Введение
Глава 1 Обязательное государственное страхование: общая характеристика
1.1 Понятие и сущность обязательного государственного страхования
1.2 Правовая основа, принципы и виды обязательного государственного страхования
Глава 2 Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по обязательному государственному страхованию сотрудников следственного комитета Республики Беларусь
2.1 Возникновение правоотношений по обязательному государственному страхованию сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь
2.2 Изменение и прекращение правоотношений по обязательному государственному страхованию сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь
Глава 3 Осуществление обязательного государственного страхования сотрудников следственного комитета Республики Беларусь
3.1 Страхователи и страховщики обязательного государственному страхованию сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь
3.2 Содержание правоотношений по обязательному государственному страхованию сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВведениеАктуальность научного исследования института обязательного государственного страхования сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь обусловлена целым комплексом факторов, отражающих его многогранное значение как для самих застрахованных лиц, так и для обеспечения стабильности и национальной безопасности белорусского общества.
Прежде всего, следует акцентировать внимание на особом статусе и роли Следственного комитета в системе правоохранительных органов Республики Беларусь. На это ведомство возложены ключевые функции по расследованию преступлений и обеспечению неукоснительного соблюдения принципа законности во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. В этой связи формирование надежных механизмов социальной защиты сотрудников Следственного комитета приобретает стратегическую важность, поскольку напрямую влияет на эффективность реализации возложенных на него государственных задач.
Кроме того, нельзя игнорировать и специфику профессиональной деятельности следователей, сопряженной с повышенными рисками для жизни и здоровья. Постоянное взаимодействие с криминальными элементами, необходимость применения оперативно-розыскных мероприятий и силовых методов предопределяют объективную необходимость в создании особых гарантий социального обеспечения для данной категории лиц, компенсирующих потенциальные негативные последствия их работы.
Не менее важным фактором, актуализирующим исследование рассматриваемой проблематики, выступают современные тенденции развития законодательства и правоприменительной практики в сфере социальной защиты граждан. В современных условиях наблюдается устойчивая тенденция к расширению и совершенствованию действующих механизмов обеспечения прав и интересов различных категорий населения, обусловленная стремлением белорусского государства к построению социально ориентированной модели развития общества и экономики.
Особую значимость приобретают и процессы интеграционного взаимодействия Республики Беларусь с другими странами в рамках таких объединений, как Союзное государство, ЕАЭС, СНГ и др. Гармонизация национального законодательства, в том числе в области социального обеспечения граждан, с общепризнанными международными стандартами выступает одним из приоритетных направлений государственной политики, что актуализирует необходимость всестороннего теоретического осмысления и совершенствования соответствующих правовых институтов.
Наконец, важным аспектом, подтверждающим актуальность выбранной темы, является необходимость формирования единообразной правоприменительной практики в области обязательного государственного страхования сотрудников органов предварительного расследования. Наличие пробелов, коллизий и противоречий в действующей нормативной базе создает предпосылки для различного толкования и неоднозначного применения соответствующих норм, что негативно сказывается на реализации прав и социальных гарантий застрахованных лиц.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления обязательного государственного страхования сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь как важнейшего механизма их социальной защиты.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства Республики Беларусь, регламентирующие порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений по обязательному государственному страхованию сотрудников органов предварительного расследования, а также практика их применения.
Цель исследования заключается в комплексном научном анализе института обязательного государственного страхования сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь, выявлении существующих проблем правового регулирования и формулировании конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.
[...]
Глава 1 Обязательное государственное страхование: общая характеристика
1.1 Понятие и сущность обязательного государственного страхованияОбязательное государственное страхование, как социально-экономический институт, неразрывно связано с историческим развитием общества, эволюцией правовых и моральных норм, а также изменениями в политической и экономической сферах. Рассмотрение его понятия и сущности приобретает особую актуальность в контексте современных реалий, где обеспечение социальной защиты граждан и поддержание стабильности системы социального обеспечения являются приоритетными задачами государства.
Прежде всего, необходимо отметить, что обязательное государственное страхование представляет собой многогранный феномен, охватывающий как юридические, так и этические аспекты. Его правовая природа коренится в конституционных гарантиях социальной защиты граждан, закрепленных в основополагающих нормативных актах, таких как Конституция Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами. Однако помимо формальных законодательных норм, обязательное государственное страхование базируется на фундаментальных принципах справедливости, солидарности и взаимопомощи, являющихся неотъемлемой частью социального контракта между государством и обществом.
Актуальность рассмотрения понятия и сущности обязательного государственного страхования обусловлена его многофункциональной ролью в обеспечении стабильности и устойчивости социально-экономической системы страны. Во-первых, оно выступает в качестве важнейшего инструмента социальной защиты граждан, предоставляя им финансовую поддержку в случае наступления определенных рисков, таких как временная нетрудоспособность, материнство, инвалидность, потеря кормильца и другие жизненные обстоятельства, негативно влияющие на их материальное благосостояние. Тем самым, обязательное государственное страхование способствует снижению уровня бедности и социального неравенства, обеспечивая минимальный гарантированный уровень доходов для наиболее уязвимых категорий населения.
Во-вторых, обязательное государственное страхование играет значительную роль в поддержании макроэкономической стабильности и сглаживании циклических колебаний в экономике. В периоды экономического спада и роста безработицы, система обязательного страхования выступает в качестве автоматического стабилизатора, обеспечивая поддержку доходов и потребительского спроса, тем самым смягчая негативные последствия кризисов и способствуя более быстрому восстановлению экономической активности.
Кроме того, актуальность изучения понятия и сущности обязательного государственного страхования обусловлена его тесной взаимосвязью с демографическими процессами и вызовами, стоящими перед системой социального обеспечения. В условиях старения населения и увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, обязательное государственное страхование выступает в качестве важнейшего механизма перераспределения ресурсов между поколениями, обеспечивая финансовую поддержку пожилым гражданам и лицам с ограниченными возможностями.
Несмотря на широкое распространение и значимость института обязательного государственного страхования в Республике Беларусь, законодательство страны не содержит легального определения данного термина, что, безусловно, представляет собой определенный пробел в правовом регулировании данной сферы. Отсутствие четкой законодательной дефиниции может порождать неоднозначное толкование и разночтения, создавая почву для различных интерпретаций и споров относительно сущности и границ применения данного института.
Следует отметить, что подобная ситуация не является уникальной для Республики Беларусь, поскольку анализ законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) также не выявляет наличия легальных определений термина «обязательное государственное страхование» на наднациональном уровне или в национальных правовых системах данных стран.
[...]
Глава 2 Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по обязательному государственному страхованию сотрудников следственного комитета Республики Беларусь
2.1 Возникновение правоотношений по обязательному государственному страхованию сотрудников Следственного комитета Республики БеларусьВопрос о возникновении правоотношений по обязательному государственному страхованию сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь представляет собой сложную междисциплинарную проблематику, требующую всестороннего анализа с опорой на достижения юридической науки и практики применения норм различных отраслей национального законодательства.
Прежде чем углубиться в саму суть рассматриваемого аспекта, полагаю необходимым обратиться к некоторым общетеоретическим положениям, касающимся юридической природы обязательного государственного страхования и механизма возникновения соответствующих правоотношений. Как известно, в доктрине сложились две основные концепции относительно правовой квалификации указанного института – публично-правовая и частноправовая. Первая, наиболее распространенная в отечественной науке, трактует данный феномен как специфическую разновидность социального обеспечения, реализуемую государством в интересах всего общества. Соответственно, правоотношения возникают на основе властного предписания в силу прямого указания закона. Вторая точка зрения рассматривает обязательное государственное страхование как вид обязательного имущественного страхования, регулируемого гражданским законодательством. В этом ключе страховые отношения имеют обязательственный характер и порождаются на основе договора между страховщиком и страхователем [30, c. 72].
Безусловно, выбор той или иной концептуальной позиции не является чисто теоретическим вопросом, поскольку напрямую влияет на правовой режим функционирования обязательного страхования. В частности, это касается оснований возникновения, порядка формирования субъектного состава и определения круга существенных условий таких отношений. На наш взгляд, наиболее адекватной с точки зрения отражения современной специфики белорусской модели следует признать публично-правовую трактовку. Действующее законодательство Республики Беларусь устанавливает обязательное государственное страхование как механизм социальной защиты граждан без привязки к категории договора страхования, традиционной для частного права. В этой связи возникновение соответствующих правоотношений не основывается на взаимном волеизъявлении сторон, а обусловливается прямым велением нормативных правовых актов, причем независимо от усмотрения потенциальных субъектов.
Среди нормативных источников, регламентирующих порядок включения в систему обязательного государственного страхования сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь, безусловно, ключевое значение имеет Закон Республики Беларусь «О государственной службе» от 1 июня 2022 г. № 175-З [20]. В соответствии с его положениями, на государственных служащих распространяются установленные законодательными актами виды государственного обязательного страхования, включающие страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также пенсионное страхование. Более того, в нормах указанного закона подробно регламентированы порядок и условия обязательного страхования для данной категории, а также определены источники формирования соответствующих страховых фондов.
[...]
Глава 3 Осуществление обязательного государственного страхования сотрудников следственного комитета Республики Беларусь
3.1 Страхователи и страховщики обязательного государственному страхованию сотрудников Следственного комитета Республики БеларусьОтправной точкой для рассмотрения данного вопроса послужит анализ правовой природы обязательного государственного страхования в целом и его специфики применительно к сотрудникам Следственного комитета Республики Беларусь в частности. Само понятие «обязательное государственное страхование» подразумевает под собой комплекс общественных отношений, в рамках которых государство в императивном порядке устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию, виды страховых случаев и объем страхового обеспечения для соответствующих категорий граждан. Такой вид страхования является одной из форм социального обеспечения, реализуемого государством в качестве гарантии защиты интересов своих граждан в случае наступления определенных жизненных обстоятельств.
В научной литературе отмечается, что обязательное государственное страхование выполняет несколько важнейших функций: предупредительную (профилактическую), рисковую, сберегательную и контрольную. Посредством установления обязательного страхования определенных категорий граждан государство стремится минимизировать возможные негативные последствия, связанные с наступлением страховых случаев, обеспечить надлежащую защиту жизни и здоровья, имущественных интересов своих граждан. Так, применительно к сотрудникам Следственного комитета Республики Беларусь обязательное государственное страхование призвано компенсировать возможные имущественные потери и ущерб здоровью, связанные с особым характером их служебной деятельности, сопряженной с повышенным риском [13, c. 92].
Субъектами правоотношений в сфере обязательного государственного страхования являются страхователи и страховщики. В юридической доктрине подчеркивается, что правовое положение страхователя и страховщика обязательного государственного страхования существенно отличается от их статуса в отношениях по добровольному страхованию. Так, в отличие от добровольного страхования, где стороны свободны в выборе своего контрагента и условий договора, в обязательном государственном страховании круг страхователей и страховщиков, а также их права и обязанности определяются в строгом соответствии с законодательством.
Рассматривая вопрос о страхователях обязательного государственного страхования сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь, необходимо обратиться к положениям действующего законодательства. В соответствии с нормативными правовыми актами, страхователями по обязательному государственному страхованию лиц, работающих по трудовым договорам (контрактам), являются организации, являющиеся для них нанимателями. Следовательно, в случае с сотрудниками Следственного комитета Республики Беларусь страхователем выступает сам Следственный комитет как государственный орган, осуществляющий в установленном порядке прием на работу соответствующих лиц.
Характеризуя правовой статус Следственного комитета в качестве страхователя, важно отметить, что он обязан своевременно и в полном объеме перечислять установленные законодательством страховые взносы за каждого из своих сотрудников, обеспечивать надлежащий учет застрахованных лиц и представлять необходимую отчетность в компетентные органы. Ненадлежащее исполнение Следственным комитетом обязанностей страхователя влечет предусмотренную законодательством ответственность.
Обратимся теперь к вопросу о страховщике по обязательному государственному страхованию сотрудников Следственного комитета.
[...]
ЗаключениеОбязательное государственное страхование сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь является неотъемлемой частью системы социальной защиты граждан, призванной обеспечить надежные гарантии и компенсационные механизмы в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу работников правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Данный институт, берущий свое начало в советской системе государственного страхования, прошел длительный путь эволюции и трансформации, приобретая новые черты и особенности, обусловленные социально-экономическими и политическими реалиями современного белорусского общества.
Правовые основы функционирования рассматриваемого механизма базируются на солидном фундаменте законодательных актов различного уровня, образующих стройную иерархическую систему. В качестве первоисточника выступают конституционные нормы, закрепляющие фундаментальные принципы социального государства, равенства граждан перед законом и гарантий их прав и свобод. Однако ключевую роль в детальной регламентации обязательного страхования сотрудников Следственного комитета играют специальные законы, посвященные вопросам государственной службы, деятельности правоохранительных органов и страховой деятельности в целом.
Особую значимость в данном контексте приобретают Указ Президента Республики Беларусь №530 «О страховой деятельности», Закон «О страховой деятельности» и Постановление Совета Министров №308 «Об обязательном государственном страховании», формирующие концептуальную основу рассматриваемой сферы и определяющие ее ключевые институциональные элементы. Помимо этого, специфика отдельных категорий застрахованных лиц обусловливает необходимость принятия дополнительных нормативных актов, направленных на дальнейшую детализацию общих норм применительно к конкретным условиям профессиональной деятельности.
Нельзя не отметить, что эффективность функционирования системы страхования сотрудников Следственного комитета в значительной степени определяется четкостью и непротиворечивостью правового регулирования прав и обязанностей ее ключевых участников. В данной связи законодательство устанавливает жесткий баланс взаимных прав и обязанностей страхователя, представленного самим Следственным комитетом, и страховщика в лице государственной организации «Белгосстрах», являющейся монополистом в сфере обязательного государственного страхования.
Так, центральной обязанностью страхователя выступает своевременная и полная уплата страховых взносов в специализированные бюджетные фонды в строгом соответствии с дифференцированными ставками, установленными законодательством для различных категорий застрахованных лиц. В свою очередь, ключевой обязанностью страховщика служит производство предусмотренных законом страховых выплат сотрудникам Следственного комитета или их близким родственникам при наступлении соответствующих страховых случаев, связанных с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу застрахованных лиц.
Вместе с тем, участники страховых правоотношений наделены и определенными правами, направленными на обеспечение надлежащего контроля и прозрачности функционирования всей системы. Среди них можно выделить право осуществлять взаимные проверки правильности исчисления и уплаты взносов, запрашивать необходимые сведения, а также право страховщика предъявлять регрессные требования к лицам, виновным в причинении вреда застрахованным сотрудникам органов предварительного расследования.
Особую актуальность приобретают вопросы соблюдения участниками страховых отношений законодательства о защите персональных данных, ведения надлежащего учета застрахованных лиц и своевременного информирования о наступлении страховых случаев.
[...]
1. Бычкова, С.М. Обязательное государственное страхование: современное состояние и перспективы развития / С.М. Бычкова, С.В. Ермакова // Финансы и бизнес. – 2019. – № 1. – С. 87–95.
2. Веренков, Ю.М. Проблемы и перспективы развития системы обязательного государственного страхования в Республике Беларусь / Ю.М. Веренков // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2022. – № 5. – С. 32–38.
3. Володько, О. В. Актуальные вопросы развития системы обязательного государственного страхования в Республике Беларусь / О. В. Володько, Т. В. Борисенко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. – 2022. – № 5. – С. 98–105.
4. Всеобщая декларация прав человека 1948 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
5. Галаганов, В. П. Страхование : учебник / В. П. Галаганов. – Москва : Академия, 2019. – 272 с.
6. Годовой отчет о развитии системы обязательного государственного страхования в Республике Беларусь за 2022 год [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bgs/otchet_2022.pdf.
7. Годовой отчет о развитии системы обязательного государственного страхования в Республике Беларусь за 2021 год [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bgs/otchet_2021.pdf.
8. Годовой отчет о развитии системы обязательного государственного страхования в Республике Беларусь за 2020 год [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bgs/otchet_2020.pdf.
9. Демьянов, С.А. Система обязательного государственного страхования в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения / С.А. Демьянов // Финансы и кредит. – 2021. – № 4. – С. 824–835.
10. Драгун, Н.П. Современное состояние и перспективы развития обязательного государственного страхования в Республике Беларусь / Н.П. Драгун, А.М. Королева // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. – 2022. – № 6. – С. 49–57.
11. Дубровская, Е. П. Обязательное государственное страхование в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения / Е. П. Дубровская // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. – 2020. – № 14. – С. 75–80.
12. Ермасов, С. В. Страхование : учебник / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 748 с.
13. Жук, И.Н. Страховое дело : практикум / И.Н. Жук. – Минск : БГЭУ, 2018. – 191 с.
14. Коваленко, Н.В. Направления совершенствования системы обязательного государственного страхования в Республике Беларусь / Н.В. Коваленко, Т.П. Якубович // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2022. – № 6. – С. 36–43.
15. Конвенция МОТ № 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма» 1964 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
16. Конвенция МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» 1967 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
17. Конвенция МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» 1969 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г.,17 окт. 2004 г. и 27 фев. 2022 г. – 10–е изд., стер. – Минск :Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2024. – 62 с.
19. Кравченко, В.И. Обязательное страхование в Республике Беларусь / В.И. Кравченко // Финансы. Учет. Аудит. – 2021. – № 11. – С. 20–26.
20. О государственной службе: Закон Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 3 января 2024 г. № 336-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
21. О Следственном комитете Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 403-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
22. О страховой деятельности: Закон Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
23. О страховой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 272 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
24. Об обязательном государственном страховании: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 308: в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2022 г. № 307 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
25. Пашкевич, О.А. Современные тенденции развития обязательного государственного страхования в Республике Беларусь / О.А. Пашкевич // Актуальные проблемы страхования в условиях глобализации : сб. науч. ст. – Минск : БГЭУ, 2020. – С. 47–52.
26. Право социального обеспечения : учебник / под ред. М.В. Филипповой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 479 с.
27. Правовое регулирование страховой деятельности : учеб. пособие / В.С. Каменков [и др.] ; под ред. В.С. Каменкова. – Минск : БГУ, 2020. – 376 с.
28. Совершенствование системы обязательного государственного страхования в Республике Беларусь / А. А. Примако // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2018. – № 8. – С. 22–28.
29. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения 1992 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
30. Страхование : учеб. пособие / В. И. Тарасов [и др.] ; под ред. В. И. Тарасова. – Минск : Новое знание, 2019. – 576 с.
31. Страхование : учеб. пособие / М.В. Брунцева [и др.] ; под ред. М.В. Брунцевой. – Минск : Амалфея, 2021. – 204 с.
32. Страховая экономика : учебник / В.В. Шахов [и др.]; под ред. В.В. Шахова, Ю.Т. Ахвледиани. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 453 с.
33. Страховое дело : практикум / Л. А. Захарова [и др.] ; под ред. Л. А. Захаровой. – Минск : БГЭУ, 2020. – 279 с.
34. Страховое дело : учеб. пособие / Г.В. Черкасова [и др.] ; под общ. ред. Г.В. Черкасовой. – Минск : Вышэйшая школа, 2017. – 351 с.
35. Страховое дело : учебник / под ред. Л.И. Миркина. – М. : Проспект, 2017. – 784 с.
36. Страховое дело: учеб. пособие / Л. В. Федоровская [и др.] ; под ред. Л. В. Федоровской. – Минск : БГЭУ, 2018. – 495 с.
37. Страховое право : учебник / В. К. Райхер [и др.] ; под ред. В. К. Райхера. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 392 с.
38. Страховое право : учебник / Е.Г. Шершеневич. – М. : Статут, 2021. – 524 с.
39. Страховой рынок Республики Беларусь: итоги и перспективы развития [Электронный ресурс] // Белорусская ассоциация страховщиков. – Режим доступа: https://belass.by/about/analytics/.
40. Страховые резервы и их роль в обеспечении финансовой устойчивости страховых организаций / Н. А. Шелег // Вестник ПГУ. Серия D. – 2019. – № 2. – С. 67–74.
41. Тарасевич, А.Л. Обязательное государственное страхование: анализ основных положений законодательства Республики Беларусь / А.Л. Тарасевич // Право.by. – 2023. – № 1. – С. 87–95.
42. Шубенок, М.Е. Обязательное государственное страхование как важный элемент социальной защиты населения / М.Е. Шубенок // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2021. – № 9. – С. 34–41.
43. Гоев, А. В. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел: гражданско-правовой аспект / А. В. Гоев // Теория и практика обеспечения и защиты имущественных, личных неимущественных и служебно-трудовых прав сотрудников и работников государственных органов : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 14 дек. 2021 г.) / Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь ; [редкол.: А. В. Войтюль (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2022. – С. 80–83.
44. Ермолкевич, Н. Н. Об эффективности мер государственной защиты жизни и здоровья должностных лиц правоохранительных органов [Текст : Электронный ресурс] / Н. Н. Ермолкевич // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов : Международная научно-практическая конференция, (Минск, 21 февраля 2019 г.) : тезисы докладов / УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Минск, 2019. – С. 380–381.
45. Ермолкевич, Н. Н. Право на возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением обязанностей службы в органах внутренних дел: проблемы реализации / Н. Н. Ермолкевич // Методология частного права: современное состояние и перспективы развития : материалы респ. науч.-практ. конф. (Минск, 24 нояб. 2014 г.) / Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь ; [редкол.: Д. А. Колбасин (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2015. – С. 28–31.
46. Негодаева, Е. Г. О правовом регулировании отношений в сфере обязательного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Е. Г. Негодаева // Теория и практика обеспечения и защиты имущественных, личных неимущественных и служебно-трудовых прав сотрудников и работников государственных органов : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 14 дек. 2021 г.) / Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь ; [редкол.: А. В. Войтюль (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2022. – С. 114–118.
47. Цырусь, И. В. История развития законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь / И. В. Цырусь // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2011. – № 2. – С. 82–86
48. Чигилейчик, А. В. О возмещении вреда, причиненного гражданам при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей / А. В. Чигилейчик // Теория и практика реализации мер ответственности в гражданском, трудовом, семейном праве в государствах Таможенного союза ЕАЭС : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 17 дек. 2019 г.) / УО «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь» ; [редкол.: Е. М. Ефременко (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2020. – С. 203–206.
49. Чигилейчик, А. В. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств / А. В. Чигилейчик // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов : междунар. науч.-практ. конф., (Минск, 7 апр. 2016 г.) : тез. докл. / Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь ; [редкол.: А. В. Яскевич и др.]. – Минск, 2016. – С. 306.
50. Шибут, В. П. Страхование рисков эксплуатации опасных производственных объектов в управлении чрезвычайными ситуациями / В. . Шибут // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2010. – № 2. – С. 106–110.