ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
1.1. ПОНЯТИЕ «ОБРАЗ» В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ТВЕНА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА» И Н. МАКЛИНА «ТАМ, ГДЕ ТЕЧЕТ РЕКА»
2.1. ТВОРЧЕСТВО М. ТВЕНА И Н. МАКЛИНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США XIX – ХХ ВВ.
2.2. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ТВЕНА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА» И Н. МАКЛИНА «ТАМ, ГДЕ ТЕЧЕТ РЕКА»
2.3. ФУНКЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ТВЕНА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА» И Н. МАКЛИНА «ТАМ, ГДЕ ТЕЧЕТ РЕКА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В истории многих литературных произведений есть художники слова, которые впитали дух, менталитет, характер и культуру людей с редкой полнотой. К Марку Твену, как и к его немногим соотечественникам, применимо понятие «национальный гений». Его называли «Линкольн американской литературы». Уже при жизни Марк Твен стал легендарной, почти мифологической фигурой [10, с. 195]. «Приключения Гекльберри Финна» (1884) – это не только высшее достижение художника Твена, но и произведение, вошедшее в канон мировой классики. Этот роман является одним из ключевых произведений в истории американской литературы, в нем «запрограммированы» многие его темы и мотивы. В процессе работы над романом, которому Твен давал почти десять лет работы с перерывами и который он закончил в почти пятидесятилетнем возрасте, мировоззрение писателя углубилось, его художественный и жизненный опыт расширился. Твен, которого критики обвиняли в импровизации, нерегулярности манеры, выстроил четкую новую структуру, достиг высокого уровня владения языком, в частности, в описании природы, создании речевых портретов.Американский писатель Норман Маклин менее известен белорусскому читателю. Норман Фицрой Маклин (1902-1980) – американский писатель и ученый, известный своими книгами “A River Runs Through It and Other Stories” (1976) и “Young Men and Fire” (1992). Он получил докторскую степень в 1940 году. Маклин стал профессором университета Уильяма Рейни Харпера. Как писатель Маклин стал известен в возрасте 70 лет, когда в 1976 году было опубликовано его первое произведение. Произведение вошло в сокровищницу американской литературы. В 1976 году Чикагский университет опубликовал книгу Нормана Маклина “A River Runs Through It. При этом данное произведение, по утверждению S. Calatrello [43], было опубликовано как первая и единственная в своей истории художественная книга. В томе содержится заглавная статья, повествующая о воспоминаниях Маклина о взрослении в западной Монтане в начале века. Сплоченная семья, объединенная религией и ловлей рыбы, опустошена жестоким убийством брата рассказчика Пола, борющегося с улицами, пьяного азартного игрока, которого семья любила, не понимала и, в конце концов, не смогла помочь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
1.1. ПОНЯТИЕ «ОБРАЗ» В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Искусство имеет свое специфическое, конкретно художественное содержание. Оно является результатом расширенного творческого исследования характерного содержания жизни и проявляется как характерно типизированная или художественно разработанная характеристика, то есть характеристика, в которой художник творчески осваивает связь индивидуального существа человека с обществом или с миром в целом. Эта художественно разработанная специфика является основной единицей художественного содержания. Он может выступать в произведении искусства как целостный характер человека, как характерная жизненная ситуация или как характерное настроение. Если основной единицей художественного содержания является художественно развитая характеристика жизни, то основной единицей художественной формы является изображение. В результате длительного исторического развития классической эстетики сложилось достаточно полное и многоуровневое понимание образа и образного характера искусства. В целом, художественная целостность понимается как органическая целостность, которая представляет определенную реальность в режиме большего или меньшего изоморфизма (сходства формы) и реализуется во всей своей полноте только в процессе восприятия конкретного произведения искусства конкретным получатель. Именно тогда уникальный мир искусства, полностью разрушенный художником в процессе создания произведения искусства в его предметной (визуальной, музыкальной, поэтической и т. Д.) Реальности, уже разворачивается во внутреннем мире субъекта. Восприятие полностью раскрыто и фактически функционирует. По происхождению слово «образ» древнегреческого (эйдос) и в переводе с этого языка означает «личность», «внешность». Образ в целом является некой субъективной духовно-психологической реальностью, возникающей во внутреннем мире человека, в акте восприятия реальности в процессе контакта с внешним миром, прежде всего, хотя, естественно, существуют образы фантазии, воображение, мечты, галлюцинации и т. д. отражающие, какие субъективные (внутренние) реальности. В широком смысле образ является субъективной копией объективной реальности. Художественный образ – это образ искусства, то есть специально созданный в процессе определенной творческой деятельности по определенным законам субъект искусства – художник – это явление. В литературоведении нет единого подхода к пониманию понятия «художественный образ». Эту концепцию можно рассматривать как категорию и как героя, персонажа в произведении. Следует отметить, что изучение образа проводилось во многих областях, соотнесенных с различными традициями и проблемами эстетической мысли: связь образа с мифом и ритуалом (О. М. Фрейденберг, А. Ф. Лосев), образ и художественная речь (Г.О. Винокур, А.В. Чичерин, В.В. Кожинов), историческое развитие и национальная специфика образов (Г.Д. Гачев, П.В. Палиевский), образ как особая модель развития реальности (М.Б. Храпченко), условность и символика образ (Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский), пространственно-временная форма изображений (М. М. Бахтин), образ автора и героя (В. В. Виноградов, Л. Я. Гинзбург). Для современной эстетики особенно характерен подход к изображению как к живому и целостному организму, максимально способному постичь всю правду бытия. По сравнению с западной наукой само понятие «образ» в русской и советской литературной критике более «образно», неоднозначно и имеет менее дифференцированную сферу использования.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ТВЕНА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА» И Н. МАКЛИНА «ТАМ, ГДЕ ТЕЧЕТ РЕКА»
2.1. ТВОРЧЕСТВО М. ТВЕНА И Н. МАКЛИНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США XIX – ХХ ВВ.
Марк Твен (настоящее имя Сэмюэль Лэнгхорн Клеменс) –американский писатель, журналист и общественный деятель. Его работы охватывают многие жанры – юмор, сатира, философская фантастика, журналистика и другие, и во всех этих жанрах он неизменно занимает положение гуманиста и демократа. Исследователи традиционно связывают творчество Марка Твена с традициями фольклора американской границы и европейского и американского просвещения. Эта идеология успешно обосновалась на американской земле, поскольку соответствовала мировоззрению первых поселенцев в Новом Свете, которые стремились создать новое общество, основанное на принципах свободы, демократии, простоты и естественности. Стремление американских иммигрантов строить свою жизнь по новым, более естественным законам идеологически воплощало идею физического лица французских просветителей. Кроме того, именно это желание стало источником формирования основного сюжета американской литературы XIX века, в который вошли несколько мотивов и образов: во-первых, это перелет из цивилизации в природу, который преломляется через образы детства, во-вторых, это противостояние, а иногда и битва героя со всем миром. Побег из цивилизации в природу – одна из древнейших мифологий мировой культуры, она запечатлена в мифах о золотом веке и райском саду. Тем не менее, для американцев главной, первоначальной импульсивной, исторической основой появления этой основной истории было переселение европейцев в Новый Свет, что повлекло за собой желание жить по новым, более естественным законам, которые были признаны божественными, рациональными. По подсказке самой природы. Таким образом, произошло определенное противостояние природы и цивилизации. Критика современной цивилизации и идеализация природы получили свое философское обоснование в трудах Джона Локка, определили сущность всего движения в европейской культуре, получившего название «руссоизм». Но именно в Америке эти идеи стали важными принципами национального мышления. Таким образом, демократические принципы, которые возникли в Европе (свобода, равенство, братство, права человека), были закреплены в Американской декларации независимости и нашли свое реальное воплощение именно в условиях жизни в Соединенных Штатах. Например, немецкий философ и путешественник 19-го века Герман фон Кайзерлинг в своей работе, посвященной исследованиям в США, пишет об этой стране: «... Я обнаружил, что для большинства из них [мыслящие американцы] все еще определяются духом Джона Локка и других духовных лидеров Просвещения...» [1, с. 131]. Однако Просвещение в США не было полной копией европейского, оно имеет свою национальную специфику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мир художественного произведения довольно ранообразный и многоплановый. Важное место в нем занимает образ. Выделяются пространственные образы, обозначающие статичное (устойчивое) пространство, – дом, общежитие, поселок и т.п.; образы, обозначающие динамичное (подвижное) пространство, – лодка, пароход, самолет и т.п.; а также образы, обозначающие локальные природные пространства, – река, горы, небо и т.п. Роман Марка Твена «Приключения Гекельберри Финна» – это классическая американская история бегства от цивилизации. Персонажи в этой книге позволяют выявить авторскую позицию автора, что очень близко перекликается с образовательными идеалами. Герои романа являются своеобразной художественной иллюстрацией американской версии концепции физического лица, образовательными идеями об общем равенстве людей с природой, идеями Джефферсона, которые все люди могут претендовать на счастливую жизнь. В главных образах книги Твена принципы просветительской мысли и реалии девятнадцатого века были нарушены. В этот период практическая философия рациональности и полезности стала популярной в Соединенных Штатах, и, таким образом, естественное сознание было объединено с американской практичностью. «Там, где течет река» («A River runs Through It») – новелла американского писателя Н. Маклина, автобиографическая элегия. В традициях новеллы Н. Маклин показывает, что он возвращается в прошлое для того, чтобы понять себя и своего брата.
1. Анцыферова, О.Ю. Миссисипи Марка Твена как социокультурный конструкт / О.Ю. Анцыферова // Вестник Ивановского государственного университета. – 2013. – Вып. 1 (13). Филология. – С. 5-11.
2. Аـхметоваـ, Г.Д. Языковое пространство художественного текста (на материале современной русской прозы) : учеб. пособие / Г.Д. Аـхметоваـ. – СПб. : Реноме, 2010. – 224 с.
3. Балдицын, П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы: монография / П.В. Балдицын. – М.: ВК, 2004. – 300 с.
4. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Просвещение, 1975. – С. 247 – 259.
5. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики: Сб. / М.М. Бахтин. – М.: Худ, лит., 1975. – С. 234–407.
6. Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. – СПб.: Азбука, 2000. – 140 с.
7. Борисова, Е.Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике / Е.Б. Борисова // Вестник Челябинского государственного университетаـ. – 2009. – № 35. – С. 20–26.
8. Введение в литературоведение / под ред. Г. Н. Поспелова. – М. : Высш. шк., 1976. – 290 с.
9. Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. –380 с.
10. Волков, И.Ф. Теория литературы / И.Ф. Волков. – М. : Высш. школа, 1995. – 280 с.
11. Гиленсон, Б.А. История литературы США: учебное пособие / Б.А. Гиленсон. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 704 с.
12. Горшков, Аـ.И. Русская стилистика и стилистический анализ произведений словесности / Аـ.И. Горшков. – М. : Литературный институт им. Аـ. М. Горького, 2008. – 544 с.
13. Григорьев, В.П. Тропы / В.П. Григорьев // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевниковаـ, П.Аـ. Николаеваـ. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – С. 446.
14. Груздева, Е. А. Просветительская идеология в творчестве Марка Твена (на материале романа «Приключения Гекльберри Финна») / Е.А. Груздева // Вестник КазГУКИ. – 2012. – №2. – С. 23–26.
15. Ибраев, Л.И. Слово и образ. К проблеме отношения лингвистики и поэтики / Л.И. Ибраев // Филологические науки. –1981. – № 1. – С. 18–24.
16. Каширина, С.В. Пространственные топосы и образы-мотивы в художественной литературе / С.В. Каширина // Вестник ОГПУ. – 2009. – № 2. – С. 24–28.
17. Криничная, Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора / Н.А. Криничная. – М.: Акад. проект: Гаудеамус, 2004. – 160 с.
18. Лернер, М. Развитие цивилизации в Америке: Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня / М. Лернер. – М.: Радуга, 1992. – 290 с.
19. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1600 ст.
20. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Об искусстве / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство, 1998. – С. 14–288.
21. Ляпин, С.Х. Концепты и топосы, или еще один подход к пониманию и преподаванию философии / С.Х. Ляпин // Современные подходы к преподаванию философии. – Архангельск, 1998. – С. 7–14.
22. Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: учеб. пособие / Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 180 с.
23. Ожегов, С.П. Словарь русского языка / С.П. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1984. – 720 с.
24. Пыхтина, Ю.Г. Сквозные пространственные образы в русской литературе: теория и методика анализа / Ю.Г. Пыхтина. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 150 с.
25. Скубач, О.А. Реки истории: к типологии чувства времени в литературе рубежа веков и в советском искусстве 1920–1930-х годов / О.А. Скубач // Сибирский филологический журнал. – 2008. – № 1. – с. 64-75.
26. Стулов, Ю.В. 100 писателей США / Ю.В. Стулов. – Минск : Выш. школа, 2019. – 386 с.
27. Тернер Фр.Дж. Фронтир в американской истории / Фр.Дж. Тернер. – М. : Весь Мир, 2009. – 304 с.
28. Тимофеев, Л. И. Краткий словарь литературоведческих терминов / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1978. – 180 с.
29. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: избранное / В.Н. Топоров. – М.: Прогресс-Культура, 1995. – 340 с.
30. Философский век. Альманах. – Вып. 14: История идей как методология гуманитарных исследований. Программы спецкурсов / отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. – СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2001. – 414 с.
31. Франзен, Дж. Свобода / Дж. Франзен. – М: Астрель: CORPUS, 2012. – 672 с.
32. Хализев, В.И. Теория литературы / В.И. Хализев. – М. : Высшая школа, 1999. – 380 с.
33. Шачкова, В.А. Жанр путешествия в творчестве Марка Твена конца 60–70-х годов XIX века / В.А. Шачкова: – Н. Новгород : Феникс, 2008. – 209 с.
34. Шкловский, В.Б. О теории прозы: сб. науч. трудов / В.Б. Шкловский. – М.: Советский писатель, 1983. – 384 с.
35. Энциклопедический словарь символов / сост. Н.А. Истомина. – М.: АСТ: Астрель, 2003. – 460 с.
36. Эпштейн, М.Н. Образ художественный / М.Н. Эпштейн // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – С. 252–257.
37. Autobiography of Mark Twain edited by Harriet Elinor Smith and other editors of the Mark Twain project. The complete and authoritative edition. Vol. 1. – Berkeley, Los Angeles, London : University of California Press, 2010. – 736 p.
38. Calatrello, S. Norman Maclean and the Problem of Identity: Storytelling, Tragedy, and American Literature / S. Calatrello. – Tennessee : Middle Tennessee State University, 2009. – 282 p.
39. Konsmo, Michael Jonathan. Adapting place / Michael Jonathan Konsmo. – Bozeman, Montana : Montana state university, 2004. – 282 p.
40. Maclean, N. A River Runs Through It and Other Stories / N. Maclean. – Chicago: University of Chicago Press, 2002. – 282 p.
41. Morris, R., Jr. Lighting out for the territory. How Samuel Clemens headed west and became Mark Twain / Roy Morris, Jr. – New York, London, Toronto, Sydney : Simon@Schuster, 2010. – 282 p.
42. Twain, M. The Adventures of Huckleberry Finn / M. Twain [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poesias.ru/proza/mark-twain/mark-twain10003.shtml. – Дата доступа: 12.01.2019.
43. The Last Best Place: A Montana Anthology / ed. by W. Kittredge and A. Smith. – Seattle : University of Washington Press, 1988. – 762 p.