Введение
Проявление любого рода противоправного поведения является проблемой не только для того, с чьей стороны ого исходит и на кого направлено, но для всего общества в целом. И действительно, любое развитое и развивающее современное общество строится на принципах гуманизма и рассматривает каждого отдельно взятого человека как ценность. Ведь именно человек, как индивид и как личность является его структурной единицей, а значит, защита его прав, свобод, законных интересов, как и уважение его достоинства являются залогом благополучия общественного образования, что позволит полноценно развиваться и двигаться вперёд.
Под противоправным или делинквентным поведением понимают любой вид деструктивного поведения, который идёт вразрез с общепринятыми нормами, нанесение морального или физического ущерба объекту: будь то мотивированные действия или нет, выражение прямой или косвенной агрессии, активной или пассивной, внутренней, направленной на себя, или внешней, - суть его состоит в том, что оно негативным образом влияет как на того, на кого данные действия направлены, так и на самого человека, который является источником. Иными словами, речь идёт это об осознанных действиях, который можно назвать социальной патологией, с которой надо бороться путём устранения в первую очередь внутренних причин, а также причин перехода человека либо коллектива от правомерных поступков к делинквентному – противоправному поведению. [14, с. 96].
Подростковый возраст является одним из кризисных этапов становления личности. Он характеризуется процессом перестройки ранее сформированных психологических особенностей и возникновением новых личностных структур. В данный период также закладываются основы сознательного поведения и фундамент морально-нравственных представлений и социальных установок. Доказано, что склонность к делинквентному поведению и проявлению агрессии происходит в процессе ранней социализации в детском и подростковом периоде [19, с.30]. Именно поэтому дети в данной возрастной группе требует особо пристального внимания со стороны окружающих их взрослых, в том числе и родителей, и грамотно организованного психолого-педагогического сопровождения, несмотря на то, что подросток постоянно стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности, что нередко приводит к конфликтным ситуациям.
Когда речь заходит о несовершеннолетних, нельзя не упомянуть также о ещё одном явлении, которое вызывает беспокойство. Речь идёт о беспризорности и безнадзорности. Безнадзорные несовершеннолетние находятся в зоне риска не только по попаданию в ряды преступников, но и по развитию таких негативных социальных отклонений, как пьянство, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество и др. [21, с. 5].
Актуальность социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и противоправного поведения среди подростков заключается в том, что именно данная категория людей является уязвимым звеном любого общества. В силу недостаточно сформированных нервно-психических процессов, а также незрелости процессов саморегуляции, они больше, чем взрослые, склонны к потере самоконтроля и импульсивным действиям [3]. К тому же, именно подростковый возраст является одним из самых благоприятных для проведения мероприятий по коррекции и профилактике любого вида девиантного и делинквентного поведения, так как, несмотря на склонность к проявлению протеста против общественных норм, личность подростка является гибкой и податливой, подверженной влиянию извне, что, с одной стороны, делает его уязвимым к негативному влиянию, если таковое оказывается со сторон сверстников, семьи или иной неформальной группы, с другой стороны, позволяет организовать воспитательную деятельность, которая будет максимально эффективной, при условии своевременности и правильности выбранных методов.
Вопросами определения социальных и психологических причин возникновения поведенческих девиаций у несовершеннолетних занимались такие зарубежные и отечественные исследователи как В. О. Аверин, Г. Ф. Бедулина, А. И. Захаров, В. В. Мартынова, Е. В. Змановская, М. А. Новиков, В. К. Погодина, М. И. Рожков, И. Н. Хоменко, Д. О. Донченко, А. В. Торхова, И. А. Царик и др. В том числе характеристикой психологических особенностей личности несовершеннолетнего, а также средствами социально-психологической коррекции поведенческих девиаций занимались такие психологи и педагоги как Ю. М. Антонян, Е. В. Зайка, В. Г. Степанова и др. Изучению проблемы профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних посвящены работы Б. Н. Алмазова, Е. К. Погодиной, С. А. Бадмаева, Л. А. Грищенко, В. В. Мартыновой, Н. М. Жукова, О. Е. Лебедева, А. В. Торховой, И. И. Осипова, В. И. Старцевой-Тарасовой, И. А. Телиной, Н. Д. Эриашвили и др.
Вопросы детской безнадзорности и беспризорности изучались А. В. Гоголевой, Т. А. Гурко,Е. В. Девятовой, Д. А. Дриля, Т. А. Митиной, С. Н. Иконниковой, Ю. П. Азаровой, П. И. Люблинского, А. И. Кравченко, А. М. Нечаевой, В. И. Матвиенко, О. М. Потаповской, С. В. Позднышева, Ю. Садовской и др.
[…]
1 Теоретические аспекты социально-педагогической профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1.1 Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних: понятия и причины
Вопросы девиаций поведения несовершеннолетних являются достаточно серьёзной темой, которая требует не только серьёзных обсуждений, но и незамедлительных действий по организации коррекционных мероприятий. Тем более, если речь идёт о поведении, которое рискует принять форму делинквентного. Проблема делинквентного поведения представляет собой центральную тему для исследования в рамках большинства социальных наук, так как для того, чтобы общество благополучно функционировало и развивалось, необходимо, чтобы каждый из его членов соблюдал общественный порядок. Преступность же всегда занимала одно из первых мест среди наиболее острых проблем, которые будоражат общественность. Конечно, как само понимание делинквентности, так и отношение к лицам, проявляющим данную черту, в разных странах и в различные исторические эпохи было различным и даже неоднозначным. Это является прямым следствие уровня развития человеческого общества и культуры, системы ценностных ориентаций и моральными принципами человека [18]. Граница между девиантным и делинквентным поведением может быть очень тонкой. Чтобы понять, где она проходит, надо сначала определить, что такое девиантное поведении и что такое делинквентное.
Несмотря на то, что те или иные девиации поведения несовершеннолетних явление не новое, в поле зрения учёных психиатров и психологов оно попало относительно недавно. Психология девиантного поведения как самостоятельная ветвь психологии стала оформляться лишь к концу XX века [5, с. 138]. Одним из первых исследователей девиантного поведения несовершеннолетних стал Ю. А. Клейберг, который понимал под ним определённый способ искажения социальных норм и ценностей, путём демонстрации подростком своего отношения к ним. В своём определении он отразил не столько характеристику поведения, сколько попытался пояснить её сущность, выделить психологическую причину его проявления [7, с. 17]. Он также выделил три основных типа поведенческих девиаций: негативные (например, алкоголизм, употребление наркотиков, проявление агрессивного поведения), позитивные (например, творческие девиации и чрезмерная социальная активность) и социально-нейтральные (например, попрошайничество или безнадзорность, которые, с одной стороны, не могут быть одобрены со стороны общества, с другой, сами по себе не несут негативного контекста, однако, могут стать причиной его проявления). Р. С. Немов называл девиациями любые психические явление, которые отклоняются от общепринятых норм и стандартов. Он также подчёркивал, что, когда речь заходит о девиациях поведения, практически всегда речь идёт о нарушении моральных или этических норм [15, с. 104]. В. В. Мартынова и Е. К. Погодина, рассуждая о девиантном поведении, дают следующее определение: «Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития» [8, с. 5]. Интерес также вызывает определение В. Д. Менделевича, который выделил в категорию девиантного поведения «систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением» [9, с. 70], тем самым также попытавшись включить в определение психологические причины в виде психических нарушений и уклонения от контроля. Получается, что чёткого определения девиантного поведения в психологии нет. Некоторые исследователи в своих формулировках отражали психологические причины проявления, другие несоответствие поведения устоявшимся в обществе нормам.
Делинквентность также является поведенческим отклонением. Однако, оно представляет собой частный случай девиантного. Например, по классификации Е.В. Змановской, которая взяла за основание для классификации два фактора – вид нарушаемой нормы и негативные последствия для того, кто проявляет девиантное поведение – выделяются три группы поведенческих отклонений:
- Асоциальное, иначе именуемое аморальным поведением. Это тип поведения, которые не несёт прямого ущерба, но нарушает нравственные и моральные нормы, что в первую очередь грозит социальной изоляцией того, кто его проявляет и разрушением межличностных отношений. Сюда же Е. В. Змановская относит некоторые типы непрямого агрессивного поведения, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры, бродяжничество, иждивенчество.
- Аутодеструктивное или саморазрушительное – тот тип поведения, негативное влияние которого направлен в первую очередь на себя. Когда речь заходит об аутодеструктивном поведении, практически всегда понимаются какие-либо поведенческие девиации психологического или даже медицинского характера, которые угрожают целостности и развитию самой личности.
[…]
1. Бачаев, А. А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление / А. А. Бачаев. – Молодой ученый, 2015. – № 1 (81). – С. 509-511.
2. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: учеб.-метод. комплекс / Г. Ф. Бедулина, Е. К. Погодина. – Минск : БГПУ, 2013. – 216 с.
3. Гамезо М. В., Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / М.В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
4. Григорьева, Ю.И. Характеристика младших подростков в контексте развития творческих способностей / Ю.И. Григорьева. – Гаудеамус, 2016. – С. 103-108.
5. Завалихина, Р. С. Девиантное поведение как психологический феномен / Р. С. Завалихина. – Сибирский педагогический журнал, 2004. – С.138-143.
6. Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [Электронный ресрс] – Режим доступа: https://kodeksy-bel.com/zakon_rb_ob_osnovah_sistemy_profilaktiki_beznadzornosti_i_pravonarushenij_nesovershennoletnih/1.htm.
7. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М. : ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
8. Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждения общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина, Д. О. Донченко. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
9. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие / В. Д. Менделевич. - М. : МЕДпресс, 2001. – 432 с.
10. Меньшикова Т. И. Специфика агрессивного поведения подростков / Т.И. Меньшикова // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова, 2017. – c.106-115.
11. Минова, М. Е. Классификация, сущность и функции детских и молодежных объединений в Республике Беларусь / М. Е. Минова. – Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. – Т.21. – с.246-251.
12. Миньковский, Г. Н. Профилактика правонарушений среди молодежи / Г. Н. Миньковский. – Киев : Вища шк., 1985. – 55 с.
13. Митина, Т. А. Социально-психологические факторы девиантного поведения беспризорных подростков: автореф. дисс. на соис. уч. ст. по спец. 19.00.05 / Т. А. Митина. – Моска, 2008. – 23 с.
14. Мирошниченко, М. О. Противоправное поведение / М. О. Мирошниченко, Г. В. Тарасенко. – Законность и правопорядок в современном обществе, 2016. – С. 92-99.
15. Немов, Р .С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
16. Нечаева, А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление / А. М. Нечаева. – М. : Наука, 2001. – № 6. – С. 57-65.
17. Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. – М. : АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.
18. Пылишева, И. А. Материалы лекций по курсу «профилактика девиантного поведения» / И. А. Пылишева. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elib.gsu.by/bitstream/123456789/26452/1/Тема_3_Делинквентное_поведение.pdf.
19. Рубцова, Е. В. Причины возникновения подростковой агрессии и приемы коррекции проблем педагогически запущенных подростков / Е. В. Рубцова. – Карельский научный журнал, 2020. – с.29-32.
20. Сулейманова, С. Т. Делинквентное поведение подростков в современном российском обществе: факторы и социальный контроль: автореф. дисс. на соис. уч. ст. по спец. 22.00.04 / С. Т. Сулейманова. – Пенза, 2006. – 25 с.
21. Телина, И. А. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних : монография / И. А. Телина. – Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2012. – 134 с.
22. Торхова, А. В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А. С. Чернявская. – Минск: Национальный институт образования, 2009. – 120 с.