Введение
1 Понятие правовых фикций и их соотношение с иными средствами юридической техники
1.1 Проблема определения понятия «правовая фикция»
1.2 Соотношение юридической фикции с иными средствами юридической техники
2 Проблемы классификации правовых фикций и особенности их использования в нормотворческой деятельности
2.1 Проблема классификации правовых фикций
2.2 Проблемы совершенствования правовых фикций в правотворческой деятельности
3 Основные проблемы совершенствования фикций, закрепленных в законодательстве Республики Беларусь
3.1 Основные фикции конституционного законодательства Республики Беларусь и проблемы их совершенствования
3.2 Основные фикции уголовного законодательства Республики Беларусь и проблемы их совершенствования
3.3 Основные фикции гражданского законодательства Республики Беларусь и проблемы их совершенствования
3.4 Основные фикции семейного законодательства Республики Беларусь и проблемы их совершенствования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сущность правовых фикций является одним из самых дискуссионных вопросов с древних времен и по настоящее время. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, какую роль играет фикция в праве, какова ее логическая природа, ее основные признаки и функции, и что вообще включает в себя данное понятие. При этом причиной такого положения дел обычно называют сложность и многогранность рассматриваемого феномена. Это, безусловно, так, однако, по моему мнению, трудности определения сущности фикции заключаются, главным образом, в смешении многими исследователями понятия «правовая фикция» с другими понятиями в праве вследствие расширенного подхода к рассматриваемому явлению.
Исходя из этого, задачами данного исследования являются:
– рассмотрение правовой фикции с позиции традиционного подхода к ее сущности;
– отграничение понятия «правовая фикция» от иных смежных понятий;
– выявление ее основных признаков и функций, а также выполняемой роли в праве.
Итак, в соответствии с традиционным подходом правовая фикция рассматривается как средство или прием юридической техники. По мнению В.К. Бабаева, правовая фикция – это «… применяемый в праве техникоюридический прием, которым несуществующее положение (отношение) объявляется существующим и приобретает обязательный характер в силу закрепления его в правовой норме» [1, c. 55]. С позиции Р.К. Лотфуллина под юридической фикцией понимается «… особое средство юридической техники, условно признающее заведомо ложное положение истиной, возможность опровержения которой, как правило, не имеет никакого юридического значения». Ученый И.Л. Ишигилов определяет юридическую фикцию как «… преднамеренно созданное правотворческим органом неоспоримое положение, которое может не соответствовать действительности и которое императивно содержится в нормах права с целью вызвать определенные правовые последствия». Он считает правильным называть рассматриваемое понятие именно «юридическая фикция», а не «правовая фикция», предполагая ее законность. Кроме того, И.В. Филимонова также считает термин «юридическая фикция» более предпочтительным, чем «правовая фикция», но по другим основаниям, нежели И.Л. Ишигилов. По ее мнению, объем понятия «юридическая фикция» более широкий, т.к. включает в себя не только прием правомерной деятельности, но и прием неправомерной деятельности [22, c. 5]. На мой взгляд, указанные понятия обладают равным объемом и являются синонимами. Правовая фикция, несомненно, законна, поскольку является исключительным творением законодателя и закрепляется в правовых нормах, как и юридическая фикция. А прием неправомерной деятельности данными понятиями не охватывается, т.к. является фиктивным действием.
1 Понятие правовых фикций и их соотношение с иными средствами юридической техники
1.1 Проблема определения понятия «правовая фикция»
Юридическая фикция (от лат. fictio – вымысел) – это прием юридической техники, при помощи которого конструируется юридически неопровержимое относительно ложное положение, которым существующее признается несуществующим и наоборот, содержащееся в источниках права или соглашении сторон и влекущее определенные юридические последствия [11, с. 128]. В научной литературе отмечается, что юридическим фикциям свойственна универсальность и отсутствие временных рамок существования [21, с. 108; 2, с. 165; 3, с. 8; 4, с. 13 и др.]: фикции использовались на всех этапах развития права и во всех его отраслях. Вместе с тем анализ конкретных исторических источников белорусского права на предмет выявления в них юридических фикций не осуществлялся. При этом анализ фикций, содержащихся в памятниках отечественного права, обладает как теоретической, так и практической значимостью, позволяя увидеть предпосылки и условия, повлекшие их возникновение, способы формулирования норм, эволюцию той или иной фикции, ее развитие во времени, сохранение либо исчезновение – при возможности урегулирования той или иной ситуации при помощи обычных правовых средств (императивных нормативных правил, предписаний, фикцию не содержащих). Все это дает современному законодателю неоценимый практический опыт и позволяет выработать рекомендации по оптимальному использованию юридических фикций при формулировании норм законодательства в будущем. Если в достатутном периоде развития отечественного законодательства фикции использовались исключительно редко, то с принятием первого Статута Великого княжества Литовского (далее – ВКЛ, Княжество) в 1529 году, когда писаное право стало главным источником права, число юридических фикций, зафиксированных в законодательстве, значительно увеличилось. Статут ВКЛ 1529 года содержал больше юридических фикций, чем было использовано за всю предшествующую ему историю развития отечественного права, а большинство фикций, применение которых в дальнейшем осуществлялось в Статутах 1566 и 1588 годов, впервые были использованы законодателем при разработке норм именно первого Статута ВКЛ. При этом анализ привилеев и постановлений, действовавших наряду со Статутом 1529 года, показал, что данные документы не содержали норм, сконструированных при помощи юридических фикций. Следует отметить, что доминировавшее ранее на территории ВКЛ обычное право не могло обеспечить в спорных ситуациях стабильного распределения прав и обязанностей и устойчивого правопорядка в силу партикуляризма его предписаний и отсутствия системности в регулировании общественных отношений. Существовавшее в виде великокняжеских привилеев и грамот законодательство достатутного периода не преследовало цели замены обычая писаным правом, принималось в связи с определенными частными случаями и нередко имело временный характер [5, с. 21]. Статуты 1529, 1566 и 1588 годов содержат ценный материал о характеристиках социальных, экономических и политических отношений, общественного и государственного строя, судебной системы, сложившихся к тому времени в ВКЛ, в том числе и на белорусских землях. При этом Статуты не имели единого предмета, а были нацелены на регулирование отношений в различных сферах и содержали нормы государственного, гражданского, семейного, наследственного, земельного, уголовного и судебного (процессуального) права. Источниками Статута ВКЛ 1529 года были обычное право, предшествующие привилеи Княжества, Судебник Казимира 1468 года, административная и судебная практика, а также отдельные нормы римского, западноевропейского, польского и церковного права [6, с. 35]. Однако количество норм отечественного происхождения во всех статутах намного превосходило число заимствованных, которые, как отмечает Н.А. Максимейко, всегда приспосабливались к местным условиям [7, с. 174]. Не ставя перед собой задачу выявить и охарактеризовать все юридические фикции, содержащиеся в Статуте 1529 года, проанализируем отдельные фикции, используемые для регламентации различных областей общественных отношений. В связи с внешнеполитической ситуацией того времени важной обязанностью в ВКЛ было несение военной службы. Оборона Княжества являлась одним из государственных приоритетов, что обусловило появление в Статуте 1529 года нормы, закрепляющей обязанность Великого князя обеспечить территориальную целостность государства (арт. 2, разд. III). Все подданные Княжества обязаны были лично нести военную службу под угрозой утраты своего имения. Важность обороны подчеркивалась и четко регламентированной процедурой оповещения о необходимости обороны, явки, записи, смотра, роспуска войска и т.д. Каждый подданный, прибывший на службу, прошедший смотр и перепись, обязан был нести военную службу до полного роспуска войска с теми же слугами, конями и снаряжением. «А если бы кто-нибудь из наших подданных посмел поступить вопреки этому нашему постановлению, если он землевладелец, тот теряет имение, как если бы не был на войне. А если бы кто совершил это, получив деньги, а землевладельцем не был, тот честь свою теряет, как если бы он сбежал с поля битвы» [8, с. 144]. При этом никто из обязанных нести военную службу без ведома и особого разрешения гетмана не имел права уехать с войны до тех пор, пока все войско не будет распущено, «в противном случае таковой теряет свое имение, как если бы не был на войне» [8, с. 144].
2 Проблемы классификации правовых фикций и особенности их использования в нормотворческой деятельности
2.1 Проблема классификации правовых фикций
Становление, развитие правовых категорий сложный, многогранный, противоречивый процесс. В этом смысле чрезвычайно интересна история развития идей о фикциях в праве: периоды «ниспровержения» или игнорирования правовых фикций сменялись их признанием. Во многом это связано с неоднозначностью, неуловимостью понятия фиктивного, которое приобретает множество оттенков, попадая в сферу права. Фикция, фиктивное нечто несущее, ложное само понятие порождает сомнения по поводу «законности» бытия этого феномена в праве. В советское время категория «фикция» воспринималась как явно отрицательное явление, которого не должно было бы быть в советском праве и эта категория определялась, например, как «мнимонаучный прием, затемняющим сознание народных масс», «распространенное в капиталистических странах законоустановленное положение, противоречащее объективной действительности» [9, с. 67]. В юридической литературе отмечается, что 90 е гг. XX в. характеризуются резким возрастанием интереса к категории юридической фикции. Не в последнюю очередь это связано с деидеологизацией юридической науки и активной разработкой проблем юридической техники. Тем не менее, следует констатировать тот факт, что по-прежнему среди ученых нет единства в вопросе о том, что следует понимать под юридической фикцией, как ее отграничивать от других, похожих явлений. Нормативные фикции – это правовые фикции, закрепленные в правовых нормах с целью упорядочивания общественных отношений. В.К.Бабаев выделяет дефинитивные правовые фикции по критерию частотного употребления, называя их правовыми фикциями юридических конструкций, наряду со статусными правовыми фикциями (определяющими статус субъектов и объектов правоотношений, а также статус какой-либо территории).Кроме того, по указанному критерию он также выделяет: расчетные правовые фикции; правовые фикции-сроки; правовые фикции, указывающие на порядок возложения юридической ответственности; правовые фикции, закрепляющие результаты действий (процессов) и правовые фикции, определяющие порядок осуществления действий [1, c. 55]. Классификации, которые будут рассмотрены ниже, представляют собой деления именно нормативных правовых фикций по различным основаниям.
1. По критерию обязательности для суда правовые фикции можно разделить на императивные и диспозитивные.
2. По способу закрепления правовые фикции делятся на прямые и косвенные.
Прямой называется фикция, которая непосредственно закреплена в правовой норме с помощью слова «считается». Например, прямой является уже упомянутая нами фикция, закрепляющая, что акцепт считается не полученным, если извещение об его отзыве поступило лицу, направившему оферту, ранее акцепта или одновременно с ним. Фикция называется косвенной, если не имеет прямого закрепления, а может быть выведена путем толкования правовой нормы. За приготовление к преступлению несет уголовную ответственность также лицо, которому по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления». В данном случае законодатель исходит из фиктивного положения о том, что действия организатора, подстрекателя и пособника при недоведении преступления до конца носят неоконченный характер. Фактически же они выполняют все действия, необходимые для завершения исполнителем преступления. Эту фикцию А.И. Ситникова называет нормой-фикцией, служащей для разрешения проблемной ситуации. Она предлагает классифицировать правовые фикции, исходя из их значения.
3. По ее мнению, правовые фикции делятся на положительные и негативные. А положительные фикции подразделяются еще на три вида:
– фикции, выступающие в роли инструментария для разрешения проблемных ситуаций;
– фикции, имеющие социально-оправданный характер.
В современной теории права принято рассматривать правовые фикции в качестве разновидности общего понятия фикции, при этом категория «фикция», обозначающая вымышленное положение, не соответствующее действительности, используется юристами в нескольких значениях:
- фикция в праве;
- фиктивное правовое состояние;
- правовая фикция как прием (средство) юридической техники.
Рассмотрим правовую фикцию с социальной и юридической стороны. Социальная сторона фикции представлена определенным предположением. Степень вероятности его может колебаться от достаточно высокой до крайне незначительной. При этом подобное предположение всегда имеет какое-либо рациональное обоснование, вытекающее из специфики соответствующего общественного отношения. Фикция никогда не формируется произвольно, устанавливаемое ею правило всегда имеет логическое объяснение с точки зрения целесообразности, справедливости, гуманизма и т. п. Аргументация, положенная в основу правовой фикции, и составляет ее социальную сторону [18, с. 17].
3 Основные проблемы совершенствования фикций, закрепленных в законодательстве Республики Беларусь
3.1 Основные фикции конституционного законодательства Республики Беларусь и проблемы их совершенствования
Немаловажное значение в правовой жизни играют конституционно-правовые фикции. Это объясняется не только их сравнительно с другими отраслями права слабой изученностью, но и практической значимостью. Ведь отказ от объективной истины нередко наблюдается и в политическом процессе, обслуживание которого известным образом осуществляет конституционное право. Поэтому конституционное право не в меньшей степени, чем отрасль гражданского права, является сосредоточением правовых фикций. Вместе с тем приходится констатировать отсутствие фундаментальных работ по изучению конституционно-правовых фикций. Конституционно-правовая фикция представляет собой средство юридической техники, при помощи которого конструируется заведомо не существующее положение, признаваемое существующим, и наоборот, закрепляемое в законодательстве и носящее императивный и неопровержимый характер. Конституционно-правовые фикции имеют особое значение в правовой системе любого государства в силу приоритета конституционных правоположений. В настоящее время фикции еще не получили должного внимания в науке конституционного права. При этом актуальность проблемы использования фикций в конституционном праве очевидна, поскольку данная отрасль является ведущей отраслью права, закрепляющей и регулирующей наиболее важные общественные отношения, касающиеся основ общественного строя, государства и правового положения личности. При исследовании Конституции Республики Беларусь [1] и иных правовых актов, закрепляющих нормы конституционного права, обнаружился целый ряд положений, сформированных при помощи метода правовой фикции («разделение властей», «равенство всех перед законом и судом», «народный суверенитет», «непосредственное осуществление народом своей власти», «территория государства» и т.д.). Тот факт, что правовые фикции были применены не только при формулировании отдельных норм права, но и при построении конституционных принципов, а также весьма сложных и имеющих большое значение для данной отрасли права институтов, говорит о том, что правовые фикции представляют собой одно из ведущих средств законодательной техники. Конституционные правовые фикции представляют собой тот необходимый нормативный материал, который обеспечивает связанность и эффективность действия всех элементов механизма конституционно-правового регулирования, помогая реализовать букву и дух действующей конституции. Природа процессуальных правовых фикций в конституционном праве, на наш взгляд, имеет свои особенности. Данные правовые фикции предлагают альтернативные способы осуществления некоторых процедур и применяются, к примеру, для недопущения затягивания законодательного процесса. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 100 Конституции Республики Беларусь «закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней со дня внесения, он не был рассмотрен Советом Республики» [1]. Нетрудно заметить, что нерассмотрение закона верхней палатой Парламента Республики Беларусь – Советом Республики в течение определенного законодательством срока в данном случае искусственно приравнивается к одобрению этого закона Советом Республики большинством от его полного состава. Данная правовая фикция сознательно вводится законодателем с целью недопущения затягивания законодательного процесса из-за отказа либо невозможности рассмотрения законопроекта верхней палатой Национального собрания Республики Беларусь. Законодатель исходит из того, что Совет Республики извещен надлежащим образом о содержании законопроекта и согласен с таким содержанием, хотя в действительности это могло и не иметь места. Без применения правовой фикции невозможным будет дальнейший ход законодательного процесса и окончательное принятие закона. Конституционное право является системообразующей отраслью права, регулирующей базовые общественные отношения. Ввиду того, что предмет конституционного права включает многообразные отношения конституционного характера, использование фикций в их регулировании также разнопланово. Рассмотрим отдельные случаи действия юридических фикций в сфере избирательных правоотношений. Процессуальная правовая фикция содержится также в ст. 88 Конституции Республики Беларусь. Так, Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Он считается смещенным с должности, если за это решение проголосует не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения [1]. Неопределенность в политическом процессе не может продолжаться бесконечно долго: это создает ряд проблем различного характера, может привести к политическому кризису и обострению социальной напряженности в стране, поэтому, несмотря на фактическое отсутствие решения о смещении Президента с должности, оно считается принятым не в пользу такого смещения.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Фикция как средство юридической техники обладает следующими основными признаками:
– заведомая ложность;
– неопровержимость;
– нормативность;
Намеренная деформация действительности (искусственное уподобление и приравнивание различных и даже противоположных понятий и обстоятельств; признание реальными несуществующих обстоятельств и отрицании существующих; признание существующими обстоятельств и ситуаций до того, как они стали существовать на самом деле или признание того, что они возникли позже, чем это было в действительности). Правовая фикция выполняет функцию по охране различных интересов и функцию процессуальной экономии, способствуя быстрому и правильному разрешению дела по существу и повышая эффективность и качество правового регулирования, поэтому играет исключительно положительную роль. Итак, правовая фикция – это средство юридической техники, с помощью которого в правовых нормах закрепляется заведомо ложное неопровержимое положение, определенным образом деформирующее действительность в целях охраны различных интересов (личности, общества и государства). При этом анализ фикций, содержащихся в памятниках отечественного права, обладает как теоретической, так и практической значимостью, позволяя увидеть предпосылки и условия, повлекшие их возникновение, способы формулирования норм, эволюцию той или иной фикции, ее развитие во времени, сохранение либо исчезновение – при возможности урегулирования той или иной ситуации при помощи обычных правовых средств (императивных нормативных правил, предписаний, фикцию не содержащих). Все это дает современному законодателю неоценимый практический опыт и позволяет выработать рекомендации по оптимальному использованию юридических фикций при формулировании норм законодательства в будущем. Если в достатутном периоде развития отечественного законодательства фикции использовались исключительно редко, то с принятием первого Статута Великого княжества Литовского (далее – ВКЛ, Княжество) в 1529 году, когда писаное право стало главным источником права, число юридических фикций, зафиксированных в законодательстве, значительно увеличилось. Статут ВКЛ 1529 года содержал больше юридических фикций, чем было использовано за всю предшествующую ему историю развития отечественного права, а большинство фикций, применение которых в дальнейшем осуществлялось в Статутах 1566 и 1588 годов, впервые были использованы законодателем при разработке норм именно первого Статута ВКЛ. При этом анализ привилеев и постановлений, действовавших наряду со Статутом 1529 года, показал, что данные документы не содержали норм, сконструированных при помощи юридических фикций.
1 Бабаев, В.К. Презумпции в советском праве / В.К. Бабаев. – Горький: Изд-во ГВШ МВД СССР, 1974. – 124 с.
2 Булаевский, Б.А. Логические основы построения презумпций / Б.А. Булаевский // Вестник Пермского университета. Сер.: Правоведение. – 2011. – № 1. – С. 19-22.
3 Давыдова, М. Проблемы понятия и классификации правовых фикций / М. Давыдова // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2009. – № 11. – С. 250-270.
4 Данилова, Е.С. К вопросу о понятии, классификации и значении юридической фантастики / Е.С. Данилова // Юридическая наука. – 2014. – № 3. – С. 112-118.
5 Душакова, Л.А. Правовые фикции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Л.А. Душакова. – Волгоград, 2004. – 24 с.
6 Зуев, Ю.Г. Презумпции в уголовном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Ю.Г. Зуев. – Казань, 2000. – 25 с.
7 Исаев, И.А. Юридическая фантастика как форма заполнения правовых пробелов / И.А. Исаев // Пробелы в российском законодательстве. – 2012. – № 5. – С. 35-37.
8 Ильина, Е.В. Классификация конституционно-правовых фикций // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3011.
9 Каранина, Н.С. Сущность правовой презумпции: определение понятия «презумпция» в современной теории права и российского законодательства; признаки правовой презумпции / Н.С. Каранина // Юридическая инженерия. – 2010. – № 4. – С. 213-220.
10 Кузнецова, О.А. Презумпции в российском гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / О.А. Кузнецова. – Екатеринбург, 2001. – 23 с.
11 Курсов, О.А. Правовые фикции современного российского права: сущность, виды, проблемы действия / О.А. Курсов // Правотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сборник статей / под ред. В.М. Баранов. – Н. Новгород, 2000. – С. 452-469.
12 Лазарев, В.В. Теория государства и права: учеб. для университетов / В.В. Лазарев. – М.: Спарк, 1998. – 448 с.
13 Лотфуллин, Р.К. Юридические фикции в гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Р.К. Лотфуллин. – М., 2008. – 27 с.
14 Никиташин, Н.А. Правовые предпосылки в механизме правового регулирования: правовые презумпции и фикции: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Н.А. Никиташин. – Абакан, 2004. – 185 с.
15 Панко, К.К. Художественная литература в уголовном праве (в области законотворчества и правоприменения): автореф. дис. ... канд. Юрид. наук: 12.00.08 / К.К. Панко. – Ярославль, 1998. – 19 с.
16 Пяткин, В.Н. Содержание и взаимосвязь понятий «юридическая беллетристика» и «фиктивное правление» / В.Н. Пяткин // Общественно-политическая наука. – 2012. – № 4. – С. 41-44.
17 Сериков, Ю.А. Презумпции в гражданском судопроизводстве / научн. редактор В.В. Ярки. – М., 2008. – 112 с.
18 Ситникова, А.И. Фикции в уголовном праве / А.И. Ситникова // Ленинградский юридический журнал. – 2008. – № 1. – с. 60-67.
19 Танимов, О.В. Теория юридических фикций: монография / отв. редактор Доктор юридических наук, проф. Т. В. Кашанин. – М .: Проспект, 2016. – 224 с.
20 Теория государства и права: учеб. / под ред. В.С. Бабаева. – М .: Юрист, 2013. – 592 с.
21 Угренинова, Е.А. Презумпции в российской государственно-правовой традиции: дис. ... кандидат юрид. наук: 12.00.01 / Е.А. Угренникова. – М., 2014. – 166 с.
22 Филимонова, И.В. Место юридической фантастики в системе юридического оснащения / И.В. Филимонова // Алтайский правовой вестник. – 2013. – № 4. – с. 47-53.
23 Филимонова, И.В. Понятие юридической фантастики: современные доктринальные подходы / И.В, Филимонова // Право и жизнь. – 2013. – № 175. – с. 130-149.
24 Юридическое оборудование: учеб. / Ю.К. Краснов и др. – М.: Юстицинформ, 2014. – 536 с.
25 Болдырев, С.Н. Художественная литература как легальное техническое устройство / С.Н. Болдырев // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. – 2011. – № 4. – С. 124–128.
26 Давыдова, М. Общетеоретические и прикладные подходы к преподаванию правовых технологий: преимущества и проблема совместимости / М.Л. Давыдова // Юридические технологии. Специальный выпуск. Юридические технологии в системе университетского юридического образования: научно-методическое обеспечение и дидактические пути его совершенствования (Нижний Новгород). – 2009. – № 3. – С. 155–160.
27 Давыдова, М. Юридические фикции как средство юридической инженерии (примерная лекция по курсу «Юридическая инженерия») / М.Л. Давыдова // Право и образование. – 2009. — № 3. – С. 143-151.
28 Давыдова, М.Л. Проблемы понятия и классификации правовых фикций / М.Л. Давыдов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2009. – № 11. – с. 17-23.
29 Давыдова, М.Л. Правовая техника: проблемы теории и методологии: монография / М.Л. Давыдов. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2009. – 318 с.
30 Дормидонтов, Г.Ф. Классификация явлений юридической жизни, относящихся к случаям использования фикций. Первая часть. Юридические фикции и презумпции (часть первая) / Г.Ф. Дормидонтов // Вестник гражданского права. – 2011. – № 1. – С. 217-269.
31 Дормидонтов, Г.Ф. Классификация явлений юридической жизни, относящихся к случаям использования фикций. Первая часть. Юридические фикции и презумпции (часть вторая) / Г.Ф. Дормидонтов // Вестник гражданского права. – 2011. – № 3. – С. 168-240.
32 Душакова, Л. А. Правовые фикции: автореф. 12.00.01 / Л.А. Душакова. – Волгоград, 2004. – 25 с.
33 Иеринг, Р. Дух римского права на разных этапах его развития. / Р. Иеринг. – СПб. : Тип. В. Безобразова и Ко., 1875. – 321 с.
34 Курсова, О.А. Художественная литература в российском праве: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / О.А. Курсов. – Н. Новгород, 2001. – 193 с.
35 Курсова, О.А. Правовая фикция современного российского права: сущность, виды, проблемы действия / О.А. Курсов // Проблемы правовых технологий. Сб арт. под ред. В.М. Баранова (Нижегородская академия МВД РФ). – Н. Новогород, 2000. – С. 450-459.
36 Лазарев, В. Теория государства и права: учебник для академиков / В.В. Лазарев, С.В. Липин. – М .: Юрайт, 2015. – 521 с.
37 Лотфуллин, Р.К. Правовые фикции в римском гражданском праве / Р.К. Лотфуллин // Вестник нотариальной практики. – 2006. – № 2. – С. 44-48.
38 Мейер, Д.И. О юридических фикциях и предположениях, скрытных и притворных действиях / Д.И. Мейер. – Казань. – 1854. – 127 с.
39 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Бернс. – М.: Русский язык, 1978. – 846 с.
40 Панко, К.К. Художественная литература в уголовном праве и правоприменении / К.К. Панько. – Воронеж: Истоки, 1998. – 135 с.
41 Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. – М.: НОРМА, 1999. – 347 с.
42 Зорченко, Е.А. Общая теория права: пособие / Е.А. Зорченко, Н.М. Юрашевич. – Минск: Академ. управл. при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 185 с.
43 Ковкель, Н.Ф. Общая теория права: метод. пособие / Н.Ф. Ковкель. – Минск: Современные знания, 2009. − 220 с.
44 Проблемы общей теории права и государства: учебник / Н.В. Варламова [и др.]; под общ. ред. В.С.Нерсесянца. – М.: Изд. группа “НОРМА–ИНФРА-М”, 1999. – 832 с.
45 Сільчанка, М.У. Паходжанне дзяржавы і права: вуч. дапаможнік / М.У. Сільчанка. – Мінск, 2005. – 142 с.
46 Теория государства и права: учеб. пособие / под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова; Моск. ун-т МВД России. – М.: Академич. проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 576 с.
47 Давыдова, М. Проблемы понятия и классификации правовых фикций / М. Давыдова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2009. – №11. – С. 17.
48 Дормидонтов, Г.Ф. Юридические фикции и презумпции. Классификация явлений юридической жизни, относящихся к случаям использования фикций / Г.Ф. Дормидонтов. – Казань, 1895. – С.102.
49 Медная, Ю.В. Нормативное правовое регулирование общественных отношений: дис. … канд. юрид. наук / Ю.В. Медная. – Саратов, 2008. – 98 с.
50 Мейер, Д.И. О юридических выдумках и предположениях и тайных и притворных действиях / Д.И. Мейер. – Казань, 1854. – 67 с.
51 Панко, К.К. Правовые фикции в современном российском праве / К.К. Панко // Проблемы юридической инженерии: Сб. Изобразительное искусство. / под ред. В.М. Барановой. – Н. Новгород, 2000. – 465 с.
52 Филимонова, И.В. Правовые фикции в праве России: история и современность: монография / И.В. Филимонова. – М.: Юрлитинформ, 2012. – 118 с.
53 Кудрявцев, П.И. Юридический словарь / П.И. Кудрявцев. – М.: Госюриздат, 1956. – Т. 2. – 660 с.
54 Чистяков, О.М. Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. / О.М. Чистяков. –Т.1. – М .: Юридическая литература, 1984. – 430 с.
55 Мейер, Д.И. Российское гражданское право: чтения, изданные по запискам слушателей / Д.И. Мейер. – М.: Тип. Современ. Изв., 1873. – 730 с.