Бюджетный контроль в РБ
Академия МВД РБ
Диплом
на тему: «Бюджетный контроль в РБ»
по дисциплине: «Финансовое право»
2017
251.00 BYN
Бюджетный контроль в РБ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Финансовое право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 76.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие и значение бюджетного контроля
1.2 Развитие законодательства о бюджетном контроле
1.3 Организация бюджетного контроля в зарубежных странах
ГЛАВА 2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Контроль работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджетов
2.2 Бюджетная ответственность бюджетополучателей и распорядителей бюджетных средств
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БЮДЖЕТНОМ КОНТРОЛЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Контроль представляет собой важнейший элемент управленческой деятельности, организационного руководства, одна из форм реализации принятых компетентными государственными органами решений.
На современном этапе развития национальной экономики возрастает значение и роль бюджетного контроля в системе государственного управления, совершенствования действующей системы бюджетного контроля в Беларуси.
К числу приоритетных задач любого современного государства, независимо от формы правления и государственного устройства, относится осуществление контроля за исполнением государственного бюджета и государственными финансами. Более того, возможность не только воздействовать на формирование государственных доходов, но и контролировать распоряжение государственными средствами является важнейшим инструментом в руках государства для достижения его политических целей.
Актуальность бюджетного контроля обусловлена тем, что он является важным элементом бюджетного процесса и обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.
Также бюджетный контроль является одним из направлений антикоррупционной политики, что на современном этапе развития Республики Беларусь делает его одним из важнейших инструментов борьбы с нарушением законодательства. При этом государственный бюджетный контроль является не только одним из важных элементов общенациональной системы противодействия коррупции, но и своего рода инновационной площадкой, на которой лучшие достижения теории и практики борьбы с коррупцией претворяются в жизнь, становятся конкретным руководством к действию.
ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие и значение бюджетного контроля
Действующий Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З [10] не содержит понятия бюджетного контроля.
Понятие «контроль» происходит от французского слова «controle», использовавшегося для обозначения встречной, вторичной записи с целью проверки первой [18, с. 53]. Согласно Толковому словарю С.И. Ожегова, контроль – проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора [21, с. 298].
Таким образом, с контролем в большой степени связана такая функция государственных органов, как надзор. Понятия «контроль» и «надзор» часто используются как в теории, так и в законодательной деятельности, однако однозначных критериев их разграничения друг от друга до сегодняшнего дня не выявлено.
В теории финансового права существует два совершенно противоположных взгляда по вопросу соотношения вышеназванных понятий. В соответствии с одной из позиций понятия «контроль» и «надзор» являются тождественными, так как расхождение в их сущностных качествах практически незаметно, если не сказать, даже, что условно.
Подавляющее большинство ученых полагает, что использование терминов «контроль» и «надзор» как синонимов является ошибочным, поскольку, в частности в юриспруденции, под ними понимаются разные явления, правовые институты и государственные функции.
Но при этом сторонникам данной позиции не удается достигнуть согласия о содержании того и другого терминов и их соотношении.
ГЛАВА 2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Контроль работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджетов
Основу бюджетного устройства современного государства составляют бюджетная система и принципы ее построения.
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны [26, с. 16].
Административно-территориальное деление страны определяет количество звеньев бюджетной системы, так как каждый орган государственной власти имеет право на собственный бюджет.
Бюджетное устройство Республики Беларусь имеет следующие особенности:
- бюджетная система имеет два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты;
- административно-территориальные формирования не обладают суверенитетом и имеют ограниченные права в области бюджетного процесса. Они могут принимать собственные нормативные акты при условии их соответствия нормам, принятым центральными органами власти;
- бюджеты территорий связывает жесткая зависимость от центрального бюджета. Это проявляется в том, что распределение доходов и расходные функции региональных бюджетов устанавливаются центральной властью и регламентируются конституцией и законами страны. Степень зависимости административно-территориальных формирований от центральной власти определяет уровень централизации бюджетной системы.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БЮДЖЕТНОМ КОНТРОЛЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Проблема развития и совершенствования бюджетного контроля в условиях формирования рыночных отношений приобрела сегодня для Республики Беларусь одно из важнейших значений.
В настоящее время одной из основных проблем является то, что понятие бюджетного контроля в нормативных документах не определено, в отечественной юридической литературе теме бюджетного контроля уделяется большое внимание, однако среди юристов, рассматривающих эту проблему, нет единства взглядов по сущности бюджетного контроля.
Отсутствие законодательного закрепления места и роли каждого органа государственного бюджетного контроля является причиной многочисленных коллизий в разграничении сфер деятельности между контрольными органами, что ведет к нерациональному разделению обязанностей и перекладыванию ответственности.
Из данной несогласованности закономерно вытекает проблема разрозненности, параллелизма и дублирования функций контролирующих органов.
Эта проблема могла бы быть эффективно решена путем закрепления в Бюджетном кодексе положений по разделению целей, задач и полномочий между республиканскими и местными органами бюджетного контроля. В результате отсутствия целостного подхода к системе государственного бюджетного контроля отдельные элементы экономической системы подвергаются контролю неоднократно, другие – остаются вне контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев вопросы бюджетного контроля, нами были сделаны следующие выводы.
1. бюджетный контроль представляет собой вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.
Актуальность бюджетного контроля обусловлена тем, что он является важным элементом бюджетного процесса и обеспечивает эффективность функционирования финансовой системы. В свою очередь возникают проблемы эффективности бюджетного контроля. Основные из них – это: неразработанная законодательная база, которая отстает от экономических реалий и задач государства в финансовой сфере; отсутствие единого системного правового регулирования бюджетного контроля; отсутствие четкой иерархической структуры органов финансового контроля. Также отсутствует законодательное закрепление самого понятия «бюджетный контроль»;
2. система бюджетного контроля является неотъемлемой частью бюджетного процесса любой страны. Важную роль в осуществлении бюджетного контроля играют высшие органы финансового контроля. Даже при наличии различий в работе ВОФК можно отметить их общую черту – обязательную процедуру утверждения парламентом отчета об исполнении бюджета;
3. бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский и местные бюджеты. Контроль за составлением и исполнением республиканского бюджета осуществляется Президентом, Правительством и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.
1. Лимская декларация руководящих принципов контроля, принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), г. Лима (Республика Перу), 1977.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
3. Об утверждении Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам : Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Правления Национального банка Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 143/171 : в ред. Постановления от 26 января 2016 г. № 2/36. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 25.02.2016, 8/30685.
4. Об утверждении Инструкции о порядке исполнения местных бюджетов по доходам : Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 декабря 2005 г. № 159/176 : в ред. Постановления от 12 декабря 2013 г. № 85/727. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 26.12.2013, 8/28184.
5. Об утверждении Инструкции о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь : Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июля 2011 г. № 63 : в ред. Постановления от 31 марта 2015 г. № 17. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 23.04.2015, 8/29820.
6. Баранов, М. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса / М. Баранов // Право и жизнь. – 2011. – № 9. – С. 9-15.
7. Бойко, Т.С. Финансовое право : учеб. пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Минск : Книжный Дом, 2006. – 320 с.
8. Бубнова, О.Ю. Бюджетный контроль, осуществляемый высшими органами финансового контроля зарубежных стран / О.Ю. Бубнова // Актуальные проблемы российского права. – 2007. – № 1. – С. 137-144.
9. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с.
10. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412-З : принят Палатой Представителей 17 июня 2008 года; одобрен Советом Респ. 28 июня 2008 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 октября 2016 г., № 430-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. Варварин, И.О. Финансовое право. Учебное пособие / И.О. Варварин. – Витебск : ВГУ, 2016. – 286 с.
12. Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь, учебное пособие / Г.А. Воробей. – Минск: Амалфея, 2012. – 430 с.
13. Государственный бюджет: учеб. пособие / под ред. Т.В. Сорокиной. – Минск.: БГЭУ, 2003. – 289 с.
14. Зотов, Н.А. Определение надзора и контроля в качестве юридической деятельности / Н.А. Зотов // Вестник БГУ. – 2015. – № 3. – С. 45-49.
15. История финансового контроля России // Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://r61.fssprus.ru/inf_smil32/. – Дата доступа : 18.05.2017.
16. Итоги работы Комитета государственного контроля за 2016 год. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.kgk.gov.by/ru/vazno_znat-ru/viewSuzet/t-33/. – Дата доступа : 18.05.2017.
17. Каменков, B.C. Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. Пособие / B.C. Каменков, А.В. Каменков. Минск : ГИУСТ БГУ, 2008. 439 с.
18. Логашова, Н.А. К вопросу о контроле в финансовом праве / Н.А. Логашова // Вестник Полесского государственного университета. – 2015. – Серия D. – С. 52-55.
19. Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь : учеб. пособие / Н.А. Мельникова – Минск : БГУ, 2005. – 262 с.
20. Муравьева, Л.Е. Бюджетный процесс Республики Беларусь : стадии и результаты / Л.Е. Муравьева // Хозяйственное право. – 2014. – № 7. – С. 19-23.
21. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. : Азъ Ltd, 1997. – 944 с.
22. Песецкая, Е. Автоматизация системы бухучета и казначейских технологий / Е. Песецкая, Н. Русакевич // Финансы. Учет. Аудит : научно-практический журнал. – 2013. – № 8. – С. 30-32
23. Петров, В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов / В.В. Петров. – М.: БЕК, 1995. – 557 с.
24. Пешкова, Х.В. Принципы бюджетного процесса / Х.В. Пешкова // Финансовое право – 2008. – № 10. – С. 17-18.
25. Пилипенко, А.А. Финансовое право : курс лекций / А.А. Пилипенко, А.А. Герасимович, Е.П. Бранцевич. – Горки : БГСХА, 2015. – 124 с.
26. Ромаш, М.В. Государственный бюджет: учеб. - методич. пособие / М.В. Ромаш, Т.Г. Ролева. – Минск : Митсо, 2008. – 96 с.
27. Ромашевская, И.Р. К вопросу о понятии и роли бюджетного контроля / И.Р. Ромашевская // Материалы ГрГУ. – 2015. – С. 279-281.
28. Седова M.JI. Государственный финансовый контроль и аудит: презентация проф. Кафедры «Государственные и муниципальные финансы» / М Л. Седова. – Финансовый университет при Правительстве РФ, 2016.
29. Скляров, И.Ю. Аудит эффективности использования бюджетных средств / И.Ю. Скляров // Вестник АПК Ставрополья. – 2015. – № 4. – С. 120-125.
30. Слижевская, Е. Бюджетный кодекс о некоторых изменениях и дополнениях, действующих с текущего года / Е. Слижевская, З. Шарак // Финансы. Учет. Аудит : научно-практический журнал. – 2011. – № 7. – С. 19-20.
31. Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: история развития и современное состояние / Т.В. Сорокина // Белорусский экономический журнал. – 2009. – № 2. – С. 60-73.
32. Сорокина, Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2000. – 302 с.
33. Финансовое право: учеб. пособие / А.А. Вишневский [и др.]. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2005. – 168 с.
34. Финансовое право : учебник / Ю.А. Крохина [и др.]; отв. ред. Н.И. Химичева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2008. - 768 с.
35. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Современная Школа, 2008. – 184 с.
36. Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь: практ. пособ. / Л.А. Ханкевич. – Минск: Молодеж. науч. об-во, 2005. – 282 с.
37. Шило, А. Бюджетный процесс / А. Шило // Финансы. Учет. Аудит – 2011. – № 8. – С. 17-18.
38. Шкредова, Н. Развитие законодательства о бюджетном контроле / Н. Шкредова // Государство и право. – 2012. – № 5. – С. 49-51.
39. Янушкевич, О.А. Финансовое и бюджетное право : соотношение / О.А. Янушкевич / Главный бухгалтер. – 2010. – № 8. – С. 29-32.
40. Янушкевич, О. Стадии бюджетного процесса / О. Янушкевич / Материалы БГУ. – 2012. – С. 347-359.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 76.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты