Государственная тайна как объект конституционного права Республики Беларусь Диплом
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Государственная тайна как объект конституционного права Республики Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Государственная тайна как объект конституционного права Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
В работе также имеется презентация, выполненная в MS PowerPoint.
В работе также имеется речь к презентации, выполненная в программе MS Word.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты института государственной тайны
1.1 Генезис развития правового регулирования защиты государственной тайны на белорусских землях
1.2 Понятие государственной тайны, сведения, относимые к государственной тайне
2 Правовой режим государственной тайны в Республике Беларусь
2.1 Государственное регулирование и управление в сфере государственной тайны
2.2 Осуществление деятельности с использованием государственных секретов, право собственности на государственные секреты, владение, пользование и распоряжение государственной тайной
2.3 Защита государственных секретов, допуск к государственной тайне
3 Актуальные проблемы правовой охраны государственной тайны в Республике Беларусь и пути их разрешения
3.1 Основные проблемы правовой охраны государственной тайны в Республике Беларусь
3.2 Пути совершенствования законодательства, регламентирующего охрану государственной тайны, с учетом зарубежного опыта
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современную историческую эпоху обладание информацией и навыки по работе с ней выходят на ключевые позиции в различных сферах деятельности. Соответственно, важным моментом является, в свою очередь, и защита информации. Этими утверждениями возможно аргументировать актуальность данной работы.
Охрана государственной тайны приобретает важнейшее значение в условиях трансформации мира в мультиполярный, при ужесточении межгосударственного и регионального политического противоборства, и экономической конкуренции. Правовой режим государственной тайны направлен на охрану наиболее значимых для обеспечения безопасности государства сведений, неправомерное распространение которых может нанести наиболее тяжкие неблагоприятные последствия. В этом аспекте представляется существенным, что в Германии при определении государственной тайны акцент делается на тяжести негативных последствий для государства, возникающих в результате разглашения таких сведений. В советский период сложилась в достаточной мере слаженная система обеспечения режима государственных секретов, впоследствии унаследованная Республикой Беларусь и иными странами на постсоветском пространстве. В системе специальных правовых режимов охраняемых законом тайн государственная тайна имеет наиболее разработанный и устойчивый характер. Охрана государственной тайны реализуется на базе комплексного межотраслевого правового режима.
Одним из главных аспектов функционирования современного государства является защита секретной информации, поскольку ее разглашение может иметь для него фатальное воздействие. Защитой государственных тайн занимаются компетентные органы, а функционирование подобных секретов регулируется соответствующими законодательными актами.
Система защиты государственной тайны представляет собой «набор органов государственной защиты, используемые ими средства и методы защиты государственной тайны и их носителей, а также деятельность, осуществляемую для этих целей». Все эти компоненты часто находятся в литературе вписываются в понятие «административно-правовой режим».
В соответствии с законом государственные органы, руководители которых имеют право классифицировать информацию как государственную тайну, согласно перечню информации, классифицированной как государственная тайна, разрабатывают подробные списки информации, подлежащей классификации. Они включают информацию, «доступную для указанных органов; кроме того, им присваивается определенная степень секретности».
На первый взгляд, легализация режима государственной секретности неизбежно ведет к расширению области информации ограниченного доступа и увеличению законодательно закрепленных ограничений прав на свободный доступ к информации. Однако следует признать, что многие государственные данные де-факто уже ограничены в доступе и распределении, а правовое регулирование приведет только к де-юре, признанию такого режима. В то же время ограничение доступа к этой информации не должно затрагивать права и свободы граждан, порядок их осуществления или быть направленными на их защиту. Определение размытой границы между открытой информацией о деятельности государственных органов (общедоступной государственной информацией) и информацией с ограниченным доступом требует дополнительных исследований по этому вопросу и последующего законодательного регулирования, что особенно важно в области государственного управления и имеет значительное влияние на осуществление прав и свобод граждан и организаций.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с режимом государственной тайны.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с государственной тайной.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с государственной тайной.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть генезис развития правового регулирования защиты государственной тайны на белорусских землях;
- изучить понятие государственной тайны, сведения, относимые к государственной тайне;
- рассмотреть государственное регулирование и управление в сфере государственной тайны;
- изучить осуществление деятельности с использованием государственных секретов, право собственности на государственные секреты, владение, пользование и распоряжение государственной тайной;
- исследовать защиту государственных секретов, допуск к государственной тайне;
- определить основные проблемы правовой охраны государственной тайны в Республике Беларусь;
- определить пути совершенствования законодательства, регламентирующего охрану государственной тайны, с учетом зарубежного опыта.
Методологической основой исследования являются историко-правовой, общенаучный, сравнительно-правовой, исторический, анализ, синтез, индукция, дедукция, метод диалектики, формально-юридический.
Правовой основой исследования послужили: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» и другие нормативные правовые акты.
[...]
1 Теоретические аспекты института государственной тайны
1.1 Генезис развития правового регулирования защиты государственной тайны на белорусских землях
В работе исследуется одна из проблемных областей правового регулирования в Республике Беларусь – генезис служебной тайны как самостоятельного вида информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Дается оценка уровню правовой регламентации государственной тайны на белорусских землях.
2 Правовой режим государственной тайны в Республике Беларусь
2.1 Государственное регулирование и управление в сфере государственной тайны
Государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции.
[...]
1 Теоретические аспекты института государственной тайны
1.1 Генезис развития правового регулирования защиты государственной тайны на белорусских землях
В работе исследуется одна из проблемных областей правового регулирования в Республике Беларусь – генезис служебной тайны как самостоятельного вида информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Дается оценка уровню правовой регламентации государственной тайны на белорусских землях.
В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны. Важность и значимость этого института в эпоху информационных технологий, когда информация становится самым основным и ценным ресурсом в обществе, многократно возрастает. Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.
Как показывает исторический опыт социального института тайн. В случае разглашения государственной тайны ущерб, нанесенный интересам государства, в абсолютном большинстве случаев ничем не может быть компенсирован. Именно поэтому государственная тайна наиболее категоричная и строго охраняемая законом.
Наиболее активно исследованием вопросов становления и развития института государственной тайны в историческом аспекте занимались российские правоведы М.О.Баев, М.А.Вус, Р.М.Гатагонова, В.В.Розенберг, Т.А.Соболева, О.С.Соколова, А.А.Фатьянов, С.В.Чертопруд, Г.Ф.Шершеневич и др. Вопросы становления и развития института государственной тайны были рассмотрены в ряде диссертационных работ Р.В.Корсуна, М.Ю.Мартышина, М.И.Паршукова, Н.А.Потапова, И.В.Ягубкина и др.
В Республике Беларусь комплексного исследования данного института до настоящего времени не проводилось. В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны. Важность и значимость этого института в эпоху информационных технологий, когда информация становится самым основным и ценным ресурсом в обществе, многократно возрастает. Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.
Исторически так сложилось, что земли Беларуси входили с середины XIII и до середины XVI века в состав Великого Княжества Литовского (далее – ВКЛ), а с середины XVI века и до конца XVIII века – в состав Речи Посполитой. В этот период времени правовую основу составляли нормы Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 годов. И.Н. Кузнецов справедливо отмечает, что «самым значимым событием в развитии феодального права ВКЛ в XVI веке является разработка и принятие Статутов 1529, 1566 и 1588 годов. Именно на XVI век приходится второй период в развитии права – статутный период» [1, с. 48].
Единственным правовым актом, где нашли свое закрепление нормы о государственных преступлениях, является Статут 1588 года. В частности, в разделе первом «О персоне нашей господарской» содержится ряд статей, в которых предусматривались деяния, относящиеся к государственной измене, в частности: договоренность с врагами, послание им писем или послов против господаря, Речи Посполитой, послание неприятелям помощи, приведение по-предательски людей неприятельских в панство ВКЛ (статья 3); бегство подданных с панства в землю неприятельскую со злым умыслом измены и в ущерб нам, господарю, Речи Посполитой, тот теряет честь (статья 6) и др. За все вышеперечисленные деяния была предусмотрена смертная казнь.
Несмотря на то, что статьи Статута ВКЛ 1588 года содержали нормы о государственных преступлениях, законодательного определения государственной тайны в ВКЛ не было. После присоединения Беларуси к России Статут 1588 года продолжал действовать. 15 июня 1840 г. окончательно отменяется действие Статута 1588 года и начинают действовать уголовные нормы российского Свода законов 1832 года. Свод законов вступил в действие с 1 января 1835 г.. Так как земли Беларуси в 1795 году вошли в состав Российской империи и развитие законодательства о государственной тайне неразрывно связано с ней, исследуем историю становления института государственной тайны в России.
Так как земли Беларуси в 1795 году вошли в состав Российской империи и развитие законодательства о государственной тайне неразрывно связано с ней, исследуем историю становления института государственной тайны в России.
Как отмечает Т.А.Соболева, появление в России первых специалистов – тайнописчиков, находящихся на государственной службе, следует отнести к 1549 году – моменту образования Посольского приказа, осуществлявшего общее руководство внешней политикой страны [2, с. 14].
Посольский приказ был учрежден Иваном IV Грозным и являлся центральным правительственным учреждением в России, ведавшим сношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленными, управлявшим рядом территорий на юго-востоке страны и некоторыми категориями служилых людей [3].
Т.А.Соболева также приходит к выводу о том, что «в петровскую эпоху центром, где создавались шифры, где они вручались или откуда они рассылались корреспондентам, был вначале Посольский приказ, затем Посольская походная канцелярия, а в дальнейшем Первая экспедиция Коллегии иностранных дел», что свидетельствует в том числе о доминировании секретов именно в деятельности российской дипломатии того периода [2, с. 17].
Первое упоминание в российском законодательстве о защите секретов в сфере государственной службы и о наказании (притом весьма суровом) тем, кто «тайно из коллегиальных писем и документов что унесет», исследователи находят в Генеральном Регламенте 1720 года.
[...]2 Правовой режим государственной тайны в Республике Беларусь
2.1 Государственное регулирование и управление в сфере государственной тайны
Государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции.
В сфере государственных секретов существуют две иерархически связанные системы субъектов.
Субъекты государственного регулирования и управления – это субъекты, осуществляющие административную деятельность по организации оборота государственных секретов, контролю за обеспечением их защиты и устанавливающие общеобязательные для объектов управления требования и процедуры.
К субъектам государственного регулирования и управления в сфере государственных секретов относятся: Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Межведомственная комиссия в сфере защиты государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь, уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов, органы государственной безопасности, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.
Субъекты, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, – это управляемая система субъектов, осуществляющих полномочия и реализующих права по извлечению полезных свойств из сведений, составляющих государственные секреты, а также оказанию с их помощью информационных услуг.
К субъектам, осуществляющим деятельность с использованием государственных секретов, относятся: государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам; иные государственные органы и организации, а также граждане.
Указанные системы субъектов соотносятся как управляющая и управляемая.
Правовое регулирование отношений в сфере государственных секретов осуществляется в том числе посредством закрепления правового положения субъектов государственного регулирования и управления.
Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере государственных секретов: определяет государственную политику; Государственная политика в сфере государственных секретов строится на определенных принципах. Основными принципами отнесения сведений к государственным секретам являются: законность; безопасность личности, общества и государства; обоснованность; соотнесенность с мерами защиты государственных секретов иностранных государств утверждает государственные программы.
Данное полномочие вытекает из положений ст. 79 Конституции, согласно которой Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Принятие государственной программы в сфере защиты государственных секретов осуществляется в целях обеспечения единой государственной политики в данной сфере и направлено на обеспечение национальной безопасности страны.
- утверждает Положение о Межведомственной комиссии по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь и ее состав.
Данное полномочие получило дальнейшее закрепление в Указе Президента Республики Беларусь от 05.02.1999 № 81 (ред. от 28.05.2008), «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь» [39](вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь» [40]).
- создает, упраздняет и реорганизует уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2003 № 221 «Об уполномоченном государственном органе по защите государственных секретов» данным уполномоченным органом определен Комитет государственной безопасности Республики Беларусь [41].
- утверждает Перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам [42].
Перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов» [43].
- ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Беларусь о защите государственных секретов.
Данное полномочие Президента легитимизировано в п. 20 ст. 84 Конституции – Президент: «ведет переговоры и подписывает международные договоры…».
[...]
3 Актуальные проблемы правовой охраны государственной тайны в Республике Беларусь и пути их разрешения
3.1 Основные проблемы правовой охраны государственной тайны в Республике Беларусь
Сегодня в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (СНГ) представлены различные модели законодательного регулирования институтов тайн со своим предметом и понятийным аппаратом. Это законы: «О государственной тайне» (в Азербайджанской Республике, Республике Молдова, Российской Федерации и Украине); «О государственной и служебной тайне» (в Республике Армения); «О государственных секретах» (в Республике Беларусь, Казахстане и Таджикистане) и законы «О защите государственных секретов» (в Кыргызской Республике, Туркменистане и Республике Узбекистан), отличающиеся, прежде всего, своим понятийным аппаратом и предметами правового регулирования.
[...]
3 Актуальные проблемы правовой охраны государственной тайны в Республике Беларусь и пути их разрешения
3.1 Основные проблемы правовой охраны государственной тайны в Республике Беларусь
Сегодня в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (СНГ) представлены различные модели законодательного регулирования институтов тайн со своим предметом и понятийным аппаратом. Это законы: «О государственной тайне» (в Азербайджанской Республике, Республике Молдова, Российской Федерации и Украине); «О государственной и служебной тайне» (в Республике Армения); «О государственных секретах» (в Республике Беларусь, Казахстане и Таджикистане) и законы «О защите государственных секретов» (в Кыргызской Республике, Туркменистане и Республике Узбекистан), отличающиеся, прежде всего, своим понятийным аппаратом и предметами правового регулирования.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) учреждена на постсоветском пространстве как организация военно-политического сотрудничества (2002). Государства-члены ОДКБ принимают меры по развитию договорно-правовой базы, регламентирующей функционирование системы коллективной безопасности, по гармонизации национального законодательства в вопросах обороны, военного строительства и безопасности. Защита государственной тайны является как важной самостоятельной функцией каждого государства, так и совместной задачей, решаемой всеми государствами-членами ОДКБ [54]. Укрепление национальной безопасности требует сегодня комплексного развития научного потенциала, восстановления полного научно-производственного цикла ― от фундаментальных научных исследований до внедрения достижений прикладной науки в производство. Важным звеном научно-производственного цикла является сохранение конфиденциальности приоритетной информации, включая государственную тайну, что актуализирует задачи совершенствования ее правовой защиты.
Программой деятельности Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по сближению и гармонизации национального законодательства государств-членов ОДКБ на 2016–2020 гг. предусмотрена разработка Модельного закона ОДКБ «О государственной тайне».
Институт государственной тайны, очевидно, имеет публично-правовой и ограничительный характер, он ограничивает основные конституционные права и свободы граждан. В силу этого представляется, что правовая легализация института государственной тайны должна осуществляться нормативными актами, имеющими высшую юридическую силу. Разработчики названного законопроекта исходят из постулата о том, что общественные отношения по поводу защищаемых сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства, являются разновидностью конституционных правоотношений.
В целях усиления системообразующей роли самого закона о государственной тайне и большей системности правового регулирования ее оборота, предлагается придание Модельному закону ОДКБ «О государственной тайне» (как базовому) статуса органического (конституционного) закона.
Регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением защиты государственной тайны, в государствах-членах ОДКБ имеет свои исторические корни.
Сегодня в государствах-членах ОДКБ представлено четыре (фактически пять) моделей законодательного регулирования засекречиваемой государством информации (таблица).
Правовая категория «государственная тайна», как объект защиты, представлена в национальных законодательствах всех шести государств-членов ОДКБ. Воспринимая в целом трехуровневое деление засекречиваемой информации по степеням секретности, Национальные законодательства государств-членов ОДКБ отводят для сведений, являющихся государственной тайной, два ограничительных грифа: «особой важности» и «совершенно секретно», а нижний гриф «секретно» применяется для обозначения сведений, составляющих служебную тайну.
При этом различаются и установленные национальными законами государств-членов ОДКБ сроки засекречивания различных категорий сведений.
Гармонизация национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности является одним из направлений уставной деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и важнейшей задачей законотворческой деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ (ПА ОДКБ). В рамках ОДКБ действует Соглашение о взаимной сохранности государственных секретов. Рекомендации по сближению национального законодательства по вопросам защиты государственной тайны стали одним из первых законодательных актов, принятых ПА ОДКБ.
Проект модельного закона ОДКБ «О государственной тайне» разрабатывается в соответствии с Программой деятельности ПА ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2016–2020 гг. Головным разработчиком выступает Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук в содружестве с Институтом национальной безопасности Республики Беларусь. Первая рабочая версия законопроекта представлялась на Экспертно-консультативном совете при Совете ПА ОДКБ в ноябре 2016 г.
По материалам работы вышел в свет ряд публикаций. Постоянная комиссия по вопросам обороны и безопасности ПА ОДКБ 20 апреля 2017 г. одобрила проведенную работу по разработке законопроекта и приняла решение направить проект модельного закона ОДКБ «О государственной тайне» в парламенты государств – членов ОДКБ для получения экспертных заключений.
[...]
Заключение
1. Исторический опыт свидетельствует, что институт государственной тайны имеет более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд, и на различных этапах становления белорусской государственности в понятие «института государственной тайны» и его роли (места) в государстве вкладывалось различное значение. Законодательное регулирование в сфере защиты секретов является важным элементом государственного суверенитета. Законодательство о государственной тайне является своеобразной границей между закрытостью информации, гарантирующей безопасность государства, и свободой доступа к открытой информации. Рамки, принципы и уровень законодательного закрепления института государственной тайны являются показателями развитости правовой системы государства. В обсуждаемой сфере требуется максимальная правовая определенность не только с точки зрения публичных интересов, но и с точки зрения защиты индивидуальных прав и свобод. В силу сказанного законодательное регулирование института государственной тайны требует глубокого теоретического осмысления. Подводя итог в анализе законодательства о государственной тайне и случаев его практического применения, следует еще раз отметить, государственная тайна – центральная категория государственного суверенитета. Исходя из выделенных признаков и особенностей сведений, составляющих государственную тайну, определение понятия «государственная тайна» можно сформулировать следующим образом: «государственная тайна – это сведения в различных областях национальной безопасности Республики Беларусь, защищаемые государством в соответствии с законодательством Республики Беларусь, имеющие гриф секретности, доступ к которым ограничен законодательными актами, разглашение или утрата которых может нанести тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь».
[...]
Заключение
1. Исторический опыт свидетельствует, что институт государственной тайны имеет более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд, и на различных этапах становления белорусской государственности в понятие «института государственной тайны» и его роли (места) в государстве вкладывалось различное значение. Законодательное регулирование в сфере защиты секретов является важным элементом государственного суверенитета. Законодательство о государственной тайне является своеобразной границей между закрытостью информации, гарантирующей безопасность государства, и свободой доступа к открытой информации. Рамки, принципы и уровень законодательного закрепления института государственной тайны являются показателями развитости правовой системы государства. В обсуждаемой сфере требуется максимальная правовая определенность не только с точки зрения публичных интересов, но и с точки зрения защиты индивидуальных прав и свобод. В силу сказанного законодательное регулирование института государственной тайны требует глубокого теоретического осмысления. Подводя итог в анализе законодательства о государственной тайне и случаев его практического применения, следует еще раз отметить, государственная тайна – центральная категория государственного суверенитета. Исходя из выделенных признаков и особенностей сведений, составляющих государственную тайну, определение понятия «государственная тайна» можно сформулировать следующим образом: «государственная тайна – это сведения в различных областях национальной безопасности Республики Беларусь, защищаемые государством в соответствии с законодательством Республики Беларусь, имеющие гриф секретности, доступ к которым ограничен законодательными актами, разглашение или утрата которых может нанести тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь».
2. Государственная тайна – такая информация, которая является предметом специальной защитной классификации, находящаяся под государственной протекцией, поскольку ее разглашение способно нанести вред национальным интересам и безопасности. Государственные секреты могут подразделяться на различные категории, выделяемые компетентными органами. Государственная тайна традиционно рассматривается как инструмент обеспечения безопасности государства. Сведения, составляющие государственную тайну, защищаются от несанкционированного распространения с целью предупреждения нанесения ущерба национальной безопасности. Это, в первую очередь, вопросы безопасности государства, обороны, экономики и военного строительства, приоритетных научных исследований и др. Государственная тайна — непростое и достаточно противоречивое социально-правовое явление. Это часть информации, которая изъята из свободного оборота. Как объект защиты государства, тайна выступает в роли политико-правовой категории. Государственная тайна является, по своей природе, одним из существенных элементов в механизме властвования, имеющим определенный политический оттенок, представляющим собой непременный атрибут реализации государственно-властных полномочий.
3. В настоящий момент в органах внутренних дел (ОВД) отсутствуют нормативные правовые акты, позволяющие в полной мере реализовать механизм допуска рассматриваемой категории граждан к государственным секретам в соответствии с требованиями законодательства о госсекретах. Например, нормативные акты, определяющие перечень должностных лиц ОВД, уполномоченных принимать решения о допуске к государственным секретам, форму документа, отражающего решение ОВД, осуществляющего ОРД, о предоставлении гражданину допуска к государственным секретам, основания, форму и срок действия допуска, ограничение прав и компенсационные выплаты в связи с предоставлением допуска. Существенным при исследовании заявленной проблемы является факт отсутствия изменений и дополнений законодательства о государственных секретах, которые позволили бы устранить выявленные пробелы в ст. 71 «Внесение изменений и дополнений в некоторые законы» Закона об ОРД. Таким образом, для решения выявленных выше проблем и реализации новации ч. 5 ст. 10 Закона об ОРД в соответствии с законодательством о государственных секретах целесообразно внести изменения в обозначенные выше статьи Закона о госсекретах, порядок предоставления допуска гражданам к государственным секретам, ведомственные нормативные правовые акты органов внутренних дел, регулирующие условия и порядок привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству.
4. Исследование института государственной тайны актуально не только для уяснения вопроса, какая же именно информация охраняется законом, но и для определения степени открытости государства перед своими гражданами и мировым сообществом. Закрепление государственной тайны в качестве объекта конституционно-правового регулирования имеет основополагающее значение в выстраивании механизма обеспечения ее защиты отраслевыми нормами. Конституционный уровень правового регулирования института государственной тайны обусловлен, с одной стороны, его повышенной важностью для обеспечения интересов государства и общества в целом, а с другой стороны — необходимостью ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в целях защиты государственной тайны.
В целом же можно сказать, что построение правового государства невозможно без установления взвешенного правового режима всем видам информации, соблюдения точного баланса между открытостью общества и интересами сохранности информации экономического, служебного и личного характера. Системы управления, это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
[...]
[...]
1 Кузнецов, И. Н. История государства и права Беларуси : пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Н. Кузнецов, В. А. Шеокопляс. – Минск : Тесей, 2004. – 320 с.
2 Соколова, О. С. Институт государственной тайны в российском законодательстве / О. С. Соколова // Современное право. – 2003. – № 11. – С. 14–17.
3 Посольский приказ [Электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Посольский_ приказ.
4 Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации : учеб. пособие / под общ. ред. М. А. Вуса, А. В. Федорова. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2003. – 610 с.
5 Гатагонова, Р. М. Становление и развитие института защиты государственной тайны в России / Р. М. Гатагонова // Бизнес в законе. – 2010. – № 5. – С. 116–118.
6 Фатьянов, A. A. Тайна как социальное и правовое явление, ее виды / А. А. Фатьянов // Государство и право. – 1998. – № 6. – С. 5–14.
7 Фатьянов, A. A. Проблемы формирования института служебной тайны в отечественном праве / А. А. Фатьянов // Государство и право. – 1999. – № 4. – С. 14–22.
8 О государственных секретах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 19 июля 2010 г., № 170-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
9 Ноздрина Н.А. Понятие тайны, ее виды и место в правовой системе // Закономерности и тенденции инновационного развития общества: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 28 января 2019 г.) / в 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2019. – 185 с.
10 Государственная тайна [Электронный ресурс] / Академика, словари и энциклопедии. – Режим доступа: https://constitutional_law.academic.ru/263/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A3%D0%94%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%A2%D0%90%D0%99%D0%9D%D0%90.
11 Classified information [Electronic resource] / Wikipedia, The Free Encyclopedia. – Mode of access: https://en.wikipedia.org/wiki/Classified_information. – Date of access: 24.01.2024.
12 Government security classifications; may, 2018 [Electronic resource] / UK government services and information. – Mode of access: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/715778/May-2018_Government-Security-Classifications-2.pdf. – Date of access: 24.01.2024.
13 «Law on Guarding State Secrets» [Electronic resource] / The State Council of The People’s Republic of China. – Mode of access: http://www. english.gov.cn/banshi/2005-08/21/content_25096.htm. – Date of access: 24.01.2024.
14 Мазуров, В. А. Тайна: государственная, коммерческая, банковская, частной жизни. Уголовно-правовая защита : учеб. пособие / В. А. Мазуров ; под науч. рук. д-ра юрид. наук, проф. С. В. Землюкова. – М. : Дашков и К, 2003. – 156 с.
15 Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь «О защите персональных данных» / А.А. Гаев, В.И. Диско, С.В. Задиран, и др. – Режим доступа: https://cpd.by/pravovaya-osnova/metodologicheskiye-dokumenty-rekomendatsii/postatejnyj-kommentarij-k-zakonu-respubliki-belarus-o-zashhite-personalnyh-dannyh/.
16 Александрова, В. Д. Государственная тайна как объект публично-правового регулирования / В. Д. Александрова // В зеркале права - 2022 : Сборник научных трудов. Том Выпуск 4. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 32-36.
17 Соколова, Е. А. Государственная тайна / Е. А. Соколова // Правовая реформа. – 2022. – № 2. – С. 68-70.
18 Векленко В.В. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 500 с.
19 Иванов Н. Г. Уголовное право. Особенная часть в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 241 с.
20 Рыжова О. А. Правовой режим государственной тайны // Молодой ученый. 2020. - № 27 (317). - С. 297-301
21 Морозов Ю. В. Особенности допуска специальных субъектов к сведениям, составляющим государственную тайну // Журнал российского права. 2018. № 7. С. 123–131.
22 Ермолович Я. Н., Честнов Н. Е. О некоторых вопросах использования органами военной прокуратуры и военными следственными органами сведений, составляющих государственную тайну, при расследовании уголовных дел // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 6. С. 18–25.
23 Official secrets act, 1911 [Electronic resource] / UK government services and information. – Mode of access: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Geo5/1-2/28/contents. – Date of access: 24.01.2024.
24 Nazi Germany [Electronic resource] / Wikipedia, The Free Encyclopedia. – Mode of access: https://en.wikipedia.org/wiki/Nazi_Germany. – Date of access: 24.01.2024.
25 Security Service of the Reichsführer-SS [Electronic resource] / Wikipedia, The Free Encyclopedia. – Mode of access: https://en.wikipedia.org/wiki/Sicherheitsdienst. – Date of access: 24.01.2024.
26 Reich Main Security Office [Electronic resource] / Wikipedia, The Free Encyclopedia. – Mode of access: https://en.wikipedia.org/wiki/Reich_Main_Security_Office. – Date of access: 24.01.2024.
27 Об информации, информатизации и защите информации: Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., №455-З // ЭТАЛОН – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
28 Информационное право : электронный учебно-методический комплекс для специальности: 1-24 01 02 «Правоведение» / БГУ, Юридический фак., Каф. конституционного права ; сост.: М. С. Абламейко, А. К. Савостикова. – Минск : БГУ, 2021. – 99 с.
29 Дворецкая, Е. С. Правовая защита государственной тайны в ФРГ и РФ: сравнительный аспект / Е. С. Дворецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 174-175.
30 Бартош, А. А. Основы международной безопасности. Организации обеспечения международной безопасности: учебное пособие для вузов / А. А. Бартош. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 320 с.
31 Климова, А.С. Обеспечение Британской национальной безопасности от Д.Кэмерона к Т. Мэй: стратегии и реалии / Климова А.С. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология Т.20. – 2018 г. – №4. – С. 578 – 594.
32 Комплексный обзор оборонной и внешней политики Великобритании до 2030 года [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://assets.publishing.service.gov.uk/governm ent/uploads/system/uploads/attachment_data/file/ 975077/Global_Britain_in_a_Competitive_Age- _the_Integrated_Review_of_Security__Defence_ _Development_and_Foreign_Policy.pdf.
33 Исполнительный приказ Президента США от 17.04.1995 № 12958. Режим доступа: http://www.fas.org/sgp/ clinton/eo12958.html.
34 Шоев, Ш. Р. Правовые вопросы обеспечения режима секретности в Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ / Ш. Р. Шоев // Вестник военного права. – 2019. – № 2. – С. 77-86.
35 Как закон о защите данных в Китае сработал против технологических компаний https://www.forbes.ru/biznes/439513-kak-zakon-o-zasite-dannyh-v-kitae-srabotal-protiv-tehnologiceskih-kompanij
36 О проверке на благонадёжность: закон ФРГ от 20.04.1994. Режим доступа: policy.mofcom.gov.cn/intlaw/ozstate_ en.aspx.
37 О чиновниках: закон ФРГ от 01.09.1957. Режим доступа: www.sadaba.de/GSBI_BRRG.html.
38 Противодействие терроризму: организация и правовое регулирование: электронный учебно-метод. комплекс / сост. А. А. Загорнов – Брест: Изд-во БрГУ имени А. С. Пушкина, 2022. – 280 с.
39 Сидорова, А. В. Дефиниция "государственная тайна" в странах СНГ: сравнительно-правовое исследование / А. В. Сидорова // Сибирский антропологический журнал. – 2022. – Т. 6, № 1. – С. 256-263.
40 Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь :Указ Президента Респ. Беларусь, 05 фев. 1999 г., №81 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
41 О Межведомственной комиссии по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь: Положение Респ. Беларусь, 05 фев. 1999 г., №81 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
42 Об уполномоченном государственном органе по защите государственных секретов: Указ Президента Респ. Беларусь, 02 июн. 2003 г., №221 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
43 Об утверждении Перечня государственных органов и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите: Указ Президента Республики Беларусь от 9 июля 2003 г. № 300 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
44 О некоторых вопросах в сфере государственных секретов: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 фев. 2011 г., №68 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
45 О некоторых вопросах передачи другим государствам сведений, составляющих государственные секреты: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 03 дек. 2004 г., №1541 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
46 О порядке доступа к государственным секретам иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за границей: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 июн. 2006 г., №389 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
47 Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г., 22 февр.2022 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 62 с.
48 Об органах государственной безопасности Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 390-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
49 О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел, связанных с государственными секретами: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. № 28 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
50 Хозяйственный Процессуальный Кодекс Республики Беларусь 219-З от 15.12.1998 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
51 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 275-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
52 Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
53 Уголовное право. Особенная часть: практикум / Д.А. Безбородов, А.В. Зарубин, Р.М. Кравченко, Д.Ю. Краев, М.А. Любавина, Ю.В. Морозова, А.Н. Попов, П.В. Федышина, Р. Д. Шарапов; под общ. ред. А. Н. Попова. – Санкт-Петербург: Санкт Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2020. – 175 с.
54 Устав ОДКБ // Парламентская Ассамблея ОДКБ: Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://paodkb.ru.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
В работе также имеется презентация, выполненная в MS PowerPoint.
В работе также имеется речь к презентации, выполненная в программе MS Word.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты