Правовое регулирование защиты прав потребителей работ и услуг в РБ
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Правовое регулирование защиты прав потребителей работ и услуг в РБ»
по дисциплине: «Правоведение »
2018
251.00 BYN
Правовое регулирование защиты прав потребителей работ и услуг в РБ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Исковое заявление
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Формы защиты прав потребителей в Республике Беларусь
Поделиться
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РАБОТ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ..
1.1 Понятие потребителя работ и услуг
1.2 Содержание правового регулирования защиты прав потребителей работ и услуг в Республике Беларусь.
2 ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РАБОТ И УСЛУГ
2.1 Судебная защита прав потребителей работ и услуг
2.2 Общественные и иные формы защиты прав потребителей работ и услуг
3 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РАБОТ И УСЛУГ
3.1 Гражданско-правовая защита права потребителей на информацию о работе (услуге) и ее исполнителе
3.2 Гражданско-правовая защита права потребителей на качество и безопасность работы и услуги
3.3 Гражданско-правовая защита права потребителей на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работы и услуги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что в последние годы в Беларуси наблюдается тенденция применения эффективных методов защиты прав потребителей, в частности, работ и услуг. Законодательство Республики Беларусь провозгласило основные права потребителей, что полностью соответствуют международным стандартам в данной сфере. При этом готовность Беларуси защищать потребителей прямо указана в Законе «О защите прав потребителей», установив в нем широкий объем прав потребителя в случае их нарушения, а также механизм их реализации.
Также важно отметить, что защита прав потребителей является актуальной в любое время и для любого государства, т.к. каждый из нас ежедневно сталкивается с тем, что он становится потребителем. При этом не всегда потребителя соблюдаются. Актуальность темы исследования также подтверждается тем, что Республика Беларусь является правовым государством, где защита человека, гражданина, личности (в нашем случае – потребителя) является неотъемлемым условием функционирования правового государства.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения в сфере правового регулирования защиты прав потребителей работ и услуг в Республике Беларусь.
Предмет исследования – гражданско-правовые нормы, регламентирующие правовое регулирование защиты прав потребителей работ и услуг в Республике Беларусь.
Цель дипломной работы – комплексная характеристика правового регулирования защиты прав потребителей работ и услуг в Республике Беларусь.
Для достижения цели дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие потребителя работ и услуг.
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РАБОТ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие потребителя работ и услуг
На сегодняшний день в нашем государстве нет какой-либо целостной концепции развития правоотношений с участием потребителей, которая бы учитывала их специфику и базировалась на глубоком научном подходе.
При этом ключевым понятием в данных правоотношениях является понятие «потребитель».
Обращаясь к истории, отметим, что в дореволюционный период гражданско-правовые нормы о защите прав потребителей не носили какого-либо общего или специального характера. Отправная точка для создания соответствующих законодательных предписаний стала в виде развития понятия «качество» в широком смысле, которое наделено технологическим, правовым, а также социальным содержанием. Именно начиная с XVIII в. стала прослеживаться взаимозависимость качества товара и процесса стандартизации, явившаяся в качестве основного средства регулирования качества товара [31, с. 23].
Изначально понятие «потребитель» («потребление») было лишено всякого содержательного смысла. Оно являлось лишь частью понятийного аппарата экономической теории.
Л. Я. Баранова отмечает, что механизм взаимодействия производства и личного потребления в условиях рынка заключается в том, что потребности, что выносятся на рынок, как бы преломляются через призму рыночных отношений, в результате чего они принимают форму платежеспособного спроса. Именно этот последний вступает уже в непосредственный контакт с товарным предложением, а через него – и самим производством [27, с. 17].
По нашему мнению, следует согласиться с мнением А. Е. Шерстобитовой, которая изучила понятие «потребитель» в соответствии с
2 ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РАБОТ И УСЛУГ
2.1 Судебная защита прав потребителей работ и услуг
Прежде чем перейти непосредственно к судебной защите прав потребителей работ и услуг, отметим, что представляет собой защита прав в целом.
Конституция нашего государства определяет Республику Беларусь как демократическое социальное правовое государство [2, ст. 1].
Демократическое государство – это такое государство, в котором обеспечено народовластие, политический плюрализм, существует местное самоуправление, имеется принцип разделения властей, развиты все формы собственности. Демократическое государство предполагает учет мнения меньшинства.
Ключевым институтом в демократическом государстве являются именно права человека и его свободы. Предусмотренный в белорусском государстве приоритет прав человека проявляется в различных нормах Конституции Республики Беларусь. Так, ст. 2 Основного закона гласит, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства [2].
Республика Беларусь как демократическое и правовое государство обеспечивает ее гражданам защиту и покровительство со стороны государства, так и за его пределами. При этом ст. 10 Основного закона определено, что никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь либо права его изменить.
Обеспечение и защита прав и свобод в Республике Беларусь, согласно ст. 22 Конституции, осуществляются на принципе равенства. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. При этом, как указывает ст. 21 Основного закона,
3 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РАБОТ И УСЛУГ
3.1 Гражданско-правовая защита права потребителей на информацию о работе (услуге) и ее исполнителе
Как уже было отмечено, потребитель работ и услуг наделен широким объем прав. Одним из таких прав является право потребителя на информацию о работе (услуге) и ее исполнителе.
По определению ЮНЕСКО, информация – это универсальная материя, которая пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводником знаний и мнений, прибором общения, понимания и сотрудничества, утверждения штампов мышления и поведения [47, c. 36–37].
В Законе Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» дано следующее определение понятия «информация»: сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [12, ст. 1].
Конституция гарантирует гражданам получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды [2]. Однако данная норма не исчерпывает возможность граждан получать ту или иную информацию, а лишь закрепляет ее конституционную основу. Отраслевым законодательством на отдельных субъектов возлагается обязанность по предоставлению определенной информации заинтересованным лицам. В частности, такое имеет место в отношениях с участием потребителей, т. е. физических лиц, имеющих намерение заказать или приобрести либо заказывающих, приобретающих товар (работу, услугу) или использующих товар (результат работы, услуги) исключительно для личных, семейных,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию гражданского законодательства и практики его применения.
Теоретические выводы
1. Потребитель работ и услуг – это физическое лицо, которое имеет намерение заказать либо приобрести, или же заказывающее, приобретающее работу, услугу либо использующее результат работы, услугу исключительно для семейных, домашних и других нужд, что не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.
Главные признаки потребителя работ и услуг:
- имеет намерение заказать или приобрести работы, услуги;
- заказывает, приобретает работы, услуги;
- использует работы, услуги;
- цель заказа, приобретения и использования работ и услуг не связана с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителя работ и услуг следует рассматривать лишь в тесной взаимосвязи с тем субъектом, что реализует подобные работы и услуги, иначе суть потребителя не будет уяснена полностью.
2. Содержание правового регулирования защиты прав потребителей работ и услуг в Республике Беларусь закреплено в многочисленных нормативных правовых актах, среди них: Конституция, ГК, Закон, Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», Постановление № 4 и др.
Потребители работ и услуг законодательством наделены правом защиты своих прав. При этом такая защита может быть следующих форм:
- судебная защита;
- общественная защита;
Международно-правовые акты
1. Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей [Электронный ресурс] : Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/54/docs/54_445-449.pdf. – Дата доступа: 20.03.2018.
Нормативные правовые акты
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2016. – 48 с.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в Кодекс с 9 января 2017 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : НЦПИ РБ, 2017. – 656
4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. : по состоянию на 8 янв. 2018 г. – Минск : Амалфея, 2018. – 259 с.
5. Кодекс о судоустройстве и статусе судей : принят Палатой представителей 31 мая 2006 г. : одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г. : текст Кодекса по состоянию на 22 декабря 2016 г. – Минск : НЦПИ РБ, 2016. – 220 с.
6. Налоговый кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г. : в Кодекс с 18 октября 2016 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : Регистр, 2016. – 592 с.
7. О государственных закупках товаров (работ, услуг) : Закон Респ. Беларусь, 13 июл. 2012 г., № 419-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.04.2012 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2012. – 2/1971.
8. О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 6 июн. 2013 г., № 263 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 26. – № 1/14755.
9. О защите прав потребителей : Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 90-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.10.2015 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2015. – № 313-З. – 2/2311.
10. О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг : Закон Респ. Беларусь, 16 июл. 2008 г., № 405-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.04.2012 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2012. – № 428-З. – 2/1980.
11. О туризме : Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 1999 г., № 326-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2016 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2016. –№ 410-З. – 2/2408.
12. Об информации, информатизации и защите информации : Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.05.2016 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2016. – № 362-З. – 2/2360.
13. О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам : Указ Президента Респ. Беларусь, 6 июл. 2005 г., № 314 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 165. – № 1/14942.
14. Об утверждении Правил оказания туристических услуг [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 нояб. 2014 г., № 1064 // Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.mst.by/uploads/folderForLinks/000177_161574_Post-pravila.doc. – Дата доступа: 26.04.2018.
15. Положение о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах) [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 янв. 2009 г., № 26 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=c20900026. – Дата доступа: 20.03.2018.
16. О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 28 сент. 2000 г., № 7 // Верховный Суд Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.court.gov.by/jurisprudence/Post_plen/civil/moral/c3fa56a6d95a5cb2.html. – Дата доступа: 22.03.2018.
17. О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 24 июн. 2010 г., № 4 // Верховный Суд Республики Беларусь. – Режим доступа: http://court.gov.by/jurisprudence/Post_plen/civil/prop/ebc5dc4185e07746.html. – Дата доступа: 20.03.2018.
Опубликованная практика
18. Информация по реализации Брестским горисполкомом государственной политики в сфере защиты прав потребителей в 2017 г. [Электронный ресурс] : Брестский городской исполнительный комитет. – Брест, 2018. – Режим доступа: https://city-brest.gov.by/информация-по-реализации-брестским-г/. – Дата доступа: 22.03.2018.
19. ОО «Белорусское общество защиты потребителей» подвело итоги своей деятельности за 2016 год [Электронный ресурс] : ОО «Белорусское общество защиты потребителей». – Минск, 2018. – Режим доступа: http://bozp.by/detail?userKey=XNP2L83G7FLQ8L96. – Дата доступа: 22.03.2018.
20. ОО «Белорусское общество защиты потребителей» подвело итоги своей деятельности за 2017 год [Электронный ресурс] : ОО «Белорусское общество защиты потребителей». – Минск, 2018. – Режим доступа: http://bozp.by/detail?userKey=4NE2HJYF2F2VCXHB. – Дата доступа: 22.03.2018.
21. Практика применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей (по материалам обзора) // Судовы веснiк. – 2010. – № 3. – С. 17–25.
22. Результаты деятельности ОО «БОЗП» по представлению прав и интересов потребителей в судах [Электронный ресурс] : ОО «Белорусское общество защиты потребителей». – Минск, 2018. – Режим доступа: http://bozp.by/legislation. – Дата доступа: 22.03.2018.
23. Статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции за 2017 г. [Электронный ресурс] : Верховный Суд Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.court.gov.by/ru/justice_rb/statistics/. – Дата доступа: 20.03.2018.
Специальная литература
24. Анисимов, А. Л. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации / А. Л. Анисимов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 223 с.
25. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М. В. Баглай. – 6- езд., изм. и доп. – М. : Норма, 2007. – 784 с.
26. Бадальянц, Ю. С. Права человека : учебное пособие / Ю. С. Бадальянц, Д. А. Ягофаров. – Москва-Рязань : Издательство «Поверенный», 2006. – 519 с.
27. Баранова, Л. Я. Личные потребности / Л. Я. Баранова. – М. : Экономика, 1984. – 200 с.
28. Белорусское общество защиты прав потребителей [Электронный ресурс] : Белорусское общество защиты прав потребителей. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://bozp.by/. – Дата доступа: 22.03.2018.
29. Белых, В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг : дис. … канд. юрид. наук / В. С. Белых. – Екатеринбург, 1994. – 290 л.
30. Бибило, В. Н. Судоустройство : учебник / В. Н. Бибило. – Минск : Право и экономика, 2001. – 328 с.
31. Богдан, В. В. Становление дореволюционного российского законодательства о защите прав покупателей // Genesis : исторические исследования. – 2014. – № 4. – С. 22–31.
32. Богданов, Е. В. Проблемы теории и практики реализации судебной власти в форме правосудия / Е. В. Богданов. – Минск : ИООО «Право и экономика». – 2002. – 184 с.
33. Борисов, Б. А. Услуги. Правовой режим реализации / Б. А. Борисов. – М. : Норма, 1997. – 165 с.
34. Брагинский, М. И. Общее учение о хозяйственных договорах / М. И. Брагинский. – Минск : Наука и техника, 1994. – 290 с.
35. Внешняя торговля товарами и услугами Республики Беларусь за январь-сентябрь 2017 г. [Электронный ресурс] : Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/vneshnyaya-torgovlya-respubliki-belarus. – Дата доступа: 20.03.2018.
36. Гасанов, К. К. Конституционный механизм основных прав человека : монография / К. К. Гасанов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 431 с.
37. Головкина, Д. В. К вопросу о разграничении понятий «работа» и «услуга» в договорных отношениях / Д. В. Головкина // Вестник Прикамского социального института. – 2017. – № 3 (78). – С. 17–21.
38. Гридин, А. В. Гражданско-правовые способы обеспечения качества товаров, работ и услуг : автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. В. Гридин. – Краснодар, 2006. – 28 л.
39. Даль, В. Толковый словарь великорусского языка / В. Даль. – М., 1882. – 986 с.
40. Демидов, В. П. Право на качество товаров, работ и услуг – ведущая концепция защиты прав потребителей / В. П. Демидов, Н. С. Семенова // Актуальные проблемы науки и практики. – 2016. – № 2 (003). – С. 91–93.
41. Емельянова, М. Б. Стандарты и качество продукции. Правовой аспект проблемы / М. Б. Емельянова. – М. : Изд-во стандартов, 1971. – 220 с.
42. Еналеева, И. Д. Защита прав потребителей : часто задаваемые вопросы, образцы документов / И. Д. Еналеева. – М., 2007. – 26 с.
43. Защита прав потребителей [Электронный ресурс] : Гомельский облисполком. – Режим доступа: http://www.gomel-region.by/ru/15-marta-ru/. – Дата доступа: 20.03.2018.
44. Илларионова, Т. И. Основания внедоговорной ответственности организаций : дис. … канд. юрид. наук / Т. И. Илларионова. – Свердловск, 1971. – 129 л.
45. Ильин, В. И. Социология потребления : учебник / В. И. Ильин. – 2-е ищд., перераб. и доп. – СПб. : Юрайт, 2018. – 455 с.
46. Индюков, Н. П. Услуга как объект гражданского правоотношения / Н. П. Индюков // Проблемы права социалистической государственности и его социального управления. – Свердловск : Изд-во СЮИ, 1978. – № 4. – С. 19.
47. Информационное право / И.Л. Бачило [и др.]. – 2-е изд., с изм. и доп. – СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – 168 c.
48. Иоффе, О. С. Советское гражданское право / О. С. Иоффе. – Л. : Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1954. – 960 с.
49. Катковская, Д. Требования законодательства к оформлению розничных торговых точек, наличию в них документов и информированию покупателей / Д. Катковская // Юрист. – 2010. – № 12. – С. 11.
50. Киргизова, Т. Н. Компенсация морального вреда, причиненного членам семьи умершего, в России и Европейском суде по правам человека / Т. Н. Киргизова, В. А. Хохлов // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. – 2006. – № 1 (13). – С. 270–272.
51. Киселева, Т. М. Конституционно-правовые аспекты исполнения обязанности по предоставлению информации потребителям / Т. М. Киселева // Веснiк БДУ. Сер. 3. – 2013. – № 3. – С. 82–86.
52. Козарук, Е. Г. Влияние психолого-физиологических аспектов на определение размера компенсации морального вреда / Е. Г. Козарук // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2006. – № 10 (65). – С. 172–175.
53. Коломийчук, А. В. К вопросу определения условий ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ и услуг / А.В. Коломийчук, Н.В. Куркина // Научный альманах. – 2017. – № 4-1 (30). – С. 453–455.
54. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент : экспресс-курс / Ф. Котлер. – СПб. : Питер, 2001. – 98 с.
55. Кравченко, Я. А. Вомещение убытков как способ защиты нарушенных прав / Я. А. Кравченко // Правозащитная деятельность в современной России : проблемы и их решение : сб. науч. тр. – 2017. – С. 361–366.
56. Кротов, М. В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве / М. В. Кротов. – Л. : РИО ЛГУ, 1990. – 120 с.
57. Крылатова, И. Ю. Механизм реализации и защиты прав человека в Российской Федерации : понятие, сущность, структура, формы / И. Ю. Крылатова // Научный ежедневник Института философии и права. – 2014. – Вып. 3. – С. 210–223.
58. Кулибанова, В. В. Маркетинг сервисных услуг / В. В. Кулибанова. – СПб. : Вектор, 2006. – 196 с
59. Лебединский, А. А. Право потребителя на безопасность товара, работы и услуги [Электронный ресурс] : Научная сеть Современное право. – Минск, 2018. – Режим доступа: https://www.sovremennoepravo.ru/m/news/view/Право-потребителя-на-безопасность-товара-работы-и-услуги. – Дата доступа: 22.03.2018.
60. Лукьяненко, М. Ф. Оценочные понятия гражданского права : разумность, добросовестность, существенность / М. Ф. Лукьяненко. – М. : Статут, 2010. – 423 с.
61. Макаров, Ю. Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей / Ю.Я. Макаров. – М. : Проспект, 2010. – 163 с.
62. Мамалуй, О. О. Основы экономической теории : учебное пособие / О. О. Мамалуй. – Киев : Юринкорм Интер, 2006. – 264 с.
63. Маслова, А. В. Правовые аспекты деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции : дис. … канд. юрид. наук / А. В. Маслова. – М., 2005. – 130 л.
64. Мезрин, Б. Н. Единство и дифференциация категории качества продукции / Б. Н. Мезрин // Гражданское право, эффективность и качество : межвуз. сб. науч. тр. – Свердловск, 1977. – Вып. 60. – С. 54–58.
65. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 10-е изд. – М. : Советская энциклопедия, 1975. – 1500 с.
66. Охотницкая, Н. В. Защита прав и свобод человека и гражданина как основная функция судебной системы Украины / Н. В. Охотницкая // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2014. – № 3 (27). – С. 260–263.
67. Пилипенко, В. Е. Экономическая социология : учебное пособие / В. Е. Пилипенко, Э. А. Гансова, В. С. Казаков. – К. : МАУП, 2002. – 296 с.
68. Права человека : учебное пособие / С. А. Балашенко [и др.] ; под общ. ред. С. А. Балашенко, Е. А. Дейкало. – Минск : Юнипак, 2015. – 200 с.
69. Пушкина, Т. Н. Критерии определения размера компенсации морального вреда как основная проблема гражданско-правового института морального вреда / Т. Н. Пушкина // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2013. – № 2-1. – С. 170–175.
70. Райлян, А. А. Гражданско- правовая защита прав потребителя : вопросы теории и судебной практики / А. А. Райлян // Арбитражный и гражданский процесс. – 2008. – № 10. – С.22–24.
71. Рекомендации по оформлению в торговых объектах информации для потребителей [Электронный ресурс] : Могилевский городской исполнительный комитет. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://mogilev.gov.by/rekomendatsii-po-oformleniyu-v-torgovykh-ob-ektakh-informatsii-dlya-potrebitelej.html. – Дата доступа: 22.03.2018.
72. Романенко, Н. Г. Некоторые вопросы правовой регламентации основных прав потребителя в России / Н. Г. Романенко, Т. А. Скворцова, Р. А. Исматулаев // Наука и образование : хозяйство и экономика ; Предпринимательство ; Право и управление. – 2017. – № 4 (83). – С. 86–88.
73. Романец, Ю. В. Система договоров в гражданском праве России / Ю. В. Романец. – М. : Юристъ, 2013. – 496 с.
74. Рясенцев, В. А. Советское гражданское право : учебник / В. А. Рясенцев. – М. : Юрид. лит., 1986. – 680 с.
75. Салтыков, К. Г. Разумный срок как оценочное понятие [Электронный ресурс] : Правовед.ru. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/. – Дата доступа: 22.03.2018.
76. Сацуро, Л. В. Толкование договора судом / Л. В. Сацуро. – М., 2007. – 56 с.
77. Селянин, А. В. Защита прав потребителей : учебное пособие для вузов / А. В. Селянин. – М. : ЗАО Юстицинформ, 2006. – 248 с.
78. Стремоухов, А. В. Правовая защита человека / А. В. Стремоухов. – М. : Норма, 2006. – 352 с.
79. Судоустройство : учебник / А. А. Данилевич, Л. Л. Зайцева [и др.] ; под общ. ред. А. А. Данилевича, И. И. Мартинович. – 2-е изд., перераб и доп. – Минск : Амалфея, 2010. – 464 с.
80. Телипко, В. Е. Юридический путеводитель правоведа : науч.-практ. пособие / В. Е. Телипко [и др.]; под общ. ред. В. Е. Телипко. – Киев : Центр учебной литературы, 2010. – 349 с.
81. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / Д. Н. Ушаков. – М. : ОГИЗ, 1938. – 1040 с. – 3 т.
82. Халин, Р. В. Проблемы возникновения основания ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ или услуг / Р. В. Халин // Актуальные проблемы российского права на современном этапе : сб. ст. – Белгород, 2014. – С. 125–128.
83. Цыбуленко, З. И. Гражданское право России : учебник / З. И. Цыбуленко. – М. : Юристъ, 1999. – 166 с.
84. Чернятьев, К. Ю. Объективные условия ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ или услуг / К. Ю. Чернятьев // Наука, образование и культура. – 2017. – № 2. – С. 49–50.
85. Чечеткина, Т. В. «Разумный срок» как оценочное понятие в гражданском процессуальном праве / Т. В. Чечеткина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 19 (348). – С. 29-31.
86. Швалева, О. В. Правовое регулирование экспертизы качества товара / О.В. Швалева // Юрист. – 2006. – № 11. – С. 35.
87. Шерстобитов, А. Е. Гражданско-правовая охрана прав потребителей : дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.03 ; Гос. ун-т им. М. В. Ломоносова / А.Е. Шерстобитов. – М., 1992. – 330 л.
88. Юрыдычны энцыклапедычны слоўнік / С. В. Кузьмін і інш. ‒ Мiнск : БелЭн, 1992. ‒ 636 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Исковое заявление
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Формы защиты прав потребителей в Республике Беларусь
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты