Введение
Актуальность исследования. Тема остается актуальной в современном обществе. Эффективность государственного управления напрямую зависит от системы контроля, которая обеспечивает соблюдение законности и поддержание дисциплины в государственных органах.
Один из основных аспектов актуальности этой темы заключается в предотвращении коррупции и злоупотреблений в государственной сфере. Контроль способствует выявлению и наказанию нарушений законов, обеспечивая честность и прозрачность в государственном управлении.
Также важно отметить, что контроль в государственном управлении играет ключевую роль в обеспечении эффективности и ответственности государственных служащих. Это способствует повышению доверия граждан к власти и обеспечивает более эффективное функционирование государственных структур.
С учетом быстрого развития технологий и изменений в обществе, вопросы контроля в государственном управлении становятся все более сложными. Необходимо совершенствовать методы контроля, адаптировать их к новым вызовам и обеспечивать их согласованность с современными стандартами правопорядка.
Таким образом, работа по данной теме остается важной и актуальной, требуя постоянного анализа, улучшения и совершенствования механизмов контроля в государственном управлении.
Объект исследования – общественные отношения в области государственного управления.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, а также научные источники по теме исследования.
Цель исследования – проанализировать эффективность механизмов контроля в государственном управлении с целью выявления имеющихся проблем, а также разработка предложений и рекомендаций по их устранению для усиления гарантий законности и дисциплины в государственном управлении.
Задачи исследования:
1.Исследовать понятие законности и дисциплины в сфере государственного управления.
2.Выявить способы обеспечения законности и виды государственного контроля.
3.Проанализировать развитие административно-правовых и организационно-практических аспектов контрольной деятельности в государственном управлении.
4.Изучить административно-правовые и организационно-практические аспекты контрольной деятельности Комитета Государственного Контроля.
5.Выявить проблемы и перспективы развития института государственного контроля в Республике Беларусь.
6.Разработать предложения по совершенствованию контрольной деятельности в государственном управлении.
Методы исследования: сравнительно-правовой метод, формально-правовой метод, системный анализ, исторический метод.
Тема обладает как теоретической, так и практической значимостью. С теоретической точки зрения, изучение механизмов контроля в государственном управлении позволяет глубже понять сущность взаимосвязи между контрольными механизмами и обеспечением законности, дисциплины в системе государственного управления.
Также, теоретическое исследование в данной области способствует формированию теоретического базиса, который может служить основой для разработки новых концепций и подходов к улучшению системы контроля в государственном управлении. Это важно для развития теоретической мысли в области государственного управления и углубления знаний в области правоведения.
[...]
Глава 1 Теоретико-методологические основы законности и дисциплины в государственном управлении
1.1 Понятие законности и дисциплины в сфере государственного управления
В сфере государственного управления законность и дисциплина играют ключевую роль, обеспечивая стабильность и эффективность функционирования органов власти. Законность представляет собой основу всей системы, где власть осуществляется в рамках установленных законов и нормативов. Это создает правовой фундамент, который направляет деятельность государственных органов и защищает права и свободы граждан.
Дисциплина, в свою очередь, представляет собой систему внутренних правил и порядков, которые регулируют поведение членов государственного аппарата. Она направлена на поддержание порядка и координацию действий, обеспечивая согласованность усилий в рамках общих целей. Дисциплина в государственном управлении также включает в себя ответственность за свои действия и выполнение порученных обязанностей.
Соблюдение законности и поддержание дисциплины в государственном управлении содействуют доверию общества к власти, укрепляют институты государства и способствуют реализации национальных стратегических задач. Взаимосвязь этих двух принципов формирует основу гармоничного и устойчивого функционирования государственного аппарата, способного эффективно решать вызовы и задачи, стоящие перед обществом.
Государственное управление – это одна из разновидностей социального управления. Сущность социального управления как характеристики общественной жизни проявляется в общих чертах, присущих управлению как научной концепции, а также в особенностях организации социальной жизни. Среди наиболее важных аспектов следует выделить:
- социальное управление имеет место лишь в случае совместной деятельности людей. Сама по себе эта деятельность (производственная или иная) не способна обеспечить необходимое взаимодействие её участников, эффективное выполнение поставленных задач и достижение общих целей. Управление организует людей в определённые коллективы;
- основной целью социального управления является организация воздействия на поведение участников совместной деятельности, создание организованного характера их взаимодействия;
- основным объектом взаимодействия социального управления является поведение (действия) участников совместной деятельности и их взаимоотношения - аспекты социально-волевого характера, через которые осуществляется руководство поведением людей;
- социальное управление регулирует поведение людей в рамках общественных связей, которые суть управленческие отношения. Эти отношения возникают, в первую очередь, между субъектом и объектом в связи с практическим осуществлением функции социального управления;
- социальное управление базируется на соподчинённости воли участников управленческих отношений, поскольку их взаимодействие имеет осознанный и волевой характер. Из этого вытекает аспект властности социального управления, где субъект формирует и реализует господствующую волю, а объект подчиняется ей;
- власть является особым инструментом, обеспечивающим следование воле управляющих со стороны управляемых;
- социальное управление требует специфического механизма реализации, в роли которого выступают субъекты управления. Это могут быть организационно оформленные группы людей в виде общественных или государственных органов управления, а также отдельные уполномоченные лица. Их деятельность, имеющая свою специфику и особые формы проявления, считается управленческой [1, c. 57].
[...]
Глава 2 Административно-правовые и организационно-практические аспекты контрольной деятельности в государственном управлении
2.1 Развитие административно-правовых и организационно-практических аспектов контрольной деятельности в государственном управлении
В теории государственного управления контроль рассматривается как одна из основных функций управления. По мере того, как система государственного управления реализует намеченные цели, она должна постоянно отслеживать полученные результаты. Объективной необходимостью контроля является высокая степень неопределенности современной жизни, внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование национальных систем государственного управления, особенно таких небольших государств, каким является Беларусь. При этом контроль как функция управления проявляется как постоянный процесс, обеспечивающий достижение цели путем своевременного обнаружения проблем. Управляющее воздействие контроля проявляется прежде всего в том, что под его влиянием поведение управляемой системы удерживается в рамках заданной цели, нормативов, законов, стандартов. Контроль всегда нацелен на улучшение качества и повышение эффективности управления. Поэтому очень важно не только знать, но и эффективно использовать исторический опыт организации государственного контроля в Беларуси.
В ходе исторического развития контроля как функции управления постепенно формировались как специальные государственные органы, так и определенная категория лиц, которые профессионально занимаются этой деятельностью в органах государственной власти и местного самоуправления. Одновременно формировалась специальная область человеческого знания по управленческому контролю.
Следует отметить, что управленческая функция контроля стала просматриваться с появлением на определенном историческом этапе на белорусских землях древних государств-княжеств (Полоцкого, Туровского, Витебского, Минского, Волковысского и др.) и созданием государственного аппарата. Организацией государственного контроля занимался князь как главное лицо в системе власти, Рада, которая хоть и была при князе совещательным органом, однако часто использовала функцию контроля за выполнением принятых княжеских решений. Еще большими контрольными полномочиями в древних белорусских княжествах обладало общее собрание граждан – вече. Оно собиралось для решения различных вопросов: ведения войны и заключения мира, установления перечня обязанностей и налогов, принятия решений по организации ополчения и обороны и, в том числе, контроля и оценки, выражаясь сегодняшним языком, эффективности государственного управления. На вече давалась оценка принятым государственным решениям, степень и качество их исполнения, в том числе и самим князем [11, c. 117].
В исторических источниках отмечено, что вече более активно действовало в городах, где проживали богатые, относительно независимые от князя граждане, которые могли открыто и демократично оценить деятельность князя и выступить на вече против воли правителя. Например, в Полоцке вече было реальным противовесом власти князя. Полоцкое вече трижды (в 1138, 1151, 1159 гг.) изгоняло своих князей. А вече г. Друцка играло немалую роль в политической жизни не только своего города, но и оказывало влияние на ход событий в Полоцке. В повседневной жизни контрольные функции от лица князя и государства осуществляли должностные лица, такие как посадник, тысячник, подвойский, ключник, тивун и др. [12, c. 22–27].
[...]
Глава 3 Совершенствование административно-правового регулирования контрольной деятельности в государственном управлении
3.1 Проблемы и перспективы развития института государственного контроля в Республике Беларусь
В условиях роста внешних и внутренних угроз государственному суверенитету, независимости, территориальной целостности Беларуси, а также конституционным правам и свободам граждан страны, важнейшим условием сохранения и развития белорусской государственности и белорусского общества выступает повышение эффективности в работе аппарата публичной власти, а также обеспечение реализации принципов его организации и деятельности (законности, гласности в работе, ответственности, оптимального сочетания централизма и децентрализации, высокого уровня профессионализма и этики в деятельности государственных служащих, народовластия).
Важнейшее место в данном процессе занимает деятельность органов государственного контроля.
Во-первых, контрольная деятельность органов публичной власти позволяет обеспечить реализацию целей и задач, стоящих перед подконтрольными органами публичной власти, в полном соответствии с требованиями Конституции Республики Беларусь и законодательства.
Во-вторых, контрольная деятельность органов публичной власти выступает важным элементом механизма сдержек и противовесов в аппарате публичной власти в стране, посредством которого осуществляется взаимодействие отдельных органов публичной власти, сдерживание и уравновешивание отдельных ветвей власти другими.
В-третьих, посредством контрольной деятельности обеспечивается реализация положений Конституции Республики Беларусь, законов страны, а также иных подзаконных нормативных правовых актов не только органами публичной власти, а также их должностными лицами, но и всеми иными субъектами права (включая физических лиц, а также юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности).
В-четвертых, результаты контрольной деятельности позволяют осуществлять органами публичной власти постоянный мониторинг качества нормативно-правовой базы в стране в части того, насколько она соответствует складывающимся правовым отношениям, а также позволяет ли она обеспечивать полноценное поступательное развитие общества, экономики и государства.
В-пятых, контрольная деятельность позволяет обеспечить целевой характер и эффективность использования бюджетных средств, что представляет особую актуальность в Республике Беларусь в условиях постоянного роста цен на импортируемую в страну продукцию, необходимую для бесперебойного функционирования реального сектора экономики.
Белорусское законодательство о государственном контроле является наиболее развитым в СНГ.
Во-первых, Конституция Республики Беларусь не только закрепляет контрольные полномочия тех или иных органов публичной власти в отношении друг друга, а также нижестоящих органов, иных субъектов права, но и содержит отдельную главу 8, посвященную правовым основам организации и деятельности одного из основных контрольных органов власти в стране – Комитету государственного контроля Республики Беларусь.
Во-вторых, организации и деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь посвящен ряд законов страны, в частности, от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», а также многочисленные указы Президента Республики Беларусь, например, от 14.09.2003 № 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь» [41].
[...]
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Понятия законности и дисциплины в сфере государственного управления представляют собой фундаментальные принципы, определяющие качество и эффективность деятельности государственных органов. Законность устанавливает рамки и нормы, в пределах которых осуществляется власть, создавая структуру, основанную на законах и правовых нормах. Это обеспечивает справедливость, предсказуемость и защиту прав и свобод граждан.
Вместе с тем, дисциплина является неотъемлемой частью внутреннего функционирования государственных органов. Она обеспечивает организованность, согласованность и эффективность деятельности, направленной на достижение общих целей. Дисциплина также предполагает ответственность перед обязанностями и выполнение порученных задач, способствуя созданию профессиональной и ответственной среды в государственном управлении.
В совокупности, законность и дисциплина создают систему, где власть осуществляется в рамках установленных норм и в соответствии с высшими целями общества. Эти принципы не только обеспечивают стабильность и предсказуемость в государственном управлении, но и формируют основу для доверия общества к власти. В их взаимодействии проявляется необходимость соблюдения законов как внешними инстанциями, так и внутренними силами, стремящимися к совершенствованию системы государственного управления в интересах общественного блага.
2. Подзаконные акты, принятые Советом Министров Республики Беларусь и государственные органы играют важную роль в деятельности органов административного надзора. По нашему мнению, прежде всего, необходимо включить положения о многочисленных административных и надзорных органах, существующих в Республике Беларусь. Значительная часть актов, регулирующих деятельность административных и надзорных органов, издается министерствами и ведомствами. Многие спорные положения выдвинутого нами тезиса о независимости.
В завершение можно отметить, что в Республике Беларусь обеспечение законности и государственный контроль представляют собой взаимосвязанный комплекс мер, направленных на поддержание правопорядка и эффективное функционирование государственных структур. Юридические институты, такие как судебная система и правоохранительные органы, играют важную роль в обеспечении законности, рассматривая юридические вопросы и поддерживая соблюдение законов.
Государственный контроль, в свою очередь, выражается в деятельности различных институтов, таких как финансовые органы и внутренние службы контроля, которые обеспечивают прозрачность в использовании финансовых ресурсов и эффективность работы государственных учреждений. Важным элементом является также аудит, который способствует оценке соблюдения законов и норм в государственных органах.
Однако, помимо формальных структур, обеспечение законности также зависит от активной роли гражданского общества. Участие общественных организаций и граждан в контроле за властью способствует выявлению возможных нарушений и создает механизмы ответственности для государственных служащих.
Таким образом, в Республике Беларусь обеспечение законности и государственный контроль формируют единую систему, где сочетаются усилия государственных и общественных институтов с целью создания стабильного и справедливого общества.
3. Организация контрольной деятельности в системе государственного управления Беларуси имеет давнюю историческую традицию и воспринимается практикой как одна из важнейших управленческих функций.
[...]