Совершенствование поликультурной личности учащихся в процессе овладения просодии устной речи(английский язык)
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Совершенствование поликультурной личности учащихся в процессе овладения просодии устной речи(английский язык)»
по дисциплине: «Английский язык»
2018
251.00 BYN
Совершенствование поликультурной личности учащихся в процессе овладения просодии устной речи(английский язык)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Английский язык
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 52 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется следующие приложение:
Текст на английском языке "The Lamb and the Wolf"
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
1.1 Сущность понятия «поликультурная личность»
1.2 Психолого-лингвистические подходы к поликультурной личности
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
3.1 Национальные особенности Британской культуры
3.2 Комплекс упражнений по совершенствованию поликультурной личности
3.3 Экспериментальное обучение
3.3.1 Выявление уровня осведомленности о культурном и этническом многообразии у учащихся 4 класса
3.3.2 Программа поликультурного воспитания учащихся 4 класса средствами английского языка
3.3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость разработки вопросов поликультурного воспитания школьников обусловлена усилением процессов глобализации экономики, возникновением взаимозависимости и взаимовлияния государств, а также поиском и созданием условий для развития личности, ее самореализации в современном мире, который быстро меняется. В процессе поликультурного воспитания формируется представление личности о многообразии культур и их взаимосвязь, воспитывается толерантное отношение к различиям представителей разных культур, прививаются национальные и общечеловеческие ценности, развиваются навыки и умения взаимодействия в современном поликультурном мире на основе толерантности и взаимопонимания и, таким образом, обеспечивается культурно-социальная идентификация личности.
Возрастающий интерес к огромному социолизирующему и воспитательному потенциалу иностранного языка обусловил появление и развитие в теории и методике преподавания ИЯ такого направления, как «языковое поликультурное образование». Именно поликультурное образование учащихся и студентов средствами иностранного языка играет важную роль в процессе их развития, воспитания и культурного самоопределения.
Если говорить о поликультурности как умении вести диалог, понимать человека другой культуры, воспринимать его таким, как он есть, поддерживать его в критической ситуации, а также как о возможности обогащения своей культуры, когда, понимая другого, обогащаешься сам, можно утверждать, что именно поликультурность личности является одним из эффективных средств выразительности языка.
Следует признать, что в устной речи наибольшим выразительным потенциалом обладают просодические явления. Просодические явления характеризуются как совокупность мелодических, динамических и темпоральных (временных) средств оформления речи.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
1.1 Сущность понятия «поликультурная личность»
Поликультурность – это добрососедство культур, их равноценность и уникальность. Развитие уважительного, бережного отношения к чужой культуре, её представителям, ценностям, традициям, языку при сохранении в качестве основы своей культуры [16, с. 258]. А воспитание поликультурной личности в современном образовательном пространстве является одной из важнейших задач педагогики.
Интерес к проблеме воспитания поликультурной личности проявляют и отечественные, и зарубежные исследователи. Каждое из существующих определений, данных учеными, претендует на полноту раскрытия его сущности, подчеркивая различные стороны этого многогранного феномена.
Например, Дж. Бурже считает поликультурной личность, принимающую жизненные образцы, отличающиеся от его собственных, психологически и социально готовую принять различные культурные реальности [33, с. 48].
Российский исследователь Г.Д. Дмитриев первостепенным качествами поликультурной личности считает умение «работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе» [14, с. 29].
Л.В. Колобова, изучая процесс становления личности в поликультурном образовании, выделяет такие её особенные характеристики: интеркультурная коммуникация, интеграция личности в культуру, ее самоидентификация, возможность самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой [17, с. 9].
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
Одним из современных инновационных образовательных средств, с помощью которого формируются поликультурные компетенции учащихся, является модель поликультурного образования, которая реализуется через поэтапное развитие личности от Я-этнического к Я-гражданскому и Я-планетарному. Содержанием поликультурного образования является приобщение учащихся к этнической, национальной и мировой культуре, формирование на этой основе поликультурной картины мира, развитие планетарного сознания. Очевидно, что педагогика поликультурности и толерантности должна пронизывать все ступени системы образования, начиная с младших классов, которые являются важным звеном в непрерывном процессе развития поликультурных качеств личности.
Реализация поликультурного образования предполагает решение следующих задач:
1. Овладение учащимися знаниями о культуре своего народа как условие духовной интеграции в другие культурные миры;
2. Изучение различных культурных моделей через знакомство с религией, традициями, искусством народов своей страны и мира;
3. Формирование убеждений о равенстве всех культур и недопустимости признания какой-либо одной культурной модели;
4. Формирование культуры толерантности как инструмента межкультурного и межнационального общения;
5. Изучение демократических ценностей и на этой основе формирование качеств гражданина страны – Европы – мира;
6. Формирование умений и навыков продуктивного взаимодействия и сотрудничества в полиэтнокультурной среде;
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
3.1 Национальные особенности Британской культуры
В современную эпоху развития лингвистического знания повышается необходимость акцентуации взаимосвязи языка и культуры. Этническая принадлежность неизбежно предопределяет особенности национальной культуры – так, народ, говорящий на каком-либо языке, всегда является носителем «языковой картины мира», содержащей национальные культурные феномены.
Проблема отражения национальной идентичности в художественном творчестве в контексте определения национальных черт общества широко освещена в работе М. К. Поповой «Национальная идентичность и её отражение в художественном сознании» [25].
В данном разделе мы рассмотрим британскую национальная идентичность через отсылку к традиционной детской литературе, что может дать широкое представление об особенностях национально-культурной общности: от традиций и моральных устоев Британского социума, закрепившихся не одно поколение назад, до отдельно взятых черт Британского национального характера и будет соответствовать психолого-педагогическим особенностям учащихся, т.е. рассмотренные образцы культуры мы сможем использовать в нашей практической педагогической деятельности
Лингвокульторология в современном лингвистическом знании находится в процессе своего становления и рассматривается как методология изучения стереотипов национального ха¬рактера. Поскольку культурные единицы того или иного социума находят своё отражение в языке этого социума, изучение культуры возможно на материалах их языковой реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев научно-теоретическую, педагогическую, психологическую и лингвистическую литературу по выбранной теме, мы может сделать вывод.
Поликультурная компетентность подразумевает не только принятие другой культуры как таковой, а избирательное отношение к другой культуре и ее представителям.
Она предполагает: готовность к культурному обмену и взаимному обогащению, способность к взаимному сопереживанию, то есть к пониманию этнического менталитета, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, установление взаимоуважительного диалога.
Воспитание поликультурности – сложный и многогранный процесс. Будущее гражданского общества в Республике Беларусь во многом зависит от его эффективности. Воспитание поликультурной компетентности должно начинаться с раннего школьного возраста, когда психологические характеристики возраста наиболее благоприятны. Педагогический процесс должен строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование поликультурности. Методология обучения поликультурной компетентности основана на знании педагогами особенностей детей, коллектива, взаимоотношений между учащимися и их проявлений в поведении.
При организации работы по воспитанию поликультурной компетентности средствами иностранного языка педагогам необходимо знать и учитывать:
• индивидуальные характеристики каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
• проблемы в отношениях между детьми и их причины;
• культурные особенности окружающей среды;
• национальные и культурные особенности страны, изучаемого языка.
1. Ажмякова, Н.Н. Межкультурное воспитание младших школьников в учебном процессе (на примере обучения иностранному языку): дисс.... канд. пед. наук / Н.Н. Ажмякова. – Ижевск, 2003. – 237 с.
2. Алешко, Н. М. Формирование иноязычной коммуникативной культуры студентов младших курсов (языковой вуз, английский язык): дисс.... канд. пед. наук / Н.М. Алешко. – Минск, 2013. – с.
3. Английский язык. 4 класс. Часть 1 / Л.М. Лапицкая, А.И. Калишевич, Т.Ю. Севрюкова, Н.М. Седунова. – Минск: БГУ, 2014. – 128 с.
4. Баклашкина, М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе / М.В. Баклашина // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 1. – С. 9–13.
5. Белогуров, А. Идея поликультурности в образовательном процессе / А. Белогуров // Высшее образование в России. – 2005. – № 3. – С. 109–112.
6. Бессарабова, И.С. Определения поликультурного образования / И.С. Бессарабова // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12. – С. 478 480.
7. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2001. – № 1. – С. 17–24.
8. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29–36.
9. Бэнкс, Д. Мультикультурное образование: цели и измерения. Новые ценности образования / Д. Бэнкс. – М.: Инноватор, 1996. – № 4. – С. 15-19.
10. Ватэ, Е. Театрализация деятельности в обучении иностранному языку детей от 6 до 14 лет / Е. Ватэ // Раннее языковое образование. – Ижевск: Удмуртский университет, 2001. – С. 42–51.
11. Воробьев, В.В. Лингвокупьтурология / В.В. Воробьев – М.: РУДН, 1997. – 331 с.
12. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А.Н. Джуринский. – М.: Прометей, 2002. – 71 с.
13. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и тперспективы развития / А.Н. Джуринский // Педагогика. – 2002. – № 10. – С. 93–95.
14. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев - М.: Народное образование, 1999. – 208 с.
15. Карасик, В.И Дискурсивная персонология / В.И. Карасик // Язык, коммуникация и социальная среда. – Волгоград: ВГПУ, 2007. – № 5. – С. 78–86.
16. Кириллова, Е.А. Инклюзивная культура как фактор развития поликультурного образования в России / Е.А. Кириллова // Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции (Казань, КФУ, 30 октября 2014 г.) / под ред. Г.Ж. Фахрутдиновой. – Казань: Отечество, 2014. – С. 257–260.
17. Колобова, Л.В. Становление личности школьника в поликультурном образовании: автореферат дис. докт. пед. наук. / Л.В. Колобова. – Оренбург, 2006. – 43 с.
18. Корякина, А.А. О поликультурной языковой личности / А.А. Корякина // Мир науки. – 2016. – № 6. – С. 1–6.
19. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
20. Макаев, В.В. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л Супрунова // Педагогика. – 1999. – №4. – С. 3–10.
21. Малькова, З.А. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. Научное сообщения. / 3.А. Малькова // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 3–10.
22. Палагутина, М.А. Инновационные технологии обучения иностранным языкам / М.А. Палагутина, Серповская И.С. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 156–159.
23. Палаткина, Г.В. Мультикультурное образование в полиэтическом регионе: монография / Г.В. Палаткина. – Астрахань: АГПУ, 2001. – 196 с.
24. Педагогика: учебное пособие / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юлайт, 2011. – 502 с.
25. Попова, М.К. Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании / М.К. Попова. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 170 с.
26. Сыродеева, А.А. Поликультурное образование / А.А. Сыродеева. – М.: МИРОС, 2001. – 192 с.
27. Cысоев, П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка / П.В. Сысоев // Иностранный язык в школе. – 2001. – № 4. – С. 12–15.
28. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. – М.: Слово, 2000. – 624 с.
29. Уфаева, И.Ю. Лингвокультурный типаж Hispanic: автореф. дис. … канд. филол. наук / И.Ю. Уфаева. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2008. – 24 с.
30. Халеева, И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика) / И.И. Халеева. – М.: 1989. – 210 с.
31. Шерр, Е.С. Американская народная песня на уроке английского языка / Е.С. Шерр // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 4. – С. 52–58.
32. Языковая личность. Уровни. Караулов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/stgeneralinguist/azyk-kak-obsestvennoe-avlenie/azykovaa-licnost-urovni-karaulov. – Дата доступа: 07.08.2018.
33. Bourget, J. Development of Polycentric Consciousness: A Model for Multicultural Education / J. Bourget. – N.-Y., 1998. – P. 47–59.
34. Fairclough, N. Analysing Discourse: Textual Analysis for Social Research / N. Fairclough. – London: Routledge, 2003. – 270 p.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 52 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется следующие приложение:
Текст на английском языке "The Lamb and the Wolf"
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты