Особенности социальной реабилитации детей группы риска
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности социальной реабилитации детей группы риска»
по дисциплине: «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»
2018
251.00 BYN
Особенности социальной реабилитации детей группы риска
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)
Организация: Ясли-сад №1 г.п. Октябрьский, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А «Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации» Н.Л. Белопольской.
Приложение Б Программа мероприятий ГУО «Ясли-сад №1 г.п. Октябрьский» по развитию детей «группы риска».
Приложение В Пример комплексно-тематического планирования воспитательной работы с детьми «группы риска» в ГУО «Ясли – сад №1 г.п. Октябрьский».
Приложение Г Пример перспективного планирования работы с воспитателями по особенностям социальной реабилитации детей «группы риска» в ГУО «Ясли – сад №1 г.п. Октябрьский».
Приложение Д План взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам социальной реабилитации детей «группы риска» в ГУО «Ясли – сад №1 г.п. Октябрьский».
Приложение Е Выявление тревожности по методике «Паровозик» (С.В. Велиева).
Приложение Ж Тест «Страхи в домиках» (М.А. Понфилова).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
1.1 Обзор литературы и степень научной разработанности темы исследования
1.2 Основные понятия, принципы и особенности организации социальной реабилитации детей «группы риска»
ГЛАВА 2 ОБЩИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ГРУППЫ РИСКА»
2.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста «группы риска»
2.2 Методика и содержание социально педагогической реабилитации дошкольников «группы риска»
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГУО «ЯСЛИ-САД №1 Г.П. ОКТЯБРЬСКИЙ»» ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
3.1 История создания и специфика деятельности ГУО «Ясли-сад №1 г.п. Октябрьский»
3.2 Организация исследования и мониторинг эффективности работы по социальной реабилитации с детьми дошкольного возраста в ГУО «Ясли-сад №1 г.п. Октябрьский»
3.3 Рекомендации по совершенствованию организации социальной реабилитации детей «группы риска»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день, в условиях трансформации общества, обострения социально-экономических ситуаций, а также иных факторов, существует ряд проблем, связанных с растущим количеством семей и детей «группы риска».
Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к негативным внешним влияниям. Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации, под воздействием различного рода нежелательных факторов. К данной категории принято относить детей, испытывающих трудности в образовательной деятельности, психическом развитии, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, социальной адаптации, а также социализации в целом.
Главной причиной попадания детей в «группу риска» является семейное неблагополучие. Именно оно способно порождать массу проблем в детском поведении, в их образе жизни, развитии, приводит к нарушению и изменению ценностных ориентаций.
Данные проблемы широко рассматриваются специалистами в учреждениях образования, социальной защиты населения. Психологи, а также педагоги изучают и рассматривают вопросы особенностей психического развития детей, проблемы социально-эмоционального развития, а также особенности социальной реабилитации детей «группы риска».
Исходя из требований времени, мы полагаем, что сегодня, в учреждениях образования, важно уметь создавать необходимые условия для воспитания и социальной реабилитации детей, относящихся к «группе риска», которые позволят им более полно удовлетворить имеющиеся потребности, быть здоровыми физически, психически и нравственно, быть полноценными гражданами своей страны.
Цель исследования заключается в изучении основных особенностей социальной реабилитации детей «группы риска» в Республике Беларусь, на примере Государственного учреждения образования «Ясли-сад №1 г.п. Октябрьский».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1. раскрыть сущность, принципы и особенности организации социальной реабилитации детей «группы риска»;
2. определить возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста «группы риска»;
3. раскрыть методику и содержание социальной педагогической реабилитации дошкольников «группы риска»;
4. проанализировать специфику организации социальной реабилитации детей «группы риска» в ГУО «Ясли-сад №1 г.п. Октябрьский», рассмотреть созданные в данном учреждении условия для эффективности данной деятельности; дать общие рекомендации по совершенствованию организации социальной реабилитации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
1.1 Обзор литературы и степень научной разработанности темы исследования
Проблема организации социальной реабилитации детей «группы риска» в современное время имеет важное социокультурное значение, поскольку на сегодняшний день возрастает количество детей, которые имеют недостатки в физическом и психическом развитии, а также оставшихся без попечения родителей, детей с различными отклонениями в поведении; возросло количество неполных, малоимущих, многодетных семей. Реализация поставленной задачи возможна посредством методически грамотной организации психолого-педагогических мероприятий.
Степень научной разработанности проблемы организации социальной реабилитации детей «группы риска» значительна. Это связано с тем, что эта комплексная и многоаспектная научная проблема рассматривалась разными зарубежными и отечественными авторами с позиций различных гуманитарных наук.
Так, отдельные аспекты изучения различных затруднений в обучении и воспитании рассматривали педагоги прошлого Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо.
Среди крупных исследователей XIX - начала XX века, предпринявших попытку систематизировать причины возникающих трудностей у детей, следует назвать К.Д. Ушинского, А. Бине, Т. Симона, Е.М. Захарьян и М.А. Голозко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского
Исследованием конкретных причин возникновения различных затруднений занимались М.С. Певзнер, Т.А. Власова, Т.В. Егорова, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко и др.
В психолого-педагогических исследованиях значительный вклад в уточнение понятия «дети группы педагогического риска», внесли Г.Ф. Кумарина, А.Д. Гонеев, Н.М. Назарова. В их исследованиях подчеркивается, что дети «группы риска» – это дети «с сохраненным интеллектом», но значительно более низкими адаптационными возможностями в сравнении со сверстниками, что в свою очередь, делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды и предрасположенными к патологическим реакциям на перегрузки, социально-психологическим срывам. У детей данной группы отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, гиперактивность, импульсивность, несформированность познавательных интересов.
Так, например, в авторитетном учебном пособии Л.А. Рыбаковой и Т.Ф. Бабыниной «Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми «группы риска» рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей развития различных категорий детей «группы риска», а также представлены различные психолого-педагогические технологии в работе с детьми «группы риска», практические задания, которые позволяют выявить особенности детей «группы риска», условия их жизни и т.д. [36]
В пособии «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска» Л.Я. Олиференко излагаются особенности психолого-педагогической работы с детьми «группы риска», приведены нормативно-правовые основы социально-педагогической поддержки этих детей, а также представлены различные методики, технологии работы с данной категорией детей в образовательных учреждениях. В данном пособии раскрываются причины попадания детей в «группу риска», их психологические особенности, работа с неблагополучными семьями [28].
ГЛАВА 2 ОБЩИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ГРУППЫ РИСКА»
2.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста «группы риска»
Дошкольный возраст – период интенсивного формирования психических процессов на основе предпосылок, сложившихся в раннем детстве. Именно в данном возрасте происходит формирование психических, познавательных функций, благодаря которым ребенок способен адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
Отечественные и западные психологи и педагоги Э.А. Минкова, И.В. Дубровина, М.К. Бардышевская в своих исследованиях отмечают, что общее физическое и психическое развитие детей «группы риска» заметно отличается от нормального развития сверстников [36, с. 92].
Дети данной категории характеризуются резко выраженной дезадаптацией, раздражительностью, агрессией, вспышками гнева, обидчивостью, конфликтностью, неумением общаться со сверстниками, пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития.
Детей дошкольного возраста принято разделять на несколько категорий:
• ранний возраст (от 1,5 до 2 лет);
• младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет);
• средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет);
• старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) [49].
Рассмотрим возрастные и индивидуальные особенности каждой вышеперечисленной категории.
1. Ранний возраст – значительный период в жизни ребенка. Характеризуется следующими новообразованиями:
- ребенок осваивает умение ходить;
- может самостоятельно, а также при помощи взрослого осваивать окружающее его пространство;
- развивается его репродуктивная и продуктивная деятельность;
- ребенок овладевает речью;
- проявляется познавательная речевая активность (многочисленные вопросы, адресованные взрослому);
- развиваются память, восприятие мышление [10].
Дети раннего возраста «группы риска» отличаются замедленным развитием различных психических сфер: познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной, пониженной познавательной активностью, отставанием в речевом развитии, возможно, и полным отсутствием навыков общения.
2. Младший дошкольный возраст.
В данном возрасте именно взрослый играет главную роль в развитии ребенка. Он является главным членом семьи, носителем определенной общественной функции.
Игра является ведущим видом деятельности. Основное ее содержание – действия с игрушками и предметами. Важное значения для развития всех жизненно важных процессов играют изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструктивная и перцептивная деятельность. Также развивается память, наглядно-действенное мышление, внимание. Начинает свое развитие воображение, самооценка. Начинает складываться сознательное управление поведением. Развивается интерес к общению со сверстниками, сопереживание им.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГУО «ЯСЛИ-САД №1 Г.П. ОКТЯБРЬСКИЙ»» ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
3.1 История создания и специфика деятельности ГУО «Ясли-сад №1 г.п. Октябрьский»
Государственное учреждение образования «Ясли-сад №1 г.п. Октябрьский» было открыто 15 июля 1950 года по решению Октябрьского райздравотдела в приспособленном здании. В этом году была открыта одна ясельная группа для детей месячного возраста.
В 1958 году по решению исполкома Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся была открыта вторая группа, в связи с увеличением количества детей, а также началось строительство здания «Ясли-сад №1 г.п. Октябрьский» [11].
В 1961 году детские ясли и детский сад были объединены в единое учреждение. Комплектация групп проводилась отделом народного образования.
В 1988 было построено типовое двухэтажное здание со всеми необходимыми условиями для жизни и воспитания детей дошкольного возраста. Помещение рассчитывалось на 140 мест (6 групп, музыкально-спортивный зал) [11].
В 2009 году по решению Октябрьского районного исполнительного комитета дошкольному учреждению был присвоен статус Государственного учреждения образования «Ясли – сад №1 г.п. Октябрьский».
На территории детского сада располагаются различные современные детские игровые площадки с необходимым оборудованием.
Деятельность ГУО «Ясли-сад №1 г.п. Октябрьский» осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении дошкольного образования, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Уставом.
Предмет деятельности – деятельность по реализации учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь, а также программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении.
Цель данного учреждения – разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, которая заключается в:
• сохранении и укреплении здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
• формирование гуманного отношения к себе и окружающему миру;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
• взаимодействие с семьей, с целью полноценного развития детей и повышения психолого-педагогической культуры родителей;
• формирование национального самосознания и гражданственности, экологической, эстетической и нравственной культуры личности ребенка;
• обеспечение преемственности между дошкольным образованием и учреждениями общего среднего образования [11].
В настоящее время в учреждении дошкольного образования занимается 115 воспитанников, функционирует 5 групп:
• с 1,5 до 3 лет – первая младшая группа;
• с 3 до 4 лет – вторая младшая группа;
• с 4 до 5 лет – средняя группа;
• с 5 до 6 лет – старшая группа;
• 1 специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы нами были сделаны следующие выводы:
1. Дети «группы риска» - категория детей, которая в силу определенных жизненных обстоятельств, подвергается негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных составляющих, ставшими причиной дезадаптации. Данное понятие предполагает следующие категории детей:
1. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу различных обстоятельств;
2. дети, имеющие проблемы в развитии, которые не имеют резко выраженной клинико-патологической характеристики, а также дети с ограниченными возможностями здоровья;
3. дети, семьи которых являются неблагополучными, асоциальными;
4. дети, семьи которых нуждаются в социально-психологической и социально-экономической поддержке и помощи.
Данные категории детей нуждаются в корректировке процесса их социализации. Обеспечить целенаправленность процесса возможно при условии грамотного построенного психолого-педагогической работы. Главной его задачей является приспособление, адаптация детей к социуму, развитие творческого потенциала.
В процессе организации социально-реабилитационной деятельности реализуются принципы своевременности и поэтапности; дифференцированного, системного и комплексного подходов; непрерывности и последовательности; индивидуального подхода; доступности социально-реабилитационной помощи.
Наиболее распространенными формами организации социальной реабилитации детей «группы риска» в Республике Беларусь можно назвать:
• коррекционное или реабилитационное занятие – основная форма организации социальной реабилитации, может быть индивидуальной и групповой;
• секции и кружки различного профиля;
• проведение экскурсии, вечеров;
• социальный патронаж;
• консультации (ребенок, семья) и др.
Особое место в организации социальной реабилитации детей «группы риска» в дошкольных учреждениях занимают игры. Игра выступает как средство развития личности ребенка, отдыха, развлечения, общения, снятие эмоционального напряжения, как психокоррекционное средство.
2. Дошкольный возраст – период интенсивного формирования психических процессов на основе предпосылок, сложившихся в раннем детстве. Именно в данном возрасте происходит формирование психических, познавательных функций, благодаря которым ребенок способен адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. Принято разделять детей дошкольного возраст на несколько категорий, от этого будут зависеть возрастные и индивидуальные особенности:
• ранний возраст (от 1,5 до 2 лет);
• младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет);
• средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет);
• старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
Дети раннего возраста «группы риска» отличаются замедленным развитием различных психических сфер: познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной, пониженной познавательной активностью, отставанием в речевом развитии, возможно, и полным отсутствием навыков общения.
1. Барсукова, Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей // Социальная педагогика, 2003. – №1. – С. 70-72.
2. Бедулина, Г.Ф. Взаимодействие школы и семьи по защите прав и законных интересов детей / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагiчная работа, 2009. - №12 (106). – С. 38-44.
3. Бедулина, Г.Ф. Инновационные подходы во взаимодействии школы и семьи по защите прав и законных интересов детей / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа, 2009. – № 12. – С. 22-29.
4. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход / С.А. Беличева – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 110 с.
5. Бутрим, Г.А. Государственная помощь детям, нуждающимся в поддержке / Г.А. Бутрим // Сацыяльна-педагагічная работа, 2004. – № 5. – С. 58-71.
6. Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практ. пос. для воспит. дет. садов / В.Н. Волчкова. –Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392 с.
7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно- методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка: Сборник / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 507 с.
9. Гагаркина, И.Г. Дисгармоничное развитие детей и подростков: клинический и социальный аспект / И.Г. Гагаркина. – Красноярск, 2006. – 249 с.
10. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособ. для раб. дошк. образ. уч. и родителей / А.С. Галанов. -2-е изд. исправ. и допол. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
11. ГУО «Ясли-сад №1 г.п. Октябрьский» [Электронный ресурс] / ООО «Образовательные системы. – Октябрьский, 2011-2018. – Режим доступа: https://sad1okt.schools.by. – Дата доступа 07.04.2018.
12. Дементьева, И. Работа школы с детьми группы риска // Воспитание школьников, 2002. – №7. – С. 21-28.
13. Дементьева, И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. – М.: Генезис, 2004. – 232 с.
14. Дети социального риска и их воспитание / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПБ.: Речь, 2003. – 144 с.
15. Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
16. Джудит, С. Райкус, Рональд, С. Хьюз Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: Практическое пособие: В 4 т. Т. I. Концептуальные основы работы с детьми. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008. – 286 с.
17. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005. – 240 с.
18. Жукова, О. С. Уникальная методика развития ребенка. От рождения до трех лет / О.С. Жукова. – Санкт-Петербург: Нева, 2004. – 335 с.
19. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk1100243. – Дата доступа. – 07.04.2018.
20. Литвинович, В.Г. Организация и содержание работы социального педагога с детьми и подростками по месту жительства / В.Г. Литвинович // Сацыяльна-педагагiчная работа, 2007. - № 4. – С. 12-16.
21. Логинова, И.О. Анализ концептуальных основ теории риска / И.О. Логинова // Сборник научных трудов НГТУ, 2004. –№ 1 . – С. 115-122.
22. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
23. Мартынова, М.С. Социальная работа с детьми группы риска / М.С. Мартынова. – М.: Социальный проект, 2003. – 80 с.
24. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
25. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой, сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная пресса, 2006. – 96 с.
26. Морозов, В. Реабилитационная педагогика // Социальная педагогика, 2008. – №1. – С. 107.
27. Никончук, А.С. Введение в методические основы социально- педагогической работы / А.С. Никончук; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2005. – 240 с.
28. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : Учебное пособие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2002. – 364 с.
29. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева ; Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
30. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд-е, испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с.
31. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / Под научной редакцией С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. – 228 с.
32. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Ученое пособие. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 476 с.
33. Психологическое сопровождение развития детей раннего возраста : пособие для педагогов и психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [составитель Л. И. Коренева]. – Мозырь: Белый ветер, 2007. – 66 с.
34. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пос. для педагогов дош. учр. – М.: ИЦ ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
35. Райкус, Дж. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска. Том III / Дж.Райкус. – М.: Эксмо, 2009. – 288 с.
36. Рыбакова, Л.А., Бабынина, Т.Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: Учебное пособие / Л.А. Рыбакова, Т.Ф. Бабынина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 200 с.
37. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы / Е.М. Рыбинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
38. Сакату, X. Психологические особенности детей группы риска / Х. Сакату. – М., 2000. – 163 с.
39. Селиванова, О.А. Взаимодействие социального педагога с детьми группы риска / О.А. Селиванова, В.В. Фалько // Педагогика, 2006. – №6. – С. 58-62.
40. Сидорова, Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита // Социальная педагогика, 2003. – №2. – С. 98-100.
41. Славина, Л.С. Трудные дети / Под редакцией В.Э. Чудновского. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. – 447 с.
42. Смагина, Л.И. Права ребенка: теория и практика: пособие для педагогов / Л.И. Смагина. - Минск: Бел. наука, 2001. – 156 с.
43. Социальная работа: теория и практика / Под ред. А. Сорвина. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 420 с.
44. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, 2012. – 416 с.
45. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
46. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
47. Шамилова, Г. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006. – 232 с.
48. Шульга, Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска // Социальная педагогика, 2005. – №2. – С. 35-39.
49. Эмоциональное развитие дошкольников: Уч. пособ. для студентов высш. пед. уч. зав. / А.Д. Кошелева и др. Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. –М.: ИЦ «Академия», 2003. – 176 с.
50. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 197 с.
51. Энциклопедия социальной работы. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2005. – 752 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А «Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации» Н.Л. Белопольской.
Приложение Б Программа мероприятий ГУО «Ясли-сад №1 г.п. Октябрьский» по развитию детей «группы риска».
Приложение В Пример комплексно-тематического планирования воспитательной работы с детьми «группы риска» в ГУО «Ясли – сад №1 г.п. Октябрьский».
Приложение Г Пример перспективного планирования работы с воспитателями по особенностям социальной реабилитации детей «группы риска» в ГУО «Ясли – сад №1 г.п. Октябрьский».
Приложение Д План взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам социальной реабилитации детей «группы риска» в ГУО «Ясли – сад №1 г.п. Октябрьский».
Приложение Е Выявление тревожности по методике «Паровозик» (С.В. Велиева).
Приложение Ж Тест «Страхи в домиках» (М.А. Понфилова).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты