Глава 1 Неуспеваемость школьников как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие о неуспеваемости школьников
1.2 Психологические и социальные причины неуспеваемости учащихся различных возрастных групп
Список использованных источников
Глава 1 Неуспеваемость школьников как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие о неуспеваемости школьников
Под неуспеваемостью подразумевается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость ученика выражается в слабых навыках чтения, счета, в слабом владении интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной реальности, которое требует разносторонних подходов при ее изучении. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической и социальной запущенности, под которыми понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям и целям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное как с моральной и социальной, так и с экономической позиции. Педагогически запущенные дети нередко бросают школу, пополняют группы риска. [2, с. 234].
Основными показателями социальной запущенности детей являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Показателями педагогической запущенности считаются труднообучаемость, трудновоспитуемость и низкий уровень субъектности ребенка в учебно-познавательной деятельности.
У детей дошкольного возраста это проявляется в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре, несформированности игровой рефлексии. У детей младшего школьного возраста несостоятельность в учении проявляется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность.
1. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. - 160 с.
2. Бабанский, Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сборник статей / под ред. Ю.К. Бабанского. – Ростов-на-Дону, 1972. – 523 с.
3. Бардин, К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться / К.В. Бардин. – М.: Знание, 1980. – С. 24-25
4. Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
5. Блонский, П.П. Школьная неуспеваемость. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 696 с.
6. Блонский, П.П. Школьная успеваемость / П.П. Блонский. – М.: Просвещение, 2001. – 423 с.
7. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. Г. Богданова Т. В. Корнилова. – М.: Роспедагентство, 1994. – 73 с.
8. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с.
9. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 534 с.
10. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. – 326 с.
11. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. - М., 1997. – 528 с.
12. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М., 1986. – 16 с.
13. Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога / Э.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1982. – 338 с.
14. Кумарина, Г.Ф. Индивидуализация, обучения слабоуспевающих школьников /Г.Ф. Кумарина // Сов. педагогика. 1987. – №2. – С. 117.
15. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопро-филактика: учебное пособие / Н.П.Локалова. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
16. Маркова, А.К. Виды отношений школьников к учению / А.К. Маркова. // Сов. Педагогика, 1984. – № 11. – С. 12-23.
17. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова – М.: Академия, 2003. – 448 с.
18. Окунь, В. Введение в общую дидактику / перевод с польского Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. – М., 1990. – 382 с.
19. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / под ред. П. И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 361 с.
20. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова и др; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 336 с.
21. Славина, С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам / С.С. Славина. – М.: Просвещение, 1986. - 217 с.
22. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
23. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 243 с.