Введение
Глава 1 Понятие, сущность и становление института государственной службы в Республике Беларусь
1.1 Историческое развитие государственной службы на белорусских землях
1.2 Понятие, сущность, виды и правовая основа государственной службы на современном этапе
1.3 Принципы функционирования государственной службы в Республике Беларусь
Глава 2 Административно-правовые основы организации и функционирования института государственной службы в Республике Беларусь
2.1 Понятие и правовой статус государственных служащих по законодательству Республики Беларусь
2.2 Классификация государственных служащих
2.3 Особенности ответственности государственных служащих
Глава 3 Порядок осуществления государственной службы в Республике Беларусь
3.1 Поступление на государственную службу
3.2 Прохождение государственной службы
3.3 Прекращение государственной службы: условия и правовые основания. Оформление прекращения государственной службы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблемы государственной службы изучались правоведами в советский период, хотя законодательная база этого института практически отсутствовала. С появлением и развитием современной белорусской государственности и государственной службы (с 90-х годов прошлого века до наших дней) важные проблемы государственного управления остаются в поле зрения многих ученых, исследователей и практиков. Принятие Закона о государственной службе в Республике Беларусь в 2003 году имеет большое значение для обновления национального законодательства о государственной службе, создания нормативно-правовой базы этого учреждения. Этот закон знаменует качественное изменение в правовом регулировании государственной службы по многим вопросам. В то же время государственная служба представляет собой сложный правовой институт, в котором отношения, связанные с прохождением государственной службы, неоднозначны и сложны, требуют правового регулирования нормативными правовыми актами различных отраслей права. Для регулирования отношений на государственной службе приняты акты Главы государства, постановления Правительства Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Однако эта работа по совершенствованию регулирования отношений на государственной службе в нашем государстве не прекращается, поскольку государственная служба является динамично развивающимся правовым институтом. Практика применения законодательства о государственной службе показывает, что многие вопросы государственной службы требуют более детального регулирования. Как и прежде, вопросы определения оснований для увольнения, законодательного закрепления порядка и условий прекращения государственной службы по инициативе государственного органа, изменения порядка исчисления стажа государственной службы требуют разрешения.
Глава 1 Понятие, сущность и становление института государственной службы в Республике Беларусь
1.1. Историческое развитие государственной службы на белорусских землях
Государственная служба в Республике Беларусь имеет глубокие исторические корни. Это неразрывно связано с историей становления белорусской государственности, в развитии которой условно выделяют несколько основных этапов: период существования старейших белорусских княжеств, период Великого княжества Литовского, период Содружества, период Белоруссии в Российской империи, а затем и в РСФСР, период, когда БССР входила в состав СССР, и, наконец, новейший период, начавшийся с провозглашения суверенной Республики Беларусь. Первые новости о существовании государственности на территории Беларуси содержатся в летописях, которые также дают представление о формировании предпосылок для появления института государственной службы на белорусских землях. Так, в летописи Литовской и Жамоицкой говорится, что во второй половине 13 в. власть в Полоцке принадлежала 30 «мужчинам» или «старикам», «которые в тот час колебали жадные волны над собой». Скорее всего, существовал авторитет, похожий на «джентльменский совет» Новгородской Республики [19, с. 14]. В течение XIII-XIV веков на белорусских землях происходил процесс объединения отдельных княжеств и земель, в результате которого было создано Великое княжество Литовское. В XV-XVI вв. национальное законодательство активно формируется. Законодатель, стремясь создать справедливое государство, регулировал функционирование органов государственной власти. Это более четко проявилось в 16 веке, когда была проведена общая кодификация законодательного органа, накопленного ранее, и были приняты систематические кодексы законов.
- Уставы 1529, 1566 и 1588. Статут 1588 года консолидировал и регулировал структуру и компетенцию высших органов государственной власти Великого княжества Литовского. Устав детально регламентировал деятельность сеймов и поветов. Очень важными были положения Статута, которые обязывали чиновников, в том числе самого князя, действовать в соответствии с законом, защищать интересы государства и народа [19, с. 25]. Положения Статута 1588 года получили дальнейшее развитие в законах Содружества - конфедеративного государственного образования в составе Польши и Великого княжества Литовского. На этом этапе была принята Конституция 1791 года, которая отражала принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция ввела конституционную монархию, укрепив парламент и отменив право короля на санкционирование законов [18, с. 56]. Дальнейшее развитие института государственной службы в Беларуси напрямую связано с присутствием белорусских земель в составе Российской империи, где в первой половине XIX века государственная служба получила новое развитие. Это связано с именем выдающегося государственного деятеля России - Сперанского Михаила Михайловича. В 1809 году он подготовил указ об обязательном экзамене на государственную должность. Установлена образовательная квалификация, обязательное высшее университетское образование для ряда должностей. И хотя этот указ был отменен под давлением бюрократии, тем не менее, он ввел новые принципы государственной службы, которые впоследствии нашли применение. В 1832 году был принят «Положение о государственной службе», в 1834 году - «Правила о порядке назначения чиновников для государственной службы», в 1845 году были внесены изменения в Таблицу рангов [29, с.53].
Глава 2 Административно-правовые основы организации и функционирования института государственной службы в Республике Беларусь
2.1 Понятие и правовой статус государственных служащих по законодательству Республики Беларусь
В статье 5 Закона о государственной службе дано законодательное определение понятия «государственный служащий». Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. К государственным служащим относятся лица, которые занимают государственные должности в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах; в Совете Министров и его Аппарате; в Конституционном Суде и его Секретариате, в Верховном Суде и их аппаратах, в судах общей юрисдикции и их аппаратах; в Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь; в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате; в министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их аппаратах и территориальных подразделениях; дипломатических представительствах и консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь; местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах; государственных нотариальных конторах; таможенных органах; иных государственных органах [7, ст.7]. Следует отметить, что Декретом Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд объединены и образован единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь. В связи с этим требуется внесение соответствующих изменений в статью 7 Закона о государственной службе. Государственные должности – это первичные структурные единицы любого государственного органа, его аппарата, организационной структуры. Система государственных органов Республики Беларусь, ее аппарат, как и конкретный государственный орган со своим аппаратом, представляют собой, условно говоря, совокупность государственных должностей, образующих своеобразную пирамиду [24]. Каждая государственная должность имеет свое наименование и квалификационную характеристику, состоящую из четырех разделов:
«Сложность выполняемых функций»;
«Должностные обязанности»;
«Квалификационные требования»;
«Должен знать».
Квалификационный справочник «Государственные должности государственных служащих», являющийся техническим нормативным правовым актом, определяет наименования и содержит квалификационные характеристики государственных должностей. Наименование государственной должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. В каждой должности сконцентрирована часть компетенции государственного органа, которой его наделяет государство для осуществления строго определенных задач и функций.
Глава 3 Порядок осуществления государственной службы в Республике Беларусь
3.1 Поступление на государственную службу
Глава 3 Закона о государственной службе посвящена законодательному регулированию занятости на государственной службе. Первая статья этой главы (статья 24 Закона) устанавливает важный демократический принцип равного доступа граждан к любым должностям. Граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным Законом о государственной службе и другими законодательными актами о государственной службе, имеют право поступать на государственную службу. При поступлении на государственную службу, а также во время ее прохождения никакие ограничения и (или) преимущества не допускаются в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений и принадлежности к политическим партиям и другим общественным организациям, объединения, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь [7, ст.24]. Принцип равного доступа граждан к любым должностям очень важен для предотвращения бюрократизации государственного аппарата, его отчуждения от гражданского общества, реализации конституционного права граждан на участие в государственных делах. Право на равный доступ граждан к любым должностям является одной из самостоятельных форм их непосредственного участия в решении государственных дел [24]. Право на равный доступ граждан к любым должностям на государственной службе не означает его автоматическую реализацию. Фактическая реализация этого права на практике зависит от ряда факторов, а именно от требований (общих и специальных), предъявляемых при приеме на государственную службу. Среди общих требований пункта 1 ст. 24 Закона о государственной службе включает в себя гражданство Республики Беларусь, достижение восемнадцатилетнего возраста и знание государственных языков (белорусский и русский). Конкретизация других (специальных) требований к государственным служащим содержится в ряде других статей Закона о государственной службе. Для определенных категорий государственных служащих установлены дополнительные требования к моральным качествам при поступлении на государственную службу (например, прокуроры и следователи не должны привлекаться к уголовной ответственности в прошлом, обладают необходимыми личными деловыми и моральными качествами (пункт 1 статьи 40 Закон «О прокуратуре Республики Беларусь»); судьи не должны совершать деяния, порочащие их (часть 1 статьи 94 Кодекса Республики Беларусь о судебной системе и статусе судей). При поступлении на государственную службу гражданин представляет документы и информацию, перечень которых содержится в ст. 25 Закона о государственной службе, а именно:
личное заявление;
личный список кадровых документов;
паспорт, документы о военной регистрации (для лиц, подлежащих военной службе и лиц, подлежащих военной службе);
трудовая книжка, за исключением случаев первого поступления на работу; диплом или другое свидетельство о соответствующем образовании
за исключением случаев, когда определенное образование не требуется для государственной должности;
декларация о доходах и имуществе;
медицинское заключение о состоянии здоровья (для занятия определенных государственных должностей, перечень которых определяется законодательными актами).
Заключение
Истоки зарождения и развития государственной службы в Республике Беларусь относятся к периоду, когда белорусская государственность начала формироваться. Положения Статута 1588 года сыграли важную роль в создании основ правового регулирования государственной службы на данном этапе. В советский период в Беларуси институт государственной службы имел существенные отличия от своего традиционного понимания из-за системы работы с кадрами партийного и государственного аппарата, которые входили в номенклатуру должностей. Вопрос о необходимости установления законом статуса государственной службы был поднят юристами только в конце 1980-х годов, но в СССР не было принято специального закона о государственной службе. Для института государственной службы наиболее важными были правовые нормы первого советского Трудового кодекса, что нашло свое отражение в правовом регулировании государственной службы и разработке научных подходов до настоящего времени. После обретения независимости Республикой Беларусь был принят первый комплексный нормативно-правовой акт, в котором заложены правовые основы службы в государственном аппарате - Закон «Об основах службы в государственном аппарате». Позднее был принят Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», который действует в настоящее время. Закон о государственной службе сначала использует концепцию «государственная служба», которая относится к профессиональной деятельности лиц, занимающих государственные должности, осуществляется с целью непосредственного осуществления государственной власти и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов. Государственная служба как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, ее принципов, а также механизма государственной службы и прекращения отношений государственной службы.
1 Квалификационный справочник «Государственные должности государственных служащих»: утв. постановлением М-ва труда и социальн. защиты Респ. Беларусь 24 окт. 2003 г., № 135: с изм. и доп.: текст по состоянию на 15 июня 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 9 янв. 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3 Кодекс о судоустройстве и статусе судей: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 139-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 17 июля 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
5 О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 165-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6 Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 8 нояб. 2001 г. № 644: с изм. и доп.: текст по состоянию на 30 ноября 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7 О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
8 О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 18 июля 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9 Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь 17 окт. 2003 г. № 1271: с изм. и доп.: текст по состоянию на 25 мая 2018 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
10 Положение о проведении конкурса на занятие государственной должности: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь 26 сент. 2003 г. № 1221: с изм. и доп.: текст по состоянию на 9 июля 2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12 Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 17 июля 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5 Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 09 июля 1999 г., № 275-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 17 июля 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13 Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы / Г.В.Атаманчук. - М.: РАГС, 2012. - 536 с.
14 Бахрах, Д.Н. Административное право России. 3-е изд., пересмотр. и доп / Д.Н.Бахрах. – М.: Эксмо, 2010. – 816 с.
15 Бахрах, Д.Н. Государственная служба России : учеб. пособие / Д.Н. Бахрах. – М.: Проспект, 2007. – 148 с.
16 Вишняков, В.Г. О классификации служащих органов государственного управления / В.Г. Вишняков // Правоведение. – 1970. – № 3. – С. 43 – 50.
17 Граждан, В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / ВД.Граждан. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 620 с.
18 Довнар, Т.И. Историческое развитие белорусского конституционализма / Т.И. Довнар // Конституции Республики Казахстан – 15 лет: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 10 сент. 2010 г. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – С. 50-59.
19 Довнар, Т.И. Особенности исторической эколюции белорусской государственности / Т.И. Довнар // Теоретико-методологические и конституционные основы развития системы права Республики Беларусь: сборник статей / Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2011. – С. 14-37.
20 Кеник, К.И. Государственная служба (по состоянию на 14.10.2010) / К.И.Кеник // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
21 Кеник, К.И. Государственная служба: совершенствование законодательства продолжается (по состоянию на 11.12.2009) / К.И.Кеник // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22 Кеник, К.И. Правовое регулирование государственной службы: соотношение административного и трудового законодательства / К.И. Кеник // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 69–79.
23 Кеник, К.И. Правовое регулирование труда государственных служащих / К.И. Кеник. – Минск: Дикта, 2006. – 248 с.
24 Кеник, К.И., Подгруша, В.В., Тиковенко, А.Г. Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» (по состоянию на 15.12.2009) / К.И.Кеник, В.В.Подгруша, А.Г.Тиковенко // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
25 Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2008. – 703 с.
26 Нечипоренко, В.С. Теория и организация государственной службы: курс лекций / В.С.Нечипоренко. – М.: РАГС, 2008. - 418 с.
27 Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих / А.Ф. Ноздрачев. – М. : Статут, 1999. – 592 с.
28 Ноздрачев, А.Ф. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / А.Ф.Ноздрачев // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф». – М., 2019.
29 Овсянко, Д.М. Государственная служба Российской Федерации : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Д.М. Овсянко. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 301 с.
30 Черепанов, В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник для студентов / В.В. Черепанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 679 с.
31 Павловский, В.Г. Проблемы становления государственной гражданской службы в Российской Федерации в современной научной литературе / В.Г. Павловский // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». – 2012. - № 5. – с. 94-98.
32 Подгруша, В.В. Институт государственной службы: основные составляющие / В.В. Подгруша // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
33 Саванович, Н.А. Новый этап совершенствования законодательства о государственной службе (части 1, 2, 3) (по состоянию на 29.03.2013) / Н.А.Саванович// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
34 Старилов, Ю.Н. Служебное право / Ю.Н.Старилов. – М.: БЕК. – 1996. – 216 с.
35 Старилов, Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации : теоретико-правовое исслед. / Ю.Н. Старилов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун- та, 1996. – 456 с.
36 Томашевский, К. Понятие государственного служащего и его трудоправовой статус / К. Томашевский // Юстыцыя Беларусі. – 2005. – № 2. – С. 40–43.
37 Фурсов, В.А. Правовые и организационные основы государственной службы, 1917 - 1941 гг.: автореф. дис. … канд. юрид. наук / В.А. Фурсов. – М., 2002. – 30 с.
38 Чуприс, О.И. Общетеоретические основы существования самостоятельной комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь - права государственной службы / О.И.Чуприс // Право.by. – 2009. – № 2. – С. 5–11.
39 Чуприс, О.И. Правовое регулирование отношений в сфере государственной службы в Республике Беларусь / О.И Чуприс // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2009. – № 1. – С. 133–141.
40 Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И. Чуприс // Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь. – Минск : Право и экономика, 2009. – 310 с.
41 Чуприс, О.И. Теоретические проблемы правового регулирования государственной службы Республики Беларусь: автореф. дис. . докт. юрид. наук: 12.00.14 / О.И. Чуприс // Белорус. госуд. ун-т. – Минск, 2010. – 47 с.