Правовое регулирование трудовых отпусков в государствах - членах ЕАЭС: сравнительный анализ Диплом
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Правовое регулирование трудовых отпусков в государствах - членах ЕАЭС: сравнительный анализ»
по дисциплине: «Трудовое право»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Правовое регулирование трудовых отпусков в государствах - членах ЕАЭС: сравнительный анализ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Трудовое право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 89.
Поделиться
Введение
1 Понятие времени отдыха, отпуска
1.1 Понятие отпуска
1.2 Отдельные вопросы времени отдыха
2 Особенности трудового отпуска по законодательству стран-членов ЕАЭС
2.1 Отдельные вопросы трудового отпуска по законодательству стран-членов ЕАЭС
2.2 Дополнительные отпуска
3 Проблемы и пути совершенствования трудовых отпусков по законодательству стран-членов ЕАЭС
3.1 Проблемы трудовых отпусков по законодательству стран-членов ЕАЭС
3.2 Пути совершенствования трудовых отпусков по законодательству стран-членов ЕАЭС
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. К основным конституционным правам граждан, предусмотренным в том числе и таким важнейшим нормативным правовым актом, как Конституция Республики Беларусь, относят право трущегося на отдых. В пяти сравниваемых конституциях государств – членов ЕАЭС провозглашено право на отдых. При этом в основных законах Армении, Казахстана, Кыргызстана и России в части установления продолжительности рабочего времени (максимального времени труда), выходных дней и ежегодно оплачиваемого отпуска (его минимальной продолжительности) с незначительными редакционными отличиями сделана отсылка к закону (федеральному закону). В свою очередь согласно ст. 43 Конституции Беларуси право работающих по найму на отдых гарантировано «установлением рабочей не-дели не более 40 часов, сокращением продолжительности работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых (трудовых) отпусков и дней еженедельного отдыха». Урегулирование времени отдыха на правовом уровне имеет огромное значение как для государства, так и для общества. Работник имеет право использовать такое время для своих нужд: восстанавливать силы, повышать свой культурный и образовательный уровень, организовывать свой досуг. Нанимателю важно понимать: основа сохранения и повышения производительности труда, хорошее здоровье работника, а, следовательно, хорошие результаты его работы имеют прямую зависимость от того, насколько полноценно трудящийся отдыхает. Обеспечение права на отдых в Республике Беларусь происходит путем установления таких норм, как:
- рабочая неделя;
- сокращенный рабочий день для лиц, занятых в определенных профессиях и производствах;
- сокращенная продолжительность работы в ночное время;
- предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска;
- предоставление работнику дней отдыха каждую неделю;
- создание условий для отдыха, способствующих рациональному использованию свободного времени;
- открытие и обеспечение нанимателем оздоровительных учреждений;
- развитие спорта и туризма;
- проведение совместных с работниками массовых мероприятий.
Работать без отдыха, конечно, возможно. Однако такой режим, разумеется, оказывает пагубное воздействие на работника, его здоровье, настроение, а, следовательно, на желание работать.
1 Понятие времени отдыха, отпуска
1.1 Понятие отпуска
Безусловно, понятие «отпуск» настолько разнообразно, что выработать и закрепить в законодательстве единое общее определение крайне сложно. Но тем не менее полагаем, что в главном законе о труде нашей страны – Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК) – обязательно должна содержаться формулировка термина «отпуск». Ведь отпуск является не только самым длительным видом времени отдыха, но и крайне необходимым, поскольку его цель – полное восстановление сил и работоспособности работни-ка, которые постепенно снижаются в течение рабочего года. Безусловно, определение отпуска с помощью присущих только ему признаков дает возможность осознать внутреннюю природу и позволяет четко отличать его от других видов времени отдыха. Кроме того, включение в ТК формулировки термина «отпуск» целесообразно также и для повышения престижа российского трудового права. Отечественное трудовое законодательство об отпусках не должно отставать от законодательства соседних стран. Хотелось бы отметить, что трудовое законодательство ряда государств ближнего зарубежья содержит определение отпуска (подробно речь об этом пойдет ниже). В связи с этим возникает вопрос, почему же российский законодатель не раз-работал формулировку термина «отпуск» в ТК? Вероятно потому, что в российской науке трудового права не выработалось единого подхода к определению отпуска, либо отечественный законодатель по какой-то причине не посчитал нужным закрепить его [6]. Несмотря на то, что в трудовом законодательстве отсутствует формулировка термина «отпуск», в научной литературе по трудовому праву, как в советской, так и в современной, этому аспекту уделяется значительное внимание. Следует отметить, что в отечественных исследованиях определены та-кие понятия, как «отпуск», «трудовой отпуск» и «отпуск для отдыха». Мы же ставим задачу проанализировать только общий термин «отпуск». Анализ советской научной литературы показывает, что определения отпуска, предлагаемые учеными, весьма различны по своему содержанию. Первые из них встречаются в работах, изданных в 50– 60 годах ХХ века. В частности, согласно определению, предложенному Н.Г. Александровым, отпуском называется предоставление работнику непрерывного отдыха в течение известного количества рабочих дней в году с сохранением за эти дни заработной платы. В данной формулировке отсутствуют такие важные признаки, как сохранение за работниками места работы (должности) и установление продолжительности отпуска законом. А вот использование в нем термина «работник» является, на наш взгляд, удачным, так как в советское время отпусками пользовались не только рабочие и служащие. Из всех определений отпуска, сформулированных авторами в этот период, хотелось бы выделить наиболее полное, предложенное Р.З. Лившицем. По его мнению, отпуск – это время ежегодного непрерывного отдыха в течение установленного законом срока, когда за рабочим и служащим сохраняется работа или должность и средний заработок. Тем не менее представляется, что упомянутое понятие все же содержало некоторые неточности. В частности, в нем указано, что во время отпуска за рабочими и служащими сохраняется работа или должность, в то время как трудовое законодательство сохраняло за работниками и место работы, и должность. Как известно, КЗоТ РСФСР 1971 года также не содержал легального определения отпуска, поэтому в 70–80 годы ХХ века специалисты по трудовому праву продолжали разрабатывать варианты его формулировок. При этом некоторые авторы подчеркивали в своих определениях, что отпуск представляет из себя освобождение от трудовых обязанностей. Выделение подобного признака является, на наш взгляд, не совсем правильным, поскольку не позволяет отличить отпуск от таких случаев освобождения от работы, как, например, явка работника в суд, отсутствие по болезни и т.п. [21] Полагаем, что наиболее удачное определение отпуска в то время сформулировал Б.К. Бегичев, который считал, что отпуск – это установленный законодательством непрерывный отдых в течение определенного количества рабочих дней в году, предоставляемый рабочим и служащим с сохранением места работы и заработной платы. Единственным недостатком этого определения является отсутствие упоминания о сохранении должности, что может привести к мысли, что за рабочим и служащим сохранялось только его рабочее место. Среди формулировок отпуска, предложенных в 90-х годах прошлого века и в самом начале нынешнего, представляется целесообразным выделить сразу несколько из них, которые существенно отличались от предшествующих. Так, О.С. Хохрякова предложила следующее определение: отпуск – это разновидность освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей на определенное время без прекращения трудового правоотношения. Эта формулировка интересна тем, что в ней выделена такая черта отпуска, как сохранение трудового правоотношения, а также тем, что об отпуске сказано как о «разновидности освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей на определенное время», а не о периоде времени, на который работник освобождается от выполнения трудовых обязанностей.
2 Особенности трудового отпуска по законодательству стран-членов ЕАЭС
2.1 Отдельные вопросы трудового отпуска по законодательству стран-членов ЕАЭС
Действующее трудовое законодательство стран ЕАЭС о социальной защите после принятия концепции достойного труда МОТ можно проанализировать с позиции общего и особенного. Так, общей чертой трудового законодательства о социальной защите государств-членов Союза является подробная регламентация положений о рабочем времени и времени отдыха, заработной плате и охране труда. Во всех странах ЕАЭС устанавливается 40-часовая рабочая неделя. Тем не менее есть и особенности в правовом регулировании социальной защиты, которые присущи каждой отдельно взятой стране. Трудовое законодательство стран ЕАЭС закрепляет понятия рабочего времени и времени отдыха (в Трудовом Кодексе Республики Беларусь не раскрывается понятие времени отдыха), заработной платы и охраны труда (в Трудовом Кодексе Республики Армения закрепляется термин «безопасность и здоровье работников»). В Трудовом Кодексе Республики Казахстан закрепляются государственные гарантии в области оплаты труда и обязательная аттестация производственных объектов. В трудовом законодательстве Республики Армения, помимо всего прочего, предусматривается понятие от-пуска и закрепляется право работников на безопасные условия труда. В Республике Беларусь устанавливается, что работники обязаны вовремя приходить на работу и полностью использовать установленную законодательством продолжительность рабочего времени для выполнения своих обязанностей, а наниматель должен создавать условия для полного и производительного использования рабочего времени. Кроме того, действует отдельный Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 года №356-З «Об охране труда». В Кыргызской Республике раскрывается понятие безопасных условий труда, устанавливаются государственные нормативные гарантии права работников на охрану труда, а также действует отдельный Закон КР от 1.08.2003 года №167 «Об охране труда». В Российской Федерации предусматривается ре-жим гибкого рабочего времени, определяются безопасные условия труда и устанавливаются направления государственной политики в области охраны труда и, кроме того, действует Федеральный закон от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [50].
Системой трудовых отпусков выделяют:
основной;
дополнительный. [10, c.149]
Основной отпуск – самый большой из всех трудовых отпусков, его продолжительность установлена статьей 155 Трудового кодекса Республики Беларусь и составляет не мене двадцати четырех календарных дней.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 №100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней» установлен список работников, которым отпуск предоставляется продолжительностью более двадцати четырех календарных дней, так, такой отпуск применяется [29]:
к работникам профессиональных аварийно-спасательных служб в раз-мере тридцати дней;
к работникам, которые признаны инвалидами – тридцать дней;
к работникам, которым менее восемнадцати лет – тридцать дней;
к работникам, которые работают в зонах радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС:
в зоне эвакуации (отчуждения) – сорок четыре дня;
в зоне с правом на отселение – тридцать семь дней.
Предоставление более длительных отпусков для таких работников, на мой взгляд, особенно важно для восстановления здоровья и сил, так как условия труда в вышеназванных случаях трудно назвать легкими. Работники постоянно подвергаются риску здоровью, а, значит, к ним следует применять более щадящие условия.
Помимо обычных работников, правом на основной отпуск обладают также такие работники, как:
временные;
сезонные;
домашние;
работники-надомники;
работники, работающие неполный рабочий день;
совместители.
Дополнительный отпуск – это непрерывный отдых, который предо-ставляется сверх основного отпуска отдельным категориям работников.
Их подразделяют на:
отпуск за работу с вредными, опасными условиями труда;
отпуск за особый характер работы;
отпуск за рабочий день, который не нормирован;
отпуск за продолжительный стаж работы;
поощрительные отпуска.
Что касается положения о дополнительных отпусках, связанных с опасными и вредными условиями труда, то в его развитие принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями тру-да и за особый характер работы». [5]
3 Проблемы и пути совершенствования трудовых отпусков по законодательству стран-членов ЕАЭС
3.1 Проблемы трудовых отпусков по законодательству стран-членов ЕАЭС
Существенно и то, что трудовой отпуск в Республике Беларусь предоставляется в летнее или другое удобное время следующим категориям работников: заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС; участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г. В Республике Беларусь социальный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году предоставляется следующим категориям работ-ников: заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС; принимавшим участие в работах по ликвидации последствий ката-строфы на Чернобыльской АЭС в 1986—1987 гг. в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы. Подчеркнем, что работникам, работающим в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленным или командированным, устанавливаются: 35часовая рабочая неделя; суточные в повышенных размерах для временно направленных или командированных (ст. 327 ТК). Важно и то, что продолжительность основного отпуска работникам, работающим в зоне эвакуации (отчуждения), устанавливается Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Указанный отпуск предоставляется без учета дополнительного от-пуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Отметим также и то, что лица, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего от-селения и зоне с правом на отселение, при переселении имеют право: на расторжение трудового договора без соблюдения предусмотренных законодательством сроков предупреждения нанимателя; первоочередное трудоустройство на новом месте жительства с учетом профессии и квалификации. При отсутствии возможности такого трудоустройства переселяемым обеспечиваются предоставление другой работы с учетом их желания и общественных потребностей или возможность профессиональной переподготовки с со-хранением в установленном порядке заработной платы на период получения образования (ст. 328 ТК). В Трудовом кодексе аналогичная глава отсутствует. Большинство вопросов в этой сфере решается на основании Закона от 15.05.1991 № 12441 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В нем, в частности, сказано, что к мерам социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, относится: 1) расторжение трудового договора при переселении на но-вое место жительства в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации; 2) первоочередное трудоустройство на новом месте жительства в соответствии с профессией и квалификацией. При отсутствии возможности такого трудоустройства гражданам предоставляется другая работа с учетом их желания или возможность обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением им в установленном порядке среднего заработка в период обучения; 3) сохранение после прибытия на новое место жительства на период трудоустройства, но не более чем на четыре месяца, среднего заработка и непрерывного трудового стажа [46]. Данным нормативным правовым актом предусматривается и предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней. По нашему мнению, в Российской Федерации и Республике Беларусь в этом отношении существуют разные подходы: в Беларуси трудовые права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, закрепляются в трудовом законодательстве (ТК), а в России они включаются в меры социальной поддержки, которые относятся прежде всего к сфере права социального обеспечения. Иными словами, в Законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» реализуется совершенно другая концепция, чем в Трудовом кодексе. Кроме того, как отмечают ученые Республики Беларусь, «…организационное значение трудового договора состоит в том, что он служит правовой формой подбора и расстановки кадров, перераспределения трудовых ресурсов по территории Республики Беларусь, средством стабилизации трудовых отношений». Охарактеризуем специфику правового регулирования труда отдельных категорий работников в Республике Казахстан. Интересно, что с точки зрения трудового законодательства данного государства гражданские служащие — это субъекты трудового права, в то время как в трудовом и административном праве других государств ЕАЭС это вопрос нерешенный, ввиду того что нет единого мнения, нормами какой отрасли права определяется содержание их правового статуса.
Заключение
На основании исследования, проведенного в работе, можно сделать следующие выводы:
1. Для изменения сложившегося порядка потребовалось издание принципиально нового федерального закона. В его роли и выступил ТК. Первым делом Кодекс признал утратившим силу Постановление Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года №1029-1 «О порядке введения в действие За-кона РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся», относившее все расходы по сложению отпусков на счет прибыли (статья 422 ТК). Во-вторых, Кодекс установил новую норму, согласно которой максимальная продолжительность ежегодных основного и дополнительных отпусков, исчисляемых в календарных днях, не ограничивается, и при вычислении суммарного срока ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска складываются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (статья 120). Достаточно интересны и иные положения об отпусках, включенные в ТК. Так, ТК устанавливает, что право работника на предоставление ему отпуска за первый рабочий год в организации может быть предоставлено по истечении шести месяцев непрерывной работы, а не один-надцати, как было принято ранее (статья 122). Другое интересное изменение – норма о замене денежной компенсацией той части отпуска, что превышает установленный минимум – 28 календарных дней. При этом закон гласит, что заменять отпуск денежной компенсацией не допускается беременным женщинам, работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статья126). Так же ТК позволяет работникам делить отпуск на части, но так, чтобы хотя бы одна из частей была не меньше 14 календарных дней (статья 125) и по письменному заявлению получать неиспользованные отпуска с последующим увольнением (из этой нормы исключены случаи увольнений за виновные действия). Работодатель не может лишить работника отпуска, ни по каким основаниям: так и законы Российской Федерации подтверждают это, не содержа в себе никаких исключений из этого правила. Подтверждение можно найти и в судебной практике, например решение Прокопьевского районного суда по делу № 2-24/20151, решение Кировского районного суда г. Хабаровска по делу № 2-238/20152, решение Октябрьского районного суда по делу №2-261/20163. То есть, гарантированное право на отпуск должно предоставляться всем лицам, работающим на основании заключенного трудового договора (контракта) и совершенно не зависит от того, на каком предприятии, учреждении или организации работает сотрудник. Так же не важна и организационно-правовая форма работодателя, степень занятости работника на работе, не имеет значения, где совершаются трудовые обязанности – на территории работодателя или на дому, форма оплаты. От занимаемой должности или сложности выполняемой работы, срока договора или контракта предоставление права на отпуск так же не зависит.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 26 марта 1998 г., № 157 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 19 янв. 2008 г., № 73 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. О предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 18 марта 2008 г., № 408 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Важенкова, Т. Н. Трудовое право: учебное пособие / Т. Н. Важенкова. – Минск : Амалфея, 2008. – 467 с.
6. Василевич, Г. А. Трудовое право : учебник / Г. А. Василевич, В. И. Семенков, Г. Б. Шишко. – Минск : Амалфея, 2006.
7. Гущин, Л. Я. Практикум по трудовому праву : учебное пособие / Л. Я. Гущин, С. В. Абрамчик. – Минск : Дикта, 2004. – 578 с.
8. Кеник, К.И. Трудовой договор: Практ. пособие. – Минск : Молодежное научное общество, 2002.
9. Контракты с отдельными категориями работников // Сборник нормативных актов и комментарий / Кривой В.И., Чичина А.П. – Минск, 1994.
10. Кривой В.И., Соснов А.В. ТК Республики Беларусь: Постатейный комментарий: В 9 кн. Кн. 3. Гл. 6 «Заработная плата». – Минск: Технопринт, 2000.
11. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2007. – 64 с.
12. ТК Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня. 1999 г.: в ред. от 13 ноября 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
13. Анисимов, А. Л. Трудовые отношения и трудовые споры / А. Л. Анисимов. – М.: Юстицинформ, 2008. – 456 с.
14. Трудовое право: учебник / В. И. Семенков [и др.]; под общ. ред. В. И. Семенкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2002. – 672 с.
15. Кривой, В. И. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь: выпуск 4 / В. И. Кривой. – Минск, 2007. – 20 с.
16. Кравчук, Е. В. Трудовое право: пособие для студентов неюридических специальностей / Е. В. Кравчук, О. В. Дубкова. – Гомель: ПГТУ им. П.О. Сухого, 2009. – 154 с.
17. ТК Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/.
18. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 янв.2017 г. № 14-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10300204.
19. О дополнительных мерах по государственной защите детей в не-благополучных семьях: Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 нояб. 2006 г., № 18 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. Положение о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 25 сент. 1999 г. № 1476: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 19 янв. 2012 г. № 58 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде: Постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 29 марта 2001 г., № 2: в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 28 июня 2012 г., № 5 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка: Постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь 5 апр. 2000 г., № 46: в ред. Постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 16 июня 2014 г. № 38 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 18 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
24. Мищенко, М. С. Трудовое право: краткий курс / М.С. Мищенко. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 256 с.
25. Важенкова, Т. Н. Трудовое право: ответы на экзаменационные вопросы / Т. Н. Важенкова. – 2-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 192 с.
26. Важенкова, Т.И. Трудовое право. Ч. 1. Курс лекций / Т.И. Важенкова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2013. – 195 с.
27. Василевич, Г.А. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А. Василевича; ред.кол.: В.Г. Голованов [и др.]. – Минск: Регистр, 2008. – 1 024 с.
28. Кривой, В.И. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь для профессионалов в 40 выпусках. Выпуск 5. Глава 4. Прекращение трудового договора (статьи 42 46) [Электронный ресурс] / В.И. Кривой, А.П. Чичина // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «Юр-Спектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29. Насикова, А.А. Правовое регулирование массового увольнения: автореф. дис. канд. юр. наук : 12.00.05 / А.А. Насикова ; Санкт-Петерб. Гум. Ун. Профсоюзов. – СПб., 2007. – 26 с.
30. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организации : Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
31. Пустозерова, В.М. Заключение и расторжение трудового договора: практические рекомендации / В.М. Пустозерова. – М.: Книга-сервис, 2005. – 125 с.
32. Колбасин, Д.А. Содержание трудового договора на современном этапе / Д.А. Колбасин. – Минск: Навука i тэхнiка, 1990. – 176 с.
33. Греченков, А.А. Трудовой договор: учебное пособие / А.А. Греченков. – Минск: ЗАО «Веды», 1997. – 116 с.
34. Курс трудового права. Особ. Часть. Кн. 1: Индивидуальное трудовое право: в 3 т. Т. 1 / Войтик А. А. [и др.]; под общ. ред. О. С. Курылев-ской и К. Л. Томашевского. – Минск: Амалфея, 2014. – 372 с. (было 31)
35. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
36. О дополнительных мерах по государственной защите детей в не-благополучных семьях: Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 нояб. 2006 г., № 18 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
37. Положения о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 26 янв. 2007 г., № 105 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
38. Маврина, С.П. Трудовое право России: учебник / С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова; под. ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юристъ. – 2002. – 560 с.
39. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 14 дек. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 1999 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
40. Костян, И. Увольнение по собственному желанию: анализ судеб-ной практики / И. Костян // Кадровик. Трудовое право для трудовика. – 2012. –№ 10. – С. 17-20.
41. Ракитина, Е. В. Классификация оснований прекращения трудового договора / Е. В. Ракитина // Российский юридический журнал – 2008. –№ 1. – С. 179-184.
42. Абаева, Т. В. Правовое регулирование расторжения трудового договора по соглашению сторон и по инициативе работника: монография / Т. В. Абаева. – Москва: Проспект, 2014. – 268 с.
43. Абаева, Т. В. Правовое регулирование расторжения трудового договора по соглашению сторон и по инициативе работника: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Т. В. Абаева. – Москва, 2011. – 152 с.
44. Расторжение трудового договора (контракта) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
45. Инструкция о порядке ведения трудовых книжек: утв. Постанов-лением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г.№ 40 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
46. О воинской обязанности и воинской службе: Закон Респ. Беларусь от 5 нояб. 1992 г. № 1914-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22 июля 2003 г. № 229-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
47. О здравоохранении: Закон Респ. Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 21 окт. 2016 г. № 433-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19302435.
48. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 января 1999 г., № 238-З: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.; одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 19-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
49. Примерная форма контракта нанимателя с работником: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 авг.1999 г. № 1180: в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2016 г. № 728 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
50. Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959: в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2015 г. № 220 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=C20600959.
51. Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами: Указ Президента Республики Беларусь от 06 мая 2010 г. № 240 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
52. Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 06 мая 2010 г. № 240 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Бела-русь. – Минск, 2018.
53. О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников: Постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 28 июня 2012 г. № 4 // ЭТА-ЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
54. Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях: утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 янв. 2009 № 4// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
55. Важенкова, Т. Н. Трудовое право: учеб. пособие / Т.Н. Важенко-ва. – Минск: Амалфея, 2008. – 432 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 89.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты