Введение
Глава 1 Понятия, основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим
1.1 История развития представлений об институте признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим, его значении и сфере применения и сравнительно-правовой анализ исследования
1.2 История развития законодательства о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим в Республике Беларусь и зарубежных странах
1.3 Основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим
Глава 2 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим
2.1 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
2.2 Последствия объявления гражданина умершим
Глава 3 Восстановление в правах при объявлении граждан безвестно отсутствующим и объявлении граждан умершими
Заключение
Список использованных источников
Введение В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан.
Объявление гражданина умершим или безвестно отсутствующим играет большую роль в гражданских правоотношениях, в связи с чем, исследуемая тема является достаточно актуальной и интересной для рассмотрения.
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать оказываются безрезультатными. Возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо во всяком случае свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.
Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные лица, которые были на иждивении гражданина, перестают получать от него содержание, но не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. В случае длительного отсутствия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора.
С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения указанных неблагоприятных последствий для его имущества закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим.
Последствия безвестного отсутствия гражданина носят моральный и правовой характер как для лиц, находящихся с отсутствующим в каких-либо правовых отношениях, так и для самого отсутствующего. В связи с этим в защите прав и охраняемых законом интересов нуждаются не только заинтересованные лица (те, кто имеет правовые связи с безвестно отсутствующим), но и сами пропавшие граждане.
Признание гражданина безвестно отсутствующим не ликвидирует возникшую юридическую неопределенность, поскольку он остается участником ряда правоотношений. Между тем при длительном отсутствии гражданина, если невозможно установить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юридические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении этого вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.
Применение института объявления гражданина умершим на сегодняшний день не теряет своей актуальности. Большое количество людей погибают или пропадают без вести по различным причинам, а усилившиеся миграционные процессы только обостряют проблему безвестного отсутствия. Также стоит помнить о лицах, страдающих психическими заболеваниями, потерявших связь с родными, о несовершеннолетних, сбегающих из неблагополучных семей и интернатов, о жертвах убийств и похищений, проданных в рабство и прочее.
[...]
Глава 1 Понятия, основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим
1.1 История развития представлений об институте признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим, его значении и сфере применения и сравнительно-правовой анализ исследования Начало изучения явления безвестного отсутствия института следует начать с рассмотрения его исторических корней. Возникновение концепции признания гражданина безвестно отсутствующим находится в тайнах средневекового права Западной Европы.
Идея статуса безвестного отсутствия гражданина была введена в область гражданско-правового оборота еще в период римского права. С течением времени она закрепилась в законодательстве различных исторических эпох с целью разрешения правовой неопределенности, возникающей при "нарушении" гражданско-правовых связей между сторонами в случае длительного отсутствия информации о гражданине в месте его постоянного жительства.
Значительный вклад в изучение этой темы был сделан в советской цивилистике, представителями которой были Г. Н. Амфитеатров, О. С. Иоффе, Ю. А. Попова, Е. Прянишников, М. Г. Стучинский, А. К. Юрченко. Благодаря их трудам законодатель смог определить критерии безвестного отсутствия и правовые последствия установления такого статуса для отсутствующего физического лица.
Для всех, будь то представители исторических или современных точек зрения, таких как А. Н. Агуреев, Р. В. Ихсанов, А. В. Ластовка и др., характерен подход к данному виду состояния не как к юридическому факту, с которым связаны соответствующие правовые последствия согласно гражданскому праву. В то время как анализ и оценка процедурных моментов, связанных с указанным состоянием, более традиционны как в прошлом, так и в настоящем. При этом не проводится определение должного места состояния безвестного отсутствия в механизме гражданско-правового регулирования. Мы считаем, что имеются теоретические и законодательные основания для утверждения, что безвестное отсутствие гражданина представляет собой юридический факт, обладающий продолжительным характером и способный вызывать различные правовые последствия неоднократно, не ограничиваясь единичным актом правового воздействия [1, с. 59].
Согласно статье 38 Гражданского кодекса, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц в судебном порядке, если в течение года нет информации о его местонахождении по месту жительства [2].
Закон не предоставляет определения понятия "заинтересованные лица". По смыслу закона в это понятие включаются супруги, поскольку у них может быть интерес к расторжению брака в упрощенном порядке; лица, находящиеся на иждивении отсутствующего, так как они при признании его безвестно отсутствующим приобретают право на пенсию в соответствии с пенсионным законодательством в случае потери кормильца. Заинтересованными в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть также другие лица, если это необходимо для защиты нарушенного или оспариваемого права или законом защищаемого интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и прочие), а также прокуроры, государственные органы и другие лица, имеющие право по закону обратиться в суд для защиты прав и интересов других лиц [3, с. 95].
Если обратить внимание на Вавилонское государство, можно отметить, что у него была структура, в рамках которой государственная собственность на землю и рабов предоставлялась в пользование воинам при условии выполнения ими военной службы. Иногда случалось, что воин исчезал без вести во время выполнения этой обязанности, и в таких случаях закон Вавилона предусматривал последствия исчезновения, связанные с утратой права на собственность.
[...]
Глава 2 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим
2.1 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
Как мы уже отметили, призвание гражданина безвестно отсутствующим это правовой процесс, а как результат из него вытекают правовые последствия.
Основной целью института признания гражданина безвестно отсутствующим является защита интересов заявителей и заинтересованных лиц.
Гражданский кодекс определяет правовые последствия вытекающие из признания гражданина безвестно отсутствующим.
Так как имущество отсутствующего лица остается без присмотра, при этом возможны случай, когда вещь может портиться и нуждается в постоянном присмотре, имущество гражданина передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего [25, с. 68].
Однако возможны случай, когда орган опеки и попечительства назначает управляющего имуществом и до истечения года с момента отсутствия информации о гражданине. Это делается в целях сохранения полезных свойств конкретной вещи.
Отсутствующее лицо может объявится. В таких случаях суд отменяет ранее принятое решение о признании его безвестно отсутствующим. Далее решение суда о передачи вещи также отменяется. Как последствие имущество возвращается хозяину.
Так, передача имущества под управление другим лицом основана на следующих фактах:
- признание гражданина безвестно отсутствующим решением суда;
- выбор органом опеки и попечительства лица, которому будет передано соответствующее имущество;
- договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего, заключаемый органом опеки и попечительства с доверительным управляющим (ч. 1 ст. 39 ГК РБ).
Так же возможны иные правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Такими последствиями могут быть:
- расторжение другим супругом брака;
- не требуется согласие безвестно отсутствующих родителей на усыновление их ребенка, так как это становится логически невозможным.
При признании гражданина безвестно отсутствующим его семья приравнивается к семье умершего кормильца.
Таким образом подчеркнем, что существует большое количеств гражданско-правовых последствии [26, с. 89].
Рассмотрим характеристику современного законодательства иностранных государств по данному вопросу.
Говоря о французском законодательстве, то оно не знает института объявления гражданина умершим, зато оно регулирует отношения признания гражданина безвестно отсутствующим.
В ФГК закреплены два этапа признания гражданина безвестно отсутствующим:
- установление презумпции относительно лица о его безвестном отсутствии;
- непосредственное объявление отсутствующего безвестно отсутствующим, с установлением соответствующих правовых последствий.
[...]
Глава 3 Восстановление в правах при объявлении граждан безвестно отсутствующим и объявлении граждан умершими Поскольку гражданин, признанный безвестно отсутствующим, является субъектом гражданских правоотношений и взаимодействует с другими субъектами, из этого следует, что он обладает полным спектром своих прав и обязанностей в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
День смерти гражданина, который объявлен умершим является вступившее в законную силу судебное решение. Если есть вероятность предполагать, что гибель человека может быть от определённого несчастного случая, то суд может признать день смерти гражданина, день предполагаемой его гибели [35, с. 264].
Следует понимать, что субъекты гражданского права - это участники правоотношений, к которым применяются нормы гражданского права [36, с. 407].
В данном случае речь пойдет о физических лицах, это граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства.
Длительное отсутствие участника гражданских правоотношений по месту постоянного жительства или по месту прописки может дестабилизировать гражданский оборот, поскольку можно сказать, что одно звено выпадает из цепочки гражданских правоотношений, которые, как известно, состоят из субъектов, объектов и содержания.
Следовательно, все заключенные сделки либо приостанавливаются, что сопряжено с большим риском и материальным ущербом, если это заключенные коммерческие контракты на крупную сумму денег, либо они требуют полного расторжения, что, в свою очередь, ставит вторую сторону в невыгодное положение.
Поэтому Гражданский кодекс предусматривает специальные нормы, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия, суть которого заключается в том, что гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц, если в течение года нет сведений о его месте жительства. Если невозможно установить ожидаемую дату исчезновения, то привязка переносится на первый день следующего месяца, но если невозможно установить месяц, то привязка переносится на первое января следующего года [37, c. 29].
К лицам, имеющим право обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, относятся те граждане и организации, которые имели какие-либо отношения с пропавшим без вести гражданином. Это может быть супруг(а), государственные органы, органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, иждивенцы, находившиеся на содержании пропавшего, а также прокурор.
Закон не определяет точный перечень таких лиц, т.е. к ним могут принадлежать и другие физические и юридические лица.
Перечисленные выше лица обращаются в суд, так как им необходимо установить факт пропажи, все зависит от обстоятельств, иногда бывает так, что длительное отсутствие гражданина влечет за собой определенные проблемы.
Это особенно актуально, когда у пропавшего без вести гражданина есть долги по кредитам, кроме того, установление гражданина в суде как безвестно отсутствующего или умершего необходимо для назначения пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетним; решение вопросов с имуществом (для вступления в права наследования, оформления договоров приватизации, продажи недвижимого или движимого имущества); развод в упрощенном порядке и многое другое.
Из этого следует, что пропавший без вести гражданин обладает всеми своими правами, а также несет обязанности в соответствии с действующим законодательством.
[...]
Заключение
Подводя итог, мы можем заметить, как развивался институт признания лица безвестно отсутствующим и объявления умершим, какие аспекты он содержит. Рассмотрели перспективы развития законодательства относительно данного института, а также некоторые действия в сторону исключения из закона пережитка теории формальных доказательств с учетом исторического опыта и опыта других стран.
В западно-европейских континентальных правопорядках объявление гражданина умершим обычно становится следствием его длительного безвестного отсутствия (неизвестности фактического места нахождения и длительного отсутствия каких-либо сведений о нём). В этом случае, а также при возникновении обоснованных (серьёзных) сомнений в нахождении его в живых (прежде всего при исчезновении в обстоятельствах, угрожавших смертью) по заявлению заинтересованных лиц или прокурора может быть вынесено судебное решение об объявлении такого гражданина умершим либо безвестно отсутствующим (что, как правило, равносильно объявлению умершим). Лишь в некоторых правопорядках суд вправе объявить лицо умершим независимо от признания его безвестно отсутствующим либо объявить его безвестно отсутствующим, отказав в требовании о признании его умершим (статья 58 и статья 62 Гражданского кодекса Италии). Срок для обращения в суд при «простом» безвестном отсутствии чаще всего составляет 10 лет с момента получения последних сведений об отсутствующем, а при «квалифицированном отсутствии» (исчезновении при катастрофах и других обстоятельствах, заведомо угрожавших смертью) – от 1 года до 3 месяцев с момента появления таких обстоятельств. Судебное признание лица умершим, как и объявление его безвестно отсутствующим, основывается на презумпции его смерти и влечёт те же юридические последствия, что и фактическая смерть.
Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).
Если местонахождение одного из субъектов правоотношений длительное время остается неопределенным, что мешает другим субъектам этих правоотношений осуществлять свои субъективные права и выполнять свои юридические обязанности, необходимо в судебном порядке объявить их умершими гражданами и признать их исчезновение.
Признание гражданина умершим возможно только на основании судебного решения, вынесенного в порядке особого производства и лишь при наличии предусмотренного законодательством юридического состава.
Таким образом, в жизни бывают случаи, когда гражданин пропадает без вести по месту жительства и невозможно узнать, где он находится. Это создает ряд проблем с правами и обязанностями отсутствующего лица и многих других лиц, имеющих с ним правоотношения: супруга, иждивенцев, кредиторов и должников, возможных наследников и других лиц.
Безвестно отсутствующий – это юридический термин, который означает, что человек отсутствует по месту жительства, что длится долгое время без каких-либо новостей о его месте жительства. Правовые отношения пропавшего без вести лица, если он или она остались в семье или собственности, остаются неопределенными.
Если невозможно определить дату получения последней информации о пропавшем без вести, то начинается исчисление периода признания неизвестного отсутствия и, если невозможно определить этот месяц, первого числа января следующего года.
Одной из проблем, связанных с объявлением гражданина безвестно отсутствующим, является выявление невозможности определения местонахождения гражданина, что может быть связано с вероятностью умышленного поведения гражданина, скрывающегося от наказания, выплаты алиментов и т.д.
[...]
1. Бондаренко, Н. Л. Гражданское право. Общая часть: ответы на экзаменационные вопросы / Н. Л. Бондаренко. 2-е изд. – Минск: Тетралит, 2016. – 160 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
3. Закаряева, М. М. Заинтересованные лица в делах о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 7(92). – С. 90 – 99.
4. Мелехин, А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелехин. – М.: МаркетДС, 2017. – 640 с.
5. Колбасин, Д. А. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / Д. А. Колбасин. – Минск : ФУАинформ, 2019. – 592 с.
6. Прянишников, Е. А. Порядок признания лица умершим должен быть изменен /Е. А. Прянишников// Правоведение. – 2017. – № 2. – С. 121 – 122.
7. Стучинский, М. Г. Безвестное отсутствие: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / М. Г. Стучинский. – Челябинск, 1949. – 78 с.
8. Исмаилов, Ч. М. Безвестно отсутствующий и безвестно исчезнувший / Ч. М. Исмаилов // Законность. – 2018. – № 6. – С. 42 – 43.
9. Кирсанов, К. А. Гражданское право: учебное пособие / К. А. Кирсанов; К. А. Кирсанов. – М: ООО «Издательство «Аверс», 2020. – 141 с.
10. Васьковский, Е. В. Учебник гражданского права / Е. В. Васьковский. – М.: Статут, 2016. – 382 с.
11. Слободянюк, Е. А. Правовая система Луизианы как пример смешанного типа права // Труды юридического факультета. Т. XI. Правовая карта мира: попытки начертания (теоретические, исторические и практические аспекты) / ред.: М. В. Антонов, А. В. Закревский, Р. Ю. Почекаев, Н.Б. Срединская, Н. В. Тарасов, Е. Н. Трикоз. – СПб.: Скифия-принт, 2019. – С. 256 – 261.
12. Витушко, В. А. Гражданское право: учеб. пособие в 2 ч. / В. А. Витушко. – Минск: Белорус. наука, 2019. – Ч. 1. – 566 с.
13. Пимашков, О. Я. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим: проблемы розыска и судебной практики / О. Я. Пимашков // Законность и правопорядок. – 2017. – № 2. – С. 8 – 12.
14. Французский гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона) // Викитека [Электронный ресурс] – режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Кодекс_Наполеона.
15. Гражданский кодекс Испании (Codigo Civil). Книга 1. Раздел 8 – Признание физического лица безвестно отсутствующим // Puerto de España [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4ru.es/ru/knowledge_base/zakon-spain/item/481-codigo_civil_capítulo_1_sección_8.
16. Гражданский кодекс Португалии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://constitutions.ru/?p= 24493.
17. Шодонова, М. Э., Дугарон E. Ц. Проблемы института безвестного отсутствия // Семейное и жилищное право. – 2018. – № 3. – С. 23 – 27.
18. О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания: Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г., № 413 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024
19. Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь: Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г., № 154-З: принят Палатой представителей 9 апреля 1998 г.: одобрен Советом Республики 17 апреля 1998 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
20. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / С. Л. Дегтярев, В. М. Жуйков, А. В. Закарлюка и др.; под ред. И. В. Решетниковой. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Норма, Инфра-М, 2018. – 496 с.
21. Цыбизова, Н. А. О значении стадий безвестного отсутствия гражданина в гражданском праве // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2019. – № 31. – С. 191 – 199.
22. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024
23. Кулицкая, Л. И. О целесообразности применения норм о приобретательной давности к институту объявления гражданина умершим // Юристъ - Правоведъ. – 2019. – № 3. – С. 65 – 67.
24. Живогляд, А. О., Фисун А.В. Актуальные вопросы мирного разрешения международных споров // Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). С. 456 – 460.
25. Иванова, Е. В. Гражданское право. Общая часть. Учебник и практикум для вузов. / Е. В. Иванова. – М.: Юрайт, 2019. – 257 с.
26. Карпычев, М. В., Хужин А. М. Гражданское право. Учебник. В 2 томах. Том 2. / М. В. Карпычев, А. М. Хужим. – М.: Форум, Инфра-М, 2018. –560 с.
27. Михайленко, Е. М. Гражданское право. Общая часть. Учебник и практикум для вузов. / Е. М. Михайленко. – М.: Юрайт, 2020. – 416 с.
28. Корякин, В. М., Потапов Н. А. Гражданское право в схемах. Особенная часть. Учебное пособие. / В. М. Корякин, Н. А. Потапов. – М.: Проспект, 2019. – 96 с.
29. Булаевский, Б.А. К вопросу об объявлении гражданина умершим / Б.А. Булаевский // Юридическая литература. – 2008. – № 1. – С. 34-41.
30. Богоненко, В.А. Гражданское право: учебно-методический комплекс / В.А. Богоненко. – Минск: Экоперспектива, 2019. – 476 с.
31. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г., № 278-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г., № 300-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
32. Муминова, М.С. Основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим / М.С. Муминова // 25 лет гражданскому кодексу Российской Федерации: традиции и новации частноправового развития : Материалы международной научно-практической конференции (с элементом школы молодого ученого), Тамбов, 29-30 ноября 2019 года. – Тамбов: Принт-Сервис, 2019. – С. 403-409.
33. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1975. – 846 с.
34. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики: В 3 книгах. Кн. 2. / В.Ф. Чигир [и др.]; отв. ред. В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2019. – 1240 с.
35. Бакалейникова, М. И. Особенности признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим / М. И. Бакалейникова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 28. – С. 261-266.
36. Вронская М.В. Гражданское право. // Юстиция-2022. – С. 407.
37. Леонова, В. А. Последствия явки лица признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим / В. А. Леонова, С. Р. Усоян // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 11-4(62). – С. 28-31.
38. Звягинцев М.Г.: Гражданское право: Часть 2 / М.Г. Звягинцев. – М., – 2009. – 40 с
39. Грунтовская Т. В. Институт объявления гражданина умершим и признания гражданина безвестно отсутствующим: перспективы гражданско-правового реформирования // Перспективы государственно-правового развития. – 2016. – С. 51–55.
40. Газзаева, М. Т. Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления о его смерти / М. Т. Газзаева, Т. В. Валиев // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. – 2020. – С. 71-73.