3 ГАРАНТИИ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОСУЖДЕННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Гарантии реализации и защиты прав осужденных
Наличие прав и свобод у осужденных в нашем государстве подразумевает под собой их непосредственную защиту. Такие права и свободы человека могут быть нарушены в любой форме. Так, в частности, основной способ нарушения прав и основных свобод человека в целом – это посягательство на них. Одним из таковых посягательств является преступление. На официальном сайте Министерства внутренних дел Республики Беларусь приведена официальная статистика уровня преступности в Республике Беларусь за 2017 год. В 2017 году в нашем государстве зарегистрировано 76,3 тысячи преступлений. В сравнении с 2016 годом данный уровень снизился на 7,1 процент [47]. Все это свидетельствует о постепенном снижении преступности в Республике Беларусь, однако все же актуальным остается вопрос по сведению ее к минимуму, и впоследствии к искоренению.
Понятие «защита прав и свобод» тесно связана с понятием «реализация прав и свобод». Данные понятия вовсе не являются аналогичными, хотя и однородны по своей правовой деятельности. Они существуют параллельно друг с другом. Защита в данном случае является обеспечительным средством реализации прав и свобод человека. Прекращается она непосредственно с реализацией конкретного права. Различие можно провести и по цели каждого явления. Цель реализации прав и свобод человека – получение человеком того блага, которым он обладает, а цель защиты прав и свобод – создание таких условий, которые позволят человеку реализовать свои права и основные свободы [48, с. 184-185].
Итак, защита прав и свобод человека – это элемент осуществления прав человека, содержание которого составляет деятельность непосредственно государства, общественных объединений и самого лица по созданию таких юридических условий, которые будут способствовать недопущению прекращению процесса реализации права и свобод, а в случае такого нарушения – их восстановлению [49, с. 26].
Иными словами, защита есть система действий субъектов правореализационного процесса, которая направлена на осуществление прав, свобод и обязанностей человека [50, с. 216].
Нередко сам механизм защиты прав и свобод человека называют гуманитарным правозащитным механизмом, признаки которого следующие:
- закрепленная в законе норма права как официальное правило поведения человека;
- определенные юридические факты, которые приводят данную норму права в действие;
- правоотношения как определенная модель поведения, в которых инициатива по защите прав и свобод исходит, в первую очередь, от лица, права и свободы которого могут пострадать, быть нарушены;
- обеспеченность таких прав и свобод определенными гарантиями, которые существуют в государстве;
- применение специальных процедур при защите прав и свобод человека;
- огромное влияние на защиту прав и свобод человека правового сознания, существующего в обществе;
- принудительный и властный характер осуществления защиты. Данный признак является главным признаком, который позволяет различать реализацию прав и свобод человека от их защиты;
- цель правозащитного механизма – устранение препятствий, которые мешают человеку реализовывать свои права и обязанности, наказание виновных.
3.2 Реализация прав и законных интересов осужденных в Республике Беларусь
Итак, как уже было отмечено, перечень прав и законных интересов осужденных в Республике Беларусь довольно широк, не взирая на то, что правовой статус осужденных уже сам по себе ограничен законом.
Реализация прав осужденных может быть обеспечена лишь посредством определенного механизма реализации таких прав.
Наиболее важное право осужденных в Республике Беларусь – это его право на юридическую защиту.
Каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь. Эта базовая гарантия человеческого достоинства, известная еще со времен Цицерона, возможна лишь тогда, когда юридическая помощь оказывается независимыми членами адвокатской корпорации.
Право на юридическую помощь носит универсальный характер, выступая в качестве гарантии эффективной реализации прав и свобод личности.
Отметим, что реализация права на юридическую помощь в Республике Беларусь осуществляется, как правило, адвокатами. Так, 62% поручений по ведению уголовных дел адвокатами выполнено в порядке статьи 46 УПК Республики Беларусь, что на 4% меньше, чем в 2013 г. Снижение процента поручений по ведению уголовных дел адвокатами в порядке статьи 46 УПК отмечено впервые за последние шесть лет.
В порядке статьи 46 УПК адвокатами:
- Витебской областной коллегии выполнено 72% поручений, что на 4% больше, чем в 2013 г.;
- Могилевской областной коллегии – 68% поручений, что на 7% меньше, чем в 2013 г.; Минской областной коллегий –68%, что на 4 % меньше, чем, в 2013 г.;
- Гомельской областной коллегии – 63%, что на 1% меньше, чем в 2013 г.;
- Брестской областной коллегии – 57% поручений, что на 3% меньше, чем в 2013 г.;
- Гродненской областной коллегии – 69%, что на 12% больше, чем в 2015 г.;
- Минской городской коллегии адвокатов – 55%, что на 2% больше, чем в 2013 г.
Как видно из таблицы (приложение 1), право на юридическую помощь в Республике Беларусь реализуется достаточно адвокатами, в том числе на бесплатной основе.
3.3 Проблемы реализации и защиты прав и законных интересов осужденных и пути их решения
В сфере реализации и защиты прав и законных интересов осужденных в Республике Беларусь существует немало проблем, которые обусловлены, главным образом, тем, что правовой статус осужденных значительно уже правового статуса человека и гражданина в целом. Отметим такие проблемы.
По нашему мнению, заслуживает внимания проблема реализации осужденными своего права на получение образования. Как уже было отмечено, осужденные наделены правом получения образования (общего среднего, профессионально-технического образования и прохождение профессиональной подготовки) [65, ст. 109].
Кодекс Республики Беларусь об образовании предусматривает досрочное прекращение образовательных отношений в случае вступления в силу приговора суда, которым обучающийся осужден к наказанию, исключающему продолжение получения образования [65, п. 6.4 ст. 79].
Ст. 109 УИК говорится о том, что в исправительных учреждениях «организуются получение осужденными к лишению свободы общего среднего, профессионально-технического образования и прохождение профессиональной подготовки». Такие уровни основного образования, как среднее специальное и высшее, не упоминаются законодателем. Возможности посещать среднее специальное, а также высшее учебное заведение осужденный к лишению свободы не имеет [4]. Следовательно, в соответствии с п. 6.4. ст. 79 Кодекса Республики Беларусь об образовании образовательные отношения с ним должны быть прекращены [65].
Ст. 109 УИК до внесения в нее изменений За¬коном Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 55-З «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь» содержала положение, согласно которому была законодательно закреплена возможность для данной категории лиц обучаться заочно в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, при условии организации обучения на территории исправительных учреждений.
Считаем, что данное положение было незаслуженно исключено из ст. 109 УИК Республики Беларусь, лишив тем самым осужденных к лишению свободы возможности реализовать свое право на получение образования в полной мере.
В связи с вышеизложенным считаем, что ч. 1 ст. 109 УИК следует дополнить, включив в нее следующее предложение: «Осужденные к лишению свободы имеют право на получение среднего специального, высшего и послевузовского образования в заочной форме получения образования на территории Республики Беларусь при условии организации образования на территории исправительных учреждений», тем самым обеспечив осужденных к лишению свободы законодательной возможностью реализовать свое конституционное право на получение основного образования на всех его уровнях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью настоящего исследования явился комплексный научный анализ теоретических и организационно-прикладных аспектов обеспечения правовой защиты осужденных к лишению свободы и разработка на его основе единой концепции данной разновидности правозащитной деятельности.
Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующих положениях.
С принятием Уголовно-исполнительного кодекса были реализованы научные исследования, идеи ученых, практических работников уголовно-исполнительной системы, законодателей, направленные на создание единого закона об исполнении всех видов уголовного наказания. Однако изучение данной области не должно стоять на месте. Обсуждение проблем уголовно-исполнительного законодательства и функционирования уголовно-исполнительной системы, анализ опыта других государств в данной области должны проводиться постоянно с целью совершенствования пеницитарной системы Республики Беларусь.
Правовое положение (статус) есть регламентируемое нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей, положение осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида.
При осуществлении прав осужденных устанавливается определенная система их реализации, которая заключается в том, что не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Организация исполнения наказания в виде лишения свободы и его законодательное регулирование должны надежно обеспечивать правовую и социальную защиту осужденных, что в свою очередь должно способствовать эффективности исправительного процесса.
Гарантии реализации прав осужденных, во-первых, позволяют создать благоприятную правовую среду для реализации прав и свобод осужденных, а во-вторых, могут служить предпосылками других видов юридических гарантий защиты.
Проанализировав реализацию прав и свобод осужденных в Республике Беларусь, можно говорить о том, что закрепленные в законодательстве права и свободы осужденных в нашем государстве реализуются в полной мере, однако все же отдельные права ввиду непосредственно специфического правового статуса осужденных не могут быть реализованы так, как это может быть осуществлено в рамках полной свободы.
Полагаем, что проблема реализации и защиты прав осужденных в Республике Беларусь должна законодательно реализовываться по следующим основным аспектам:
- развитие системы общего образования, начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных. В связи с этим считаем, что ч. 1 ст. 109 УИК следует дополнить, включив в нее следующее предложение: «Осужденные к лишению свободы имеют право на получение среднего специального, высшего и послевузовского образования в заочной форме получения образования на территории Республики Беларусь при условии организации образования на территории исправительных учреждений», тем самым обеспечив осужденных к лишению свободы законодательной возможностью реализовать свое конституционное право на получение основного образования на всех его уровнях.