ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1. Зарождение института перевозки на отдельных видах транспорта по гражданскому законодательству
1.2. Современное состояние законодательства, регулирующего договоры перевозки на отдельных видах транспорта
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА
2.1. Правовое регулирование договоров перевозки на автомобильном транспорте
2.2. Правовое регулирование договоров перевозки на морском транспорте
2.3. Правовое регулирование договоров перевозки на железнодорожном транспорте
2.4. Правовое регулирование договоров перевозки на авиационном транспорте
2.5. Правовое регулирование договоров перевозки на речном транспорте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Транспорт играет огромную роль в жизни страны.
Договор перевозки нашел закрепление и в Гражданском кодексе, законодатель выделил 14 статей на урегулирование перевозки.
На протяжении уже нескольких столетий морские грузоперевозки играют одну из ключевых ролей в торгово-экономических взаимоотношениях государств. С развитием научно-технического прогресса возникает необходимость правового регулирования данного вида грузоперевозок.
Он не создает новых материальных ценностей, а его работа упорядоченная деятельность по территориальному перемещению товаров или людей. Транспорт это связь российской экономики, которая охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
В частности, в Российской Федерации за период ответственности перевозчика установлен закон, независимо от вида перевозки, осуществляющей перевозку, равномерная минимальная сумма компенсации за ущерб, причиненный при перевозке пассажира его жизни, здоровью и имуществу, также фиксируется, независимо от вида транспорта, осуществляющего перевозку.
В то же время дифференциация правовых норм, регулирующих отношения на транспорте, также сохраняется.
В то же время дифференциация должна проводиться только тогда, когда существует определенная специфика в регулируемых отношениях, введенных видом транспорта, который осуществляет перевозку.
Одним из способов передвижения на территориях государств, как граждан, так и товаров, является перевозчик на основе транспортного контракта. Правовое регулирование этих договорных правовых отношений занимает важное место в системе обязательств Российской Федерации.
Развитие института договора транспорта происходит с древних времен. Это были грузовые перевозки, которые осуществлялись для обмена товаров между соседними населенными пунктами, а позднее для установления торговых отношений между государствами.
В римском праве договорные отношения, регулирующие перевозку, не были установлены законом, поэтому этот институт гражданского права можно считать относительно молодым для нашей страны.
Таким образом, объект исследования – общественные отношения, связанные с правовым регулированием перевозок на отдельных видах транспорта.
Предмет исследования – нормы права и научная литература, связанная с правовым регулированием перевозок на отдельных видах транспорта.
Цель исследования – закрепление полученных знаний, внесение предложений по совершенствованию законодательства, связанных с правовым регулированием перевозок на отдельных видах транспорта.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
рассмотрение зарождения института договоров перевозки на отдельных видах транспорта по гражданскому законодательству;
анализ современного состояния законодательства, регулирующего договоры перевозки на отдельных видах транспорта;
определение правового регулирования договоров перевозки на автомобильном транспорте;
рассмотрение правового регулирования договоров перевозки на морском транспорте;
анализ правового регулирования договоров перевозки на железнодорожном транспорте.
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1. Зарождение института перевозки на отдельных видах транспорта по гражданскому законодательству
В царской России законодательство уделяло большое внимание морским и железнодорожным перевозкам .
Договор перевозки до революции 1917 г. рассматривался в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, который являлся двусторонним, возмездным, реальным договором применялся ко всем видам перевозок.
Жизнь не стояла на месте, общество развивалось, а вместе с ним развивались и транспортные отношения .
Так, говорилось: «В экономической жизни нашей страны транспорт занимает особое место. Во-первых, при его посредстве обеспечивается связь между промышленностью и сельским хозяйством, а также между различными отраслями самой промышленности.
Во-вторых, благодаря нему осуществляется движение продукции из сферы производства в сферу обращения, а тем самым транспортная деятельность выступает в качестве продолжения процесса производства в пределах процесса обращения.
В-третьих, осуществляемые различными видами транспорта перевозки касаются не только грузов, но и пассажиров, а также их багажа, и именно в такой форме обслуживаются многообразные потребности в передвижении, возникающие у граждан.
Важнейшее народнохозяйственное значение социалистического транспорта обусловливает и предопределяет роль правового регулирования транспортной деятельности в СССР» .
Договор перевозки нашел закрепление и в Гражданском кодексе, законодатель выделил 14 статей на урегулирование перевозки.
На протяжении уже нескольких столетий морские грузоперевозки играют одну из ключевых ролей в торгово-экономических взаимоотношениях государств. С развитием научно-технического прогресса возникает необходимость правового регулирования данного вида грузоперевозок.
В области международного морского права принято немалое число международных конвенций и соглашений, которые регулируют взаимоотношения субъектов по грузоперевозкам в международном морском пространстве. Активность международных организаций, а также объединений судовладельцев и перевозчиков в разработке подобных правовых актов объясняется тем, что, во-первых, государства, участвующие в торговом мореплавании, в связи с принятием определенных международных стандартов должны уделять внимание совершенствованию отечественного законодательства в сфере морских международных перевозок. Во-вторых, присутствие международного элемента требует более детальной правовой регламентации правоотношений в международной перевозке грузов морем. Стоит отметить, что подобная активность уходит корнями в прошлое.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА
2.1. Правовое регулирование договоров перевозки на автомобильном транспорте
Автомобильный транспорт занял доминирующее положение в области мобильности населения. Это самый распространенный вид транспорта в России, поскольку для большинства регионов путешествие на автобусе является основным способом перемещения людей, а в некоторых районах нашей страны движение пассажиров по дороге остается единственным способом передвижения.
В настоящее время на рынке автотранспортных услуг действуют тысячи перевозчиков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эта ситуация благотворно влияет на общее состояние рынка транспортных услуг благодаря конкуренции между перевозчиками, качеству таких услуг, скорости доставки и повышению комфорта .
Важную роль в автомобильном транспорте играет договор перевозки пассажира и багажа, юридическая ценность которого не может быть переоценена. Это соглашение является инструментом реализации права любого гражданина на свободное передвижение по территории России.
Правовое регулирование договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом распространяется на широкий круг нормативных актов различного уровня, начиная с международных конвенций и заканчивая актами местных органов власти.
Важнейшим источником регулирования договора перевозки пассажира и багажа является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК), в отдельной главе которого (глава 40) установлены правила, регулирующие сосредоточены основные положения, общие для всех видов транспорта в отношении перевозки пассажиров и багажа.
В Гражданском кодексе Российской Федерации права и обязанности сторон, а также ответственность по договору рассматриваются в общих чертах. Эти общие правила были указаны в транспортных уставах и кодексах.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, в том числе на пассажирских и багажных перевозках, в области автомобильного транспорта, был Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электротранспорта» (далее УАТ).
УАТ значительно расширил возможности сторон регулировать транспортные отношения между собой на основе договоров по сравнению с ранее принятым актом. Это указывает на высокий уровень разработки содержания правовых норм.
Правовое регулирование перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте не ограничивается Гражданским кодексом Российской Федерации и УАТ . В дополнение к этим правилам существует ряд законов, которые в той или иной степени регулируют процесс перевозки пассажиров и их багажа. Пассажир и багаж также регулируют подзаконные акты, в которых подробно изложены положения закона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Институт перевозки на отдельных видах транспорта в гражданско-правовом регулировании Российской Федерации присутствует достаточно давно и позволяет говорить о необходимости его дальнейшего развития, тем самым позволяя совершенствовать правовое регулирование в данной области.
Социальная значимость и общественная значимость перевозок грузов и пассажиров по железной дороге, а также ограниченное число перевозчиков и наличие барьеров для выхода на рынок железнодорожных перевозок наряду со спецификой перевозок и грузов определили специфику нормативно-правового регулирования транспортных отношений этим видом транспорта.
Можно выделить различные специфические черты нормативного регулирования перевозочных отношений. В качестве первой особенности следует назвать обширный характер нормативного правового регулирования. Так, в исполнение Устава железнодорожного транспорта принято большое количество приказов Министерства транспорта, уточняющих регулирование приема груза к перевозке, эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей не общего пользования, перевозки опасных грузов, перевозки смерзающих грузов, перевозки грузов в открытом подвижном составе и т.д.
Разработка законодательства о договоре перевозки товаров не стоит на месте и по сегодняшний день. Благодаря этим нормативным правовым актам перевозка грузов позволяет устанавливать и укреплять экономические связи между городами и странами. Они важны не только для крупных компаний, но и для простых людей. По сравнению с Уставами и Кодексами тех времен действующее законодательство продвигалось далеко вперед. Обзор российского законодательства о договоре перевозки товаров позволяет условно выделить три этапа в формировании правовой базы: дореволюционный (до 1917 года), советский (до 1995 года) и современный (с 1995 года по настоящее время).
Автомобильный транспорт занял доминирующее положение в области мобильности населения. Это самый распространенный вид транспорта в России, поскольку для большинства регионов путешествие на автобусе является основным способом перемещения людей, а в некоторых районах нашей страны движение пассажиров по дороге остается единственным способом передвижения.
2. Перевозка пассажира в последнее время занимает важное место в деятельности и функционировании транспортных организаций. Нормативно-правовые акты детально регламентируют каждый вид перевозки, определяются его порядок, приводят различные виды ответственности за нарушение договора.
3. Законодатель стремится защитить пассажира, гарантировать ему надлежащее предоставление транспортных услуг. Такое решение законодателя представляется разумным и логичным оно способствует не только улучшению безопасности дорожного движения, но и развитию рынка транспортных услуг. Перевозчики, стремящиеся привлечь клиентов, должны должным образом выполнять свои обязанности, стремиться повысить качество своих услуг. Хотя необходимо признать, что жесткие требования отталкивают большое количество мелких предпринимателей, что влечет за собой снижение уровня пассажирских перевозок и их качество, способствует развитию монополистической деятельности уже существующих перевозчиков. Ценность договора перевозки пассажира и багажа не может быть недооценена. Благодаря стабильному движению граждан решается целый ряд различных проблем: экономических, политических и социальных.
1. Абова Т.Е. Правовое регулирование отношений перевозки: проблемы и пробелы // Закон. – 2008. – № 7. – С. 7–16.
2. Бабаев А.Б. Практика применения Гражданского кодекса части второй и третьей. – М.: Юрайт, 2013. – 760 с.
3. Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда: Теория и практика. – М.: Издательство Московского университета, 2013.
4. Брагинский М. И. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 4-е изд., стер. — М. : Статут, 2007. — С. 433.
5. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. Очерк теории. – М.: Юридическая литература, 2013.
6. Выгодянский А. В. Права и обязанности сторон по договору воздушной перевозки пассажиров и грузов // Юрист. — 2016. — № 21. — С. 22—27.
7. Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 51004-96). Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества // КонсультантПлюс
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // КонсультантПлюс
9. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 2. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2017.
10. Гречуха В. Н. Международное транспортное право: учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 491 с.
11. Груздев В.В. Возникновение договорного обязательства по российскому гражданскому праву: Монография. – М.: Волтерс Клувер, 2014. – 378 с.
12. Егиазаров В. А. Транспортное право : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юстицинформ, 2007. — С. 73.
13. Елдашов Г.А. Основания заключения договора перевозки грузов // Транспортное право. – 2016. – № 4. – 54 c.
14. Елисеев Б. П. Воздушные перевозки. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. — С. 19.
15. Йорк-Антверпенские правила 2004 года (Приняты в г. Ванкувере 31.05.2004 04.06.2004 г. на Конференции Международного морского комитета) // КонсультантПлюс
16. Карнушин В.Е. Проблемы правового регулирования договора перевозки железнодорожным транспортом в условиях современного развития общества // Транспортное право. – 2016. – № 1. – С. 10–12.
17. Кархалев Д.Н. Защита гражданских прав в транспортных отношениях // Вестник арбитражной практики. – 2016. – № 3. – С. 34–39.
18. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. – М.: Изд-во «ОмегаЛ», 2008. – 96 с.
19. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81–ФЗ (в ред. от 07 февраля 2017 г.) // КонсультантПлюс
20. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (Роттердамские правила) (Заключена в г. Нью-Йорке 11.12.2008) // КонсультантПлюс
21. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Заключена в г. Гамбурге 31.03.1978) (вместе со «Статусом Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 года)» (по состоянию на 17.05.2016) // КонсультантПлюс
22. Краснов М.А. Юридическая ответственность – целостное правовое явление // Государство и право. – 2015. – №3.
23. Ленковская Р. Р. Правовое регулирование воздушных перевозок // в сб.: Проблемы и перспективы современной юридической науки. — М., 2017. — С. 52—57.
24. Международная конвенция «об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года» (вместе с "Протоколом подписания") (заключена в г. Брюсселе 25.08.1924) (с изм. от 21.12.1979) // КонсультантПлюс
25. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» // [электронный ресурс]URL: http://incoterms.iccwbo.ru/ (дата обращения:).
26. Остроумов Н. Н. Правовой режим международных воздушных перевозок: монография. — М. : Статут, 2015. — С. 48.
27. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г., № 72. Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения:).
28. Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 мая 2012 г., № 140. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://rg.ru (дата обращения:).
29. Российское гражданское право: Учебник: В 2-х томах. Том II. Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. — М.: Статут, 2011.
30. Садиков О. Н. Правовое регулирование международных перевозок. –
М.: Юридическая литература, 2013. – 358 с.
31. Технический регламент «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г., № 623. Электронный ресурс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения:).
32. Трофимов С. В. Правовые механизмы формирования цен и тарифов на осуществление перевозок пассажиров и грузов воздушными судами гражданской авиации // Транспортное право. — 2016. — № 3. — С. 21—26.
33. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ФЗ № 99 от 4 мая 2011 года) // КонсультантПлюс
34. Фелпс Э.С. Распределительная справедливость // Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 205–210.
35. Хазиева Е.М. Реформирование российского грузового железнодорожного транспорта в условиях действующего законодательства // Закон. – 2012. – № 10. – С. 64–71.
36. Штыков В.П. Некоторые вопросы ответственности перевозчика по договору перевозки груза // Сб. материалов науч. конф. памяти Н.И. Овчинникова (Овчинниковские чтения). – Владивосток : изд-во ДВФУ, 2015.
37. Штыков В.П. Ограничение ответственности перевозчика в договорах по перевозке // Сб. материалов науч. конф. памяти Н.И. Овчинникова (Овчинниковские чтения). – Владивосток : изд-во ДВФУ, 2012.