ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Каждый день, много раз мы, участники гражданских правоотношений, сознательно и бессознательно должны вступать в договорные правоотношения, основной частью которых являются договоры на возмездное оказание услуг. Этот тип договорных отношений развивается наряду с эволюцией социально-политических отношений, с древних времен, постоянно меняя и приобретая новые правила, необходимые для регулирования различных видов услуг.
В соответствии с гражданским правом услуги как виды действий представляют собой особый вид объектов гражданских прав. Роль таких действий и мероприятий значительно возрастает в современной рыночной экономике. Одним из важнейших гарантированных Конституцией Российской Федерации социальных прав человека является право на образование. Долгое время образование предназначалось, в первую очередь, для удовлетворения потребностей государства. Сегодня ситуация несколько изменилась. Образование, особенно высшее, начинает фокусироваться на удовлетворении личных потребностей человека, связанных с его духовным развитием и совершенствованием знаний. Ситуация с финансированием системы образования радикально изменилась. Если раньше деятельность учебных заведений полностью финансировалась бюджетом, то в современной России была ситуация с недофинансированием бюджета. Эти обстоятельства привели к динамичному включению образовательных учреждений в рыночные отношения. В области образования это означает постоянно увеличивающееся предоставление образовательных услуг на возмездной основе, то есть участие образовательных учреждений в имущественном, товарном и денежном обращении.
Роль образования в современном мире растёт. «В большинстве развитых стран мира национальная система образования рассматривается как стратегически важная сфера общественного бытия». Важными процессами, происходящими в российском высшем образовании, в последнее время являются глобализация, интернационализация, а также интеграция отечественной системы образования в международное научно-образовательное пространство. Возникающая в ходе этих процессов конкуренция требует соответствия качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, стандартам рынка образования внутри страны и международного рынка образовательных услуг
Отношения между учебным заведением (организацией) и гражданином, желающим получить образовательное обслуживание, облечены в виде договора на предоставление образовательных услуг. На сегодняшний день нет единой общепринятой точки зрения в правовой доктрине о юридическом характере указанного договора. Существует мнение, что любой договор на предоставление услуг является публичным контрактом. Однако этот контракт, на мой взгляд, не является публичным, поскольку он не содержит по меньшей мере двух признаков государственных контрактов, а именно: он заключен некоммерческой организацией – учебным заведением – и только с гражданами, которые успешно прошли вступительные испытания и переданные на конкурс среди претендентов на заключение договора.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ
1.1. Понятие образовательной услуги
Согласно ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации, под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и могут быть реализованы с целью удовлетворения потребностей организации и (или) физического лица . ГК РФ под услугой понимает совершение определенных действий либо осуществление определенной деятельности).
Н.П. Индюков под услугой понимает потребительскую ценность в виде деятельности (положительный эффект), которая способна удовлетворить определенные человеческие потребности и говорит, что «положительный эффект неотделим от деятельности» . М.В. Кротов придерживается позиции, что «услуга создает определенный экономический эффект. Как вещь, услуга - это определенная форма продукта труда и обладает всеми свойствами продукта» . Словарь живого великорусского языка 1882 года определил услугу как помощь, угождение, пособие . Более современный словарь С.И. Ожегова услугу охарактеризовал как действие, которое приносит пользу другому .
По словам В.В. Кулибанова, «услуга является ответом производителя на требования рынка и, следовательно, имеет свою собственную ценность использования, которая предопределяет ее товарный характер, который выражается в его способности удовлетворять потребности людей с его (обслуживанием) приобретением, использованием и потреблением» .
Услуга – хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей заказчиков путем предоставления им духовных, социальных, материальных благ или создающая условия для потребеления. Услуга является специфическим продуктом, который производится по требованию заказчика, и выражается в изменении условий потребления или изменении самого потребителя. Отсюда можно сделать следующие выводы:
- производитель услуги – образовательные организации, иные учреждения, физические лица, которыми реализуется данная деятельность;
- в процессе оказания образовательной услуги обучающему предоставляются блага в виде системы знаний, опыта, а также выстраиваются определенные условия с тем, чтобы результаты потребления таких благ возможно было применить на практике как в профессиональной, так и в личной, общественной жизни;
- к сфере образования понятие «требование» вовсе не применимо, скорее следует говорить о заинтересованности, о желании непосредственно потребителя в данной услуге.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ ВОЗМЕЗДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
2.1. Правовая характеристика договора об оказании возмездных образовательных услуг
Договор имеет важное значение в развитии товарно-денежных отношений в рамках частной собственности. Он является той юридической формой, в рамках которой товаровладельцы признают друг в друге собственника товара и в которую облекается переход товара от одного собственника к другому .
Согласно ГК РФ договор – это соглашение двух либо более лиц. Его цель – установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Гражданско-правовое соглашение способствует развитию инициативы и деятельности сторон и в определенной степени является средством реализации правовой субъективности участников гражданского права .
Гражданско-правовой договор – это разновидность сделки. Сделки – один из наиболее распространенных юридических фактов. Юридическими фактами являются обстоятельства, при которых нормы гражданского права ассоциируют возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений . Юридические факты достаточно разнообразны. Основная их классификация – это деление их на действия и события. Действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Основным видом таких актов и является сделка.
Основная направленность такого юридического факта как сделка, состоит в создании, изменении или прекращении гражданских прав . В соответствии со ст. 154 ГК РФ сделки – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Е.А. Суханов под сделками понимает осознанные, целенаправленные, волевые действия физических и юридических лиц, совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий. Это становится очевидным даже при совершении массовых, обыденных действий .
Основная цель сделки – это ее основание. Цель, которую преследуют субъекты сделки, совершая ее, всегда носит правовой характер. Это может быть приобретение права собственности, права пользования определенной вещью и так далее. Именно поэтому морально-бытовые соглашения нельзя назвать сделками.
Этими признаками сделка отличается от иных правомерных волевых актов, влекущих возникновение гражданских и обязанностей.
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ ВОЗМЕЗДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
3.1. Правовое обеспечение заключения договора об оказании возмездных образовательных услуг
Заключение договора – это одна из самых важных стадий договорных отношений. Именно от данной стадии зависит коммерческий успех, стабильность экономики конкретного субъекта договорных отношений.
Заключению договора обычно предшествуют так называемые предконтрактные контакты. Они создаются для определения истинных намерений контрагентов, их финансовых возможностей, определения цены будущего контракта с учетом затрат, разработки проектной, технической, оценочной и другой документации, согласования других аспектов, необходимых для заключения и исполнения контракт.
ГК РФ такой преддоговорной контракт именует как предварительный договор. Согласно ГК РФ в соответствии с предварительным договором стороны обязуются заключить договор в будущем на условиях, которые уже определены в данном предварительном договоре.
Заключение договора об оказании платных образовательных услуг подчиняется общим положениям ГК РФ, хотя и имеет свои особенности в зависимости от статуса вуза.
ГК РФ в п. 1 ст. 432 указывает на нормы, которые полностью распространяют свое действие на договоры о возмездном оказании услуг. К таковым нормам относятся:
- договор считается заключенным с момента согласования его существенных условий;
- договор должен быть оформлен в порядке, предусмотренном для конкретного вида соглашения. Это может как устная, так и письменная, нотариальная форма.
Как пишет Е.А. Суханов, «можно выделить следующие стадии заключения договора: преддоговорные контракты сторон (переговоры); оферта; рассмотрение оферты; акцепт оферты. При этом две стадии – оферта и акцепт оферты – являются обязательными для всех случаев заключения договора» .
Итак, момент согласования всех существенных условий договора возмездного оказания услуг сведен к тому, что стороны посредством акцепта и оферты должны прийти к единому мнению относительно условий договора.
Оферта представляет собой предложение, направленное другой стороне, о заключении договора.
Оферта – это определенное предложение, которое адресовано одному либо нескольким конкретным лицам, оно выражает намерение лица, сделавшего такое предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение .
Публичная оферта – это предложение, которое содержит все существенные условия договора, из которого четко видна воля лица, делающего такое предложение, заключить договор на указанных в конкретной оферте условиях с любым, кто этого пожелает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующих положениях.
На основании проведенного анализа основных подходов к понятию «образовательные услуги» и выявленных специфических черт данного вида услуг, можно сделать основные выводы. Во-первых, увеличение спроса на знания способствует распространению рыночных принципов на сферу образования, формируя условия для развития предпринимательской деятельности образовательных учреждений и превращения образовательной услуги в товар. Во-вторых, с точки зрения результата образовательной услуги можно очертить круг основных определений данного понятия, который сформировался в современной науке. С образовательных позиций образовательная услуга есть усвоенное содержание; вполне понятно, что всякое содержание планируется, организуется, контролируется. С экономических позиций образовательная услуга – это единица обмена, имеющая определенную цену. С социологических позиций образовательная услуга – это услуга, удовлетворяющая потребность человека и через него потребности общества.
Отношения по возмездному оказанию образовательных услуг являются видов гражданских правоотношений и представляют они собой основанные на автономии воли и имущественной самостоятельности участников образовательные отношения между субъектами гражданского права, которые связаны гражданскими правами и обязанностями, возникающими из оснований предусмотренных законом юридических фактов.
Договор возмездного оказания образовательных услуг – это соглашение, в силу которого исполнитель обязан по заданию заказчика оказать образовательные услуги, а заказчик, в свою очередь, обязан оплатить такие услуги.
Специфика договора возмездного оказания образовательных услуг заключается в том, что предоставление услуг неотделимо от деятельности лица, предоставляющего эти услуги. Договор платных услуг как объект обязательства не является материализованным (материальным) результатом действий подрядчика, переданных клиенту, но фактические действия самого поставщика услуг, как правило, не материализуются (неосязаемы) и тесно связаны к личности поставщика услуг.
По итогам исследования возникает вопрос о неоднозначности определения гражданско-правовой природы договора возмездного оказания образовательных услуг. В связи с этим считаем необходимым внести в законодательство прямое указание на то, что к договорам возмездного оказания услуг также относится и договор возмездного оказания образовательных услуг, для чего необходимо п. 2 ст. 779 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, образовательных услуг, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса». В данном случае нами изменена фраза «услуг по обучению» на фразу «образовательных услуг», что наиболее полно и точно соответствует сути таких услуг.
1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. № 237. 21.07.2014.
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 347-З. Ст. 1113.
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 31. Ст. 4839.
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 32. Ст. 5130.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 32. Ст. 5132.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 22. Ст. 3152.
7. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // Российская газета. 2013. № 44.
8. Письмо Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 г. № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг» // СПС КонсультантПлюс. 2018.
9. Определение ВАС РФ № ВАС-3600/10 от 02.04.2010 г. // СПС «КонсультантПлюс. Судебная практика».
10. Определение ВАС РФ от 07.10.2013 № ВАС-9885/13 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
11. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.06.2018 г. по делу № А40-189262/15.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 ГК РФ в связи с жалобами ООО «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В.В. Макеева» // https://rg.ru/2007/02/02/ks-advokati-dok.html (дата обращения:)
13. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.02.2010 г. по делу № А45-15189/2009 // СПС «КонсультантПлюс. Судебная практика».
14. Постановления ФАС Московского округа от 01.12.2010 г. № КГ-А40/14481- 10 194, от 22.11.2010 г. № КГ-А40/13851-10 и от 09.06.2010 г. № КГ-А40/5364-10 // СПС «КонсультантПлюс. Судебная практика».
15. Алексеев С. С. Гражданское право / С. С. Алексеев. – М.: Статут, 2010. С. 108.
16. Баранова Л. Я. Личные потребности / Л. Я. Баранова. – М.: Экономика, 1984. С. 17.
17. Беликова К. М. Национальные особенности и перспективы унификации частного права стран БРИКС / К. М. Беликова. – М.: Изд-во РУДН, 2015. С. 352.
18. Богдан В. В. Становление дореволюционного российского законодательства о защите прав покупателей // Genesis: исторические исследования. 2014. № 4. С. 22–31.
19. Борисов Б. А. Услуги. Правовой режим реализации / Б. А. Борисов. – М.: Норма, 1997. С. 38.
20. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М., 1999. С. 24.
21. Бондаренко Н. Л. Гражданское право. Общая часть: ответы на экзаменационные вопросы / Н. Л. Бондаренко. – Минск: Тетралит, 2015. С. 132.
22. Брагинский М. И., Ветрянский В. В. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Издание дополненное, исправленное / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. – М.: Стаут, 2004. С. 207.
23. Брагинский М. И. Гражданское право России: курс лекций / М. И. Брагинский. – М.: Юрид. лит., 1996. С. 295.
24. Ватулин А. С., Велиева Р. Д., Манджиева Б. Э., Надолинская В. В. Договор возмездного оказания услуг: теория и практика применения // Наука и инновации в 21 веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сб. ст. Пенза, 2017. С. 52.
25. Верб С. А. Правовое регулирование отношений производственного кооперирования строительных организаций: учебное пособие / С. А. Верб. – Свердловск, 1974. С. 10.
26. Вильнянский С. И. Положение о государственных подрядах и поставках / С. И. Вильнянский. – М., 1926. С. 12.
27. Волчанская Л. Определить в законе форму и содержание договора оказания образовательных услуг // Российская юстиция. 2002. № 9. С. 42.
28. Головкина Д. В. К вопросу о разграничении понятий «работа» и «услуга» в договорных отношениях // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78). С. 18.
29. Даль В. Толковый словарь великорусского языка / В. Даль. – М., 1882. С. 152.
30. Дежкина Ю. А. Гражданско-правовой договор как универсальная правовая конструкция // Новая наука: от идеи к результату. 2017. № 1-1. С. 198.
31. Денисов С. А. Некоторые общие вопросы о порядке заключения договора / С. А. Денисов. – М.: Статут, 1998. С. 237–243.
32. Дерксян Я. С. Особенности порядка заключения, изменения и расторжения договора возмездного оказания образовательных услуг // Российская юриспруденция на современном этапе: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. 2017. С. 23–31.
33. Диденко А. Г. Гражданское право. Общая часть. Курс лекций / А. Г. Диденко. – Алматы: Нур-пресс, 2006. С. 298.
34. Динер Е. А. Правовое регулирование отношений по оказанию платынх образовательных услуг // Тенденции развития науки и образования. 2017. № 33-2. С. 35–38.
35. Доклад «Социально-экономическое положение России». Январь-октябрь 2017 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/social/osn-10-2017.pdf. (дата обращения:).
36. Заменгоф З. М. Изменение и расторжение хозяйственных договоров / З. М. Заменгоф. – М.: Юридическая литература, 1967. С. 23.
37. Ильин В. И. Социология потребления: учебник / В. И. Ильин. – СПб.: Юрайт, 2018. С. 123.
38. Индюков Н. П. Услуга как объект гражданского правоотношения // Проблемы права социалистической государственности и его социального управления. 1978. № 4. С. 19.
39. Иоффе О. С. Правоотношение по советскому гражданскому праву / О. С. Иоффе. – Ленинград: Из-во Ленинградского ун-та, 1949. С. 19.
40. Кабалкин А. Ю. Гражданско-правовые договоры в России. Общие положения: Курс лекций / А. Ю. Кабалкин. – М.: Юридическая литература, 2002. С. 22.
41. Кабалкин А. Ю. Изменение и расторжение договора // Российская юстиция. 1996. № 10. С. 22.
42. Каравай А. В., Чигир В. Ф. Гражданское право. В 3 т. / А. В. Каравай, В. Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2008. С. 333.
43. Колчин А. А. Аудитория и принципы взаимодействия [Электронный ресурс] // URL: http://schoolthem.narod.ru/motivation.htm. (дата обращения:).
44. Конаневич Ю. Г. Хозяйственное право: учебно-методическое пособие / Ю. Г. Конаневич. – Минск: Институт парламентаризма и предпринимательства, 2004. С. 184.
45. Коренко, Ю. М. Развитие рынка образовательных туристских услуг в России / Ю. М. Коренко. – М., 2015. С. 24.
46. Кротов М. В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве / М. В. Кротов. – Л.: РИО ЛГУ, 1990. С. 4.
47. Крюков С. Е. Расходы на профессиональную подготовку и обучение работников // Бухгалтерский учет. 2004. № 20.
48. Кулибанова В. В. Маркетинг сервисных услуг / В. В. Кулибанова. – СПб.: Вектор, 2006. С. 96.
49. Лукашенко М. А. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 40–52.
50. Мамалуй О. О. Основы экономической теории: учебное пособие / О. О. Мамалуй. – Киев: Юринкорм Интер, 2006. С. 133.
51. Мамонтов С. А. Рынок образовательных услуг: характеристика, особенности, методы исследований / С. А. Мамонтов. – Караганда, 2002. С. 130.
52. Медовщикова Е. О. Толкование гражданско-правового договора // Цивилистические записки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. – М.: Статут, 2002. С. 328.
53. Образование [Электронный ресурс] // URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Obrazovanie-1186.html. (дата обращения:).
54. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Советская энциклопедия, 1975. С. 771.
55. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. № 7-8. С. 79–85.
56. Патюкова Р. В., Оломская Н. Н. Эффективность кобренда образовательных услуг (на примере кобренда вузов Оксбриджа) // Наследие и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения. 2016. № 4. С. 83–85.
57. Пилипенко В. Е., Гансова В. А., Казаков В. С. Экономическая социология: учебное пособие / В. Е. Пилипенко, В. А. Гансова, В. С. Казаков. – К.: МАУП, 2002. С. 144.
58. Попов Е. Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. 1992. № 6. С. 43-49.
59. Райлян А. А. Гражданско- правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 10. С. 22–24.
60. Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России / Ю. В. Романец. – М.: Юристъ, 2013. С. 138.
61. Савина И. В. Гражданское право. Общая часть / И. В. Савина. – Минск: Академия МВД, 2013. С. 128.
62. Сагинова О. В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом.1999. №1. С. 32-44.
63. Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / О. Н. Садиков. – М.: Контракт, 1996. С. 222.
64. Санникова Л. В. Правовая природа отношений между образовательным учреждением и обучающимся (его родителями и иными законными представителями) / Л. В. Санникова. – М.: ФГУ «ФЦОЗ», 2009. С. 4.
65. Ситдикова Л. Б. К вопросу о существенных условиях договора возмездного оказания услуг // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: юридические науки. 2014. № 2 (14). С. 72.
66. Ситдикова Л. Б. Проблемы определения содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания информационных услуг // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 7. С. 44.
67. Ситдикова Л. Б. Существенные условия договора возмездного оказания услуг: проблемы правового регулирования и судебной практики // Российский судья. 2013. № 11. С. 15.
68. Ситдикова Л. Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России / Л. Б. Ситдикова. – М.: Юристъ, 2008. С. 15.
69. Степанов Д. И. Услуги как объект гражданских прав / Д. И. Степанов. – М.: Статут, 2005. С. 214.
70. Степанова В. С., Миронова И. Б. О дифиниции понятий «образование», «образовательная деятельность», «образовательная услуга» // Гуманизация образования. 2015. № 1. С. 22–26.
71. Суханов Е. А. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть: учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» / Е. А. Суханов. – М.: ВолтерсКлувер, 2006. С. 218.
72. Суханов Е. А. Российское гражданское право. В 2 т. Том 2: Обязательственное право / Е. А. Суханов. – М.: Статут, 2011. С. 110.
73. Сырых В. М., Буслов Е. В. Комментарий ст. 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / В. М. Сырых, Е. В. Буслов. – М.: Юстицинформ, 1998. С. 81.
74. Телипко В. Е. Юридический путеводитель правоведа: науч.-практ. пособие / В. Е. Телипко. – Киев: Центр учебной литературы, 2010. С. 13.
75. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Д. Н. Ушаков – М.: ОГИЗ, 1938. С. 178.
76. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении / Р. О. Халфина. – М.: Юридическая литература, 1974. С. 31.
77. Ченцов А. А. Маркетинг образовательных услуг [Электронный ресурс] // URL: http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats/93/avtoref93.htm. (дата обращения:).
78. Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовая охрана прав потребителей: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.03; Гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М., 1992. С. 57.
79. Шматков И. И., Пушкин В. И. Гражданское право. Общая часть / И. И. Шматков, В. И. Пушкин. – Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. С. 49.
80. Шмелев Р. В. Понятие услуги как предмета договора возмездного оказания услуг. Отличия услуги от работы // СПС КонсультантПлюс. 2016. С. 214.