Введение
Актуальность исследования отношения к материнству обусловлена происходящими изменениями в сферах демографических процессов общества, социально – экономического состояния современной семьи, в структуре ценностных ориентаций и мотивационного компонента личности нового поколения. На сегодняшний день сохраняются негативные тенденции к снижению семейных ценностей, увеличению численности семей, сознательно живущих в бездетных браках, низкому престижу материнства, а также увеличения возраста первородящих женщин. Эти процессы располагают к трансформации традиционных взглядов не семейные функции и отношения, психологическую готовность к материнству, репродуктивную мотивацию, родительские установки, ведущие к негативным аспектам материнства как одной из наиболее важных функций женщины.
Современное материнство переживает кризис нравственный ценностей. Сегодня материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины, не является той ролью, к которой стремится женщина. В системе ценностных ориентаций женщины на первый план выходят внесемейные ценности, в самосознании современной женщины функция материнства не является доминирующей. У нее могут наблюдаться противоборство двух жизненных устремлений – желания свободного жизнеустройства и желания иметь детей, и часто выбор падает на добровольную бездетность. Противоречивость и сложность проблемы отношения к материнству находит свое отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей.
Сегодня испытания семьи на прочность происходят под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит почти цивилизационный характер. Доказано, что с рождением каждого последующего ребенка материальный уровень семьи значительно снижается. Соответственно в многодетных семьях материальные проблемы остро ощутимы, что обуславливает особое психологическое состояние детей из таких семей, для которых характерны неуверенность и уязвимость. Между тем очевидно, что для обеспечения качественного роста подрастающего поколения должны быть созданы соответствующие условия жизнедеятельности, способные обеспечить достойный уровень образования и культуры, жилищные условия, полноценное питание, услуги здравоохранения, сферы услуг, возможности для организации досуга. Можно говорить о том, что в многодетных семьях есть проблемы с удовлетворением потребности в качестве жизни.
В психологической литературе неразработанной остается проблема изучения преградного смыла ребенка у многодетных и однодетных семей. Исходя из этого в данной работе остановимся на теме исследования «Преградный смысл ребенка у многодетных и однодетных матерей».
Теоретической и методологической основой работы послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по экономической теории, статистике, демографии, а также методологические материалы Госкомстата России, монографии и научные статьи связанные непосредственно с проблемами демографической ситуации в России таких авторов, как Е. Андреев, Е.В. Андрюшина, В.Н. Архангельский, А.Г. Вишневский, Ш. Галимов, Г.Л. Громыко, И.А. Гундаров, К. Данишевский, С.И. Кириченко, О.А. Кислицына, П. Мак-Дональд, П.Я. Октябрьский, О.Л. Рыбаковский, А. Шевяков.
Объект исследования: преградный смысл ребенка.
Предмет исследования: преградный смысл ребенка у многодетных и однодетных матерей.
Цель исследования: проанализировать преградный смысл ребенка у многодетных и однодетных матерей
[...]
1 Теоретические аспекты исследования преградного смысла ребенка у многодетных и однодетных матерей
1.1 Многодетность и однодетность как объект исследования в современной психологии
Современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. Как пишет в своем исследовании Н. Аккерман: «изначально понятие «семья» включало не только отца, мать и детей. Под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо собственной семьи, сюда включалась многочисленная родня, слуги, рабы и даже собаки» [3, с. 91]. Семейная система – это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями. Согласно А.Я. Варга, то, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой [11, с. 11].
Семья выполняет ряд функций: воспитательная функция; хозяйственно-бытовая функция; эмоциональная функция; функция духовного (культурного) общения; функция первичного социального контроля; сексуально-эротическая функция [2, с. 87]. Если семья выполняет все выше вышеперечисленные функции – то она функциональна, если одна или несколько функций нарушены или отсутствуют, то семья дисфункциональна.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость [50, с. 227].
Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) – уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.). Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Некоторые семьи считают рождение ребенка помехой супружеству, появилась новая этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех [4, с. 121].
Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных значимых для индивида, то есть они играют ведущую роль в системе взаимоотношений личности, кроме того, они многосторонни и зависимы друг от друга. Сфера досуга, домашнего хозяйства, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений тесно связаны, внесение хотя бы в одну из них даже незначительного изменения вызывает изменения в других сферах [52, с. 229].
[...]
2 Эмпирическое исследование преградного смысла ребенка у многодетных и однодетных матерей
2.1 Программа эмпирического исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязи преградного смысла ребенка и родительских установок у многодетных и однодетных матерей.
Эмпирические задачи:
1. Изучить особенности преградного смысла ребенка у многодетных и однодетных матерей.
2. Исследовать особенности родительских установок у многодетных и однодетных матерей.
3. Установить взаимосвязь преградного смысла ребенка и родительских установок у многодетных и однодетных матерей.
Выборка исследования: 30 многодетных и 30 однодетных матерей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Все матери находятся замужем, работают, воспитывают детей в полной семье. Возраст испытуемых – от 21 о 39 лет. Стаж брака – 2-10 лет.
База исследования: опрос проводился с помощью платформы Goggle-forms.
Методы исследования:
1. Авторская анкета.
Цель анкеты: получение общей информации об испытуемых.
Анкета содержит 10 вопросов (9 закрытых вопроса и 3 открытых)
1. Укажите Ваш пол.
2. Укажите Ваш возраст
3. Сколько у Вас детей в семье?
4. Укажите свое семейное положение.
5. Укажите стаж брака
6. Какая у вас семья? Полная или неполная?
7. Укажите свой трудовой статус
8. В какой мере Вы удовлетворены своими отношениями с супругой/супругом (от 1 до 10 баллов)
9. В какой мере Вы удовлетворены отношениями с собственными детьми (от 1 до 10 баллов)
10. В какой мере Вы удовлетворены своей жизнью (от 1 до 10 баллов)
2. Опросник преградного смысла ребенка К.В. Карпинского и П.Р. Галузо [13].
Цель опросника: эмпирическое исследование преградного смысла ребенка.
Опросник включает 12 утверждений, которые необходимо оценить по шкале от 1 до 6 баллов.
Шкалы: «Ребенок как преграда эвдемонического благополучия»; «Мировоззренческий преградный смысл ребенка»; «Ребенок как преграда гедонистического благополучия»; «Общий показатель преградного смысла ребенка». Обработка проводится по ключу. Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
3. Методика изучения родительских установок (РARI) [26].
Цель: изучение отношения родителей к выполнению своей семейной роли и к ребенку.
Опросник состоит из 23 признаков, описывающих различные аспекты семейной жизни. Благодаря 8 показателям можно изучить отношение родителя к семейной роли. Другие 15 показателей выявляют особенности детско-родительских отношении. Последние показатели, их сочетание указывает на один из типов родительского отношения: оптимальный эмоциональный контакт, излишнюю эмоциональную дистанцию со своими детьми, а также чрезмерную концентрацию на них.
[...]
Заключение
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что многодетные семьи отличаются друг от друга обстоятельствам многодетности: семьи, осознанно принявшие решение иметь много детей, семьи, ставшие многодетными в результате отсутствия планирования семьи, семьи, ставшие многодетными в результате объединения двух неполных семей и семьи, многодетность которых связана с их неблагополучием. Развитие детей в многодетных семьях обусловлено факторами: параметры семьи, социально-бытовые условия, личные особенности родителей и детей. К проблемам многодетных семей относятся материально-бытовые, связанные с трудоустройством родителей, жилищные. Психологические проблемы связаны с дефицитом родительского внимания к детям, социальный возраст детей, сложный психологический климат, низкий уровень жизни и здоровья.
Преградный смысл ребенка обусловливает принятие и укоренение негативных установок и стереотипов относительно многодетной семьи и ее членов. Личный опыт рождения и воспитания ребенка эффективно противодействует формированию негативного оценочного отношения к многодетной семье и ее представителям.
Родители, имеющие единственного ребенка, склонны уделять ему слишком много внимания, баловать его, ограждать от трудностей. Родители многодетных семей отличаются стремлением к поддержанию своего родительского статуса, высоким уровнем психологической устойчивости к стрессам, сплоченностью, воспитательными качествами.
В результате анкетирования было выявлено, что у однодетных матерей достоверно выше удовлетворенность отношениями с супругом и с детьми, чем у многодетных матерей.
Изучение преградного смысла ребенка показало, что у однодетных матерей выше показатели преградного смысла ребенка. У них более выражена убежденность в том, что ребенок мешает реализовать себя, мешает преуспеть в жизни, продвинуться в жизни и достичь большего, а также убежденность в том, что ребенок по своей природе жесток, является эгоистом, неблагородно обращаются с природой. Они считают, что ребенок порождает у родителей страхи, тревоги и волнения, нарушает чистоту и порядок в доме, отнимает у своих родителей здоровье и душевный покой, не позволят им проводить время и наслаждаться жизнью, чем у однодетных матерей. Сравнение показало: у однодетных матерей достоверно выше преградный смысл ребенка по всем его параметрам, чем у многодетных матерей.
В ходе исследования родительских установок было выявлено, что многодетные матери побуждают ребенка к разговорам, развитию коммуникативных навыков, развивают его активность, ощущают ограниченность собственных интересов, переживают семейные конфликты, указывают на безучастность мужа в воспитании детей. Однодетные матери боятся обидеть своего ребенка, проявляют чрезмерную заботу о нем, стремятся ускорить его развитие, вмешиваются во внутренний мир ребенка, пытаются исключить внешние влияния на него.
Сравнение показало, что у многодетных матерей достоверно выше выраженность таких родительских установок, как: вербализация, раздражительность, развитие активности ребёнка, ограниченность интересов, ощущение самопожертвования, семейные конфликты, безучастность мужа, а у однодетных матерей – чрезмерная забота о ребенке, подавление воли ребенка, опасение обидеть ребенка, исключение внесемейных влияний, партнерские отношения, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, стремление ускорить развитие ребенка.
Корреляционный анализ показал, что в группе многодетных матерей чем выше удовлетворенность своей жизнью и чрезмерная забота о ребенке, тем выше вербализация и ориентация на уравнительные отношения с ребенком. Чем выше удовлетворенность своими отношениями с супругом, тем ниже излишняя строгость к ребенку, ориентация на партнерские отношения с ним.
[...]
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 448 с.
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – М.: Просвещение, 2002. – 685 с.
3. Аккерман, Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Н. Аккерман. - СПб.: Питер; 2000. – 184 с.
4. Аронсон, Э. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронзон. – СПб.: Питер, 2002. – 254 с.
5. Баженова, О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.В. Баженова, Л.Л. Баз, О.А. Копыл // Синапс. – 1999. – №4. – С. 35-42.
6. Банных, Г. А. Многодетность как социальный феномен: монография / Г. А. Банных, Е. В. Зайцева, С. Н. Костина. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. – 131 с.
7. Батыршина, А.Р. Семья как социально-психологический феномен: теоретико-психологический аспект / А.Р. Батыршина // Гуманизация образования. – 2023. - № 2. – С. 137-146.
8. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2005. – 433 с.
9. Брутман, В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В.И. Брутман // Психологический журнал. – 2000. – №2. – С. 79-87.
10. Вайзер, Г.А. Личностный смысл ребенка для верующих и неверующих родителей / К. В. Карпинский [и др.] // Психологические проблемы смысла жизни и акме : материалы ХХII симп. / под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой. – М. : Изд-во Психол. ин-та РАО, 2017. – С. 260–263.
11. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений: дисс. на соискание учен. степени канд. психол. наук // А.Я. Варга. – М., 2006. – 26 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2007. – 342 с.
13. Галузо, П. Р. Преградный смысл ребенка как фактор принятия личностью детородных решений / П. Р. Галузо [и др.] // Весн. ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2018. – Т. 8, № 3. – С. 145–155.
14. Динакин, Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы / Н.С. Динакин // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 1. – С. 8-12.
15. Жубаева, А. Б. Единственный ребенок в семье / А. Б. Жубаева // Молодой ученый. – 2021. – № 26 (368). – С. 310-312.
16. Захаров, А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 2008. – 144 с.
17. Исакович, Е.И. Семья в современном мире / Е.И. Исакович // Вестник Университета Российской академии образования. – 2023. - № 2. – С. 30-36.
18. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие для вузов / О.А Карабанова. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.
19. Карпинский, К. В. Личностный смысл ребенка и многодетности: от сакрализации до стигматизации / К. В. Карпинский // Весн. ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 133–142.
20. Карпинский, К. В. Негативный смысл ребенка как фактор дизрегуляции репродуктивного поведения: разработка методики диагностики / К. В. Карпинский, Н. В. Кисельникова // Семья, брак и родительство в современной России. – М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2015. – С. 319–324.
21. Карпинский, К. В. Позитивные аттитюды и стереотипы многодетности у современных белорусов и россиян / К. В. Карпинский, Т. В. Гижук // Ананьевские чтения – 2019. Психология обществу, государству, политике : материалы междунар. науч. конф., 22–25 окт. 2019 г. / под. общ. ред. А. В. Шаболтас, О. С. Дейнека. – СПб. : Скифия-принт, 2019. – С. 69–70.
22. Колышко, А. М. Аттитюды многодетной семьи у современных белорусов: половозрастные и социально-демографические различия / А. М. Колышко [и др.] // Актуальные проблемы психологии личности и социального взаимодействия : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Янки Купалы ; редкол.: А. В. Ракицкая (гл. ред.), К. В. Гиль (зам. гл. ред.). – Гродно : ГрГУ, 2019. – С. 110–119.
23. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2007. – 232 с.
24. Левшук, Л.М. Особенности развития современной модели семьи в Республике Беларусь / Л.М. Левшук // Актуальные проблемы гуманитарного образования: материалы III Международной науч.-практ. конф., Минск, 20-21 окт. 2016 г. / редкол.: О.И. Уланович (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Колорград, 2016. -С.32-37.
25. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Правда, 2007. – 190 с.
26. Методика изучения родительских установок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psytests.org/parent/pari-bl.html.
27. Мещерякова, С.Ю. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери / С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко // Соросовские лауреаты: Философия. Психология. Социология. – М., 2006 – 39 с.
28. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид – М.: Наука, 2009. – 397 с.
29. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик, В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2007. – 184 с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
31. Олифирович, Н.И. «Семейные ценности»: научная статья / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента // Психология семейных кризисов. – М., 2006. – 158 с.
32. Орлова, Н.В. Брак и семья в международном частном праве / Н.В. Орлова. – М.: Международные отношения, 1966. – 252 с.
33. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2005. – 76 с.
34. Пещеров, Г. И. Институт семьи: эволюция и проблемы в современном мире / Г.И. Пещеров // Власть. – 2015. – Том 21, № 10. – С. 106-109.
35. Резванцева М.О. Оценка материнско-детских отношений в однодетных и многодетных семьях / М.О. Резванцева // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 262-266.
36. Рубинштейн, С.Я. Черты характера ребенка и их воспитание в семье. Книга для родителей / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2004. – 48 с.
37. Ружже, В.Л. Структура и функции семейных групп / В.Л. Ружже, И.И. Елисеева, Т.С. Кадибур. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 160 с.
38. Руфо, М. Братья, сестры, болезнь любви / М. Руфо. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 288 с.
39. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.Г. Силяева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
40. Скобло, Г.В. Дети от матерей с послеродовыми депрессиями: нарушения психического здоровья на первом году жизни / Г.В. Скобло, Л.Л. Баз // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. – М., 2003. – С. 101-102.
41. Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
42. Слепкова, В.И. Психология семьи: учебно-методическое пособие / В.И. Слепкова, А.А. Костюкович. – Минск: БГПУ, 2007. – 345 с.
43. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви) / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 2004. - 160 с.
44. Сулейманова, С.С. Психологические проблемы современной семьи / С.С. Сулейманова // Психолог. – 2014. – № 3. – С. 60 – 127.
45. Телегина, А.С. Особенности детско-родительских отношений в многодетной семье / А.С. Телегина // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: материалы научной конференции. – 2016. – С. 67-69.
46. Филиппова, Г.Г. Психологическая готовность к материнству. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н. Васина. – М.: УРАО, 2005. – С. 62-65.
47. Филиппова, Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие / Г. Филиппова. – М.: Жизнь и мысль, 2009. – 220 с.
48. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Раба Паблишинг, 2010. – 240 с.
49. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 292 с.
50. Шахло, С.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / С.А. Шахло // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). – 2021. - № 2. – С. 225-229.
51. Шенбек, Э. Старший, средний, младший / Э. Шенбек. – М.: Ломоносовъ, 2010. – 240 с.
52. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб: Питер; 2002. – 639 с.
53. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2006. – 384 с.