Договор перевозки грузов автомобильным транспортом
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Договор перевозки грузов автомобильным транспортом»
по дисциплине: «Гражданское право»
2019
251.00 BYN
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
Поделиться
Введение
Глава 1 Общая характеристика договора
Глава 2 Характеристика договора перевозки груза автомобильным транспортом
2.1 Понятие договора перевозки груза автомобильным транспортом
2.2 Особенности правового регулирования договора перевозки груза автомобильным транспортом
2.3 Примеры судебной практики
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования договора перевозки груза автомобильным транспортом
3.1 Проблемы договора перевозки груза автомобильным транспортом
3.2 Пути совершенствования договора перевозки груза автомобильным транспортом
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность дипломной работы состоит в необходимости проведения перевозок автомобильным транспортом на данный момент. Так, товарооборот увеличивается, в том числе и среди областей, например, Республики Беларусь. И единственным способом доставить груз в любой населенный пункт является автомобильная перевозка, а их правовое регулирование непосредственно касается каждой из перевозки. Перевозочный процесс представляет собой последовательность организационно и технологически сложных стадий. Необходимыми этапами являются: подача транспортных средств и предъявление груза к перевозке; погрузка; транспортировка; выгрузка (подача транспортных средств под выгрузку). Для опосредованности отношений на этих стадиях законодательство предусматривает ряд правовых форм. Острый спор сводится к тому, из какого (-их) основания (-й) возникают обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке? В ходе научной полемики сложились три основные точки зрения о правовой природе отношений, возникающих при подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Согласно первой, данные отношения возникают из плана перевозок грузов [8, с. 78]. В соответствии со второй, подача транспортных средств и предъявление груза к перевозке являются организационными предпосылками заключения договора перевозки груза. Суть третьей точки зрения состоит в том, что указанные отношения основаны на договоре [3].
Глава 1 Общая характеристика договора
Как правило, условия хозяйственного договора определяются по усмотрению сторон в порядке и объеме, предусмотренных законодательством. Согласно ст. 392 ГК, договор должен соответствовать правилам, обязательным для сторон, установленным законом. Если после заключения и до расторжения договора был принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, и эти правила отличаются от тех, которые действовали при заключении договора, тогда условия договора должны привести в соответствие с законом, если последний не предусматривает иное. Форма договора — это способ, посредством которого стороны выражают свою волю на заключение договора. Иными словами, форма договора — это способ согласованного волеизъявления сторон.
В соответствии с ГК договор может быть заключен в следующих формах:
1) в форме конклюдентных действий;
2) в устной форме;
2) в устной форме;
3) в письменной форме — простой или нотариальной.
Под конклюдентными действиями понимается поведение, из которого явствует воля (желание) лица совершить сделку, хотя никаких слов при этом не произносится. Например, покупатель, желая приобрести выставленный на прилавке товар, берет его в руки и молча протягивает продавцу деньги. Пассажир, желая доехать до определенного места, садится в трамвай соответствующего маршрута. Посетитель театра молча сдает в гардероб верхнюю одежду и получает номерок. Во всех этих случаях имеет место заключение договора путем конклюдентных действий (договора купли-продажи, перевозки и хранения соответственно). Конклюдентные действия следует отличать от молчания, когда лицо не только не произносит каких-либо слов, но и вообще никак не выражает свою волю (бездействует). Молчание считается согласием на заключение договора лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или соглашением сторон, а также когда это вытекает из обычаев делового оборота или прежних деловых отношений сторон [19, c. 55]. Таким образом, Гражданский кодекс устанавливает приоритет законодательства над договором. Если стороны не вносят соответствующие изменения в договор, суд по иску заинтересованной стороны своим решением утверждает необходимые изменения в договоре с момента вступления в силу закона, устанавливающего обязательные для сторон правила кроме тех, которые действовали при заключении договора [9]. Возможностью использования договора как формы взаимоотношения в гражданском обороте наделяется каждый участник гражданского оборота: гражданин, юридическое лицо, Республика Беларусь, а также муниципальные образования. Для всех перечисленных субъектов создается в принципе одинаковый режим. Вместе с тем в силу различных причин законодатель в ряде норм либо ограничивает возможности использования той или иной договорной модели, либо, открывая такую возможность, устанавливает определенные исключения из общих норм с учетом того, кто именно выступает в роли контрагентов. Сторонами в договоре выступают те или иные участники гражданского оборота, наделенные определенными правами и обязанностями [36, c. 44].
Глава 2 Характеристика договора перевозки груза автомобильным транспортом
Так М.И. Брагинский считает, что в качестве перевозчика чаще всего выступает специализированная (транспортная) организация. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный отправителем груз по назначению и выдать его грузополучателю, а отправитель внести за перевозку установленную плату. Стороны договора: грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель [35, c. 55]. Х.И. Шварц высказывался в пользу консенсуального характера договора перевозки грузов и в качестве обоснования своего суждения отмечал, что при заключении договора на автомобильную перевозку груза у перевозчика не возникает предшествующей этому заключению обязанности предоставить транспортное средство, а у грузоотправителя не возникает обязанности его загрузить [27,с.68]. В.А. Егиазаров приводит обоснование реальному характеру договора перевозки грузов утверждая о том, что этот договор может считаться заключенным только с момента фактического принятия перевозчиком груза и, как следствие, может относится только к числу реальных договоров [15, c. 54]. Б.И. Пугинский, рассматривая систему договоров перевозки, отмечает, что «особый и самостоятельный уровень отношений образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку». Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев в своей статье: «Автотранспортное законодательство» предусматривает два вида договоров. А именно: с одной стороны, договоры, направленные на организацию транспортного процесса, к которым относятся годовые договоры на автомобильную перевозку грузов, разовые договоры (заказы) и договоры перевозки конкретного груза; с другой стороны, договоры на организацию транспортного процесса и договоры перевозки конкретного груза имеют как общие черты, так и существенные различия. Говоря иными словами, авторы исходят из того, что общее у данных договорных конструкций является то, что они регламентируют отношения в сфере транспортной деятельности [5,с.13]. Творчески развивая вышеприведенные теоретические суждения, считаем приемлемым высказать следующие высказывания. Во-первых, каждый из анализируемых видов договоров опосредствует свою, присущую только ему сферу транспортной деятельности. Годовой договор на автомобильную перевозку грузов и заказ предназначены для оформления отношений сторон на первой, организационной стадии транспортного процесса, когда происходит необходимая подготовка к перемещению груза. Во-вторых, в отличии от них договор перевозки конкретного груза оформляет непосредственно сам процесс перемещения груза [10, c. 55]. В силу чего, базируясь на выше преведенных определениях, автор считает приемлемым сформулировать собственную точку зрения относительно сущности договора перевозки груза автомобильным транспортом. Творчески развивая отмеченные позиции, уточним, что могут представлять из себя правовые термины: «Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Перевозчик» в правоприменительной деятельности. Перейдем к их последовательному освещению.
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования договора перевозки груза автомобильным транспортом
В соответствии со ст. 752 ГК, перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Согласно ст. 745 ГК, перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза [24, c. 42]. Модель договора об организации перевозки грузов на уровне гражданского кодифицированного акта закреплена впервые. В правовой науке отсутствует единое мнение об отраслевой принадлежности организационных отношений, об их структуре, взаимосвязях. Наличествуют разные взгляды о правовой природе договора об организации перевозки грузов, его месте в системе договоров и др. [27, с. 60–62]. Решение вопросов о юридической характеристике данного соглашения, его содержании представляется необходимым, в том числе, для выявления и определения правовой природы споров, из него возникающих, а также особенностей судопроизводства по ним [28, c. 4]. Позиция противников выделения в гражданском праве организационных отношений состоит в основном из следующих аргументов. Во-первых, «организационные отношения имеют в праве всеобщее значение. … право выражает, закрепляет и обеспечивает организованность общественных отношений, последние необходимо включают в себя «организационный элемент» [2, с. 59]. Во-вторых, при классификации отношений, составляющих предмет гражданского права, и учитывающей организационные отношения, берутся за основу разные критерии. Имущественные отношения выделяются по объекту, организационные – по содержанию. В-третьих, организационные отношения образуют предмет исключительно административного права [41, с. 61–63]. По поводу первого довода, полагаем, что следует согласиться с идеей о том, что при делении отношений в качестве критерия принимается «относительно самостоятельная функциональная роль фактически существующих социальных связей, а не структурное свойство отношения». Вместе с тем, при таком подходе пришлось бы констатировать, что и в административном праве нет организационных отношений, а есть только свойство организованности [42, с. 14–15]. Что касается второго аргумента, то представляется, что деление отношений на имущественные и организационные строится по единому критерию – объекту. Последние возникают по поводу упорядоченности (организованности) иного организуемого правового отношения. Относительно третьего довода представляется необходимым отметить, что гражданские организационные отношения следует отличать от иных, составляющих предмет публично-правовых отраслей, прежде всего, исходя из того, является интерес, который преследуют участники, частным или публичным.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Условия хозяйственного договора определяются по усмотрению сторон в порядке и объеме, предусмотренных законодательством. Согласно ст. 392 ГК, договор должен соответствовать правилам, обязательным для сторон, установленным законом. Если после заключения и до расторжения договора был принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, и эти правила отличаются от тех, которые действовали при заключении договора, тогда условия договора должны привести в соответствие с законом, если последний не предусматривает иное. Общие принципы гражданского права исключают возможность принуждения лица к исполнению обязательств, за исключением случаев, предусмотренных законом. На практике могут возникать вопросы, касающиеся определения пределов свободы договора и обязанности заключать договор. Ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что участники гражданских правоотношений свободны приобретать и осуществлять по собственному желанию и в своих интересах права и обязанности. Пункт 1 статьи 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь закрепляет принцип свободы договора, согласно которому принуждение к заключению договора допускается только в случаях, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательными актами или добровольно. обязательство. В соответствии с ГК договор может быть заключен в следующих формах:
1) в форме конклюдентных действий;
2) в устной форме;
3) в письменной форме — простой или нотариальной.
1. Авчинкин, Д. В. Правовое регулирование международных перевозок грузов и пассажиров / Д. В. Авчинкин. – Минск : Право и экономика, 2005. – 345 с.
2. Брагинский, М. И. Договорное право. – М. : Статут, 2003. – Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / М. И.Брагинский, В. В.Витрянский. – 910 с.
3. Буга, Д. М. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 14 августа 2007 года «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» / Д. М. Буга // [Электрон. ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://ce№ter.gov.by/article56.html.
4. Буйкевич, О. С. Договорная работа : практическое пособие для предприятий, выполняющих автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении / [О. С. Буйкевич и др.] – Минск : Равноденствие, 2011. – 73 с.
5. Буйкевич, О. С. Искусство договариваться / О.С. Буйкевич/ Директор транспортной организации. – 2011. – № 5. – С. 13-15.
6. Буйкевич, О. С. Определение правового положения участников отношений в сфере организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении / О. С. Буйкевич // 343 Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов : международная научно- практическая конференция (Минск, 5 апреля 2012 г.). – Минск, 2012. – С. 176—177.
7. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь: науч.-практ. коммент. / Г. А. Василевич. – Мн. : ГИУСТ БГУ, 2005. – 487 с.
8. Витрянский, В. В. Договоры о транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / В. В. Витрянский. – М. : Статут, 2003. – 320 с.
9. Гражданский кодекс Республики Беларусь : 7 декабря 1998 г., № 218-3 : принят палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. от 18.07.2018 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
10. Гречуха, В. Н. Международное транспортное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Гречуха.- 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2015. – 398с.
11. Дело № 81-8Ап/2018/17Жн. – Режим доступа : http://court.gov.by/. –
12. Дело № 90-12ап/2018/32Жн. – Режим доступа : http://court.gov.by/. –
13. Дело № 95-8/2018/209А/1512К. – Режим доступа : http://court.gov.by/.
14. Дело №156-8/2018/15А/360К. – Режим доступа : http://court.gov.by/. –
15. Егиазаров, В. А. Транспортное право. / В. А.Егиазаров – М. : ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. – 546 с.
16. Егиазаров, В. А. Транспортное законодательство государств-участников СНГ / В. А. Егиазаров. – М. : Норма. 2007. – 512 с.
17. Ермоченко, Р. П. Основы права: учеб.-метод. пособие / Р. П. Ермоченко, Т. М. Шаршакова – Гомель : ГомГМУ, 2015. – 224 с.
18. Каменков, В. С. Перевозка грузов автомобильным транспортом / В. С. Каменков, А. В. Каменкова // Транспортное право. – 2009. – № 3. – C. 200 – 220.
19. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный) в 3-х кн./ Отв. ред. и рук. В. Ф. Чигир. – Минск : Амалфея, 2005. – Кн. 2.– 1376 с.
20. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред.: Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. – М. : Юрайт: Юрайт-Издат, 2003. – 975 с.
21. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятая в г. Женеве 19.05.1956. – Режим доступа : http://pravo.by/.
22. Кондаревич, О. С. Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»: новое в правовом регулировании автомобильных перевозок пассажиров / О. С. Кондаревич // Юрист. – 2007. – № 12 (79). – С. 6 – 11.
23. Кондаревич, О. С. Новое в правовом регулировании автомобильных перевозок грузов: комментарий к Закону Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-3 / О. С. Кондаревич // Юрист. – 2008. – № 1. – С. 9 – 11.
24. Кондаревич, О. С. О порядке заключения и форме договора автомобильной перевозки груза / О. С. Кондаревич // Экономика. Управление. Право. – 2003. – № 3. – С. 42 – 45.
25. Кондаревич, О. С. Правовые основания организации и выполнения автомобильных перевозок пассажиров/ О. С. Кондаревич/ Юридический журнал. – 2008. – № 4. – C. 44 – 46.
26. Куксин, И. Н. Правовое государство, право и общечеловеческие ценности / И. Н. Куксин // Правовое государство: теория и практика. – 2014. – № 3 (37). – С.10 – 12.
27. Морозов, С. Ю. Транспортное право: учебник для академического бакалавриата / С. Ю. Морозов. – 3-е изд., перераб.и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2015. – 335 с.
28. Морозов, С. Ю. Транспортное право: учебное пособие / С. Ю. Морозов. – М. : Волтерс Клувер, 2007. – 320 с.
29. Невзгодина, Е. Л. Гражданское право / Е. Л. Невзгодина. – М. : Томск, 2010. – С. 19–31.
30. О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции : постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 24 окт. 2012 г., № 9 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
31. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках : Закон Респ. Беларусь, 14 авг. 2007 г., № 278-З; с изм. и доп. от 17.07.2017 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
32. Орловский, Т. Е. Гражданское право / Т. Е. Орловский, С. М. Корнеев. – Минск. – 2011. – С. 113.
33. Правила автомобильных перевозок грузов : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 авг. 2008 г., № 970; с изм. и доп. от 18.02.2019 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
34. Пунько, Т. Н. Гражданское и предпринимательское право: курс лекций / Т. Н. Пунько. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 337 с.
35. Пунько, Т. Н. Гражданское право: курс лекций / Т. Н. Пунько, М. Н. Кулак. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 353 с.
36. Савина, И. В. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / И. В. Савина; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Минск: Академия МВД, 2013. – 383 с.
37. Савченко М. И. Международное транспортное право: Учебное пособие // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
38. Сергеев, А. П. Гражданское право / А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. – Минск, 2009. – 106 с.
39. Сергеев, А. П. Гражданское право в 3-х томах: учебник. – СПб.: Проспект, 2008. – 773 с.
40. Спирин И. В. Транспортное право: Учебное пособие / И. В. Спирин. - М.: Транспорт, 2001. – 303 с.
41. Теоретические проблемы формирования транспортного права : сборник научных статей МИИТа / под ред. А.И. Бобылева, Н. А. Духно. Выпуск 8. M.: Юридический ин-т МИИТа, 2004. – 301 с.
42. Транспортное право в условиях реформирования транспортной отрасли Российской Федерации: сборник научных статей по материалам Первой Международной научно-практической конференции. Москва : Юридический ин-т МИИТа, 2007. – 475 с.
43. Хейгетова, С. Е. Правовое регулирование перевозки пассажиров автомобильным транспортом: автореф. дис. канд. юрид. наук/ С. Е.Хейгетова – Ростов-на-Дону, 2007. – 28 с.
44. Чигир, В. Ф. Вступительная статья к Гражданскому кодексу Республики Беларусь / В. Ф. Чигир // Науч. ред. и предисл. д-ра юрид. наук, проф., засл. юриста Республики Беларусь В.Ф. Чигира. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. – С. 7 – 23.
45. Шварц, Х. И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте / Х. И.Шварц. – М. : Юрид. лит., 1966. – 264 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты