Развитие местного самоуправления в Республике Беларусь
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Развитие местного самоуправления в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Правоведение»
2017
251.00 BYN
Развитие местного самоуправления в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
Поделиться
Введение
1 История развития местного самоуправления в Беларуси
1.1 Формирование местного самоуправления в Беларуси в X-XIII веках
1.2 Влияние магдебургского права на институт самоуправления в Великом княжестве Литовско
1.3 История развития местного самоуправления Беларуси в период нахождения в составе Российской Империи
2 Местное самоуправление и управление Беларуси в советский период
2.1 Советы народных депутатов БССР
2.2 Реформы местного самоуправления после 1991 года
3 Становление местного самоуправления в Республике Беларусь
3.1 Теории местного самоуправления
3.2 Правовая природа и конституционные гарантии местного самоуправления
3.3 Соотношение местного самоуправления и государственной власти в Республике Беларусь
3.4 Сравнительный анализ местного самоуправления Беларуси, России и Германии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государство реализует круг своих широких функций на региональном уровне с помощью органов местного управления и самоуправления – это исполнительными и распорядительными органами, местными Советами депутатов, органами территориального общественного самоуправления и с помощью отдельных форм непосредственной демократии (местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах).
Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь – это один из важнейших элементов правового демократического государства и гражданского общества, который выступает гарантом стабильности и прогресса.
Если анализировать практику зарубежных государств, главной целью органов региональной власти является решение широкого круга повседневных, насущных вопросов по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности населения соответствующей территории.
В Республике Беларусь процесс реформирования местного управления и самоуправления затруднено и протекает сложно. Реформирование местного управления и самоуправления остается, на сегодняшний день, одной из главных проблем развития государственности в Республике Беларусь.
Необходимо помнить, что в последнее время несколько увеличился интерес и внимание к данной проблеме, т. к. становится все более очевидным, что без реформирования местного управления и самоуправления, а также установления полновластия, местной власти не справиться с многочисленными проблемами, возникающих на местах. От работы местного управления и самоуправления зависит качество жизни населения, с ее деятельностью люди сталкиваются практически ежедневно, тем самым исчезнет иллюзия, что только центр способен разрешить все коллизии, возникающие на местном уровне.
Проблема формирования и создания национальной эффективной модели местного самоуправления является характерной для всех стран, однако цивилизованный мир уже накопил значительный практический опыт в решении данных вопросов. Кроме того обсуждения о повышении качества деятельности представительных органов власти (муниципальные собрания, советы, комитеты и т. д.), соответствующих органов управления (местная администрация), местных референдумов, собраний (сходов граждан, иных форм демократизации принятия управленческих решений), а также органов территориального общественного самоуправления населения, продолжаются.
В настоящее время очевиден тот факт, что путь к конституционному строю, правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное управление и самоуправление. Именно в связи с этим и была выбрана тема дипломной работы «Развитие местного самоуправления в Республике Беларусь».
1 История развития местного самоуправления в Беларуси
1.1 Формирование местного самоуправления в Беларуси в X-XIII веках
Современная территория Республики Беларусь на протяжении времени с середины XIII века и до середины XVI в. находилась в составе Великого княжества Литовского (далее – это ВКЛ), Русского и Жемайтского. Изначально в состав ВКЛ входила только северо-западная часть белорусских земель, но в дальнейшем, в ходе присоединения к ВКЛ других, прилегавших к ней земель, постепенно в его состав входят практически вся территория сегодняшней Беларуси.
Именно в период вхождения белорусских земель в состав ВКЛ происходит формирование белорусской народности, начинает развиваться самостоятельно белорусский язык, происходит процесс уравнивание материальной и духовной культуры белорусского народа.
Период времени Х-ХIII в. можно считать наиболее важным в формировании белорусского общества в целом, его культуры, материальных и духовных ценностей.
При рассмотрении развития местного самоуправления на территории Беларуси в данный период необходимо обратить внимание на одно очень существенное обстоятельство, которое касается деятельности вече или народного схода в государствах-княжествах, его происхождения, полномочий и взаимодействия с другими органами и учреждениями власти. Дело в том, что в юридической и исторической литературе данный институт власти не редко относится к органам самоуправления, а его деятельность напрямую связана с взаимоотношениями с княжеской властью, которая рассматривается в качестве государственного начала в государствах-княжествах. Анализ функционирования института вече в государствах-княжествах, существовавших на территории Беларуси в Х-ХІІІ веках, в том числе в Великом Новгороде, Пскове, Киеве и других городах позволяет утверждать, что институт вече имел «двойную» природу. С одной стороны, вече действовало как классический орган государства, который имел ряд властных прав: решение вопросов войны и мира, законодательства, заключения договоров, осуществления правосудия. С другой стороны, по характеру и по порядку организации своей деятельности, по организации своих полномочий, вече сохраняло «классические» элементы самоуправления, которые были характерны родоплеменной организации власти первобытного общества [47, с.4].
Наличие вече имели, в данный период, такие города как Витебск, Друцк, Полоцк и Туров. Собиралось вече обычно на торговой площади, возле собора или в других значимых местах по инициативе князя, княжьей рады или группы свободных людей. Все решения на вече принимались большинством голосов, о чем можно было судить по силе возгласа «Любо» и «Не любо» [46, с. 17].
2 Местное самоуправление и управление Беларуси в советский период
2.1 Советы народных депутатов БССР
После Октябрьской революции была создано своё направление для развития местного и областного самоуправления. Создание народного самоуправления В.И. Ленин было направлено на:
− ликвидацию буржуазной государственной машины;
− переход власти в руки трудящихся;
− привлечение народных масс к управлению делами общества и государства.
Данная концепция самоуправления, обогащенная и переработанная относительно разных периодов развития общества, лежала в основе становления системы органов самоуправления на протяжении всего существования СССР.
Социалистическое самоуправление отражало все черты и особенности исторического этапа развития советского общества. Характеризуя сущность социалистического самоуправления, подчеркивалось, что данная власть всего советского народа, которая не знает ограничений.
Деятельность местных Советов в период существования СССР всегда рассматривалось в тесной связи с Коммунистической партией. В системе самоуправления народа партия действовала как политический руководитель, представляя основу, необходимость. Об этом говорилось в Конституции БССР 1978 г.
Общая характеристика самоуправления в советский период позволяет поднимать и решать вопрос о месте Советов в данной системе.
Советы народных депутатов (по Конституции БССР 1978 года) являлись главным звеном социалистического самоуправления народа. Народ осуществляет государственную власть непосредственно через представительные органы – Советы народных депутатов, составляющие политическую основу БССР [15].
Самоуправление советского народа в границах общенародного государства через Советы осуществлялась на основе демократической избирательной системы. Выборы депутатов во все Советы являлись всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании. Выборы в Советы рассматривались как одна из форм непосредственной демократии, проявление народного самоуправления [46, с. 28].
История развития Советов народных депутатов с 1917 года, отмечает тот факт, что Советы не могли действовать в полную силу, не могли целиком реализовать идею самоуправления, идею участия широких народных масс в жизни общества. Это происходило из-за того, что ведущей силой социалистического самоуправления была Коммунистическая партия. Только Коммунистическая партия давала точное направление процессу развития и
3 Становление местного самоуправления в Республике Беларусь
3.1 Теории местного самоуправления
Теории о местном самоуправлении получили своё развитие в первой половине XIX в. на основе мнений о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органов власти в условиях демократического государства и самодержавия. Местное самоуправление, которое предполагает относительную упорядоченность и самостоятельность, заслужило внимания различных политических сил и движений, выгодным девизом в борьбе за власть. С ним связано ряда реформ, проведённых в XVIII-XIX вв.
Среди зарубежных ученых не малый вклад в развитие теории местного самоуправления внесли Токвиль, Гнейст, Штейн, Лабанд. Отечественной науке известны такие имена, как Васильчиков А.В., Безобразов В.П., Коркунов К.М., Чичерин Б.Н., Свешников М.И., Градовский А.Д., Михайлов Г.С., Лазаревский Н.И.
У каждого учёного был свой подход к определению числа теорий о местном самоуправлении.
Лазаревский Н.И. полагал про существование четырех теории самоуправления: теория свободной общины; хозяйственная и общественная теория самоуправления; самоуправляющаяся единица, как юридическое лицо; политические [19, с. 60].
Михайлов Г.С. определял три теории самоуправления: хозяйственную и общественную; государственную; политические [28, с. 19].
Фадеев В.И. указывал на пять теорий самоуправления: теория свободной общины; общественная теория самоуправления; государственная теория самоуправления; теория дуализма муниципального управления; теория социального обслуживания [50, с. 45].
Теория свободной общины основывалась на идеи естественного права и была разработана немецкими учеными в начале XIX века. Цель данной теории была направлена на обоснование необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически является предшественницей государства. Последнее появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам. В догосударственный период община является независимой, самостоятельной единицей в решении любых задач. Она была свободна от любого внешнего влияния. Сторонники теории свободной общины настаивали на позиции независимости общины от государства.
Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30-40-х гг. XIX в. В Конституции Бельгии 1831 г. была специальная статья об общинном управлении. Именно в данной Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и общинная (муниципальная) власть.
Хотя на практике данный подход не увенчался успехом. Такие ученые, как Н.И. Лазаревский, считали теорию свободной общины несостоятельной и
Заключение
В период развития белорусской государственности на протяжении Х-ХІІІ вв. начинают действовать определенные самоуправленческие начала, проявляющиеся в деятельности вече (народного собрания), общинных органов самоуправления (крестьянских сходов и старцев). Предоставление белорусским городам ВКЛ магдебургского права, т.е. права на самоуправление на протяжении времени ХV-ХVI вв. сыграло огромную роль в развитии государства. Магдебургское право послужило росту в общественном сознании горожан, которые начали стремиться к установлению демократических форм в решении городских проблем. Земства, за короткий срок существования в Беларуси внесли не малый вклад в поднятие уровня народного образования, охраны здоровья, организации и развития агрономии, статистики и в иные направления деятельности. В данном случае уместно считать, что институт земств как форма организации местной хозяйственной и политической жизни, кроме своих недостатков, имеет и историческую перспективу.
В советский период местные Советы депутатов как органы местного самоуправления БССР развивались на протяжении всего времени своего существования. Обладая положительными качествами и решая важнейшие вопросы местной жизни, они, в тоже время, во многом играли декоративную роль, что обуславливалось всевластием партийного аппарата. На протяжении долгого времени становление современной системы местного самоуправления в Республике Беларусь не было простым и последовательным. На сегодняшний день широко обсуждаются вопросы реформирования для ещё большего и лучшего развития местного самоуправления в Республике Беларусь.
Учёные по-своему видят происхождение местного самоуправления. Каждый из них выдвигает своё видение местного самоуправления. Изучением проблематики этого вопроса занимались классики теории местного самоуправления Р. Гнейст и Л. Штейн, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский. Анализируя концепцию Р. Гнейста, целесообразно бы было ввести в ст. 5 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а именно в ст. 2.3 дополнение: проводят опросы, в том числе анонимные местного населения и на местах о работе должностных лиц и их сотрудниках. Данное дополнение позволило бы создать более точную статистику работы местного самоуправления, а также способствовало бы стабильному росту и усовершенствованию деятельности местного самоуправления.
Создание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления является хорошим приоритетом к централизации власти, но необходимо ужесточить контроль за деятельностью данного органа, т.к. радикальный поворот, как к централизации, так и к децентрализации приведет к неблагоприятным последствиям для развития нашей страны. Жесткий контроль позволит предотвратить появление абсолютизации и верховной роли государства через централизованную административно-командную систему
1 Аргучинцев, Г.К. История государства и права Республики Беларусь / Г.К. Аргучинцев. – Мн.: БГУ, 2002. – 146с.
2 Архив сообщений пресс-службы Президента Республики Беларусь от 15-19 мая за 2006 год. – Совещание по вопросу приближения власти к народу.
3 Батычко, В.Т. Муниципальное право: конспект лекций / В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. – 102 с.
4 Василевич, Г.А. Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Мн.: Право и экономика, 2008. – 166 с.
5 Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник / Н.И. Глазунова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 632 с.
6 Декларация съезда депутатов Советов депутатов. Резолюция съезда депутатов Советов депутатов 30.09.2000. – Мн.: Рэспубліка, 2000. – С. 1-2.
7 Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы 15 окт. 1985 г.). // Вестн. Канст. Суда Рэсп. Беларусь. - 2003. – № 2. – С.76–81.
8 Заможных, Е.А. Муниципальная элита в системе местного самоуправления в современной России: дис. кан-а полит. наук: 23.00.02 / Е.А. Заможных; ГОУ ВПО «Ставропольский гос. ун-т». – Ставрополь, 2009. – 155 с.
9 Змачинская, Г.Н. Местное самоуправление в Республике Беларусь : формы, система органов, их компетенция / Г.Н. Змачинская // Весн. Канст. Суда Рэсп. Беларусь. – 2003. – № 2. – С. 69–74.
10 Иванов, И. Европа регионов. Международные экономические и международные отношения / И. Иванов. // Мировая экономика и международные отношения. –1997. – № 9. – С. 5-19.
11 Карамышев, А.В. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 фев. 1991 / А.В. Карамышев. – Мн.: Информационно-правовое агентство «Регистр», 2001. – 183 с.
12 Кодавбович, В.А. Правовые проблемы реформирования местного управления и самоуправления в Беларуси / В.А. Кодавбович. – Мн.: Веды, 2001. Ч.1. Общая характеристика принципов местного управления. – 43 с.
13 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
14 Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: офиц. текст. – М.: Юрист, 2005. – 56 с.
15 Конституция (Основной Закон) БССР 1978г. – Мн.: Беларусь, 1989. – 47с.
16 Коркунов, Н. М. Русское государственное право. Т. 1: Введение и общая часть / Коркунов Н. М. - 7-е изд., без перемен; под ред. и с доп. приват-доц. С.-Пет. ун-та З. Д. Авалова, М. Б. Горенберга, К. Н. Соколова. - Спб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1909. - 623 с.
17 Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов; [сост., автор вступ. ст., коммент. А.Н. Медушевский]. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 520 с.
18 Кутас, Р.А. История государства и права Беларуси / Р.А. Кутас. – Мн.: Веды, 2004. – 148 с.
19 Лазаревский, Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. 2. Административное право. Ч. 1. Органы управления / Н.И. Лазаревский. - СПб.: тип. АО "Слово", 1910. – 276 с.
20 Лаптева, Л.Е. Земские учреждения в России / Л.Е Лаптева. – М.: Наука, 1993. – 156 с.
21 Мартынов, М. Ю. Природа местного самоуправления и проблема его политической поддержки: дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.02 / М.Ю. Мартынов; Сургутский гос. ун-т. – М., 2003. – 437 с.
22 Мархотко, Е. И. Проблемы совершенствования основных форм и моделей организации местного управления и самоуправления в Республике Беларусь / Е.И. Мархотко // Государственное управление и право. – 2007. – №1. – С.106-109.
23 Матвеев, М. Н. Является ли местное самоуправление в России частью местного государственного управления? / М. Н. Матвеев // Вестник СамГУ. – 2005. – № 4 (38). – С. 66-74.
24 Мельников, А.П. Местное самоуправление: учебное пособие для студ. гуманит. специальностей вузов / А.П. Мельников. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – 223 с.
25 Мельников, А.П. Особенности формирования местного самоуправления в Республике Беларусь / А.П. Мельников // Право и демократия. Сб. научных трудов. – 2001. – №11. – С. 65-80.
26 Местное управление и самоуправление. Основы права: учебник / под ред. Г.Б. Шишко. – Минск, 2009. – С. 125–132.
27 Мисаревич, Н.В. Интеграционные процессы в области самоуправления: нужно ли учитывать исторический опыт? / Н.В. Мисаревич // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство. Материалы междунар. науч. конф., 26-27 окт. 2001 г. – Гродно, 2002. – С. 229 -232.
28 Михайлов, Г.С. Характеристики продуктивной управленческой деятельности / Г.С. Михайлов // Журнал прикладной психологии. – 2001. – №6. – С. 18-24.
29 Мурашко, О.Л. Местное самоуправление как территориальная организация публичной власти и его правовая природа / О.Л. Мурашко // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2003. – №2. – С.65-68.
30 Никитина, М.А. Развитие местного самоуправления в Республике Беларусь / М.А. Никитина // Гуманитарно-экономический вестник. – 2002. – э№ 2. – С.75-83.
31 Николаева, И.В. Система органов самоуправления Беларуси (конец XIX – начало XX вв.) / И.В. Николаева // Прававая рэформа ў Рэспубліцы Беларусь: вопыт, праблемы, перспектывы. Тэзісы дакладаў рэсп. Навук: практ. канф. (24-25 крас. 1997 г.).– Гродна, 1997, – Ч.1. – С. 88-90.
32 Об образовании Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и утверждении Положения о нем от 28 нояб. 2008 г. № 33-СР4/I // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. № 292. – 4/5838.
33 Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления: Указ Президента Российской Федерации от 29 окт. 1993 г. № 1797 // САПП РФ, 1993, № 44, ст. 4197.
34 Об утверждении Положения о председателе областного. Минского городского исполнительного комитета: Указ Президента Респ. Беларусь от 20 нояб. 1995 г., №476 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
35 Об утверждении примерной структуры местных администраций в районах городов: Указ Президента Респ. Беларусь от 27 нояб.1995 г., № 481 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017
36 О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераци»: Федеральный закон от 27 мая 2014 г., № 136-ФЗ: текс по состоянию на 30 мая. – М.: Российская газета, 2014 г. – Федеральный выпуск № 6393 (121). – 45 с.
37 О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 20.02.1991, № 617-XII: ред. от 16.05.2001 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – 2/137.
38 О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 4 января 2010 г., №108-З // Национальный интернет-портал Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 15.11.2016.
39 О проведении реформы органов местного управления и самоуправления: Указ През. Республики Беларусь от 19 сент. 1995, № 383 // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь – 1995. - №27. Ст. – 656.
40 Орепук, Л.А. Самоуправление в средневековой Белоруссии / Л.А. Орепук // Вестник Молодежного научного общества. – 2001. – № 2. – С. 40-44.
41 О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 9 окт. 1993 г. № 1617: текст по состоянию на 6 ноября 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации– 1993. - №41.
42 Осмоловский, В.В. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь: учебное пособие / В.В. Осмольский. – М.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999. – 98 с.
43 Сайфутдинова, Р. Ф. Соотношение государственной власти и местного самоуправления / Р.Ф. Сайфутдинова // Гос. власть и местн. самоуправление. – 2004. – № 2. – С. 3.
44 Самодин, С. В. Основные тенденции и противоречия реформы местного самоуправления в современной России (1993-2007 гг.): автореф. дисс. ... канд. полит, наук: 23.00.02 / С. В. Самодин; МГУ. им. М. В. Ломоносова. – М., 2007. – 24 с.
45 Сапелкин, Е.П. Местное управление и самоуправление: современные технологии, перспективы развития / Е.П. Сапелкин, Т.С. Масловская. – Минск: Изд. центр БГУ, 2006. – 239 с.
46 Сидорчук, В.К. Организация местного самоуправления / В.К. Сидорчук. – Мн.: Амалфея, 2002. – 271 с.
47 Сільчанка, У.І. Гісторыя мясцовага самакіравання на Беларусі: Тэксты лекцый / У.І. Сільчанка, Н.В. Місарэвіч. – Гродна: ГРДУ, 2000. – 54 с.
48 Старцев, Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных страна / Я.Ю. Старцев. – М., Логос, 2005. – 170 с.
49 Статут Вялікага княства Літоўскага 1588 г.: Тэксты. Даведкі. Каментарыі. – Мн.: БелСЭ, 1989. – 573 с.
50 Фадеев, В. И. Муниципальное право России: / В.И. Фадеев. – М.: Юристъ, 1994. - 168 с.
51 Фадеев, В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. – М., Юристъ., 2004. – 559 с.
52 Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Перевод с немецкого / Сост.: Морщакова Т.Г. (Пер.); Редкол.: Барабашев Г.В., Жидков О.А., Ильинский И.П., Калямин Г.П., Страшун Б.А., Туманов В.А., Чиркин В.Е.; Пер.: Балод Р.К., Попова А.А.; Под ред. и со вступ. ст.: Урьяс Ю.П. (Пер.) - М.: Прогресс, 1991. - 472 c.
53 Хлебунова, С. А. Соотношение государственной власти и местного самоуправления в российской федерации / С.А. Хлебунова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2006. – №2. – С. 37-41.
54 Черняк, Э. В. Государственная теория самоуправления в трудах европейских ученых л. Штейна и р. Гнейста / Э.В. Черняк // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №11. – С. 384-396.
55 Чигринов, П.Г. Очерки истории Беларуси: уч. пособие / П.Г Чигринов. – Мн.: Академия МВД, 1997. – 463 с.
56 Шабайлов В.И. Местное самоуправление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития / В.И. Шабайлов // Журнал российского права. – 2002. – №11. – С.136-147.
57 Эсмантович, Е.И. Правовой статус местного самоуправления / Е.И. Эсмантович // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2014. – № 5 (86). – С.103-108.
58 Юхо, Я.А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі: Вучэбны дапаможнік / Я.А. Юхо. – Мн.: Універсітэцкае, 1992. – 270 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты