Введение
1 Теоретико-правовые основы правового статуса иностранных граждан
1.1 Понятие и виды правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
1.2 Правовое регулирование пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь
2 Содержание правовых режимов, предоставляемых иностранных гражданам в Республике Беларусь
2.1 Основные конституционные права и свободы иностранных граждан
2.2 Обязанности иностранных граждан
2.3 Ответственность иностранных граждан
3 Полномочия органов государственной власти Республики Беларусь по регулированию административно-правового статуса иностранных граждан
3.1 Полномочия органов внутренних дел
3.2 Полномочия органов пограничной службы
3.3 Полномочия таможенных органов
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования обусловлена современными вызовами и требованиями мирового сообщества, в том числе в контексте международных отношений, экономической миграции и обеспечения прав иностранцев. В условиях глобализации и растущей мобильности населения особое внимание уделяется вопросам регулирования пребывания иностранных граждан на территории государства.
В настоящее время наблюдается развитие международного сотрудничества, в результате чего увеличивается миграционная мобильность населения. Административно-правовой статус иностранных граждан в Беларуси становится ключевым аспектом в контексте обеспечения их прав и свобод, соблюдения законности и поддержания безопасности. Эта тема также отражает стремление государства к созданию благоприятной среды для интеграции иностранных граждан в социокультурную и экономическую жизнь страны.
В свете изменяющейся мировой обстановки, включая вопросы беженцев, прав человека и сотрудничества государств, изучение административно-правового статуса иностранных граждан в Беларуси выходит за рамки национального контекста и становится частью более широкого диалога по международным нормам и стандартам.
Исследование и анализ правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь становится все более важным, поскольку это напрямую затрагивает права и законные интересы белорусских граждан, а также влияет на социальные условия Республики Беларусь или отдельных его регионов. Это означает, что отсутствие эффективной и современной законодательной базы для взаимоотношений между иностранными гражданами и гражданами Беларуси может представлять серьезную угрозу правам и свободам всех граждан, независимо от их национальной принадлежности.
В современных условиях рассматриваемые темы актуальны. Это связано с процессом глобализации отношений между странами, растущей иммиграцией населения, а также увеличением числа браков между гражданами разных стран. В силу этих обстоятельств значительное количество иностранных граждан и лиц без гражданства проживает на территории современных стран вместе со своими гражданами, в том числе и Республики Беларусь, что требует наличия в стране соответствующей правовой базы для регулирования их правового статуса.
Существует необходимость оказания повышенного внимания сфере регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Именно поэтому вопросы регламентирования положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь вызывает особый интерес. Отметим, что согласно статистическим данным, на конец 2022 года, население Беларуси составляло 9 453 125 человек. За 2022 год население Беларуси увеличилось приблизительно на 756 человек. Учитывая, что население Беларуси в начале года оценивалось в 9 452 369 человек, годовой прирост составил 0.01%. Миграционный прирост населения: 24 009 человек [45].
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в ходе регулирования правового статуса иностранных граждан в законодательстве Республики Беларусь.
Предмет исследования – нормативно-правовая база Республики Беларусь, регламентирующая порядок приобретения статуса иностранного гражданина в Республике Беларусь, а также литература по исследуемой теме.
Цель исследования – на основании комплексного анализа положений законодательства и специальной литературы выявить направления совершенствования правового регулирования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.
1 Теоретико-правовые основы правового статуса иностранных граждан
1.1 Понятие и виды правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Помимо белорусских граждан, проживающих в Республике Беларусь, есть также иностранцы и лица без гражданства.
Стоит отметить, что в юридических документах существуют различные точки зрения на термин «иностранец». По мнению Е. А. Лукашевой, «иностранцы – это лица, имеющие гражданство какого-либо государства, но не являющиеся его гражданами». Она также утверждает, что данное понятие «можно трактовать широко, включая в него всех неграждан данного государства, даже лиц без гражданства» [42, с. 126].
В свою очередь, Л. Н. Галенская полагает, что «термин «иностранец» в нормативных правовых актах и юридической литературе используется в нескольких смыслах» [27, с. 6].
В широком смысле под иностранцем подразумевается всякое лицо, не обладающее гражданством данного государства.
В Конвенции о статусе апатридов от 6 июня 1960 г. закреплено, что «под термином «апатрид» подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона» [3].
В узком же смысле, понятие «иностранец» применяется в значении принадлежности к гражданству какого-либо другого государства.
В соответствии с Законом СССР от 24.06.1981 г. № 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» иностранцем считалось лицо, не являющееся гражданином СССР и имеющее доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
А. Е. Ищук также толкует понятие «иностранец» как «иностранный гражданин и лицо без гражданства». По мнению А. Е. Ищук, «иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином данного государства или же не имеющее гражданства какого-либо государства» [37, c. 58].
Интересным является также тот факт, что за последние годы в значительном ряде исследований, осуществляемых Организацией Объединенных Наций в различных ее документах термин «иностранец» стало замещаться термином «не-гражданин».
Необходимо поддержать мнение Д. М. Демичева, утверждающего, что «в современном международном праве важно различать иностранцев и не граждан в целях более четкого международно-правового регламентирования прав не граждан» [31, c. 201].
Термин «иностранец» может пониматься как обозначающий иностранного гражданина или лицо без гражданства, хотя проще понимать этот термин в более узком смысле.
По мнению Ю. В. Герасименко, «под «иностранцами» следует понимать лиц, состоящих в тех или иных правоотношениях с другим государством, не являющихся гражданами этого государства, но имеющих гражданство (подданство) другого государства» [28, с. 9]. Из этого следует, что термин «иностранец» должен быть согласован с понятием «иностранный гражданин» и использоваться как взаимозаменяемый. При таком понимании лица без гражданства не должны считаться иностранцами.
Согласно ст. 1 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства» [10].
«Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства» [10].
К категории иностранных граждан Республики Беларусь могут быть отнесены также лица с иностранным гражданством. Термин «гражданство» сохранился до наших дней в некоторых странах с монархическими формами правления, но по содержанию он фактически эквивалентен термину «гражданство».
[…]
2 Cодержание правовых режимов, предоставляемых иностранных гражданам в Республике Беларусь
2.1 Основные конституционные права и свободы иностранных граждан
Конституционные права и свободы различаются по механизму их реализации. Они являются предпосылкой любых правоотношений в конкретной сфере. В отличие от неосновных прав и свобод основные фиксируются в Конституции Республики Беларусь, которая в правовой системе имеет высшую юридическую силу. Это также подчеркивает особые место и роль конституционных прав и свобод.
Различные сферы правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь предоставляют им определенные гарантии и ограничения. В административной сфере иностранцы обязаны регулировать свое пребывание в стране через процедуры регистрации, получения разрешений на проживание и временного пребывания.
В гражданской сфере иностранцы имеют право владения и собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Они могут заключать сделки и договоры, участвовать в предпринимательской деятельности и осуществлять другие гражданские права, при соблюдении установленных правил.
В трудовой сфере иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь в соответствии с законами и правилами, регулирующими трудовые отношения. Это включает в себя получение необходимых разрешений, соблюдение трудовых норм и правил, а также уплату налогов.
В семейной сфере иностранцы имеют право вступать в брак и основывать семью на территории Республики Беларусь, при условии соблюдения установленных норм и процедур. Они также обладают определенными правами и обязанностями в семейных отношениях, предусмотренных законодательством.
Налоговые права иностранцев определяются законами Республики Беларусь, и они обязаны соблюдать налоговые обязательства в соответствии с установленными нормами.
Кроме того, правовой статус иностранцев в Республике Беларусь также определен международными договорами, подписанными страной. Эти соглашения включают в себя вопросы о защите прав иностранцев, облегчении торговли, культурном сотрудничестве и других аспектах международного взаимодействия.
Следует отметить, что соблюдение законов и правил страны является обязательным для иностранцев и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих в Республике Беларусь. При нарушении законов могут применяться административные, гражданские или уголовные меры ответственности в зависимости от характера нарушения.
Согласно статье 11 Конституции Республики Беларусь, «иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Беларуси, обладают равными правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, за исключением случаев, когда Конституцией, законами или международными договорами предусмотрено иное» [4]. Это принципиальное положение подчеркивает принцип равенства перед законом всех лиц, проживающих на территории страны.
Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005 года № 41-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» могут быть установлены только в определенных случаях, предусмотренных данным законом и другими законами Республики Беларусь. Эти ограничения могут быть введены в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, а также для защиты прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.
[…]
3 Полномочия органов государственной власти Республики Беларусь по регулированию административно-правового статуса иностранных граждан
3.1 Полномочия органов внутренних дел
Государственная миграционная политика Республики Беларусь направлена на оптимизацию потока мигрантов посредством административно-правового регулирования и одновременно на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Законодательством Республики Беларусь определены государственные органы, обладающие полномочиями в сфере миграции, в том числе Президент Республики Беларусь, Совет Министров, Министерство внутренних дел, Департамент по гражданству и миграции, подразделения по гражданским правам и миграции и другие.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь определены ключевые государственные органы, обладающие полномочиями в области миграции. Президент Республики Беларусь, Совет Министров, Министерство внутренних дел, Департамент по гражданству и миграции, а также подразделения по гражданским правам и миграции являются основными участниками этого регулирования.
Президент Республики Беларусь играет важную роль в формулировании стратегических направлений миграционной политики и принятии решений по ключевым вопросам в этой области. Совет Министров ответственен за координацию миграционной деятельности и разработку законодательных актов, направленных на регулирование миграционных процессов.
Министерство внутренних дел выполняет функции по контролю и надзору за исполнением миграционного законодательства. Оно осуществляет проверки иностранных граждан, обеспечивает соблюдение правил въезда и пребывания, а также предотвращает незаконные миграционные активности.
Департамент по гражданству и миграции занимается вопросами выдачи вида на жительство, оформления гражданства, а также контроля за легальным статусом иностранных граждан. Подразделения по гражданским правам и миграции оказывают консультационную и информационную поддержку иностранным гражданам, а также участвуют в разработке социальных программ и интеграционных проектов.
Система полномочий данных органов согласованно действует для обеспечения эффективного контроля за миграционными процессами и укрепления порядка на территории Республики Беларусь. Важным аспектом является также обеспечение соблюдения прав иностранных граждан, содействие в их интеграции и сбалансированное использование миграционного потенциала в интересах общества и экономики страны.
В Республике Беларусь создан и функционирует Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, одной из задач которого выступает разработка и осуществление мер, нацеленных на реализацию законодательства о внешней трудовой миграции. Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь [18].
Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2003 года № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений органов внутренних дел Республики Беларусь», на базе Департамента по миграции Министерства труда и социальной защиты и структурных подразделений Министерства внутренних дел, ведающих вопросами паспортно-визовой службы и миграции, образован Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь [15].
Согласно Закону Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «в качестве одной из важнейших задач, возлагаемых на органы внутренних дел, выступает принятие участия в реализации государственной политики в области гражданства, миграции и регистра населения» [11, ст. 2].
[…]
Заключение
Проведенное в ходе написании дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Теоретические выводы:
1. Согласно белорусскому законодательству, под иностранным гражданином подразумевается лицо, которое является гражданином Республики Беларусь и имеет доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иного государства. В свою очередь, лицо без гражданства – это лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и не имеет доказательств своей принадлежности к гражданству иного государства. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь регламентируется Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства».
Главной характеристикой правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что они имеют все «естественные» права на территории Республики Беларусь, но имеют ограничения в той части, когда необходимо иметь белорусское гражданство для участия в общественной жизни Беларуси.
Если иное не предусмотрено белорусским законодательством и международными договорами Республики Беларусь, иностранцы, не имеющие действительного вида на жительство, въезжают в Республику Беларусь, покидают ее территорию и совершают транзит через ее территорию в соответствии с документами о визе для выезда за границу. Иностранцы, имеющие действующий вид на жительство, въезжают в страну и покидают ее в соответствии с документами для выезда за границу.
В свою очередь, иностранцы, прибывшие в пункт пропуска через Государственную границу для выезда с территории страны, в случае отсутствия у них визы либо в случае, если срок действия визы истек, выезжают с территории страны по документу для выезда за границу после привлечения к административной ответственности за нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь согласно актам законодательства Республики Беларусь, если другое не предусмотрено белорусским законодательством международными договорами Республики Беларусь.
2. В Республике Беларусь предусмотрено три режима пребывания иностранцев в Республике Беларусь: временное пребывание, временное и постоянное проживание в Республике Беларусь. Под временно пребывающим иностранцем понимается лицо, которое прибыло в страну на срок не более девяноста суток в календарном году на основании визы или в не требующем получения визы порядке, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание, если другое не предусмотрено белорусским законодательством и международными договорами Республики Беларусь. Иностранец, временно проживающий в Республике Беларусь, – это лицо, получившее разрешение на временное проживание в соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь. Иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь, относятся к лицам, получившим постоянный вид на жительство в соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.
3. Основываясь на анализе особенностей правового статуса иностранных граждан в Республике Беларусь, можно констатировать, что в большинстве случаев такие граждане имею схожий правовой статус, как и граждане Республики Беларусь, а это означает, что права и обязанности иностранных граждан эквивалентны правам и обязанностям граждан Республики Беларусь. Однако следует уточнить, что в некоторых случаях к иностранным гражданам применяются специальные положения, непосредственно установленные законодательством Республики Беларусь.
4. В соотношении содержания правовых статусов беженцев и лиц, ищущих убежище, следует отметить следующее:
[...]
Международно-правовые акты:
1 Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
2 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 25 октября 200 год [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1902309. – Дата доступа: 26.01.2024.
3 Конвенция о статусе апатридов от 6 июня 1960 года: принята 28 сентября 1954 года Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета от 26 апреля 1954 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
Нормативные правовые акты:
4 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., 22 февраля 2022 г.). // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
5 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 года, № 278-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 19 мая 2022 г., № 171-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
6 Избирательный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 11 февр. 2000 г., № 370-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 16 февраля 2023 г., № 252-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
7 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г., 91-З: принят Палатой представителей 18 дек. 2020 г. : одобрен Сов. респ. 18 дек. 2020 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г., № 284-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
8 Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. № 275-З принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 9 марта 2023 г., № 256-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
9 О Государственной границе Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 года, № 419-З: в ред. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г., № 233-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
10 О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года, №105-З З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
11 Об органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 19 мая 2022 г., № 171-З З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
12 О таможенном регулировании в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2014 г. №129-З : в ред. Закона Республики Беларусь от 19 июля 2021 г., № 121-З З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. беларусь / Нац.-прав. Интрнет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
13 О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г., № 413: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 25 октября 2022 г., № 381 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
14 Перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан [Электронный ресурс]: утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года, № 200: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г., № 470-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
15 О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений органов внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г., № 603: в ред. от 25 февраля 2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
16 Об утверждении визовых правил Республики Беларусь : Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 июля 2010 г., № 1065 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
17 Об утверждении Положения о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г., № 144: в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2021 г., № 490 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
18 Об утверждении Инструкции о порядке организации работы подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел по выдаче, учету, обмену, признанию недействительным, изъятию, хранению и уничтожению паспорта гражданина Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28 июня 2010 г., № 200: в ред. постановления Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20 марта 2014 г., № 85 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
Специальная литература:
19 Валюшко, Н. В. Правовая регламентация статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Н. В. Валюшко // Вестн. Белорус. гос. экон. ун-та. – 2006. – № 3. – С. 81-85.
20 Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г. А. Василевич. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
21 Василевич, Г. А. Гражданство Республики Беларусь: учебно-методическое пособие / Г. А. Василевич, А. В. Шавцова. – Минск : ЗАО «Веды», 2002. –157 с.
22 Василевич, Д. Г. Гражданство Республики Беларусь и право на свободу передвижения / Д. Г. Василевич // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь. – 2006. – № 4. – С. 85-91.
23 Васильева, Л. А., Шунтов, В. Е. Институт гражданства в Республике Беларусь: вопросы реализации / Л. А. Васильева, В. Е. Шунтов. – Минск : Тесей, 2006. – 260 с.
24 Вашкевич, А. Е. Гражданство Республики Беларусь и стран ЕС: сравнительно-правовой анализ / А. Е. Вашкевич // Европейский союз: история, политика, экономика, право: международная научно-практическая конференция (17-18 декабря 1997 г., Минск) / сборник научных трудов. – Минск : БГУ, 1998. – С.206-210.
25 Внученкова, А. Ю. Законодательство, регулирующее пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь / А. Ю. Внученкова // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. Серыя D. Эканоміка, сацыялогія, права. – 2019. – № 2(54). – С. 133-140.
26 Водолажская, Т. В. Представления о гражданской принадлежности: особенности и характер становления в современной Беларуси / Т. В. Водолажская // Социально-экономические, социально-политические и социально-культурные процессы в трансформирующемся обществе: сборник материалов Второй внутриинститутской научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов 28 июня 2002 г. – Минск, 2002. – С. 74-76.
27 Галенская, Л. Н. Правовое положение иностранцев в СССР / Л. Н. Галенская. – Москва: Междунар. отношения, 1982. – 160 c.
28 Герасименко, Ю. В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан в РФ и роль органов внутренних дел в его обеспечении: автореф. дис. … канд. юрид. наук. / Ю. В. Герасименко. – М., 1993. – 187 с.
29 Григорьев, А. А. Проблемы гражданства / А. А. Григорьев // Беларуская думка. – 2014. – № 8. – С. 135-140.
30 Грядовкин, В. А. Регулирование вопросов гражданства в Республике Беларусь как одно из условий правового обеспечения формирования управленческих кадров / В. А. Грядовкин // Управление в социальных и экономических системах: VII Международная научно-практическая конференция (16-17 мая 2002 г., Минск): в 2-х т.– Минск, 2012. – Т.1. – С.154-158.
31 Демичев, Д. М. Конституционное право. Краткий конспект лекций / Д. М. Демичев. − Минск: БГЭУ, 2015. − 182 с.
32 Дмитриев, Ю. А. Правовое положение человека и гражданина / Ю. А. Дмитриев. – М.: Издательство Манускрипт, 2004. –90 с.
33 Дмитриев, Ю. А. Правовое положение человека и гражданина / Ю. А. Дмитриев. – М.: БЕК, 2002. – 198 с.
34 Дмитриев, Ю. А., Корсик, К. А. Правовое положение иностранцев / Ю. А. Дмитриев, К. А. Корсик. – М.: Наука, 2019. – 330 с.
35 Ермолович, В. Ф. Административно-правовые режимы Республики Беларусь / под общ. ред. В. Ф. Ермоловича. – Минск: Акад. МВД, 2013. – 291 с.
36 Зубарева, Л. Л. Совершенствование правовых основ предупреждения преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Л. Л. Зубарева // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. – 2016. – № 1(39). – С. 29-34.
37 Ищук, А. Е. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства / А. Е. Ищук // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения Сборник материалов V Внутривузовского круглого стола. – Москва: ООО «Планета», 2019. – С. 57-61.
38 Кацубо, С. П. Гражданство. Личные (гражданские) права / С. П. Кацубо, И. В. Кучвальская, С. Б. Лугвин. – Минск: Амалфея, 2001. – 210 с.
39 Кивель, В. Н. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / В. Н. Кивель. – Минск: Акад. упр. при Презид. Респ. Бел., 2017. – 263 с.
40 Курак, А. И. Основы конституционного права: курс лекций в 2 ч. / А. И. Курак. – 2-е изд., стер. – Минск: Академия упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2015. – Ч. 1. – 265 с.
41 Лазарев, Л. В. Иностранные граждане: правовое положение / Под ред. Н. И. Марышевой. – М., 1992. – 318 с.
42 Лукашева, Е. А. Права человека: учебник / Т. А. Васильева [и др.]; отв. ред. Е. А. Лукашева. – 3-е изд., перераб. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 511 с.
43 Семенюк, Д. П. Понятие и содержание правоохранительной деятельности таможенных органов Республики Беларусь / Д. П. Семенюк // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов : междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 3 апр. 2014 г.) : тез. докл. / Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь ; [редкол.: В. Б. Шабанов (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2014. – С. 39-40.
44 Сидоренко, О. В. Конституционное право: электронный учебно-методич. комплекс / О. В. Сидоренко. – Минск: УО «МИУ», 2015. – 348 с.
45 Справка о миграционной обстановке в Республике Беларусь за 2018 год [Электронный ресурс] // М-во внутренних дел Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main. aspx?guid=9871. – Дата доступа: 26.01.2024.
46 Телятицкая, Т. В. Административное право : учеб.-метод. комплекс / Т. В. Телятицкая, Л. М. Рябцев, А. Н. Шкляревский ; Минский ин-т управления. – Минск : Изд-во МИУ, 2016. – 224 с.
47 Тиунов, О. И. Международное гуманитарное право: Учеб. для вузов / О. И. Тиунов. – М. : Инфра-М, 2000. – 340 с.
48 Тихиня, В. Г. Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь / В. Г. Тихиня. – Минск: Право и экономика, 2013. – 207 с.
49 Федорако А. И. Правовое регулирование въезда и временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Федорако А. И. // Право.by: научно-практический журнал / учредитель Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, Кафедра ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву. – 2018. – № 4. – С. 47-51.
50 Шафалович, А. А. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы / А. А. Шафалович. – Минск : Амалфея, 2015. – 315 с.
51 Щепановский, К. О. Понятие «иностранный гражданин» в международном и национальном праве / К. О. Щепановский // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 199-203.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 72.