридических лиц в государственные органы и иные организации. В законодательство об обращениях привнесен ряд новелл, что связано, в первую очередь, с расширением сферы применения сети Интернет. В настоящее время он используется не только как инструмент ведения бизнеса, но и как средство коммуникации. В связи с этим, важное значение для приближения власти к населению, повышения открытости и доступности власти имеет расширение сферы применения информационных технологий в государственном управлении и, прежде всего, налаживание эффективных каналов электронного взаимодействия между органами власти и населением.
Назрела необходимость определения правового статуса обращений граждан и юридических лиц, определения места обращений в правовой системе Республики Беларусь, их соотношения с отраслями и институтами права. Немаловажным является также разграничение правового регулирования обращений граждан и юридических лиц и смежных сфер общественных отношений.
Объект исследования – являются общественные отношения, формирующиеся в процессе обращений граждан и юридических лиц в государственные органы.
Предмет исследования – нормы белорусского законодательства, закрепляющие порядок обращения граждан и юридических в государственные органы, а также учебная и специальная литература по теме исследования.
[...]
1 Теоретико-правовые основы права граждан на обращение
1.1 Право на обращение в системе конституционных прав и свобод
На современном этапе развития белорусского законодательства создана и функционирует система правовых гарантий защиты и реализации прав и свобод граждан. Наиболее эффективным средством защиты прав граждан в этой системе является защита в судах, то есть право граждан обращаться в суды с требованием защитить их нарушенное имущество и неимущественные права, а также обжаловать решения или действия, предпринятые против него. В то же время обращение в судебную систему не является единственной гарантией защиты прав граждан.
Советские ученые также подчеркивали, что «ни наука, ни технология, независимо от того, насколько быстро они развиваются и какие достижения не удивительны, не характеризуют прогрессивную социальную систему в той же мере, что и реальная позиция человека в ней» [33, с. 115]. Исходя из этого тезиса, следует отметить, что обращения граждан (как к судебным, так и несудебным органам) являются «правовой категорией, которая характеризует реальное юридическое закрепление гарантий прав граждан, содержащихся в Конституции, а также указывает эффективность их использования» [33, с. 115-116].
«В Республике Беларусь на конституционном уровне закреплено право каждого, независимо от гражданства, пола, возраста, национальности, социального и материального положения, отношения к религии, политических убеждений, обращаться в государственные органы. При этом указанное право, в свою очередь, может иметь разное легальное воплощение в зависимости от специфики предмета обращения, компетенции назначения государственного органа и др.» [39, c. 46].
Так, в Конституции Республики Беларусь содержатся следующие положения, раскрывающие вышеназванное право или связанные с ним:
«Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается..., обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, ... (ч. 2 ст. 37);
Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным (ст. 40);
Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (ч. 1 ст. 33);
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (ст. 34);
«Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ч. 1 ст. 60)» [1].
[...]
2 Правовые основы организации работы с обращениями граждан и юридических лиц в Республике Беларусь
2.1 Понятие, значение и виды обращений граждан и юридических лиц в Республике Беларусь
В литературе можно найти традиционное определение, характеризующее общую принадлежность и признаки преобразования. Так, по мнению С. А. Широбокова, «обращение – это выражение воли индивида, выраженное в конкретных действиях, имеющее письменную или устную форму, соответствующую правилам, закрепленным в нормативных правовых актах, направляемых в государственные органы или органы местного самоуправления – государственных органов в тех видах, которые необходимы для осуществления, обеспечения, защиты или восстановления прав и свобод» [41, c. 7].
Данное определение имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, он раскрывает сущность обращения, как действия со специфическими особенностями, а не просто перечисление их собственных видов. С другой стороны, в определении указывается, что действие принадлежит только индивидууму, то есть физическому лицу, и в то же время не учитывается, что Обращение может также поступать от юридического лица.
Чтобы оставить обращение без рассмотрения по существу на этой основе, необходимо одновременное сочетание следующих характеристик:
− заявитель подал второе обращение;
− обращение уже рассмотрено по существу;
− новое приложение не содержит новых обстоятельств [17, с. 64].
Данное правило оправдано и имеет большое значение для экономии рабочего времени чиновников.
При повторном рассмотрении органом, который уже рассмотрел этот призыв, нет смысла, поскольку по результатам будет принято решение, аналогичное предыдущему.
Если в повторном обращении появляются новые обстоятельства, которые ранее не были оценены, то это не будет повторяться, и результат его рассмотрения может измениться. Как упоминалось выше, право на обращение гарантируется конституционным механизмом для реализации и защиты прав и свобод граждан. Благодаря подаче обращений можно защитить любые права (трудовые, гражданские, связанные с браком и семейными отношениями и т. д.).
«Система нормативных правовых актов об обращениях граждан и юридических лиц охватывает норм права, регулирующих отдельный вид общественных отношений, в области обращений граждан. В теории права такая совокупность норм называется институтом права. Институт права – это обособленная часть отрасли права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Институты права входят в состав отраслей права. В состав какой отрасли права входит институт обращений граждан? На данный вопрос трудно ответить однозначно. Некоторые ученые, относят данный институт к отрасли конституционного права.
С этой точкой зрения нельзя не согласиться, поскольку данный институт является развитием конституционного права граждан на обращение. Кроме того, в структуре Единого правового классификатора Республики Беларусь законодательство об обращениях граждан относится к конституционному законодательству. С другой стороны, данный институт можно отнести к отрасли административного права, поскольку он охватывает деятельность органов государственной власти по работе с населением, как обязанность корреспондирующую праву на обращение» [19, с. 108].
[...]
3 Правовое регулирование и организация работы с отдельными видами обращений граждан и юридических лиц в Республике Беларусь
3.1 Особенности правового регулирования и работы с устными обращениями
Обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме. Письменные обращения подаются нарочным (курьером), посредством почтовой связи, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений. Устные обращения излагаются в ходе личного приема. Электронные обращения подаются в порядке, установленном ст. 25 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» [3].
Одной из форм реализации права на обращение является устное обращение. Этот вид обжалования известен с древних времен, но не утратил своей актуальности и в настоящее время. Посредством устных обращений заявители могут напрямую направлять свои петиции, запросы или предложения уполномоченным должностным лицам, что значительно сокращает время и стоимость рассмотрения апелляций, а также позволяет заявителям лично присутствовать при рассмотрении своих апелляций. В то же время во внутреннем законодательстве правовые положения, касающиеся устных обращений, по-видимому, очень ограничены. В научной литературе вопрос рассмотрения устных обращений не получил достаточного исследовательского освещения. В частности, требуют дальнейшего более глубокого научного исследования проблемы правовой природы предварительной записи на личный прием; стадии проведения личного приема и т. д. [25, с. 107-108].
Устное обращение в соответствии с абз. 9 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» – это обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема.
Анализ данного определения позволяет сделать однозначный вывод о том, что в Республике Беларусь закрепляется лишь один способ подачи устного обращения – изложение в ходе личного приема.
Порядок проведения личного приема урегулирован в ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Так, согласно п. 1 названной статьи в организациях проводится личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц (далее – личный прием) [4].
С учетом сокращения термина «организация», использованного в абз. 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», личный прием должен проводиться:
«в государственных органах (министерства, государственные комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы, местные Советы депутатов, органы прокуратуры, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, суды и др.);
государственных организациях (государственных учреждениях (например, государственные учреждения образования, территориальные центры социального обслуживания, поли клиники));
государственных предприятиях (республиканские унитарные предприятия, коммунальные унитарные предприятия, в том числе жилищно-эксплуатационные службы, организации по регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним), государственных объединениях (например, Белорусская железная дорога и др.);
организациях частной формы собственности (хозяйственные общества, в том числе и открытые акционерные общества, частные унитарные предприятия и др.)» [4].
[...]
Заключение
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Теоретические выводы.
Право граждан на обращение в государственные органы и организации – это реализация на практике института демократии. Так, посредством обращений граждане выражают свою волю, напрямую обращаются к государственным органам, предлагают меры по совершенствованию деятельности той или иной организации.
Право на обращение затрагивает широкий спектр вопросов. Совокупность правовых норм, созданных в развитие конституционной нормы о праве на обращение, образует самостоятельный комплексный правовой институт. Работа с обращениями граждан представляет собой важную часть управленческой деятельности, которая является одним из управленческих производств в рамках управленческого процесса.
Термин «обращение» является многозначным, упоминается во многих нормативных правовых актах. Тем не менее, смысл термина «обращение» на законодательном уровне раскрывается в Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» и употребляется в качестве вида связи граждан и органов государственной власти, других организаций.
Обращение представляет собой индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме.
Классифицировать обращения можно по различным основаниям, большинство видов обращений определено в Законе об обращениях. В настоящее время законодателем воспринята советская традиция классификации обращений, в соответствии с которой обращения подразделяются по предметному признаку на заявления, жалобы, предложения.
Обращения граждан как любой другой правовой институт основывается на правовых принципах. Существует два способа нормативной фиксации принципов: текстуальный и смысловой. Принципы работы с обращениями граждан и юридических лиц необходимо выделять путем анализа положений Закона об обращениях. Анализ положений законодательства позволяет сделать вывод, что принципы работы с обращениями граждан и юридических лиц могут быть представлены в виде следующей системы.
Обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме. Письменные обращения подаются нарочным (курьером), посредством почтовой связи, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений. Устные обращения излагаются в ходе личного приема. Электронные обращения представляют собой обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений.
Предложения по совершенствованию законодательства:
1) Возникает определенная коллизия между п.3 ст.14 и п.1 ст.15 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Представляется, что подход, закрепленный в ст. 15 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», более оправдан, так как в этом случае заявителю будет направлен ответ с указанием причин оставления его обращения без рассмотрения по существу.
В связи с чем, предлагаем п.п.2 и 3 ст.12 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» после слов «суть обращения» дополнить словами «(конкретные четко сформулированные рекомендации, просьбы, требования, ходатайства и т.п.)», а также привести п. 3 ст. 14 Закона об обращениях в соответствие с п.1 ст. 15 Закона об обращениях.
2) Исключению коллизий будет способствовать закрепление понятия «обращение» через закрепление его сущностных признаков.
[...]
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г., 27 февр. 2022 г.) // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
2 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 6 января 2021 г., № 91-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 284-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
3 Об обращениях граждан и юридических лиц [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 284-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
4 Об основах административных процедур [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 28 окт. 2008 г., № 433-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2022 г. № 225-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
5 Об электронном документе и электронной цифровой подписи [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 28 дек. 2009 г., № 113-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г., № 213-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
6 Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 26 апреля 2010 г. № 200: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2023 г. № 297 // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
7 О системе учета и обработки обращений [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 декабря 2022 г., № 986 // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
8 О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 окт. 2007 г., № 498: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2023 г., № 353 // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
9 О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 февр. 2010 г., №60: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2023 г., № 40 // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
10 О документировании населения Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 июня 2008 г., № 294 [Электронный ресурс]: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 08.07.2013 г.: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2023 г. № 278 // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
11 Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс. В 2 т. – изд. 4-е, перераб. и доп. – М. : Норма-Инфра-М. – Т. 1. – 864 с.
12 Бородулин, Н. А. Об организации работы с электронными обращениями в органах внутренних дел Республики Беларусь / Н. А. Бородулин // Курсантские исследования : cборник научных работ. Том Выпуск 9. – Могилев : Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь», 2022. – С. 27-29.
13 Васильева, С. В. Право граждан и организаций на обращение: нормативная модель и практика реализации / С. В. Васильева // Законодательство и экономика. – М., 2005. – № 5. – С. 35-42.
14 Васьковский, Е. В. Учебник гражданского процесса / Под редакцией и с предисловием В. А. Томсинова. – М.: Издательство «Зерцало», 2003. – 464 с.
15 Влас, М. С. Правовые акты Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц в системе электронного документооборота / М. С. Влас // Новые информационные технологии в телекоммуникациях и почтовой связи. – 2023. – Т. 1, № 1. – С. 51-52.
16 Гритчина, Н.И. Особенности субъектного состава лиц, реализующих право на обращение/ Н.И. Гритчина // Закон и право. – 2013. – №1. – С. 40-45.
17 Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – 2-е изд., исправл.и доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
18 Зиссер, Ю. Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан при их подаче через сеть интернет / Ю. Зиссер, Е. Корнушенко // Юрист. – 2006. – № 7. – С. 47-51.
19 Лыскова, Е.И. Право граждан на обращение в органы публичной власти: теория и практика / Е.И. Лыскова // Государство и право. – 2009. – № 9. – С. 108-109.
20 Маслов, Б.В. Институт обращений граждан в административном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Б.В. Маслов. – М., 2008. – 24 с.
21 Метелева, У.В. Понятие и основные виды административного производства по разрешению административных споров / У.В. Метелева // Закон и право. – 2008. – № 6. – С. 72-74.
22 Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник для юрид. вузов и фак / В. С. Нерсесянц. – М. : Норма, 2000. – 593 с.
23 Нилов, Д. Г. Новеллы законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц / Д. Г. Нилов, Н. В. Максименко // Экономико-правовые перспективы развития общества, государства и потребительской кооперации : Сборник научных статей IV международной научно-практической интернет-конференции, Гомель, 31 марта 2023 года / Редколлегия: С. Н. Лебедева [и др.], под научной редакцией Ж.Ч. Коноваловой. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2023. – С. 91-94.
24 Нилов, Д.Г Стадии рассмотрения обращений граждан в государственных органах / Д.Г. Нилов // Право. Ву. – 2009. – № 3. – С. 41-47.
25 Нилов, Д. Г. Теоретико-правовые аспекты рассмотрения устных обращений граждан и юридических лиц / Д. Г. Нилов // Молодежь в науке и предпринимательстве : сборник научных статей IХ международного форума молодых ученых, Гомель, 13–15 мая 2020 года. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2020. – С. 107-110.
26 Новиков, А. В. Обращения граждан : монография / А. В. Новиков. – Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2007. – 211 с.
27 Румянцева, В. Г. Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти : понятие, сущность, содержание / Румянцева В. Г., им. В. В. // История государства и права. – 2008. – № 14. – С. 2-4.
28 Савостина, Н. Г. О некоторых аспектах правового регулирования права граждан на обращение в органы государственной власти / Н.Г. Савостина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. – № 9. – С. 43-46.
29 Савоськин, А. В. Обращения граждан в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дис. … докт. юрид. наук: 12.00.02 / А. В. Савоськин. – Екатеринбург, 2019. – 482 л.
30 Семашко, Е. В. Обращение как форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления в Республике Беларусь / Е. В. Семашко, А. А. Шишикин // Право и государство. – 2021. – № 4(93). – С. 39-52.
31 Сергеева, Д.А. Институт обращений граждан в России: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Д.А. Сергеева. – Белгород, 2017. – 26 с.
32 Скрябина, М. В. Реализация конституционного права граждан на обращение в органы публичной власти : автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / М. В. Скрябина. – СПб., 2007. – 22 с.
33 Соловов, М.В. Административные процедуры как часть административного процесса / М.В. Соловов // Государство и право. – 2011. – № 5. – С. 114-117.
34 Третьяков, И. А. Институт обращений граждан в системе местного самоуправления / И. А. Третьяков // Актуальные проблемы развития юридической науки: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции 18 марта 2010 г. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2011. – С. 136-141.
35 Тиковенко, А. Г. Конституционное право на обращение в государственные органы: правовые основы реализации / А. Г. Тиковенко // Bеснiк Канстытуцыйнага Суда Рэсп. Беларусь. – 2013. – № 1. – С. 71-78.
36 Филипчик, Р.И. О некоторых вопросах рассмотрения обращений заявителей государственными органами и судами / Р.И. Филипчик/ Совершенствование судебной системы Республики Беларусь посредством развития специализации судов: сб. науч. тр. – Минск: Издательство «Четыре четверти», 2013. – 134 c.
37 Ханько, А. В. Правовые аспекты Республики Беларусь об обращениях граждан июридических лиц в системе электронного документооборота / А. В. Ханько, М. С. Влас // Современные средства связи. – 2023. – Т. 1, № 1. – С. 59-61.
38 Хрумалова, Ю. В. Право граждан на обращение в органы государственной власти, как форма обратной связи между населением и государственным аппаратом / Ю. В, Хрумалова // Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации. Раздел: политические процессы: доклады и материалы III Международной молодежной научной конференции. Москва, 26 октября, 18-19 ноября 2011 г. Ч. 1: Правовые и социокультурные основы формирования гражданского общества. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. – С. 284-287.
39 Чуприс, О.И. Место институтов административных процедур и работы с обращениями граждан и юридических лиц в системе административного права Республики Беларусь / О.И. Чуприс, Е.А. Марчук // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 2. Гісторыя. Экноміка. Права. – 2012. – № 2. – С. 45-48.
40 Чуприс, О. И. Правовое регулирование реализации конституционного права на обращение в государственные органы(с учетом изменений Закона Республики Беларусь«об обращениях граждан и юридических лиц») / О. И. Чуприс // Право в современном белорусском обществе : сборник научных трудов / Н.А. Карпович [и др.]. – Минск : Общество с ограниченной ответственностью «Колорград», 2022. – С. 125-137.
41 Широбоков, С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / С.А. Широбоков / С.А. Широбоков. – Екатеринбург, 1999. – 21 с.
42 Шматюк, А. П. Сравнительно-правовой анализ некоторых определений, касающихся обращений граждан / А. П. Шматюк // Курсантские исследования : сборник научных работ / Могилев. институт МВД. ‒ Могилев, 2022. ‒ Вып. 9. ‒ С. 158-160.
43 Щукина, М. А. Вопросы реализации права граждан на обращение в государственные органы / М. А. Щукина // Право.by. – 2018. – № 5(55). – С. 26-29.
44 Выступление Президента Беларуси Александра Лукашенко на республиканском семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне» 10 июня 2022 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/respublikanskiy-seminar-soveshchanie-aktualizaciya-metodovi-form-raboty-s-naseleniem-na-mestnom-urovne.
45 Минько, Н.С. Проблемы работы с обращениями граждан и юридических лиц в системе исполнительной власти // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
46 Подгруша, В.В. Обращения граждан: «правила игры» на законодательном уровне упорядочены / В.В. Подгруша // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
47 Саванович, Н.А. Работа с обращениями граждан и юридических лиц: пособие / Н. А. Саванович // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
48 Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание / под ред. проф. С.С. Алексеева// [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.e-reading.ws/bookreader.php/1566/Alekseev_-_Teoriya_gosudarstva_i_prava.html.
49 Филиппова, И. Н. Со 2 января 2023 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь “Об обращениях граждан и юридических лиц” от 28 июня 2022 г. № 176-З» / И. Н. Филиппова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gzt akray.by/osipovichi/2022/12/so-2-yanvarya-2023-goda-vstupaet-v-silu-zakon-respubliki-belarus-ot-28- 06-2022-%E2%84%96-176-3-ob-izmenenii-zakona-respubliki-belarus-ob-obrashheniyah-grazhdan i-yuridicheskih-licz/.
50 Штейнер, А.И. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц / А.И. Штейнер // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 91 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 69.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется речь для защиты, выполненные в MS Word.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты