ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и виды пенсионных систем
1.2 Правовое регулирование назначения и выплаты пенсии по возрасту
1.3 Понятие и условия назначения пенсии по возрасту
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности назначения пенсии по возрасту на льготных основаниях
2.2 Размер пенсии по возрасту, надбавки к пенсии
2.3 Особенности назначения и выплаты пенсий по возрасту лицам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Порядок назначения и выплаты пенсии по возрасту в зарубежных странах
3.2 Направления использования зарубежного опыта в правовом регулировании порядка назначения и выплаты пенсии по возрасту в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С началом экономических реформ пенсионная система вновь стала предметом широкого круга научных исследований. Если в прошлом чаще использовался термин «система пенсионного обеспечения», то в настоящем – «пенсионная система» не только употребляется в общественно-политической практике, но используется в нормативных актах. Представляется, что такие терминологические преобразования связаны с постепенным формированием смешанной многоуровневой пенсионной системой. Если понимать пенсионную систему как систему, предоставляемую гражданам на различных уровнях из разных финансовых источников, то требуется исследование самого понятия «пенсия». Далее рассмотрим дефиниции данного термина в зарубежной и белорусской практике. На сайте правительства Великобритании дается следующее определение государственной пенсии. Базовая государственная пенсия – регулярная выплата от правительства, которую человек получает, достигая пенсионного возраста. Чтобы получать ее, необходимо вносить взносы в фонд социального страхования. Базовая государственная пенсия увеличивается каждый год в зависимости от доходов и от цен.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с пенсиями по возрасту.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с пенсиями по возрасту.
Цель работы – на основании сравнительно-правового анализа оснований предоставления пенсий по возрасту в Республики Беларусь и зарубежных странах выявить проблемные моменты пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и предложить направления совершенствования правового регулирования данного института.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования: определить понятие и виды пенсионных систем; проанализировать основания назначения пенсии по возрасту; рассмотреть особенности назначения пенсии по возрасту на льготных основаниях; рассмотреть особенности назначения и выплаты пенсий по возрасту лицам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС; рассмотреть порядок назначения и выплаты пенсии по возрасту в зарубежных странах.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
• методы анализа и синтеза;
• методы индукции и дедукции;
• формально-юридический метод;
• сравнительно-правовой метод.
Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов, как: Постовалова Т.А. [36], Греченков А. А. «Пенсии и пособия: учеб пособие» [40], Григорьева И. [42], Захаров М. Л. [44] и иные.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и виды пенсионных систем
Пенсионная система — это совокупность правовых, экономических, организационных институтов и норм, которые имеют целью при определенных условиях материально обеспечивать граждан (обычно пожилых), выплачивая им пенсию.
В настоящее время большинство авторов, рассматривая системы пенсионного обеспечения, выделяют и подробно останавливаются на двух основных типах пенсионных систем, а именно система:
• распределительная, или солидарная (пенсионеру платят деньги, которые собирают в виде пенсионных взносов работников);
• накопительная (каждому работнику открывают счет, с него в будущем будут выплачивать пенсию).
Анализ показывает, что и распределительная, и накопительная пенсионные модели имеют свои недостатки и преимущества. Преимущества в свою очередь, как в той, так и в другой системе не являются бесспорными и зависят от конкретных обстоятельств. Ни одну из анализируемых систем нельзя однозначно признать эффективной в достижении основных целей пенсионной политики, так как ни одна система не обладает возможностью предоставить твердые социальные гарантии пенсионерам. Был принят курс на диверсификацию пенсионного обеспечения – выход был найден в сочетании обеих моделей. В результате появилась распределительно-накопительная система. Многоуровневая система страхует от многих рисков, в особенности от общего риска, вытекающего из неопределенностей, с помощью диверсификации типов управления, источников финансирования и инвестиционных стратегий. В настоящее время принято считать, что многоуровневая схема может эффективно разрешать многие проблемы современных пенсионных систем. По недавним оценкам специалистов, в мире существует до 268 различных пенсионных систем, представляющих самые различные формы сочетания накопительных и распределительных моделей [10]. Лишь Чили, Боливия, Сальвадор, Мексика и Казахстан полностью отказались от распределительной системы и перешли на накопительную. Меры по реформированию пенсионных систем были связаны с сокращением льгот. В результате связь между пенсией и взносами стала более тесной.
Итак, исходя из данной выше расширенной классификации пенсионных систем, можно сделать вывод о том, что вид пенсионной системы в немалой степени зависит от экономических и политических факторов, преобладающих в определенное время в данной стране. Изменение соотношения этих факторов и экономических и социальных условий развития страны приводит к необходимости либо замены пенсионной системы, либо ее серьезного реформирования. Об этом свидетельствует исторический опыт развития пенсионных систем в странах мира. Суммируя все вышеизложенное, можно заключить, что в современных условиях наиболее важным для членов общества направлением социально – экономической политики государства является реформирование пенсионной системы, обеспечение ее долгосрочной финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость пенсионной системы является основой экономической и социальной стабильности общества.
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности назначения пенсии по возрасту на льготных основаниях
Право на пенсии на льготных условиях имеют:
а) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, — по Списку производств и профессий, утвержденному в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
б) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;
в) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельскохозяйственного производства: мужчины по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
г) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, — по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
д) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам, а именно:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.
Статьей 12 Закона «О пенсионном обеспечении» [2] предусмотрены и другие категории лиц, имеющих право на льготное обеспечение пенсиями по возрасту.
В соответствии со ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении» [2] работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды, гранита и других полезных ископаемых, на строительстве шахт, рудников (по списку работ и профессий), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах — горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин — при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет.
При наличии стажа на подземных работах не менее 10 лет у мужчин и не менее 7 лет и 6 месяцев у женщин и общего стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин пенсионный возраст снижается на 1 год — за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Порядок назначения и выплаты пенсии по возрасту в зарубежных странах
Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации вызвано необходимостью ее приспособления к происходящим изменениям в общественной и экономической сферах. Одной из основных государственных задач в данной области является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на длительное время, а также противоборство с теневой экономикой страны.
Обновленная пенсионная модель является по своей сути страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их заработных плат и уплачиваемых пенсионных взносов.
Накопительные и страховые принципы были введены раньше, так как дают возможность наиболее подробно учитывать результаты каждого работника о его трудовой деятельности и рост ответственности за уровень своего материального обеспечения в перспективе [1]. Благодаря новой пенсионной модели государство направлено на стимулирование населения к наиболее ответственному выбору своей будущей профессии. Исходя из этого, для того чтобы сформировать будущую пенсию каждый трудоспособный гражданин России обязан подумать о своем месте работы, где заработная плата будет выплачиваться в полной сумме. А также, каждый гражданин должен иметь стаж работы для благополучной старости.
Теперь каждый гражданин, родившийся в 1967 году и моложе обязан выбрать один из вариантов пенсионного обеспечения: либо направить всю сумму своих страховых взносов на формирование страховой пенсии, либо – на страховую и накопительную пенсии вместе. В зависимости от сделанного выбора возможны два вида распределения взносов:
1) формирование только страховой пенсии (из 22 % заработной платы 16 % идут на формирование страховой пенсии и 6 % на финансирование установленной выплаты);
2) формирование накопительной и страховой пенсий (из 22 % заработной платы 10 % распределяются на формирование страховой пенсии, 6 % на формирование накопительной пенсии и 6 % на финансирование установленной выплаты).
Законом также прописано: если гражданин не сделает выбор, то у него будет устанавливаться только страховая пенсия. А те, кто пока не работает и не формирует свою будущую пенсию, смогут сделать выбор пенсионного обеспечения в течение пяти лет после начала трудовой деятельности. Данный вопрос является актуальным для молодых людей, которые не задумывается о наступлении пенсионного возраста. Поэтому государство вводит принцип выбора распределения взносов, тем самым борясь с безответственностью населения.
Кроме этого согласно Федеральному закону № 400-ФЗ размер страховых пенсий по старости будет зависеть от [5-6]:
• размера заработной платы застрахованного лица;
• длительности страхового стажа застрахованного лица;
• периода обращения за назначением страховой пенсии застрахованного лица.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Вид пенсионной системы в немалой степени зависит от экономических и политических факторов, преобладающих в определенное время в данной стране. Изменение соотношения этих факторов и экономических и социальных условий развития страны приводит к необходимости либо замены пенсионной системы, либо ее серьезного реформирования. Об этом свидетельствует исторический опыт развития пенсионных систем в странах мира. Суммируя все вышеизложенное, можно заключить, что в современных условиях наиболее важным для членов общества направлением социально – экономической политики государства является реформирование пенсионной системы, обеспечение ее долгосрочной финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость пенсионной системы является основой экономической и социальной стабильности общества.
2. Анализ социальных стандартов в области пенсионного обеспечения позволят сделать вывод, о том, что для отдельных категорий их размер не соответствует минимальному уровню жизни и международным нормам.
3. Проблема соотношения по юридической силе законов, с одной стороны, и временных декретов или указов Президента, с другой стороны, является достаточно сложной и дискуссионной. Имеется три различных подхода к разрешению этой проблемы. По мнению одних авторов, указы и декреты имеют верховенство над законом, по мнению других авторов – они имеют равную юридическую силу, по мнению третьих, а к ним относится член-корреспондент НАН Беларуси Г.А. Василевич, споры о верховенстве закона или декрета и указа должны разрешаться Конституционным Судом Республики Беларусь. Учитывая, что нормативные правовые акты, регулирующие профессиональное пенсионное страхование, затрагивают интересы значительного числа граждан трудоспособного возраста, работающих в особых условиях труда, а также, что нормотворческая деятельность должна строиться на принципе защиты прав, свобод и законных интересов граждан, из пп. 1.2 п. 1 Указа от 25.09.2013 г. № 441 после слов «пенсионному страхованию» исключить текст следующего содержания: «у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет менее половины требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет в соответствии со статьями 12, 13, 15, 47–49-2 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В итоге положения, содержащиеся в Указе, будут соответствовать норме закона.
4. Несмотря на территориальную близость и достаточную схожесть законодательства, тем не менее, пенсионные системы названных стран, а также Республики Беларусь существенно отличаются. Однако имеются некоторые плюсы в каждой из систем, которые наше государство может позаимствовать для совершенствования собственной пенсионной системы.
5. Разумеется, применение данной системы для нашего государства почти невозможно хотя бы по причине того, что теперь гражданин Республики Беларусь будет самостоятельно нести ответственность за размер своей пенсии. И, хотя говорят, что о пенсии нужно думать с малых лет, ее нынешний размер позволяет говорить о том, что получаемые денежные средства хотя и имеют огромное значение для пенсионеров нынешнего поколения, далее подрастающее поколение уже не будет заинтересовано в столь небольших денежных средствах, а именно в их реальной стоимости.
1. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.– Минск, 2018.
2. О пенсионном обеспечении: Закон Республики Беларусь, 17 апреля 1992 г., № 1596-XII // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.– Минск, 2018.
3. О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований: Закон Республики Беларусь, 17 дек. 1992 г., № 2050-XII // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.– Минск, 2018.
4. О профессиональном пенсионном страховании: Закон Республики Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 322-З // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
5. О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий: Закон Республики Беларусь, 6 янв. 2009 г., №9-З // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
6. О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 июня 2017 г., № 233 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь .– Минск, 2018.
7. О совершенствовании пенсионного обеспечения: Указ Президента Республики Беларусь, 11 апреля 2016 г., № 137 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
8. Об утверждении Положения о пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 марта 1993 г., № 185 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
9. Об утверждении Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении: Приказ Министерства социальной защиты Респ. Беларусь, 23 мая 1997 г., № 44 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.– Минск, 2018.
10. О пенсионном обеспечении: Закон Украины от 9 апреля 1992 г., №2262XII: Национальный Интернет-портал Украины [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.prostopravo.com.ua/klub_yuristov/zakonodatelstvo/zakony/zakon_ukrainy_o_pe nsionnom_obespechenii Дата доступа:
11. Национальный Интернет-портал Украины [Электронный ресурс] / Пенсионная реформа в Украине // Режим доступа: http://www.raschet-pensii.in.ua Дата доступа:
12. Елкин, С.Е. Пpoблемы стpатегическoгo pазвития в услoвиях фopмиpoвания экoнoмическoгo механизма упpавления пpедпpиятием / С.Е. Елкин // Вестник Oмскoгo унивеpситета. – № 1. – 2006. – С. 95-97.
13. Елкин, С.Е. Пpoцессный пoдхoд к пpoектиpoванию системы упpавления opганизациoнными изменениями / С.Е. Елкин // Сибиpский-тopгoвo-экoнoмический жуpнал. – № 16. – 2012. – С. 19-23.
14. Elkin, S.E. Humandevelopmentmanagementandorganizationalchanges / S.E. Elkin // WydawnictwoWyższaSzkołaStosunkówMiędzynarodowychiAmerykanistykiwWarszawie. – 2016. – 252 с.
15. Government of the United Kingdom. – Режимдоступа: https://www.gov.uk/state-pension. – Дата доступа:
16. Government of Canada. – Режим доступа: http://www.servicecanada.gc.ca/eng/services/pensions/oas/pension/index.shtml. – Дата доступа:
17. Ultimate guide to retirement. CNNMoney. – Режим доступа: http://money.cnn.com/retirement/guide/pensions_pensions. – Дата доступа:
18. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». 2014.
19. Уайтхауз, Э. Пенсионная панорама. Пенсионные системы 53 стран / Э. Уайтхауз. – М.: Весь мир, 2008. – С. 128.
20. О модельном законе «О государственных социальных стандартах»: постановление Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, 19 апреля 2001 г. № 12-16. // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. – 2001. № 27-пр.
21. О государственных минимальных социальных стандартах: Закон Республики Беларусь, 13 ноября 1999 г. № 322-З: в ред. от 24 декабря 2015 г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –1999. – № 89. – 2/97.
22. Социальная политика, уровень и качество жизни: Учебник. / Под ред. Б.А. Райзбсрга. –601 с.
23. О пособиях по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца: Рекомендация № 131 (1967 года) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т.П. Женева: Международное бюро труда, – 1991. – С. 1531-1557.
24. Официальная статистика // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Минск, 2017. URL: http://www. mintrud.gov.by/ (дата обращения:).
25. Данные о фонде // Официальный сайт Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Минск, 2017. URL: http://www. ssf.gov.by/ (дата обращения:).
26. Официальная статистика // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Минск, 2017. URL: http://www. belstat.gov.by/ (дата обращения:).
27. Данные о фонде // Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. Москва, 2017. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения:).
28. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). – Мн. : Амальтея, 2004. – 48 с.
29. Об утверждении различных внутренних нормативных документов класса исправительных учреждений открытого типа: утв. Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13 января 2017 года, водитель № 15 // Нац. центр правовой информ. [Электронный ресурс]Минск, 2017. Режим доступа: http://www.pravo.by/upload/docs/op/W21732093_1496955600.pdf Дата доступа:
30. Внутренние трудовые нормы унитарного предприятия «БЕЛТЕХОСМОТР» // Интернет-портал УП «БЕЛТЕХОСМОТР» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gto.by/doc/pvtr.pdf. – Дата доступа:
31. Внутренние правила трудового распорядка ГУО «Ошибка средней школы № 2 г.Борисова» // Интернет-портал ГУО «Средней школы № 2 г. Борисова» [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / / schoolarts2 .by / PVRT.pdf. – Дата доступа:
32. Хижняк, С. П. Правовая терминология и проблемы ее упорядочения / С.П. Хижняк // Правоведение. – 1990. – № 6. – С. 67-71.
33. Шугрина, Э. С. Методика юридического письма: учеб. пособие / Э.С. Шугрина. 3-й ред. – М . : Там дело, 2001. – 272 с.
34. Малахов, В. П. Философия права. есть учебное пособие / В. П. Малахов. – М .: Екатеринбург: Деловая книга Avals, 2002. – 448 с.
35. Крусс, В. Конституционная топология и окончательное нарушение юридического значения: теория и практика / В. Крусс // Законодательное определение, Нижний Новгород: юридическое оборудование.– 2007. – С. 55-57.
36. Постовалова, Т.А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь /Т.А. Постовалова. – Минск: Тесей, 2008. – 512 с.
37. Постовалова, Т.А. Право социального обеспечения Республики Беларусь /Т.А. Постовалова. – Минск: Пересвет, 2013. - 654 с.
38. Право социального обеспечения : учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. Ч. 2 : Особенная часть / И.В. Гущин [и др.] ; под общ. ред. И.В. Гущина. – Гродно : ГрГУ, 2011. – 667 с.
39. Право социального обеспечения : учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. Ч. 1 : Общая часть / И.В. Гущин [и др.] ; под общ. ред. И.В. Гущина. – Гродно : ГрГУ, 2011. – 418 с.
40. Право социального обеспечения России: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. К. Н. Гусова. – М.: Проспект, 2008. – 640 с.
41. Право социального обеспечения: учебник / под ред. М. В. Филипповой. – М.: Юристъ, 2006. – 446 с.
42. Греченков, А. А. Пенсии и пособия: учеб пособие /А. А. Греченков. – Минск: Веды, 1998. – 304 с.
43. Григорьева, И. Социальное обслуживание пожилых: новый (старый) приоритет социальной политики: Западный опыт обслуживания пожилых: взаимодействие государства, пенсионного страхования и поддержки сообществ / И. Григорьева // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – № 6. – С. 24–27; № 7. – С. 26–30.
44. Захаров, М. Л. Право социального обеспечения России: учебник / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс-Клувер, 2005. – 466 с.
45. Капыльская, Л. И. Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам: Порядок назначения и исчисления / Л. И. Капыльская, Л. Н. Страцкевич. – Минск: ИПА Регистр, 2007. – 224 с.